Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2015
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.10.2023 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 13.06.2023 N 378-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 34919-2022.

Документ введен в действие с 01.07.2014.
Название документа
"ГОСТ Р 55708-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1362-ст)

"ГОСТ Р 55708-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 N 1362-ст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 08 ноября 2013 г. N 1362-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ
МЕТОДЫ РАСЧЕТА НОРМИРУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ
Road lighting. Design methods of normative performances
ГОСТ Р 55708-2013
ОКС 93.080.40
ОКСТУ 2009
Дата введения
1 июля 2014 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им. С.И. Вавилова" (ООО "ВНИСИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. N 1362-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов и устанавливает методы расчета нормируемых параметров.
Настоящий стандарт применяют при проектировании стационарных установок утилитарного наружного освещения и разработке программного обеспечения для их расчета.
Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.
Классификация и нормы освещения - по ГОСТ Р 55706, методы измерений нормируемых параметров - по ГОСТ Р 55707.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы
ГОСТ Р 55707-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров
ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и обозначения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 положение при измерении: Положение осветительного прибора (далее - ОП) в системе фотометрирования , при котором проводят измерения распределения его силы света.
3.1.2 угол наклона при измерении; : Угол между выбранной базовой осью ОП в положении при измерении и горизонталью.
Примечание - В качестве базовой оси может быть выбрана любая характерная ось ОП. Для консольных ОП базовой является их главная продольная ось.
3.1.3 положение при использовании: Положение ОП в осветительной установке (далее - ОУ) относительно системы координат дороги.
3.1.4 угол наклона при использовании; : Угол между выбранной базовой осью ОП в положении при использовании и горизонталью.
3.1.5 I-таблица: Таблица значений силы света ОП в зависимости от меридионального и экваториального углов выбранной системы фотометрирования.
Примечание - Значения силы света в таблице приведены к световому потоку ОП, равному 1 клм для положения при измерении.
3.1.6 угол разворота; : Угол между выбранным направлением относительно дороги и направлением с координатами C = 0°, при вращении ОП относительно фотометрической оси из положения при измерении.
Примечания
1 Для прямой дороги выбранное направление - продольная ось дороги в направлении движения транспорта.
2 Положительное направление вращения ОП по углу показано на рисунке 5.
3.1.7 угол поворота; : Угол между фотометрической осью ОП и направлением на надир при вращении ОП относительно главной продольной оси из положения при измерении.
Примечание - Положительное направление вращения ОП по углу показано на рисунке 5.
3.1.8 угол наклона при расчете; : Угол между фотометрической осью ОП и направлением на надир при вращении ОП относительно главной поперечной оси из положения при измерении.
Примечание - Положительное направление вращения ОП по углу показано на рисунке 5.
3.1.9 угол падения; : Угол между падающим лучом и нормалью к освещаемой поверхности в точке падения луча.
3.1.10 угол отклонения; : Угол, дополнительный к углу между вертикальной плоскостью, проходящей через световой центр ОП и расчетную точку, и вертикальной плоскостью, проходящей через указанную точку и глаз наблюдателя.
Примечание - При расчете параметров, связанных с яркостью, под наблюдателем понимают водителя транспортного средства, при расчете полуцилиндрической освещенности - пешехода.
3.1.11 угол наблюдения; : Угол между линией, проходящей через глаз наблюдателя и расчетную точку, и плоскостью дороги.
3.1.12 азимутальный угол расчетной точки; : Угол между базовым направлением дороги и линией, проходящей через данную расчетную точку и проекцию светового центра ОП на поверхность дороги.
Примечание - Для прямой дороги базовое направление - продольная ось дороги в направлении движения транспорта.
3.1.13 показатель яркости; q, ср-1: Отношение яркости L элемента поверхности в направлении наблюдателя к освещенности E этого элемента, обусловленной пучком света, упавшим под определенным углом.
3.1.14 редуцированный показатель яркости; r, ср-1: Величина, связанная с показателем яркости выражением .
3.1.15 r-таблица: Таблица стандартных значений редуцированного показателя яркости дорожного покрытия r для угла наблюдения в зависимости от стандартных значений и .
3.1.16 продольное направление: Направление, параллельное оси дороги.
