Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "РСТ", 2022
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.01.2023.
Название документа
"ГОСТ Р 70138-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства обучения и воспитания. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14.07.2022 N 633-ст)
"ГОСТ Р 70138-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства обучения и воспитания. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14.07.2022 N 633-ст)
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 14 июля 2022 г. N 633-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Means of education and upbringing. Terms and definition
ГОСТ Р 70138-2022
Дата введения
1 января 2023 года
1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров "АИДТ" (Ассоциация "АИДТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 "Игрушки и товары для детства"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2022 г. N 633-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к средствам обучения и воспитания.
Перечень терминов, приведенных в настоящем стандарте, не является исчерпывающим и не ограничивает терминологию, используемую в области обучения и воспитания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Необходимые пояснения к терминам приведены в примечаниях.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк".
Термины-синонимы без пометы "Нрк" приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном
указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения к средствам обучения и воспитания, которые применяют в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Понятия и термины применимы к средствам обучения и воспитания, которые используют в образовательных организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения в сфере действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ во всех видах документации, относящейся к средствам обучения и воспитания.
Общие термины и определения
обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. |
воспитание: Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. |
3
средства обучения и воспитания: Объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Пример - К средствам обучения и воспитания относятся: приборы, оборудование, в том числе оборудование для обучения трудовым процессам, тренажеры для профессионального обучения, приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, модели, макеты и аналогичные демонстрационные изделия, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты и материалы (в том числе музыкальные и художественные), учебно-наглядные, методические пособия и школьно-письменные принадлежности, игровые средства обучения, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
4
безопасность средств обучения и воспитания: Соответствие всех элементов безопасности средств обучения и воспитания требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, включая коллективное (групповое) применение.
образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. |
общее образование: Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. |
7
дистанционное образование: Образование, реализуемое, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
дополнительное образование: Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. |
инклюзивное образование: Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. |
образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных законодательством случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. |
11
дистанционная образовательная технология: Образовательная технология, реализуемая, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
12
дошкольная образовательная организация: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу. |
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. |
15
инфраструктура образовательной организации: Совокупность зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования общеобразовательной организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.
образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. |
17
образовательная среда: Совокупность всех видов жизненно важных отношений и систем взаимодействия обучающихся, педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность раскрытия интересов и способностей личности, в соответствии с присущими каждому природными задатками и требованиями возрастной социализации, определяющих безопасность, комфорт и благополучие участников образовательных отношений.
18
образовательное пространство: Помещение, территория или их совокупность и группировка, обеспечивающие определение физических и (или) символических границ для осуществления образовательной деятельности и коммуникации участников образовательных отношений.
педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. |
20
персональное компьютерное устройство: Средство вычислительной техники (планшетный компьютер, ноутбук, персональный компьютер и т.д.), используемое в образовательном процессе.
21
принцип использования средств обучения: Основа для учета возрастных и психологических особенностей обучающихся и гармоничного использования разнообразных средств обучения для комплексного и целенаправленного воздействия на эмоции, сознание и поведение ребенка.
Примечание - Комплексное и целенаправленное воздействие на эмоции, сознание и поведение ребенка может осуществляться через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях, дидактические цели и принципы дидактики (принцип наглядности, доступности и т.д.), сотворчество педагога и обучающегося, а также приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
22
развивающая предметно-пространственная среда: Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей различного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
23
средство для обеспечения образовательной деятельности: Объекты, созданные человеком для помощи в обеспечении образовательной деятельности (мебель, системы хранения, спортивный инвентарь).
24
техносреда: Методическое обеспечение, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественно-научному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и социальному взаимодействию.
Примечание - Наполнение техносреды:
- игры математического содержания;
- конструкторы;
- робототехника;
- научно-технические игры-эксперименты.
25
участники образовательных отношений: Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
26
функциональные требования: Требования, описывающие функциональное назначение (функцию) объекта в системе деятельности.
27
цифровая образовательная среда: Совокупность условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронных устройств (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, использующих электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.
