Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2009
Примечание к документу
Документ утратил силу с 1 июля 2015 года в связи с изданием
Приказа Росстандарта от 26.11.2014 N 1838-ст. Взамен введен в действие
ГОСТ 21.002-2014.
Документ включен в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (
Приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365).
Документ включен в
Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (
Приказ Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079).
Документ
введен в действие с 1 января 2010 года с правом досрочного применения (
Приказ Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 717-ст).
Название документа
"ГОСТ Р 21.1002-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 717-ст)
"ГОСТ Р 21.1002-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 717-ст)
Утвержден и введен в действие
от 25 декабря 2008 г. N 717-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
НОРМОКОНТРОЛЬ ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
System of design documents for construction.
Normocontrol of design and working documentation
ГОСТ Р 21.1002-2008
Дата введения
1 января 2010 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Уралгипромез" (ОАО "Уралгипромез").
2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2008 г. N 717-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Настоящий стандарт устанавливает задачи, содержание и порядок проведения нормоконтроля проектной и рабочей документации для строительства зданий и сооружений.
Настоящий стандарт предназначен для применения юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке проектной документации и разработке рабочей документации для строительства зданий и сооружений, независимо от форм собственности и подчинения.
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1. В настоящем стандарте использованы термины по
ГОСТ Р 21.1001, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1. Нормоконтроль: проверка выполнения проектной и/или рабочей документации, определение ее соответствия требованиям технических регламентов, стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС), других документов по стандартизации и заданию на проектирование.
3.1.2. Текстовые документы: текстовая часть проектной и/или рабочей документации, имеющая самостоятельное обозначение и содержащая, в основном, сплошной текст или текст, разбитый на графы.
3.1.3. Графические документы: графическая часть проектной и/или рабочей документации, имеющая самостоятельное обозначение, отображающая принятые технические и иные решения, выполняемые в виде различных видов изображений.
4. Цели и задачи нормоконтроля
4.1. Нормоконтроль проводят с целью обеспечения однозначности применения проектной и рабочей документации для строительства зданий и сооружений и ее выполнения в соответствии с установленными требованиями и правилами.
4.2. Основными задачами нормоконтроля являются:
а) соблюдение в проектной и рабочей документации требований и правил технических регламентов, стандартов СПДС, других документов по стандартизации, указанных в документации;
б) обеспечение комплектности проектной и/или рабочей документации, передаваемой заказчику, в составе, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, стандартами СПДС, условиями договора;
в) обеспечение взаимосвязи проектных решений, разрабатываемых разными специальностями, и рабочих чертежей разных марок;
г) достижения единообразия оформления, учета, хранения и внесения изменений в проектную и/или рабочую документацию;
д) обеспечение высокого качества оформления проектной и рабочей документации, выпускаемой в бумажной и/или электронной форме.
5. Содержание нормоконтроля
5.1. Нормоконтролю подлежит проектная и/или рабочая документация на различные виды зданий и сооружений, а также изменения, внесенные в ранее разработанную и выданную заказчику проектную и рабочую документацию.
Сметная документация, входящая в состав проектной и/или рабочей документации, нормоконтролю не подлежит.
5.2. Примерное содержание нормоконтроля в зависимости от вида проектных и рабочих документов приведено в таблице 1.
Таблица 1
┌─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Вид документации, │ Что проверяется │
│ документов │ │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│ 1. Проектная и рабочая │ а) соответствие обозначения, присвоенного │
│документация (в бумажной │проектной и/или рабочей документации │
│и/или электронной форме) │установленной системе обозначения; │
│ │ б) правильность выполнения основной надписи │
│ │и дополнительных граф к ней; │
│ │ в) наличие установленных подписей и дат │
│ │на титульных листах и в основных надписях; │
│ │ г) комплектность и состав документации: │
│ │проектной - на соответствие требованиям, │
│ │утвержденным нормативными правовыми актами; │
│ │рабочей - требованиям стандартов СПДС; │
│ │ д) правильность выполнения документации в │
│ │соответствии с требованиями стандартов СПДС │
│ │и применяемых стандартов Единой системы │
│ │конструкторской документации (ЕСКД); │
│ │ е) наличие и правильность ссылок на │
│ │технические регламенты, национальные стандарты │
│ │и другие документы по стандартизации; │
│ │ ж) правильность примененных сокращений слов; │
│ │ и) правильность применения системы единиц │
│ │физических величин; │
│ │ к) возможность сокращения объема документации │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│ 2. Текстовые документы, │ а) данные, указанные в
пункте 1 настоящей │
│содержащие сплошной текст│таблицы; │
│(пояснительная записка, │ б) соблюдение требований национальных │
│разделы, подразделы │стандартов на текстовые документы │
│проектной документации, │ │
│специальные технические │ │
│условия, расчеты и др.) │ │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│ 3. Текстовые документы, │ а) данные, указанные в
пунктах 1 и
2 настоящей│
│содержащие текст, │таблицы; │
│разбитый на графы │ б) соблюдение форм таблиц и правил их │
│(спецификации │заполнения; │
│оборудования, изделий │ в) правильность наименований и обозначений │
│и материалов, опросные │оборудования, изделий и материалов; │
│листы и др.). │ г) соответствие номеров позиций и/или │
│ Таблицы, помещаемые │буквенно-цифровых обозначений, марок элементов │
│на чертежах (ведомости, │конструкций, указанным на чертежах; │
│спецификации, экспликации│ д) соответствие предусмотренного оборудования,│
│и др.) │указанному в информационных материалах │
│ │предприятий-изготовителей │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│ 4. Графические документы│ а) данные, указанные в
пункте 1 настоящей │
│(разделы, подразделы │таблицы; │
│проектной документации, │ б) правильность применения типовой проектной │
│основные комплекты │документации; │
│рабочих чертежей, рабочие│ в) соответствие наименований, обозначений │
│чертежи строительных │и числа элементов, указанных на чертеже, - │
│изделий, эскизные чертежи│данным, приведенным в спецификации, перечне │
│общих видов нетиповых │элементов, ведомости и др. │
│изделий и др.) │ │
├─────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│ 5. Изменения, внесенные │ а) данные, указанные в
пунктах 1 -
4 таблицы; │
│в проектную и рабочую │ б) соответствие формы Разрешения на внесение │
│документацию, ранее │изменений стандарту СПДС и правильность │
│выданную заказчику │заполнения его граф; │
│ │ в) соответствие оформления вносимых изменений │
│ │требованиям стандартов СПДС. │
│ │ Примечание. На нормоконтроль представляют│
│ │одновременно Разрешение на внесение изменений│
│ │и подлинники проектной и рабочей документации,│
│ │в которые внесены изменения. │
└─────────────────────────┴───────────────────────────────────────────────┘
6. Проведение нормоконтроля
6.1. Нормоконтроль является обязательной частью разработки проектной и рабочей документации и ее завершающим этапом.