3.1.17 поперечное направление: Направление, перпендикулярное оси дороги.
Примечание - На участке дороги, криволинейном в плане, поперечное направление совпадает с радиусом кривизны, проходящим через данную точку дороги.
3.1.18 релевантный участок: Часть освещаемой площади, значимая с точки зрения принятых целей и критериев освещения.
3.2 Обозначения
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:
C - экваториальный угол, ...°, (см. рис. 1);
D - шаг расчетных точек в продольном направлении, м;
d - шаг расчетных точек в поперечном направлении, м;
Eh - освещенность поверхности дороги от единичного ОП в расчетной точке, лк;
- средняя освещенность расчетного поля дороги, лк;
Esc - полуцилиндрическая освещенность в расчетной точке, лк;
- средняя полуцилиндрическая освещенность, лк;
- вертикальная освещенность на окне здания, лк;
H - высота светового центра ОП над дорогой, м;
h - высота расположения глаза наблюдателя над дорогой, м;
I - сила света ОП, кд;
L - яркость дорожного покрытия в расчетной точке, кд/м2;
- средняя яркость расчетного поля, кд/м2;
Lmax - максимальная яркость, кд/м2;
Lmin - минимальная яркость, кд/м2;
LP - суммарная яркость в расчетной точке P, кд/м2;
m - число ОП, учитываемых при расчете;
N - число расчетных точек в продольном направлении;
n - число расчетных точек в поперечном направлении;
Nо - общее число расчетных точек расчетного поля;
S - шаг ОП, м;
TI - пороговое приращение яркости, %;
Uh - равномерность освещенности;
UI - продольная равномерность яркости;
Uо - общая равномерность яркости;
WL - ширина полосы движения, м;
Wr - ширина проезжей части дороги или релевантного участка, м;
- световой поток ОП, лм;
- угол наблюдения, ...°, (см. рис. 2);
- угол отклонения, ...°, (см. рис. 2);
- меридиональный угол, ...°, (см. рис. 1);
- угол наклона ОП при расчете, ...°, (см. рис. 4 и 5);
- угол падения света, ...°, (см. рис. 2);
- угол наклона ОП при использовании, ...°, (см. рис. 4);
- угол наклона ОП при измерении, ...°, (см. рис. 4);
- угол разворота ОП, ...°, (см. рис. 5);
- азимутальный угол расчетной точки, ...°, (см. рис. 2);
- угол поворота ОП, ...°, (см. рис. 5).
4. Фотометрические данные для расчета
4.1 Допущения, принятые при расчете
В настоящем стандарте приняты следующие допущения, учитываемые в расчете:
- ОП рассматривают как точечные источники света;
- свет, отраженный от окружающих дорогу поверхностей, не учитывают;
- затенение света ОП деревьями и другими объектами не учитывают;
- поглощение и рассеяние света в атмосфере не учитывают;
- поверхность дороги на рассматриваемом участке принимают горизонтальной, прямолинейной, с однородными отражающими свойствами;
- использование r-таблицы допускают для углов наблюдения , лежащих в интервале от 0,5° до 1,5°.
4.2 Таблица значений распределения силы света ОП (I-таблица)
4.2.1 Распределение силы света ОП представляют в виде I-таблицы, содержащей значения силы света по направлениям, определяемым соответствующими меридиональными и экваториальными углами в зависимости от принятой системы фотометрирования по ГОСТ Р 55392.
4.2.2 Для ОП дорожного освещения, как правило, используют систему фотометрирования , которую ориентируют так, чтобы меридиональная полуплоскость C0 была параллельна оси дороги по направлению движения транспорта, как показано на рисунке 1, при этом ОП установлен в положение при измерении.
Примечание - Для прожекторов также используют систему фотометрирования .
1 - ОП в положении при измерении; 2 - направление движения
транспорта по дороге; 3 - фотометрическая ось ОП;
4 - направление силы света ОП с координатами C
Рисунок 1
4.2.3 Диапазоны углов C и в I-таблице ограничивают следующими значениями в зависимости от вида симметрии светораспределения ОП:
а) по углу :
- от 0° до 90° - для ОП, светящего только в нижнюю полусферу, или для ОП, светораспределение которого симметрично относительно экваториальной плоскости;
- от 0° до 180° - для ОП, светораспределение которого несимметрично относительно экваториальной плоскости;
б) по углу C:
- от 0° до 90° - для ОП, светораспределение которого симметрично относительно плоскостей C0-180 и C270-90;
- от 90° до 270° - для ОП, светораспределение которого симметрично относительно плоскости C270-90;
- от 0° до 360° для ОП, светораспределение которого не имеет симметрии относительно меридиональных полуплоскостей.