28
цифровой образовательный контент: Материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, в том числе входящие в состав открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа", а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений обучающихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 3.1.28 ГОСТ Р 55751-2013, а не ГОСТ Р 55751-2003. | |
|
электронное обучение: Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. |
Примечание - В процессе электронного обучения происходит обработка информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи необходимой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Предметы и материалы для сенсорного развития и мелкой моторики
игрушка: Изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет. |
31
игрушка-застежка [игрушка-шнуровка]: Приспособление для соединения различных элементов одежды, обуви, предметов галантереи и прочего.
32
игрушка для вращения [динамическая]: Игрушка, которую возможно привести в движение, благодаря заложенным в ней механизмам движения и действующих сил.
Пример - Неваляшка, юла.
33
игрушка для нанизывания: Игрушка, имеющая сквозное отверстие и предназначенная для нанизывания на стержень.
Пример - Набор из крупных бусин, пирамида, шнурок для нанизывания.
34
игрушка, имитирующая инструмент: Игрушка, имитирующая по форме и звучанию инструмент.
Пример - Молоточек, стучалка.
35
игрушка для игр с песком [с водой] [со снегом]: Игрушка для сенсорного воспитания, совершенствования ощущений и восприятий, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Пример - Формочка, лопатка, ведерко, сито, нетонущая (плавающая) игрушка, аквапредмет.
36
книжка-игрушка: Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.
Примечание - Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.
37
предмет оперирования: Игрушка, имитирующая реальный предмет, орудие, инструмент, средство человеческой деятельности и позволяющая воссоздать процесс изображаемого действия.
Пример - Игрушечные чашка, утюг, молоток, руль.
38
игрушка для развития восприятия цвета и формы: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
39
игрушка для развития тактильного восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о тактильных свойствах предметов: их рельефе, шероховатости, температуре, весе.
Пример - Мешочек, коробочка, объемные и плоские большие игрушки, муляжи овощей и фруктов.
40
игрушка для развития слухового восприятия: Игрушка для развития восприятия и формирования представлений о звуковых свойствах предметов: силе, долготе, высоте, тембру.
Пример - Музыкальная игрушка, игрушка, издающая звукоподражание голосом животного или музыкальные звуки, шумовой инструмент.
игрушка настольно-печатная: Игрушка, выполненная полиграфическим способом, с использованием или без использования дополнительных игровых элементов. |
игрушка модель-копия: Игрушка, размеры которой определяются в масштабе уменьшения по сравнению с реальными размерами прообраза. |
игрушка мягконабивная: Игрушка, с каркасом или без каркаса, с мягкой поверхностью и наполнителем. |
игрушка для игры на воде: Игрушка (надувная или ненадувная), несущая нагрузку массы тела ребенка при плавании и (или) предназначенная для игр на мелководье. |
оптическая игрушка: Игрушка, принцип действия которой основан на использовании принципов геометрической оптики. |
функциональная игрушка: Игрушка, являющаяся уменьшенной моделью изделий или устройств, используемых взрослыми, и имитирующая то же назначение и выполнение тех же функций (например, кухонная плита, на которой можно готовить). |
химическая игрушка: Набор для проведения химических опытов детьми, состоящий из одного или нескольких химических веществ и (или) реактивов, поставляемых вместе с оборудованием или без него. |
электрическая игрушка: Игрушка, у которой хотя бы одна функция осуществляется за счет электрической энергии. |
Предметы и материалы для развития речи и коммуникационных навыков
букварь; азбука: Учебное издание для обучения грамоте и чтению. |
50
задачник: Учебное пособие, содержащее задачи по различным предметным областям.
карта: Картографическое листовое издание, содержащее карту, занимающую всю площадь листа. |
картографическое издание: Издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение (произведения). Примечание - В картографическом произведении информация передается с помощью определенной системы условных знаков, показывающих расположение объектов на поверхности Земли, другого небесного тела или во внеземном пространстве. |
53
комбинированное издание: Издание, содержащее наряду с печатным текстом запись звуков (дискета, CD-диск, аудиокассета) и изображения на других материальных носителях (слайд, пленка, видеокассета), а также игрушки, канцелярские принадлежности и др.
