Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2023
Примечание к документу
Текст данного документа приведен с учетом
поправки, опубликованной в "ИУС", N 4, 2024.
Документ
введен в действие с 01.07.2024.
Название документа
"ГОСТ ISO 17840-4-2023. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб. Часть 4. Идентификация источника энергии, приводящего в движение транспортное средство"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 27.09.2023 N 985-ст)
"ГОСТ ISO 17840-4-2023. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб. Часть 4. Идентификация источника энергии, приводящего в движение транспортное средство"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 27.09.2023 N 985-ст)
по техническому регулированию
и метрологии
от 27 сентября 2023 г. N 985-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
ЧАСТЬ 4
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКА ЭНЕРГИИ, ПРИВОДЯЩЕГО В ДВИЖЕНИЕ
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Motor vehicles. Information for first and second
responders. Part 4. Identification of the power
source driving the vehicle
(ISO 17840-4:2018, Road vehicles - Information for first
and second responders - Part 4: Propulsion
energy identification, IDT)
ГОСТ ISO 17840-4-2023
Дата введения
1 июля 2024 года
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены
ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и
ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в
пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 сентября 2023 г. N 165-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2023 г. N 985-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 17840-4-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2024 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 17840-4:2018 "Транспорт дорожный. Информация для служб экстренного и последующего реагирования. Часть 4. Идентификация энергии движения транспортного средства" ("Road vehicles - Information for first and second responders - Part 4: Propulsion energy identification", IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом SC 36 "Безопасность и испытание на удар" Технического комитета по стандартизации ISO/TC 22 "Дорожные транспортные средства" Международной организации по стандартизации (ISO).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5
(подраздел 3.6).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном
приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Промежуток времени с момента дорожно-транспортного происшествия до того, как человек окажется на лечении в больнице, часто называют "золотым часом". Продолжительность этого промежутка времени напрямую влияет на шансы выздоровления пострадавших.
При дорожно-транспортном происшествии быстрое и точное определение сотрудниками экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб типа топлива и/или источника энергии, приводящей в движение транспортное средство, способствует эффективным действиям в отношении соответствующей технологии, используемой при проведении работ с транспортным средством.
В настоящем стандарте представлена единая схема идентификации топлива и/или источника энергии, используемых для приведения в движение дорожного транспортного средства. Это дает возможность сообщить о связанных с ними опасностях экстренным оперативным и аварийно-спасательным службам.
В настоящем стандарте определены ярлыки и соответствующие цвета для обозначения топлива и/или источника энергии, используемых для приведения в движение автомобильного транспортного средства, особенно в случае новых типов транспортных средств и/или источников энергии, включая гибридные транспортные средства.
Передача сведений об источнике энергии, применяемом для привода автомобиля, и связанных с ним опасностях осуществляется логичным и модульным способом для однозначного толкования информации.
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, транспортные средства малой и большой грузоподъемности в соответствии с ISO 3833.
Настоящий стандарт не распространяется на топливо, транспортируемое грузовым автомобилем.
Применяемый ярлык включен в спасательную карту (ISO 17840-1 и ISO 17840-2) и Руководство по реагированию при чрезвычайных ситуациях (ISO 17840-3).
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 17840-1, Road vehicles - Information for first and second responders - Part 1: Rescue sheet for passenger cars and light commercial vehicles (Транспорт дорожный. Информация для служб экстренного и последующего реагирования. Часть 1. Спасательная схема для пассажирских автомобилей и автомобилей для коммерческих перевозок малой грузоподъемности)
В настоящем стандарте применены термины по ISO 17840-1.
ISO и IEC поддерживают терминологические базы данных, используемые для целей стандартизации, по следующим адресам:
- Электропедия IEC, доступна по ссылке: http://www.electropedia.org/
- платформа онлайн-просмотра ISO, доступна по ссылке: https://www.iso.org/obp/
4 Макет и содержание назначения топлива/идентификация энергетического ярлыка
4.1 Форма и внешний вид ярлыка
Ярлык должен иметь форму ромба с определенными зонами в соответствии с
рисунком 1. Ширина ярлыка должна быть в 1,4 раза больше высоты. Углы могут быть острыми или закругленными.