Для ОП с круглосимметричным светораспределением I-таблица содержит значения силы света только для одной произвольной меридиональной полуплоскости, например, C0.
Интервалы углов в указанных диапазонах выбирают исходя из приемлемой точности интерполяции табличных значений, ограничиваясь максимальными значениями: 2,5° - для угла и 5° - для угла C. Для областей углов с большим перепадом силы света ОП шаг соответствующих углов уменьшают.
Значения силы света в I-таблице приводят к суммарному световому потоку ОП, равному 1 клм. Пример I-таблицы в системе фотометрирования для условного ОП приведен в приложении А.
4.2.4 Значения силы света по направлениям, не совпадающим с табличными, определяют с помощью линейной интерполяции.
Для определения значения силы света по направлению, заданному углами C и , находят ячейку сетки углов I-таблицы, в которую попало данное направление. Для этого проверяют выполнение следующих неравенств
(1)
(2)
где mI и nI - число узлов сетки I-таблицы по углам C и соответственно.
Для найденной ячейки интерполяционное значение силы света рассчитывают по следующим или математически эквивалентным формулам
(3)
где
(4)
(5)
(6)
где
(7)
Примечание - Интерполяция проведена сначала по углу C, а затем по углу . Последовательность проведения интерполяции не влияет на результат.
Для ОП с круглосимметричным светораспределением интерполяционное значение определяют в интервале значений угла , для которого справедливо неравенство (2), по следующей или математически эквивалентной формуле
(8)
где значение определяют по формуле (4).
4.3 Таблица значений редуцированного показателя яркости (r-таблица)
4.3.1 Распределение редуцированного показателя яркости r дорожного покрытия рассчитываемого участка дороги представляют в виде r-таблицы, содержащей значения r·104 в зависимости от и . Углы и показаны на рисунке 2.
1 - ОП; 2 - луч света в расчетную точку P; 3 - глаз
наблюдателя; H - высота светового центра ОП над поверхностью
дороги; N - нормаль к поверхности дороги в точке P; - угол
отклонения; - угол падения света; - угол наблюдения;
- азимутальный угол точки P
Рисунок 2
4.3.2 Значения и должны соответствовать приведенным в таблице 1. Ячейки таблицы, которые должны содержать значения редуцированного показателя яркости, помечены знаком "x".
Таблица 1
Формат r-таблицы
r·104, ср-1, для угла 
10°
15°
20°
25°
30°
35°
40°
45°
60°
75°
90°
105°
120°
135°
150°
165°
180°
0
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
0,25
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
0,5
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
0,75
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
1,0
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
1,25
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
1,5
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
1,75
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
2,0
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
2,5
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
3,0
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
3,5
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
4,0
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
4,5
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
5,0
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
x
5,5
x
x
x
x
x
x
x
x
x
6,0
x
x
x
x
x
x
x
x
x
6,5
x
x
x
x
x
x
x
x
7,0
x
x
x
x
x
x
x
x
7,5
x
x
x
x
x
x
x
8,0
x
x
x
x
x
x
x
8,5
x
x
x
x
x
x
x
9,0
x
x
x
x
x
x
9,5
x
x
x
x
x
x
10,0
x
x
x
x
x
x
10,5
x
x
x
x
x
x
11,0
x
x
x
x
x
x
11,5
x
x
x
x
x
12,0
x
x
x
x
x
4.3.3 Значения r для значений и , лежащих между табличными значениями, определяют линейной интерполяцией по формулам (1 - 7), заменяя соответственно I на r, C на и на .
