Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "РСТ", 2022
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.11.2022.
Название документа
"ГОСТ 34869-2022 (ISO 20015:2017). Межгосударственный стандарт. Подшипники шарнирные. Метод расчета статической и динамической грузоподъемностей"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 20.09.2022 N 957-ст)
"ГОСТ 34869-2022 (ISO 20015:2017). Межгосударственный стандарт. Подшипники шарнирные. Метод расчета статической и динамической грузоподъемностей"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 20.09.2022 N 957-ст)
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 20 сентября 2022 г. N 957-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ ШАРНИРНЫЕ
МЕТОД РАСЧЕТА СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЕЙ
Spherical plain bearings. Method for the calculation
of static and dynamic load ratings
(ISO 20015:2017, MOD)
ГОСТ 34869-2022
(ISO 20015:2017)
Дата введения
1 ноября 2022 года
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены
ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и
ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Управляющая компания ЕПК" (ОАО "УК ЕПК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в
пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 "Подшипники качения"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2022 г. N 153-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2022 г. N 957-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34869-2022 (ISO 20015:2017) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2022 г.
5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 20015:2017 "Шарнирные подшипники. Метод расчета статической и динамической грузоподъемностей" ("Spherical plain bearings - Method for the calculation of static and dynamic load ratings", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей), включения дополнительных фраз, которые выделены в тексте курсивом, а также путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (
подразделы 4.2 и
4.3).
Дополнительные положения выделены путем заключения их в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в виде примечаний.
Внесение указанных технических отклонений направлено на учет особенности межгосударственной стандартизации.
Исключен абзац в
разделе стандарта 1 в связи с неактуальностью для конструктивных исполнений стандарта: "Хвостовики согласно ISO 12240-4 исключены".
В настоящий стандарт не включены ссылки на ISO 6811, ISO 12240-1, ISO 12240-2, ISO 12240-3, ISO 12240-4, платформу онлайн-просмотра http://www.iso.org/obp, Электропедию http://www.electropedia.org/, не включен структурный элемент "Библиография" примененного международного стандарта, которые нецелесообразно применять в межгосударственном стандарте в связи с отсутствием существующих гармонизированных стандартов.
Значения коэффициентов для расчета грузоподъемности приведены в дополнительном
приложении ДА.
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта приведено в дополнительном
приложении ДБ
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации не несет ответственности за патентную чистоту настоящего стандарта. Патентообладатель может заявить о своих правах и направить в национальный орган по стандартизации своего государства аргументированное предложение о внесении в настоящий стандарт поправки для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт устанавливает метод расчета статической и динамической грузоподъемностей следующих шарнирных подшипников:
- радиальных с диаметром отверстия от 3 до 2000 мм; - радиально-упорных с диаметром отверстия от 25 до 200 мм; - упорных с диаметром отверстия от 10 до 200 мм. Примечание - Данный текст заменяет ссылки на ISO 12240-1, ISO 12240-2 и ISO 12240-3. |
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 Статические характеристики
2.1.1 статическая грузоподъемность (static load rating): Максимальная нагрузка, которую шарнирный подшипник может воспринимать при комнатной температуре без возникновения недопустимой деформации, растрескивания или повреждения поверхностей скольжения в отсутствие относительного движения между поверхностями контактов скольжения.
Примечание - Под комнатной температурой подразумевается интервал температур помещения от 20 °C до 25 °C.
2.1.2 статическая радиальная грузоподъемность C0r (static radial load rating): Статическая грузоподъемность при чисто радиальной нагрузке.
2.1.3 статическая осевая грузоподъемность C0a (static axial load rating): Статическая грузоподъемность при чисто осевой нагрузке.
2.2 Динамические характеристики
2.2.1 динамическая грузоподъемность (dynamic load rating): Максимальная нагрузка, которую шарнирный подшипник может воспринимать при комнатной температуре без возникновения недопустимой деформации, растрескивания или повреждения поверхностей скольжения в присутствии относительного движения между поверхностями контактов скольжения.
Примечание - Под комнатной температурой подразумевается интервал температур помещения от 20 °C до 25 °C.
2.2.2 динамическая радиальная грузоподъемность Cr (dynamic radial load rating): Динамическая грузоподъемность при чисто радиальной нагрузке.
2.2.3 динамическая осевая грузоподъемность Ca (dynamic axial load rating): Динамическая грузоподъемность при чисто осевой нагрузке.