1 - центральная зона; 2 - верхняя зона; 3 - левая зона;
4 - правая зона; 5 - нижняя зона
Рисунок 1 - Внешний вид и зоны ярлыка
4.2 Размеры и другие характеристики ярлыка
Формы и размеры ярлыков должны соответствовать требованиям ISO 3864-1 и настоящему стандарту для однозначного распознавания информации.
Всю информацию на ярлыке следует представлять пиктограммой, а не текстом. Внешний вид ярлыков должен быть идентичным во всем мире. Пиктограммы не подлежат переводу.
4.3 Зоны ярлыка
Соответствующие зоны на ярлыке зарезервированы для информативных категорий, представленных в
таблице 1. Порядок отображения при использовании нескольких видов топлива/источников энергии см. в
4.6.
Таблица 1
Информативные категории зон ярлыка
Зона | Информативная категория (см. 4.3) |
| Первый источник энергии |
| Второй источник энергии |
| Поведение газа из-за плотности |
| Агрегатное состояние хранящегося газообразного топлива |
Нижняя | Резервный для будущего использования |
4.4 Определение цвета
Цвет ярлыка должен быть использован в соответствии с
таблицей 2.
Таблица 2
Цвет | RGB код | Топливо/источник энергии |
Серый | 127,127,127 | 1 группа жидкостей (дизельное топливо, биодизельное топливо,...) |
Темно-красный | 139,0,0 | 2 группа жидкостей (бензин/газолин, этанол...) |
Светло-синий | 0,176,240 | Водородная группа (включает двигательную установку на топливных элементах) |
Зеленый | 0,176,80 | Группа компримированного, сжиженного газа (компримированный природный газ, сжиженный нефтяной газ, диметиловый эфир,...) |
Белый | 255,255,255 | Группа криогенных газов (сжиженный природный газ) |
Оранжевый | 255,165,0 | Высокое напряжение (класс напряжения B) |
Примечание 1 - Компоненты цветов RGB, выраженные в цифровом формате по 8 бит на канал (от 0 до 255). Примечание 2 - Цвета в соответствии с ISO 17840-1, ISO 17840-2 и ISO 17840-3. |
Обозначение источника энергии должно быть понятным также в варианте с оттенками серого.
4.5 Принципы цветового кодирования
Фон ярлыка - это цвет первого источника энергии.
4.6 Пиктограммы для использования в соответствующей зоне
Необходимо использовать пиктограммы и описания зон в соответствии с
таблицами 3 -
6.
Для транспортных средств с комбинированными источниками энергии устанавливается следующий приоритетный порядок применения пиктограмм первого источника энергии в центральной зоне:
1) газовое топливо;
2) электрическая энергия;
3) жидкое топливо.