5. Расчет силы света осветительного прибора
в расчетную точку
Для ОП, светораспределение которого задано I-таблицей, расчет силы света в направлении к расчетной точке проводят в следующей последовательности:
а) определяют координаты x, y расчетной точки P относительно проекции светового центра ОП на дорогу F, расположение которых показано в плане на рисунке 3, по формулам
x = xP - xF, (9)
y = yP - yF, (10)
где xP, yP и xF, yF - координаты точек P и F соответственно в системе координат дороги;
1 - дорога; 2 - проекция наблюдателя на дорогу;
3 - расчетная точка; 4 - проекция ОП на дорогу
Рисунок 3
б) определяют угол по формуле
(11)
Примечание - Углы наклона ОП , и относительно горизонтали показаны на рисунке 4.
1 - дорога; 2 - ОП в положении при измерении;
3 - ОП в положении при использовании; 4 - горизонталь
Рисунок 4
в) для координат x, y и высоты H (рисунки 2 и 3) и углов ориентации ОП - , , в системе координат дороги (см. рис. 5), определяют координаты x', y' и H' расчетной точки P в системе координат ОП по формулам
(12)
(13)
(14)
1 - фотометрическая ось ОП; 2 - продольная ось ОП;
3 - поперечная ось ОП; 4 - продольная ось дороги
(направление движения)
Рисунок 5
Примечание - На рисунке 5 показаны оси и положительные направления вращений системы координат ОП из положения при измерении в положение при использовании.
г) рассчитывают углы C и в системе координат ОП, определяющие направление силы света ОП в точку P:
- экваториальный угол C определяют по формуле
(15)
где угол определяют по формулам, приведенным в таблице 2;
Таблица 2
Формулы для расчета угла 
x'
y'
Интервал 
> 0
>= 0
< 0
< 0
< 0
> 0
= 0
-
90°
= 0
принимают 0°
- меридиональный угол определяют по формулам, приведенным таблице 3.
Таблица 3
Формулы для расчета угла 
H'
> 0
= 0
90°
< 0
д) для найденных углов C и , используя I-таблицу и формулы (1 - 7), рассчитывают значение силы света в направлении к расчетной точке.
Для ОП с круглосимметричным светораспределением значение для найденного угла определяют по формуле (8).
6. Расчет параметров яркости
6.1 Общие положения
6.1.1 Нормируемые параметры - средняя яркость , общая Uо и продольная UI равномерность яркости и пороговое приращение яркости TI дорожного покрытия - установлены в ГОСТ Р 55706.
6.1.2 Расчетные значения нормируемых параметров определяют по значениям яркости в точках расчетного поля (6.3) от ограниченного числа ОП относительно наблюдателя, последовательно располагаемого на каждой полосе движения.
6.1.3 Значения , Uо и UI рассчитывают в зависимости от значения коэффициента эксплуатации MF, значение TI рассчитывают для значения MF, равного 1.
6.2 Яркость дорожного покрытия
6.2.1 Яркость в заданной расчетной точке P дорожного покрытия в направлении наблюдателя от единичного ОП определяют по формуле
(16)
Значение I в направлении расчетной точки определяют по разделу 5.
Для расчета r в направлении наблюдателя определяют значения угла и по формулам
(17)
(18)
где (xP, yP), - координаты расчетной точки P;
(xO, yO) - координаты проекции на дорогу наблюдателя O;
(xF, yF) - координаты проекции на дорогу светового центра ОП F, показанные на рисунке 3.
В случае совпадения точек P и F, принимают .
Для найденных значений и значение r определяют из r-таблицы для соответствующего типа дорожного покрытия по приложению Б с учетом интерполяции (4.3).
6.2.2 Суммарную яркость LP в точке P дорожного покрытия в направлении наблюдателя от всех ОП, включенных в расчет (6.3.4), определяют по формуле
(19)
где Lk - яркость в точке P от k-го ОП, определяемая по формуле (16).
6.2.3 Среднюю яркость в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как среднее арифметическое значений яркости в точках расчетного поля по формуле
(20)
где Li - яркость в i-й расчетной точке, определяемая по формуле (19).
6.2.4 Общую равномерность яркости Uо в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как отношение наименьшего значения яркости Lmin среди всех точек расчетного поля к значению средней яркости по формуле
(21)
6.2.5 Продольную равномерность яркости UI в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как отношение наименьшего значения яркости Lmin к наибольшему Lmax среди точек расчетного поля, лежащих на центральной линии этой же полосы движения, по формуле
(22)
6.3 Расчетное поле яркости
6.3.1 Геометрию расчетного поля яркости определяют в зависимости от транспортной характеристики дороги и расположения ОП. Примеры геометрии расчетного поля показаны на рисунке 6.
