Наименование признака | Возможные значения признака | |||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере Любая виртуальная среда, воссозданная с помощью компьютерных моделей Пример - Среда вычислительной аэродинамики, среды с моделированием конечных элементов | Лабораторная Любая контролируемая, но не виртуальная (смоделированная на компьютере) среда Пример - Аэродинамические трубы и другие стендовые установки | Реальная Реальная среда, в которой будет эксплуатироваться внедряемая технология Пример - Атмосфера Земли | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях <1> | Упрощенные условия со множеством модельных предположений Рассматривают только определенные параметры среды, другие параметры считаются постоянными либо ими пренебрегают. Упрощение набора параметров делается для того, чтобы выделить наиболее существенные в контексте задачи условия или явления и рассматривать конкретно их Пример - Только стационарное обтекание профиля крыла потоком воздуха, только один вид деформационного воздействия на конструкцию (например, сжатие) | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями Аналог предыдущей опции, но с меньшим числом вводимых модельных предположений (в зависимости от физики процессов может понадобиться та или иная степень упрощения, например, уменьшения размерности пространства параметров условий) Пример - Нестационарное обтекание профиля крыла потоком воздуха, несколько видов деформационного воздействия на конструкцию (растяжение, сжатие, изгиб, кручение и т.п.) | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми Испытания проводят в среде, воспроизводящей эксплуатационную без упрощающих предположений, либо с минимальным их количеством. При этом некоторые параметры среды могут быть контролируемыми - эти параметры должны отражать аспекты, которыми невозможно управлять во время эксплуатации Пример - Полеты в атмосфере, но только в условиях ясного неба, теплой погоды и отсутствия сильного ветра | Эксплуатационные условия Реальная среда, без каких-либо упрощений или дополнительных ограничений на условия испытаний Примеры - атмосфера Земли, произвольное время суток и погодные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет Ключевая (наиболее существенная для исследования) функция рассматриваемой технологии реализована с точностью, позволяющей продемонстрировать работоспособность заложенной в нее технической идеи Воспроизведена только общая конструктивная схема устройства или системы, в которую будет включена технология. Форма компонентов может не соответствовать реальным Пример - Демонстратор системы вертикального взлета и посадки (турболет) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом | Точный макет Реализованы ключевые и некоторые поддерживающие функции отдельных компонентов модели или макета, повышена точность их реализации по сравнению с предыдущим уровнем Повышена точность воспроизведения конструкции системы, форма и размеры компонентов приближены к реальным Пример - Изделие В-1 (образец самолета Як-36 вертикального взлета и посадки для наземных испытаний) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом | Прототип Функции и конструктивные параметры модели или макета соответствуют реальной системе с высокой точностью. Прототипом может считаться опытный образец будущего изделия Пример - Изделие В-4 (второй летный образец самолета Як-36 вертикального взлета и посадки) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом | Финальное изделие Функции и конструктивные параметры модели или макета полностью соответствуют реальному изделию, которое предполагается эксплуатировать (исследуется финальное представление рассматриваемой системы). В случае серийного производства рассматривается серийное изделие Пример - Самолет Як-38 (серийный образец самолета вертикального взлета и посадки) для технологии вертикального взлета и посадки летательного аппарата с неподвижным крылом |
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию Технология рассматривается изолированно, без привязки к конкретной технической концепции Пример - Технология управления пограничным слоем рассматривается для абстрактного профиля крыла бесконечного размаха | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции Испытывается компонент подсистемы технической концепции, в который встроена технология Пример - Технология управления пограничным слоем рассматривается для конкретного крыла конечного размаха, определенной формы в плане. Определена техническая концепция: самолет классической компоновки с газотурбинным двигателем | Подсистема или система технической концепции Испытывается подсистема или система технической концепции, в составе которой используется технология Пример - Рассматривается применение технологии управления пограничным слоем в планере (определенной формы) самолета классической компоновки с газотурбинным двигателем | Техническая концепция в целом Испытывается полностью собранная в соответствии со своей структурой техническая концепция, в составе которой используется технология Пример - Рассматривается применение технологии управления пограничным слоем в самолете с учетом силовой установки, бортового оборудования и др. |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые Рассмотрено влияние технологии только на те характеристики системы, в которую встроена технология (или генеральные цели), на улучшение которых она непосредственно направлена Пример - Для технологии управления пограничным слоем на крыле самолета оценивается только влияние на его аэродинамические характеристики (если технология рассматривается на уровне самолета в целом) | Все значимые Рассмотрено влияние технологии на все значимые характеристики системы, в которую встроена технология (или генеральные цели), на которые она может повлиять Пример - Для технологии управления пограничным слоем на крыле самолета оценивается также влияние на эффективность работы двигателей при отборе воздуха, на безопасность при отказе такой системы на крыле, на эксплуатационную технологичность и др. | ||