54
материал для развития предпосылок речи и ее понимания: Материал, устанавливающий адекватную связь слова с предметом и действием.
Пример - Книга для детей с различными сюжетами и картинками, комплект аудиозаписей спектаклей, аудиосказка.
практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Примечание - Практикум, содержащий учебные задачи, называют задачником. |
рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. |
издание (Нрк. название; публикация; тираж; экземпляр): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, снабженный нормативно предписанными выходными сведениями, позволяющими однозначно идентифицировать его в документально-информационной среде. Примечание - Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. |
учебное издание: Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. Примечание - Учебное издание, допущенное к использованию при реализации программ общего и высшего образования, проходит официальное утверждение в профильных ведомствах. |
учебник: Учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе. |
учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебный словарь, учебное пособие, рабочую тетрадь. |
учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. |
учебное наглядное пособие: Учебное пособие, содержащее в удобной для восприятия визуальной форме материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. |
учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник. |
хрестоматия: Учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. |
65
материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами: Материал, который устанавливает развитие речи ребенка, ее понимание и использование.
Пример - Картинка с изображением объектов действий, "разные объекты - разные действия" (собака ест, кукла спит), серия картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания и обсуждения.
нотное издание (Нрк. музыкальное издание): Издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения (произведений). |
Игрушки-персонажи и средства для организации музыкально-художественной деятельности
67
игрушка-персонаж: Игрушка, имитирующая реальный персонаж.
Пример - Пальчиковый театр, объемные и плоскостные звери и птицы на подставках.
68
средства для организации театра: Средства для создания и публичного показа в живом исполнении театральных постановок и других представлений.
Пример - Настольная или напольная ширма, текстильная доска, костюмы для персонажей.
Игрушки и материалы для организации предметно-развивающей среды (развитие детской игры, показ игровых сюжетов и формирование отобразительной игры по подражанию)
69
предмет [материал] для развития социальных и коммуникативных навыков: Предмет [материал], связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, социальных навыков, эмоциональных навыков.
Пример - Набор крупной чайной и кухонной посуды, набор крупногабаритной мебели, соразмерной росту ребенка, комплект одежды для кукол, крупногабаритная коляска.
70
игрушка [материал] для ознакомления с различными эмоциями людей: Игрушка [материал], направляющая внимание человека на важные события, готовящая к определенным действиям и влияющая на мыслительный процесс.
Пример - Карточки-открытки с изображением полярных эмоциональных состояний, зеркало (небьющееся), зеркальная поверхность.
71
материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании: Материал для автоматизации сознательных действий самообслуживания.
Пример - Информационный плакат, книга с литературными примерами, детский набор.
атлас: Альбом, содержащий изображения различных объектов, служащий для учебных или практических целей. |
73
самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи педагогического работника.
74
словарь: Справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными.
энциклопедия: Научно обоснованное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний, изложенные в виде статей, расположенных в систематизированном порядке. Примечания 1 Энциклопедию, содержащую краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке, называют энциклопедическим словарем. 2 В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную и аспектную энциклопедии. |
Дидактическое оборудование для обучения и коррекционной-развивающей работы
76
дидактическое [методическое] оборудование: Вспомогательное оборудование, используемое в процессе обучения.
Пример - Дидактическое [методическое] оборудование для диагностики, дидактические материалы и дидактические пособия для коррекционно-развивающей работы, обучающие игры.
77
дидактический материал: Особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемый обучающимся для самостоятельной работы.
78
обучение времени года: Обучающая материал, направленный на формирование представлений о временах года.
Пример - Изображения природы, растений, времен года.
79
обучающая игра для формирования представлений: Метод обучения, направленный на формирование представлений о внешних источниках.
Пример - Мягкие модули в виде животных, предметные картинки с изображением животных, растений, природы, парные картинки и карточки разной тематики, позволяющие сравнить, сопоставить, найти похожее, организовывать игру.
80
методическое пособие: Издание, предназначенное в помощь педагогическим работникам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания.
Пример - Печатное пособие по развитию детей.