а) трехполосная дорога с односторонним движением и шахматным
расположением ОП
б) четырехполосная дорога с двусторонним движением
и односторонним расположением ОП
в) шестиполосная дорога с двусторонним движением
и двусторонним расположением ОП
г) шестиполосная дорога с разделительной полосой
и центральным расположением ОП
1 - наблюдатель; 2 - ОП; 3 - направление движения;
4 - расчетное поле; 5 - разделительная полоса
Рисунок 6
Длину расчетного поля (вдоль дороги) ограничивают двумя соседними ОП одного ряда. При неравномерном расположении ОП в ряду длину расчетного поля определяют по наибольшему расстоянию между соседними ОП одного ряда.
Ширину расчетного поля (поперек дороги) ограничивают шириной всей проезжей части для дорог без разделительной полосы и шириной проезжей части с движением в одну сторону для дорог с разделительной полосой.
6.3.2 Расчетные точки на расчетном поле располагают равномерно. На рисунке 7 показан пример расположения точек для двухполосной дороги с односторонним движением и шахматным расположением ОП.
1 - светильник; 2 - расчетное поле; 3 - расчетные точки;
4 - наблюдатель; 5 - направление движения
Рисунок 7
Шаг расчетных точек определяют:
а) в продольном направлении по формуле
(23)
Если S <= 30 м, то N = 10, если S > 30 м, то N - наименьшее целое число, при котором S/N <= 3 м.
Крайние поперечные ряды расчетных точек отстоят от поперечных границ расчетного поля на расстоянии D/2;
б) в поперечном направлении по формуле
(24)
Крайние продольные ряды расчетных точек отстоят от продольных границ расчетного поля на расстоянии d/2.
Для обочины с твердым покрытием число и шаг расчетных точек выбирают как для полосы проезжей части.
6.3.3 При расчете яркости высоту расположения глаза наблюдателя принимают равной 1,5 м над уровнем дорожного покрытия.
В продольном направлении наблюдатель должен быть расположен перед ближней по ходу движения транспорта границей расчетного поля на расстоянии 60 м (рис. 7).
В поперечном направлении наблюдатель должен быть расположен поочередно на центральной линии каждой полосы движения.
Примеры расположения наблюдателя относительно расчетного поля приведены на рисунке 6.
6.3.4 В расчете яркости в заданной точке учитывают число ОП m, попавших в поле, границы которого отстоят от указанной расчетной точки на расстояниях, кратных высоте H расположения ОП над дорогой и показанных на рисунке 8.
1 - наблюдатель; 2 - ОП; 3 - дорога; 4 - расчетная точка;
5 - расчетное поле (заштриховано); 6 - поле ОП,
включенных в расчет
Рисунок 8
6.4 Пороговое приращение яркости
6.4.4 Пороговое приращение яркости TI в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают по формуле
(25)
где - эквивалентная вуалирующая яркость, лк, определяемая по формуле
(26)
где Eзр,k - освещенность на зрачке глаза наблюдателя от k-го ОП, лк;
- угол между линией зрения наблюдателя и направлением на k-ый ОП, ...°.
Глаз наблюдателя должен быть расположен на высоте h = 1,5 м над уровнем дороги, а линия зрения направлена под углом 1° ниже горизонта и лежать в вертикальной плоскости, проходящей через центральную линию данной полосы движения, как показано на рисунке 9.
1 - глаз наблюдателя; 2 - точки расположения наблюдателя;
3 - линия зрения; 4 - ОП; 5 - плоскость экранирования;
6 - линия горизонта; 7 - расчетное поле
Рисунок 9
Освещенность Eзр от единичного ОП рассчитывают по формуле
(27)
Значение I в направлении глаза наблюдателя определяют по разделу 5 с заменой координат расчетной точки P на координаты глаза наблюдателя O.
Формула (25) справедлива для значений в интервале от 0,05 до 5 кд/м2.