2.3 Общие термины 2.3.1 шарнирный подшипник (spherical plain bearing): Подшипник скольжения, предназначенный, как правило, для колебательного, наклонного и медленного вращательного движений, у которого контактные поверхности скольжения имеют сферическую форму. 2.3.2 радиальный шарнирный подшипник (radial contact spherical plain bearing): Шарнирный подшипник с номинальным углом контакта 0°. 2.3.3 радиально-упорный шарнирный подшипник (angular contact radial spherical plain bearing): Шарнирный подшипник с номинальным углом контакта свыше 0° до 30°. 2.3.4 упорный шарнирный подшипник (axial contact spherical plain bearing): Шарнирный подшипник, с номинальным углом контакта 90°. 2.3.5 внутреннее кольцо (inner ring): Деталь радиального и радиально-упорного шарнирного подшипника, имеющая сферическую наружную поверхность. 2.3.6 наружное кольцо (outer ring): Деталь радиального и радиально-упорного шарнирного подшипника, имеющая сферическую внутреннюю поверхность. 2.3.7 свободное кольцо (housing washer): Деталь упорного шарнирного подшипника, имеющая сферическую внутреннюю поверхность. Примечание - Данные терминологические статьи заменяют ссылку на ISO 6811. |
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
B - ширина внутреннего кольца, мм;
C - ширина наружного кольца, мм;
Ca - динамическая осевая грузоподъемность, Н;
Cr - динамическая радиальная грузоподъемность, Н;
C0a - статическая осевая грузоподъемность, Н;
C0r - статическая радиальная грузоподъемность, Н;
D - наружный диаметр, мм;
d - диаметр отверстия, мм;
dk - диаметр сферы, мм;
fa - коэффициент для расчета динамической осевой грузоподъемности контактной поверхности скольжения, который зависит от конструкции и материала, Н/мм2;
fr - коэффициент для расчета динамической радиальной грузоподъемности контактной поверхности скольжения, который зависит от конструкции и материала, Н/мм2;
f0a - коэффициент для расчета статической осевой грузоподъемности контактной поверхности скольжения, который зависит от конструкции и материала, Н/мм2;
f0r - коэффициент для расчета статической радиальной грузоподъемности контактной поверхности скольжения, который зависит от конструкции и материала, Н/мм2.
Для радиально-упорных шарнирных подшипников и упорных шарнирных подшипников дополнительно применены следующие обозначения, показанные на
рисунках 2 и
4:
DS1 - наименьший диаметр поверхности контакта скольжения наружного кольца, мм;
DS2 - наибольший диаметр поверхности контакта скольжения наружного кольца, мм.
4 Радиальные шарнирные подшипники
4.1 Статическая радиальная грузоподъемность
Статическую радиальную грузоподъемность радиальных шарнирных подшипников (см.
рисунок 1) вычисляют по формуле
C0r = f0rCdk. (1)
Значение коэффициента
f0r устанавливают в соответствии с приложением ДА. Факторы, которые учитываются коэффициентом
f0r, приведены в
приложении A. Пример расчета статической грузоподъемности, использующий коэффициент
f0r, приведен в
приложении B.
4.2 Динамическая радиальная грузоподъемность
Динамическую радиальную грузоподъемность радиальных шарнирных подшипников (см.
рисунок 1) вычисляют по формуле
Cr = frCdk. (2)
Значение коэффициента
fr устанавливают в соответствии с приложением ДА. Факторы, которые учитываются коэффициентом
fr, приведены в
приложении A. Пример расчета динамической грузоподъемности, использующий коэффициент
fr, приведен в
приложении B.
Рисунок 1 - Радиальный шарнирный подшипник
5 Радиально-упорные шарнирные подшипники
5.1 Статическая радиальная грузоподъемность
Статическую радиальную грузоподъемность радиально-упорных шарнирных подшипников (см.
рисунки 2 и
3) вычисляют по формуле

. (3)
Значение коэффициента
f0r устанавливает изготовитель. Факторы, которые учитываются коэффициентом
f0r, приведены в
приложении A.
5.2 Динамическая радиальная грузоподъемность
Динамическую радиальную грузоподъемность радиально-упорных шарнирных подшипников (см.
рисунки 2 и
3) вычисляют по формуле

. (4)
Значение коэффициента
fr устанавливает изготовитель. Факторы, которые учитываются коэффициентом
fr, приведены в
приложении A.
Рисунок 2 - Наружное кольцо
радиально-упорного шарнирного подшипника
Рисунок 3 - Радиально-упорный шарнирный подшипник
6 Упорные шарнирные подшипники
6.1 Статическая осевая грузоподъемность
Статическую осевую грузоподъемность упорных шарнирных подшипников (см.
рисунки 4 и
5) вычисляют по формуле

. (5)
Значение коэффициента
f0a устанавливает изготовитель. Факторы, которые учитываются коэффициентом
f0a, приведены в
приложении A.
6.2 Динамическая осевая грузоподъемность
Динамическую осевую грузоподъемность упорных шарнирных подшипников (см.
рисунки 4 и
5) вычисляют по формуле

. (6)
Значение коэффициента
fa устанавливает изготовитель. Факторы, которые учитываются коэффициентом
fa, приведены в
приложении A.