6.2. Вид носителя информации документации, представляемой на нормоконтроль (бумажная или электронная форма), а также порядок обеспечения идентификации бумажных и электронных документов определяет организация-разработчик.
6.3. Введение нормоконтроля в организации должно быть оформлено организационно-распорядительными документами, в которых утверждают положение о нормоконтроле и состав специалистов, осуществляющих нормоконтроль (далее - нормоконтролер).
Примечания. 1. Обязанности нормоконтролера может выполнять специалист организации, обладающий необходимыми знаниями и опытом работы, на которого распорядительным документом возложено проведение нормоконтроля (при условии неучастия этого специалиста в разработке документации, проходящей нормоконтроль).
2. Если нормоконтролеры работают в составе разных подразделений, то следует их подчинить функционально ответственному за процесс проведения нормоконтроля в организации должностному лицу (руководителю службы нормоконтроля, службы стандартизации организации или другому назначенному руководством лицу).
6.4. Проектную и/или рабочую документацию предъявляют на нормоконтроль комплектно - в оригиналах (с подписями в графах "Разраб." и "Пров.") или подлинниках - при наличии всех подписей лиц, ответственных за содержание и выполнение документации, кроме утверждающей подписи руководителя организации:
а) для проектной документации - документы разделов и/или подразделов (текстовые и графические);
б) для рабочей документации - основные комплекты рабочих чертежей и прилагаемые к ним документы.
6.5. Нормоконтролер наносит в проверяемых документах (в местах, где должны быть внесены изменения) условные пометки, которые сохраняют до подписания подлинников и снимают при подписании документации нормоконтролером. Способ нанесения и снятия условных пометок устанавливает организация-разработчик.
6.6. В целях предупреждения повторных замечаний и проведения их анализа нормоконтролер оформляет замечания и предложения в
перечне замечаний и предложений нормоконтролера, форма которого приведена в Приложении А.
При составлении перечня нормоконтролер против каждой условной пометки кратко и ясно излагает содержание замечаний и предложений, дополняя их, при необходимости, ссылками на обозначение и номер пункта нормативного документа, требования которого были нарушены.
Данные перечня замечаний и предложений могут служить исходным материалом для оценки качества разработанной документации.
6.7. Замечания нормоконтролера, связанные с применением недействующих технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и других нормативных документов, а также с нарушением требований стандартов СПДС, являются обязательными для исправления.
Предложения нормоконтролера, касающиеся замены индивидуальных конструкций, изделий и узлов типовыми или ранее разработанными, применяемыми повторно, учитывают в проектной и/или рабочей документации при согласии разработчиков этой документации.
6.8. Нормоконтролер подписывает проверенную проектную и/или рабочую документацию в установленной графе основной надписи.
При проведении нормоконтроля документации в электронной форме и применении электронной цифровой подписи нормоконтролер подписывает документацию в соответствии с порядком, установленным в организации.
6.9. Передача подлинников документов в архив или заменяющее его подразделение не допускается без подписи нормоконтролера.
6.10. Документация, ранее выданная заказчику, в которую внесены изменения, подлежит повторному нормоконтролю.
7. Обязанности и права нормоконтролера
7.1. Нормоконтролер обязан:
а) руководствоваться действующими техническими регламентами, документами по стандартизации и заданием на проектирование;
Примечание. Вопрос о соблюдении требований технических регламентов и документов по стандартизации, срок введения в действие которых (к моменту проведения нормоконтроля) еще не наступил, в каждом отдельном случае решается руководством организации в зависимости от установленных сроков разработки документации и строительства объекта.
б) вести записи выявленных замечаний и предложений;
в) анализировать содержание замечаний и представлять руководству организации предложения, обеспечивающие их предупреждение.
7.2. Нормоконтролер имеет право:
а) возвращать проектную и рабочую документацию разработчику без рассмотрения в случаях нарушения установленной комплектности документации и отсутствия на титульных листах и в основных надписях установленных подписей;
б) требовать от разработчиков проектной и/или рабочей документации разъяснений и необходимые материалы по возникающим вопросам;
в) не проводить нормоконтроль при наличии в документации утверждающей подписи - до проведения нормоконтроля.
7.3. Нормоконтролер несет ответственность за соблюдение в проектной и/или рабочей документации требований по вопросам, указанным в
разделе 5, наравне с разработчиками документации.
7.4. Нормоконтролер, при необходимости, может быть привлечен к приемке программных средств, обеспечивающих разработку проектной и/или рабочей документации.
(рекомендуемое)
Форма 1
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ НОРМОКОНТРОЛЕРА
Окончание