При определении в расчет включают ОП, удовлетворяющие следующим условиям:
- ОП должен быть расположен ниже плоскости экранирования кабиной водителя, проходящей через глаз наблюдателя под углом 20° к горизонту, как показано на рисунке 9;
- значение угла для ОП менее 60°;
- расстояние от ОП до наблюдателя менее 500 м.
Значения TI рассчитывают для наблюдателя, последовательно располагаемого в точках, лежащих на центральной линии данной полосы движения. Первая точка находится на расстоянии 2,75 (H - 1,5) м от ближней границы расчетного поля (рис. 9). Шаг и число остальных точек определяют по 6.3.2 для продольного направления.
Максимальное из рассчитанных значений TI для точек положения наблюдателя на данной полосе движения считают критичным.
7. Расчет параметров освещенности
7.1 Общие положения
7.1.1 Нормируемые параметры - средняя освещенность и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии проезжей части и пешеходной зоны, средняя и минимальная Esc,min полуцилиндрическая освещенность в пешеходной зоне, максимальная вертикальная освещенность на окнах примыкающих к улице зданий - установлены в ГОСТ Р 55706.
7.1.2 Расчетные значения нормируемых параметров определяют по значениям освещенности в точках расчетного поля от ограниченного числа ОП.
7.1.3 Значения , Uh, , Esc,min, рассчитывают в зависимости от значения коэффициента эксплуатации MF.
7.2 Освещенность на дорожном покрытии
7.2.1 Освещенность Eh в заданной точке на дорожном покрытии от единичного ОП определяют по формуле
(28)
Значение I в направлении расчетной точки определяют по разделу 5.
7.2.2 Суммарную освещенность EP в расчетной точке P от ОП, включаемых в расчет согласно (7.3.3), определяют по формуле
(29)
где Eh,k - освещенность в точке P от k-го ОП, определяемая по формуле (28).
7.2.3 Среднее значение освещенности на дорожном покрытии рассчитывают как среднее арифметическое значений освещенности в точках расчетного поля согласно (7.3) по формуле
(30)
где Eh,i - освещенность в i-й расчетной точке, определяемая по формуле (29).
7.2.4 Равномерность освещенности на дорожном покрытии Uh рассчитывают по формуле
(31)
где Eh,min - минимальная освещенность среди всех точек расчетного поля.
7.3 Расчетное поле освещенности
7.3.1 Для участков дороги прямоугольной формы геометрию расчетного поля определяют по 6.3.
Расчетные точки располагают на расчетном поле равномерно, как показано на рисунке 10 на примере двухполосной дороги с шахматным расположением ОП. Шаг расчетных точек определяют:
- в продольном направлении по формуле
(32)
Если S <= 30 м, то N = 10, если S > 30 м, то N - наименьшее целое число, при котором S/N <= 3 м.
1 - ОП; 2 - расчетное поле; 3 - расчетные точки
Рисунок 10
Крайние поперечные ряды расчетных точек должны отстоять от поперечных границ расчетного поля на расстоянии D/2;
- в поперечном направлении по формуле
(33)
Если Wr <= 4,5 м, то n = 3, если Wr > 4,5 м, то n - наименьшее целое число, при котором Wr/n <= 1,5 м.
Крайние продольные ряды расчетных точек удалены от границ расчетного участка на расстоянии d/2.
7.3.2 Разметку узлов расчетной сетки для участка непрямоугольной формы выполняют наложением прямоугольной сетки на весь релевантный участок дороги. Пример расположения расчетных точек на развилке дороги показан на рисунке 11. Шаг расчетных точек в продольном D и поперечном d направлениях сетки должен быть не более 1,5 м. Расчет освещенности проводят только в узлах сетки, лежащих внутри границ релевантного участка, помеченных на рисунке 11 знаком "x".
Рисунок 11
7.3.3 В расчет включают ОП, проекция которых на дорожную поверхность удалена от расчетной точки на расстояние не более 5-кратной высоты H расположения ОП.
7.4 Полуцилиндрическая освещенность в пешеходной зоне
7.4.1 Полуцилиндрическую освещенность в заданной точке пешеходной зоны определяют для следующих условий:
- расчетная точка расположена на высоте h = 1,5 м над уровнем дорожного покрытия на релевантном участке;
- задняя плоская поверхность расчетного полуцилиндра, проходящая через расчетную точку, как показано на рисунке 12, вертикальна и перпендикулярна главному направлению движения пешеходов, принятому для этого участка, как правило - продольное направление улицы.