Средства для познавательного развития
81
средства для развития представлений о пространстве: Средства для развития представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Пример - Игрушки-емкости с предметами объемных тел для вкладывания, перекладывания, группировки, сортировки, обследования, сравнения по размеру, форме и цвету.
82
средства для развития внимания и памяти: Средства, используемые в процессе обучения культуре внимания и развитию памяти в виде игр на внимание, дидактических игр для развития памяти, логических игр, лото.
Конструирование
83
игра со строительным материалом: Набор стандартных деталей строительного материала для игры в строительство.
конструкторский набор: Набор механических и (или) электрических (электронных) составных частей, предназначенных для сборки из него различных игрушек. |
Пример - Большой настольный конструктор, деревянный с неокрашенными и цветными элементами, тематические конструкторы (город, железная дорога, животные), блоки конструктора.
85
мозаика; пазл: Игра-головоломка, в которой требуется составить картинку из множества фрагментов рисунка различной формы.
Пример - Объемный пазл, игровой коврик-пазл, мозаика с крупногабаритной основой.
86
плоскостной конструктор: Набор разноцветных, одинаковых по размеру геометрических фигур.
Пример - Квадрат, треугольник, прямоугольник, карточка-образец.
87
строительно-конструктивная игрушка: Набор строительных материалов.
Пример - Конструктор с разными способами соединения деталей - наложением, приставлением, сочленением (с крепежными устройствами), конструкторы нового поколения (Lego и др.).
игровой набор: Игрушка, состоящая из различных предметов, материалов, веществ, предназначенная для развития детского творчества и навыков ручного труда. |
Предметы и материалы для развития творческих способностей и художественных навыков
89
аппликация (Нрк.
коллаж): Изображение, полученное путем вырезания и наклеивания (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (материал для аппликации).
90
лепка: Способ формообразования, основанный на формосложении, прибавлении, прилипании мягкого или влажного материала (материалы для лепки).
91
музыкальная деятельность: Различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него окружающей жизни и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
92
музыкальная игрушка: Игрушка, служащая средством развития музыкального слуха.
Пример - Поющая птица, примитивный музыкальный инструмент, игрушка с музыкальной мелодией.
93
рисование: Искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы, связанное с нанесением линий и областей тона на бумагу/другой материал, где точное представление визуального мира выражено на плоской поверхности.
Демонстрационно-наглядные пособия
94
демонстрационное средство обучения: Материал, с помощью которого преподаватель осуществляет образовательный процесс.
Пример - Гербарии, модели, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, чучела, скелеты, препараты.
95
книга для чтения и рассматривания: Издание с текстом, без него или где текст носит символический характер.
Пример - Книжка-игрушка, книжка-раскладушка, печатное пособие для развития навыков для детей до трех лет.
96
наглядно-плоскостное средство обучения: Плоское изображение объекта изучения.
Пример - Плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации, магнитные доски.
Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей
97
оборудование для обучения трудовым процессам: Комплект учебно-наглядных пособий для обучения.
98
тренажер для профессионального обучения: Техническое средство профессиональной подготовки обучаемого, предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых для управления материальным объектом, путем многократного выполнения им действий, свойственных управлению реальным объектом.
Организация и обеспечение прогулок
99
средства для организации прогулок детей: Средства, используемые для прогулок детей.
Пример - Велосипед, санки, ролики.
Технические и мультимедийные средства обучения
100
технические [мультимедийные] средства обучения: Средства обучения, созданные на базе технологий мультимедиа, которые позволяют в интерактивном режиме эффективно организовать учебно-воспитательный процесс.
Пример - Дидактические игры для интерактивных столов для создания рассказов об окружающем мире, игровые стенды, мультимедиа-программы для видео- и аудиосистем.
101
сетевой образовательный ресурс: Ресурс, представленный в виде текста, графики, аудио-, видеоинформации, предназначенный для использования в образовательных и профессиональных целях и организованные в комплексы, такие как образовательный сайт, образовательный портал, база данных, система дистанционного обучения.
102
электронный учебник: Автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для получения и контроля знаний.
103
электронный образовательно-методический комплекс: Структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися образовательных программ, курсов, дисциплин и их компонентов.