Рисунок 4 - Свободное кольцо упорного шарнирного подшипника
Рисунок 5 - Упорный шарнирный подшипник
(справочное)
ПОЯСНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ДЛЯ РАСЧЕТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
Пояснение коэффициентов
fa,
fr,
f0a и
f0r изложено в
разделе 4. Значения коэффициентов
f0r и
fr определяют в соответствии с приложением ДА.
Коэффициенты fa, fr, f0a и f0r зависят от конкретных материалов и особенностей конструкции.
Зависящие от материала:
- материал скольжения [сталь, материал политетрафторэтилен (PTFE), композитный материал, бронза и т.д.];
- обработка контактной поверхности на внутреннем и/или наружном кольце (например, покрытие);
- термообработка.
Особенности конструкции:
- размер выточки для уплотнения;
- расположение канавки для смазки на внутреннем и/или наружном кольце.
(справочное)
Пример расчета радиального шарнирного подшипника со следующими характеристиками:
- контакт поверхностей скольжения - сталь по стали;
- диаметр отверстия d = 60 мм;
- наружный диаметр D = 90 мм;
- ширина внутреннего кольца B = 44 мм;
- ширина наружного кольца C = 36 мм;
- диаметр сферы dk = 80 мм;
- коэффициент f0r = 425 Н/мм2;
- коэффициент fr = 85 Н/мм2.
Статическая радиальная грузоподъемность:
C0r = f0rCdk,
C0r = 425 Н/мм2·36 мм·80 мм,
C0r = 1 224 000 Н или C0r = 1220 кН.
Динамическая радиальная грузоподъемность:
Cr = frCdk,
Cr = 85 Н/мм2·36 мм·80 мм,
Cr = 244 800 Н или Cr = 245 кН.
(обязательное)
ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ДЛЯ РАСЧЕТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
(Настоящее приложение приведено для расчета статической
и динамической грузоподъемности радиальных,
радиально-упорных и упорных шарнирных подшипников)
ДА.1 Радиальные шарнирные подшипники
Значения коэффициентов
f0r и
fr для радиальных шарнирных подшипников нормального ряда осевого зазора с контактом поверхностей скольжения - сталь по стали приведены в
таблице ДА.1. Значения коэффициентов
f0r и
fr для радиальных шарнирных подшипников с контактом поверхностей скольжения из других материалов устанавливает изготовитель.
Таблица ДА.1
Значения коэффициентов для радиальных шарнирных подшипников
dk, мм | f0r | fr |
Н/мм2 |
Сталь по стали |
От 5 до 100 включ. | 425 | 85 |
Св. 100 " 200 " | 428 | 86 |
" 200 " 300 " | 430 | 87 |
" 300 " 400 " | 430 | 87 |
" 400 " 500 " | 435 | 88 |
" 500 " 700 " | 454 | 89 |
" 700 " 1000 " | 468 | 93 |
" 1000 " 1200 " | 475 | 93 |
ДА.2 Радиально-упорные шарнирные подшипники
Значения коэффициентов f0r и fr для радиально-упорных шарнирных подшипников устанавливает изготовитель.
ДА.3 Упорные шарнирные подшипники
Значения коэффициентов f0a и fa для упорных шарнирных подшипников устанавливает изготовитель.
(справочное)
СОПОСТАВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА СО СТРУКТУРОЙ
ПРИМЕНЕННОГО В НЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА
Структура настоящего стандарта | Структура международного стандарта ISO 20015:2017 |
| 1 Область применения |
| 2 Нормативные ссылки |
2 Термины и определения (раздел 3) | 3 Термины и определения |
| 4 Обозначение и единицы измерения |
4 Радиальные шарнирные подшипники (раздел 5) | 5 Радиальные шарнирные подшипники |
5 Радиально-упорные шарнирные подшипники (раздел 6) | 6 Радиально-упорные шарнирные подшипники |
6 Упорные шарнирные подшипники (раздел 7) | 7 Упорные шарнирные подшипники |
Приложение A Пояснения коэффициентов для расчета грузоподъемности | Приложение A Пояснения коэффициентов для расчета грузоподъемности |
| Приложение B Пример расчета |
Приложение ДА Значения коэффициентов для расчета грузоподъемности | Библиография |
Приложение ДБ Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта | |
<*> Данный раздел исключен. Примечание - После заголовков разделов настоящего стандарта приведены в скобках номера аналогичных им разделов международного стандарта. |
УДК 621.822.1:006.354 | |
Ключевые слова: радиальные шарнирные подшипники, радиально-упорные шарнирные подшипники, статическая радиальная грузоподъемность, динамическая радиальная грузоподъемность, упорные шарнирные подшипники, статическая осевая грузоподъемность, динамическая осевая грузоподъемность |