
ИС МЕГАНОРМ: примечание. Ячейки, выделенные светло-коричневой "заливкой" в официальном тексте документа, в электронной версии документа обозначены символом "&". |
& B. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ (ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ КОГО-ЛИБО В КОМАНДЕ ОЦЕНКИ) | |
& Знания, навыки и компетентности, связанные с аккредитацией | |
Различные типы оценок на месте | |
Различные типы организационных структур для ООС | |
Структуры юридических лиц и виды документов, подтверждающих правовой статус ООС | |
Различные структуры управления | |
Стандарты аккредитации, руководства и обязательные документы/Требования к аккредитации | |
Типовые системы менеджмента | |
Технические термины, связанные с областью, оцениваемой оценщиком | |
Общее понимание терминов и определений аккредитации (несоответствие, возможность для улучшения, ключевая деятельность и т.д.) | |
& B.2 Планирование и составление графика | & Знания, навыки и компетентности, связанные с планированием и составлением графика оценки |
Типичные составы команд оценки | |
Типичные ресурсы, необходимые во время оценки | |
Определение приоритетов в оценке с учетом областей риска | |
Составление плана выборки | |
Подготовка плана оценки | |
Предоставление входных данных для выбора команды оценки | |
Распределение ролей и обязанностей между членами команды оценки | |
& B.3 Анализ документации | & Знания, навыки и компетентности, связанные с проведением анализа документов |
Рассмотрение заявок на аккредитацию и определение соответствующей документации о правовом статусе | |
Определение документов, необходимых для проведения оценки | |
Проверка документов на полноту | |
Определение соответствия документов требованиям | |
Установление направлений исследований при оценке на месте | |
Сообщение ООС о результатах анализа документов | |
Подтверждение готовности ООС к оценке на месте | |
Определение, существуют ли достаточные свидетельства в отношении соответствия документов | |
& B.4 Оценка на месте | & Знания, навыки и компетентности, связанные с оценкой (включая оценку на месте) |
Достижение консенсуса в группе в отношении обнаружений | |
Адаптация планов оценки исходя из фактических обстоятельств | |
Анализ обнаружений оценки (включая идентификацию и проверку обнаружений) | |
Оценка систем менеджмента и контроля | |
Оценка технических требований | |
Оценка ООС требованиям аккредитации | |
Предоставление ООС предварительных обнаружений | |
Компетентность в подготовке стажера (претендента в оценщики) | |
Проведение заключительных совещаний | |
Проведение интервью | |
Проведение вступительных совещаний | |
Проведение предварительных совещаний | |
Проведение свидетельской оценки | |
Подтверждение планов оценки | |
Подтверждение завершения плана оценки | |
Подтверждение методов отчетности | |
Подтверждение достижения целей оценки | |
Подтверждение области аккредитации | |
Ведение записей для документирования собранных объективных доказательств (свидетельств) | |
Создание рабочих документов, записей и заполнение чек-листов | |
Оформление итоговых заключений оценки | |
Определение соответствия требованиям | |
Установление официальных каналов связи | |
Объяснение того, что оценка - это выборочный процесс (не все было рассмотрено) | |
Объяснение следующих шагов (процедуры подачи апелляции, действия после оценки, срок принятия окончательного решения, возможные последующие оценки и т.д.) | |
Расширение выборки в случае несоответствия | |
Степень обнаружений (если требуется) | |
Как подтвердить конфиденциальность процесса | |
Как определить, следует ли прервать оценку | |
Как выразить благодарность участникам | |
Определение критериев, которые будут использоваться для оценки | |
Определение технических областей и необходимости дополнительных профессиональных навыков | |
Оценка результативности корректирующих действий (при необходимости) | |
Управление и разрешение конфликтов в группе | |
Наблюдение за процессами в ООС | |
Получение письменного подтверждения о несоответствии | |
Подготовка отчетов | |
Представление разъяснений методологии оценки | |
Представление и анализ обнаружений (несоответствия и/или возможности для улучшения) | |
Представление команды оценки/персонала ООС | |
Рассмотрение и доработка несоответствий | |
Рассмотрение ролей и обязанностей членов группы для заключительного совещания | |
Просмотр файлов и записей ООС | |
Выборка процессов и записей ООС (протоколы и критерии ОА) | |
Методы обеспечения положительной обратной связи | |
Случаи запроса сопровождения (вопросы безопасности и т.д.) | |
Запись несоответствий и возможностей для улучшения ООС | |
& Знания, навыки и компетентности, связанные с отчетной деятельностью | |
Оценка членов команды оценки | |
Демонстрация знаний о методах оценки персонала | |
Подготовка четкого и сжатого отчета, отражающего оценку и обнаружения | |
Создание отчета о работе (и соответствии) ООС со ссылкой на критерии аккредитации | |