Таблица 3
Пиктограммы центральной зоны
Первый источник энергии | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание | Порядок применения |
Сжиженный нефтяной газ (СНГ) | | Применение по ISO 7000-2489 | 1 |
Компримированный природный газ (КПГ) | | - | 1 |
Сжиженный природный газ (СПГ) | | - | 1 |
Диметиловый эфир (газ) | | - | 1 |
Водород | | - | 1 |
Электрическое высокое напряжение (класс B) | | IEC 60417-5036 | 2 |
Топливо 1-й группы жидкостей (дизельное топливо, биодизельное топливо,...) | | ISO 7000-1541 | 3 |
Топливо 2-й группы жидкостей (бензин/газолин, этанол,...) | | ISO 7000-0245 | 3 |
Таблица 4
Второй источник энергии | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание | Порядок применения |
Электрическое высокое напряжение (класс B) | | IEC 60417-5036 | - |
Топливо 1-й группы жидкостей (дизельное топливо, биодизельное топливо,...) | | ISO 7000-1541 | - |
Топливо 2-й группы жидкостей (бензин/газолин, этанол,...) | | ISO 7000-0245 | - |
Аккумулятор гидравлического масла высокого давления (работает от сжатого газа) | | ISO 7000-1413 | - |
Таблица 5
Поведение газа из-за плотности | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание |
Газ легче, чем воздух | | ISO 7000-3615 |
Газ тяжелее, чем воздух | | ISO 7000-3616 |
Газ тяжелее или легче, чем воздух, например, LNG | | ISO 7000-3617 |
Таблица 6
Агрегатное состояние <a> хранимого газообразного топлива | Пиктограмма (текст или изображение) | Примечание |
Жидкое | | ISO 7000-1056 |
Сжатое | | ISO 7000-2977 |
Криогенное | | ISO 7000-3608 |
<a> Скопление (агрегация) топлива в баке с газом. |
4.7 Макет полного ярлыка в соответствии с настоящим стандартом
В
приложении A приведен набор ярлыков для типичных случаев топлива и энергии, приводящей в движение ТС, а также гибридных комбинаций. Для вариантов, приведенных в
приложении A, ярлык имеет соответствующий вид. В случаях, не указанных в
приложении A, необходимо следовать принципам настоящего документа, используя в качестве руководства образцы ярлыков из
приложения A.
(обязательное)
Ярлыки, разработанные в соответствии с настоящим стандартом, представлены в
таблице A.1.
Таблица A.1
Описание | Цветовой вариант ярлыка |
Транспортное средство на КПГ | |
Транспортное средство на СНГ | |
Транспортное средство на СПГ | |
Транспортное средство на диметиловом эфире | |
Двойное топливо - КПГ и дизельное топливо | |
Транспортное средство с тяговым электродвигателем | |
Гибридное транспортное средство с тяговым электроприводом на жидком топливе 2-й группы | |
Транспортное средство с тяговым электроприводом на топливных элементах | |
Транспортное средство на жидком топливе 1-й группы | |
Транспортное средство на жидком топливе 2-й группы | |
Гидравлическое гибридное транспортное средство на жидком топливе 1-й группы | |
(справочное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO 17840-1 | IDT | ГОСТ ISO 17840-1-2023 "Автомобильные транспортные средства. Информация для экстренных оперативных и аварийно-спасательных служб. Часть 1. Спасательная карта для пассажирских автомобилей и автомобилей для коммерческих перевозок малой грузоподъемности" |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичный стандарт. |
[1] | ISO 3833 Road vehicles - Types - Terms and definitions |
[2] | ISO 3864-1 | Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 1: Design principles for safety signs and safety markings |
[3] | ISO 3864-2 | Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 2: Design principles for product safety labels |
[4] | ISO 3864-3 | Graphical symbols - Safety colours and safety signs - Part 3: Design principles for graphical symbols for use in safety signs |
[5] | ISO 17840-2 | Road vehicles - Information for first and second responders - Part 2: Rescue sheet for buses, coaches and heavy commercial vehicles |
[6] | ISO 17840-3 | Road vehicles - Information for first and second responders - Part 3: Emergency Response Guide template |
[7] | ISO 7000 | Graphical symbols for use on equipment - Registered symbols |
[8] | IEC 60417 | Graphical symbols for use on equipment |
[9] | TMC Recommended Practice 1431, Fuels and Motive Energy Identification Label |
[10] | UN ECE Consolidated Resolution on the Construction of Vehicles (RE3), revision 3 |
[11] | Directives and regulations on motor vehicles, their trailers, systems and components http://ec.europa.eu/growth/sectors/automotive/legislation/motor-vehicles-trailers/in dexen.htm |
[12] | Definition of vehicle categories: http: //www.dft.gov.uk/vca/vehicletype/definition-of - vehicle-categories.asp |
УДК 658.562.47:006.354 | | IDT |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, энергетические ярлыки, пиктограммы |