УГТ 1 Оценены ключевые характеристики новой технологии без привязки к технической концепции | ||||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
УГТ 3 Определена техническая концепция, куда будет встроена технология, повышена точность макета и воспроизведения условий эксплуатации | ||||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
УГТ 5 Техническая концепция в целом (на уровне точного макета) испытана в упрощенных или близких к реальным условиях | ||||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
УГТ 6 Техническая концепция в сборе испытана в условиях, близких к эксплуатационным, уточнены оценки всех значимых характеристик | ||||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
УГТ 7 Разработан и испытан опытный образец реального изделия | ||||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
УГТ 8 Реальное изделие испытано в контролируемых условиях | ||||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
УГТ 9 Реальное изделие рассматривается в эксплуатационных условиях | ||||
Тип среды, в которой проводят исследования | Смоделированная на компьютере | Лабораторная | Реальная | |
Полнота воспроизведения условий эксплуатации при исследованиях | Упрощенные условия со множеством модельных предположений | Упрощенные условия с некоторыми модельными предположениями | Условия, близкие к эксплуатационным, где некоторые параметры остаются контролируемыми | Эксплуатационные условия |
Функциональное и конструктивное соответствие испытываемой системы реальному изделию | Грубый макет | Точный макет | Прототип | Финальное изделие |
Степень комплексности оценки характеристик системы, в которую встроена технология, на достигнутом уровне интеграции | Только ключевые | Все значимые | ||
Достигнутый уровень интеграции в рамках технической концепции | Технология не встроена в техническую концепцию | Технология встроена в компонент подсистемы технической концепции | Подсистема или система технической концепции | Техническая концепция в целом |
Примечание - Полужирным курсивом выделены ключевые параметры для конкретного УГТ. | ||||
УГС 1 | УГС 2 | УГС 3 | ||
Проработаны связи структурных составляющих внутри рассматриваемой системы Рассматриваются новые технологии в рамках данной системы и их взаимодействие с другими ее структурными составляющими Оцениваются и оптимизируются характеристики данной системы с учетом применения этих новых технологий | Проработаны связи рассматриваемой системы в целом с другими системами в составе системы более высокого уровня Рассмотрены связи данной системы как единого целого с теми системами, с которыми она будет взаимодействовать в системе более высокого уровня Оцениваются и оптимизируются характеристики системы более высокого уровня с учетом взаимодействия данной системы (как единого целого) с другими | Проработаны непосредственные связи структурных составляющих рассматриваемой системы и других систем в составе системы более высокого уровня Рассмотрены непосредственные связи всех структурных составляющих данной системы (а не только этой системы как единого целого) с другими системами в системе более высокого уровня Проработано взаимодействие данной системы с другими системами (в том числе также содержащими новые технологии) в рамках системы более высокого уровня Рассчитываются и оптимизируются характеристики всей системы более высокого уровня с учетом взаимодействия всех структурных составляющих данной системы с другими системами в составе этой системы более высокого уровня | ||
![]() | Рассматриваемая система | ![]() | Другие системы | |
![]() | Структурные составляющие рассматриваемой системы | ![]() | Система более высокого уровня | |
![]() | ![]() | ![]() | ||
Пример - Рассматриваемая система: планер самолета Новая технология в рамках рассматриваемой системы: повышение подъемной силы крыла за счет эффекта Коандэ (обдува верхней поверхности крыла реактивной струей двигателя). Реализована в виде аэродинамической компоновки с реактивными двигателями над крылом Рассмотрены аэродинамические характеристики планера с обдувом верхней поверхности крыла. Оптимизированы конструктивные параметры планера с учетом повышения подъемной силы | Пример - Рассматриваемая система: планер самолета Другие системы: силовая установка (система хранения и преобразования энергии на борту), система управления Система более высокого уровня: самолет Совместно оптимизированы параметры планера и силовой установки, системы управления и т.д., с учетом использования новой технологии повышения подъемной силы | Пример - Рассматриваемая система: планер самолета Структурные составляющие рассматриваемой системы: крыло самолета, реактивные двигатели, расположенные над крылом Другие системы: силовая установка (система хранения и преобразования энергии на борту), система управления Структурные составляющие других систем: топливная система, другие подсистемы силовой установки Непосредственные связи структурных составляющих данной системы и других систем: реактивная струя от двигателей нагревает верхнюю поверхность крыла, что делает невозможным размещение в соответствующих участках крыла топливных баков, а также требует теплоизоляции проложенных в крыле топливных и других магистралей Только непосредственный учет такой взаимосвязи структурных составляющих разных систем самолета позволяет выработать безопасные конструктивные решения, а также оценить реальный эффект внедрения новой технологии. Рассмотрение систем самолета как единого целого не позволяет выявить значимые эффекты | ||
УДК 00:001.891:006.354 | ОКС 13.020.60 |
Ключевые слова: комплексная система, управление, научные исследования, разработки, оценка, уровни, готовность технологии | |