Представление отчетов о заключениях и рекомендациях оценки, отражающих общую оценку и содержание отчета | |
ИС МЕГАНОРМ: примечание. Ячейки, выделенные светло-зеленой "заливкой" в официальном тексте документа, в электронной версии документа обозначены символом "&". |
& C. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ | |
& C.1 Компетентности лидерства (требуемые для лиц в ОА) | & Знания, навыки и компетентности, связанные с руководством группой или другими лицами |
Проведение совещаний - возможность вести совещания, в том числе составлять повестку дня (если необходимо), содействовать проведению совещаний и придерживаться графиков для достижения целей процедуры оценки | |
Лидер/лидерство указывает на способность руководить группой или другими лицами и наличие способностей к наставничеству | |
Способность определять компетентности, необходимые для команды оценки | |
Способность вносить вклад в формирование команды оценки | |
Способность распределять роли и обязанности в команде оценки | |
Способность инструктировать членов группы во время процесса оценки | |
Способность достигать согласия в команде оценки в отношении обнаружений оценки | |
Сохранение контроля - способность управлять ситуациями для обеспечения достижения целей процесса оценки | |
& C.2 Организационные компетентности (требуемые для лиц в ОА) | & Знания, навыки и компетентности, связанные с организацией и управлением процессом оценки |
Способность рассуждать/делать обоснованные суждения - способность оценивать ситуации или обстоятельства и формулировать обоснованные заключения | |
Точность - умение делать правильное заключение при интерпретации фактов, связанных со стандартом, правилом или моделью. Предоставлять результаты, которые являются правильными и основаны на фактах | |
Адаптируемость/гибкость - способность адаптироваться к новым или различным условиям в процессе оценки | |
Аналитические способности - способность синтезировать и интерпретировать данные для формулирования заключения | |
Конфиденциальность - способность идентифицировать информацию, которая не должна быть раскрыта. Сохранение конфиденциальности без раскрытия конфиденциальной информации | |
Критическое мышление - процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, обобщения и оценки информации для достижения достоверного заключения | |
Ориентированность на клиента - способность рассматривать процесс с точки зрения ООС и учитывать точку зрения ООС во время оценки | |
Сфокусированность - демонстрация полного внимания к задачам и процессу оценки. Без отвлечения внимания на другие внешние вопросы | |
Соблюдение правил безопасности - осведомленность об угрозах безопасности и принятие мер для предотвращения несчастных случаев | |
Управление стрессом - способность снижать или контролировать стресс во время стрессовых ситуаций с целью принятия объективных решений | |
Командный игрок/сотрудничество - способность работать совместно с членами команды или группы для выполнения задач. Возможность подавления личных предпочтений при работе в группе на благо процесса оценки | |
Работа в пределах своей компетентности. Умение определить, когда необходима техническая экспертиза | |
Разрешение конфликтов - практика признания и рассмотрения различных мнений рациональным, сбалансированным и эффективным способом | |
Формулирование вопросов/методика опроса - умение задавать целенаправленные вопросы для получения соответствующей информации | |
Способность донести негативное сообщение, которое способствует позитивному действию | |
& C.3 Поведенческие/личные компетентности (требуются от всех оценщиков) | & Это "мягкие" навыки и другие профессиональные качества, связанные с личностью или поведением человека |
Способность сосредоточиться/сконцентрироваться - способность не отвлекаться во время оценки | |
Способность воздержаться от несогласия с другими членами команды оценки перед ООС | |
Уверенность/уверенность в себе/самоуважение/убежденность - уверенность в собственном мнении, способностях и силе. Способность не откладывать и не бояться принимать решения | |
Добросовестность - тщательность, кропотливость и бдительность при проведении оценки. Способность сохранять профессиональный уровень скептицизма, подходящий для оценок | |
Вежливость - умение вежливо и уважительно взаимодействовать с членами ООС и другими лицами | |
Аргументативность/убедительность - способность убеждать других в том, что решения являются точными и обоснованными | |
Принятие во внимание культурной специфики/чувствительность к мыслям других - знание, понимание и принятие других культур | |
Этичность/честность/благонадежность - следование кодексу поведения. Способность принимать правильное решение в той или иной ситуации. Отказ от принятия одолжений или подарков (приемлемая ценность, определяемая отдельными ОА). Избегание принятия заданий за пределами своей области знаний | |
Хорошая память - способность сохранять информацию (факты и т.д.) | |