104
электронная форма учебника: Электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Средства физического воспитания и развития
105
средства физического воспитания и развития: Средства, используемые для обучения физическим упражнениям, формирования физических навыков, владения специальными физкультурными знаниями, а также становления осознанной необходимости приобщения к физкультуре.
Примечание - Для успешного решения задач физического воспитания необходимо физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, скамейка и др., инвентарь (палки, обручи, мячи и др.).
Алфавитный указатель терминов
азбука | |
аппликация | |
атлас | |
безопасность средств обучения и воспитания | |
букварь | |
воспитание | |
деятельность музыкальная | |
задачник | |
игра для формирования представлений обучающая | |
игра со строительным материалом | |
игрушка | |
игрушка динамическая | |
игрушка для вращения | |
игрушка для игр с водой | |
игрушка для игр с песком | |
игрушка для игр со снегом | |
игрушка для игры на воде | |
игрушка для нанизывания | |
игрушка для ознакомления с различными эмоциями людей | |
игрушка для развития восприятия цвета и формы | |
игрушка для развития слухового восприятия | |
игрушка для развития тактильного восприятия | |
игрушка-застежка | |
игрушка имитирующая инструмент | |
игрушка модель-копия | |
игрушка музыкальная | |
игрушка мягконабивная | |
игрушка настольно-печатная | |
игрушка оптическая | |
игрушка-персонаж | |
игрушка строительно-конструктивная | |
игрушка функциональная | |
игрушка химическая | |
игрушка-шнуровка | |
игрушка электрическая | |
издание | |
издание картографическое | |
издание комбинированное | |
издание музыкальное | |
издание нотное | |
издание учебное | |
инфраструктура образовательной организации | |
карта | |
книга для чтения и рассматривания | |
книжка-игрушка | |
коллаж | |
комплекс образовательно-методический электронный | |
комплект учебный | |
конструктор плоскостной | |
контент образовательный цифровой | |
лепка | |
материал дидактический | |
материал для ознакомления с различными эмоциями людей | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 65, а не 66. | |
|
материал для развития пассивной и активной речи ребенка на основе действий с предметами | |
материал для развития предпосылок речи и ее понимания | |
материал для развития санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, основанных на подражании | |
материал для развития социальных и коммуникативных навыков | |
мозаика | |
набор игровой | |
набор конструкторский | |
название | |
оборудование дидактическое | |
оборудование для обучения трудовым процессам | |
оборудование методическое | |
образование | |
образование дистанционное | |
образование дополнительное | |
образование инклюзивное | |
образование общее | |
обучающийся | |
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья | |
обучение | |
обучение времени года | |
обучение электронное | |
организация образовательная | |
организация образовательная дошкольная | |
пазл | |
пособие методическое | |
пособие наглядное учебное | |
пособие учебное | |
пособие учебно-методическое | |
практикум | |
предмет для развития социальных и коммуникативных навыков | |
предмет оперирования | |
принцип использования средств обучения | |
программа образовательная | |
пространство образовательное | |
публикация | |
работник педагогический | |
ресурс образовательный сетевой | |
рисование | |
самоучитель | |
словарь | |
среда образовательная | |
среда образовательная цифровая | |
среда предметно-пространственная развивающая | |
средства для организации прогулок детей | |
средства для организации театра | |
средства для развития внимания и памяти | |
средства для развития представлений о пространстве | |
средства обучения и воспитания | |
средства обучения мультимедийные | |
средства обучения технические | |
средства физического воспитания и развития | |
средство для обеспечения образовательной деятельности | |
средство обучения демонстрационное | |
средство обучения наглядно-плоскостное | |
тираж | |
тетрадь рабочая | |
технология образовательная дистанционная | |
техносреда | |
требования функциональные | |
тренажер для профессионального обучения | |
устройство компьютерное персональное | |
участники образовательных отношений | |
учебник | |
учебник электронный | |
форма учебника электронная | |
хрестоматия | |
экземпляр | |
энциклопедия | |
| Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
| | О безопасности игрушек |
УДК 37.011:006.354 | |
Ключевые слова: термины, определения, средства обучения, средства воспитания |