Беспристрастность/независимость/нейтральность/отсутствие предубеждения или предвзятости/чувство справедливости - оценщик заявляет об известном или потенциальном конфликте интересов. Демонстрация объективности (фактической или воспринимаемой) | |
& | Способность оставаться нейтральным и не принимать чью-либо сторону во время разногласий между участниками оценки |
Инициативность - готовность выполнять обязанности | |
Объективность - способность избегать мнений и личных пристрастий и принимать решения на основе фактов (умение подкреплять выводы объективными доказательствами). Оценщик не направляет ООС на конкретное корректирующее действие | |
Терпеливость - способность не проявлять раздражения, потери самообладания и т.п., а также способность подавлять беспокойство или раздражение, столкнувшись с задержкой или перерывом в деятельности | |
Проницательность - способность замечать детали и собирать подсказки для подтверждения свидетельств во время оценки | |
Настойчивость/трудолюбие/убежденность/уверенность - способность сосредоточиться на целях оценки и завершить процесс оценки, несмотря на сопротивление, трудности, неудачу или противодействие | |
Профессионализм - оценщик не занимается личными делами (телефонные звонки и т.д.) во время оценки. Не делает негативных комментариев о персонале ООС. Воздерживается от негативных комментариев об ОА. Не рекомендует консультантов (друзей, коллег и т.д.). Воздерживается от продажи собственных консультационных услуг во время оценки | |
Уважительность - проявление уважения к другим (оценщик не делает пренебрежительные или унизительные комментарии, учитывает экспертные мнения других оценщиков) | |
Ответственность - выделение времени и ресурсов, необходимых для завершения оценки | |
Самоконтроль/самодисциплина - способность не терять самообладание и оставаться спокойным при проведении оценок | |
Толерантность - справедливость и объективность по отношению к другим, мнения и практика которых отличаются от собственных | |
Открытость - способность оценивать альтернативные решения и готовность рассмотреть альтернативные идеи или точки зрения для достижения тех же результатов | |
Желание учиться | |
Умение работать вместе с другими людьми | |
Участие в развитии профессиональных навыков (профессиональное образование, совещания оценщиков по гармонизации (достижению согласованности действий), а также разработка политики и процедур ОА) | |
Способность не поддаваться чрезмерному влиянию других (оценщик демонстрирует, что никто никого не принуждает к принятию неправильного или неточного решения) | |
Знание типичных особенностей поведения человека (умение прочесть аудиторию) | |
Адаптивность - способность адаптировать планы оценки в зависимости от обстоятельств | |
ИС МЕГАНОРМ: примечание. Ячейки, выделенные зеленой "заливкой" в официальном тексте документа, в электронной версии документа обозначены символом "&". |
& D.1 Базовые математические навыки | Умение выполнять простые математические операции, относящиеся к расчету дней/времени аудита, а также дней/времени проведения оценки, проводить выборки на нескольких площадках и составлять планы выборки |
Сбор информации для решения проблемы | |
Сравнение чисел | |
Базовое понимание финансовой сферы | |
Осуществление приблизительных расчетов | |
Выполнение простых математических операций сложения, вычитания, умножения и деления | |
Умение пользоваться калькулятором | |
& D.2 Коммуникативные навыки | Владение письменной речью (четкое и краткое выражение мыслей письменно, навыки составления отчетов) |
Владение устной речью (эффективное общение вне зависимости от языковых барьеров, умение объяснять информацию) | |
Навыки невербального общения/знание языка тела | |
Методы наблюдения | |
Методы опроса | |
Навыки восприятия на слух | |
Навыки межличностного общения | |
Понимание прочитанного | |
Способность анализировать и обобщать информацию | |
& D.3 Базовые компьютерные навыки | Базовая компьютерная грамотность |
Ввод данных с клавиатуры | |
Ввод данных с клавиатуры | |
& D.4 Административные навыки | Конспектирование |
Организованность | |
Методичность/внимание к деталям | |
Организация рабочего времени | |
Своевременность/оперативность/пунктуальность | |
& D.5 Физические способности <1> | Определение размера, формы и температуры или структуру предметов на ощупь (если это применимо) |
Умение записывать или печатать на высокой скорости | |
Ведение беседы или общение в определенной манере | |
Возможность слышать речь | |
Личная гигиена/подходящая одежда/одежда для оценки (предусмотренные для персонала ООС) | |
Физическая выносливость | |
Способность работать в помещении и на улице | |
Способность работать в ограниченном пространстве (если применимо) | |
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального, межгосударственного стандарта |
ISO/IEC 17011 | IDT | ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия" |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичный стандарт. | ||
УДК 658.562:006.354 | ОКС 03.120.20 |
Ключевые слова: компетентность оценщиков, органы по аккредитации, органы по оценке соответствия, профиль компетентностей | |