1 - ОП; 2 - расчетная точка; 3 - расчетный полуцилиндр;
4 - плоскость падения света; I - направление силы света ОП
в расчетную точку; N - нормаль к задней плоской
поверхности полуцилиндра
Рисунок 12
7.4.2 Полуцилиндрическую освещенность Esc в заданной точке от единичного ОП рассчитывают по формуле
(34)
где - угол между плоскостью падения луча света от ОП и нормалью N, ...°, (рис. 12).
Значение I в направлении расчетной точки определяют по разделу 5 с заменой H на H-h.
7.4.3 Суммарную полуцилиндрическую освещенность Esc,P в расчетной точке P от ОП, включаемых в расчет (7.4.5), определяют по формуле
(35)
где Esc,k - освещенность в точке P от k-го ОП, определяемая по формуле (34).
7.4.4 Среднее значение полуцилиндрической освещенности в пешеходной зоне рассчитывают как среднее арифметическое значений полуцилиндрической освещенности в точках расчетного поля по формуле
(36)
где Esc,i - полуцилиндрическая освещенность в i-й расчетной точке, определяемая по формуле (33).
Направление нормали N к задней плоской поверхности полуцилиндра во всех точках расчетного поля выбирают одинаковым.
7.4.5 Минимальную полуцилиндрическую освещенность Esc,min определяют как наименьшую полуцилиндрическую освещенность среди всех точек расчетного поля.
7.4.6 В расчет включают ОП, проекция которых на горизонтальную расчетную плоскость, проходящую через расчетную точку, удалена от данной расчетной точки на расстояние не более 5-кратной высоты H-h расположения ОП над этой плоскостью.
7.4.7 Расчетное поле определяют с учетом геометрии релевантного участка пешеходной зоны.
7.5 Вертикальная освещенность на окне здания
7.5.1 Вертикальную освещенность в заданной расчетной точке на окне здания от единичного ОП (рисунок 13) определяют по формуле
(37)
где - угол между вертикальной плоскостью, содержащей падающий от ОП луч света, и нормалью к плоскости окна, ...°;
hP - высота расположения расчетной точки на окне относительно уровня дороги, м.
1 - ОП; 2 - расчетная точка; 3 - плоскость окна;
4 - плоскость падения света; I - направление силы света ОП
в расчетную точку; N - нормаль к плоскости окна
Рисунок 13
Значение I в направлении расчетной точки определяют по разделу 5 с заменой H на H-hP.
7.5.2 Расположение расчетных точек определяют для каждого окна, находящегося на релевантном участке стены здания. На рисунке 14 показан пример расположения расчетных точек, помеченных знаком "+".
Рисунок 14
7.5.3 Максимальную освещенность на окне здания определяют как наибольшую освещенность среди всех расчетных точек окна здания.
Приложение А
(справочное)
ПРИМЕР ФРАГМЕНТА I-ТАБЛИЦЫ В СИСТЕМЕ ФОТОМЕТРИРОВАНИЯ 
Значения силы света ОП в зависимости от значений углов C и приведены в таблице А.1.
Таблица А.1
Угол 
Сила света ОП, кд/клм, для угла C
10°
15°
...
...
...
80°
85°
90°
0,0°
260
260
260
260
260
260
260
2,5°
265
265
265
265
265
260
255
5,0°
255
260
255
255
245
240
235
7,5°
245
250
245
235
210
200
202
10,0°
230
230
225
215
168
156
157
...
...
...
80,0°
215
170
56
27
40
32
26
82,5°
65
50
23
11
10
9
10
85,0°
15
10
10
5
4
3
3
87,5°
10
10
7
2
2
1
2
90,0°
0
0
0
0
0
0
0
Примечание - Светораспределение ОП симметрично относительно плоскостей C0-180 и C270-90 (одного квадранта) и ограничено диапазоном углов 0° - 90° (нижней полусферой).
Приложение Б
(обязательное)
ТАБЛИЦЫ ЗНАЧЕНИЙ РЕДУЦИРОВАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЯРКОСТИ
Значения редуцированного показателя яркости дорожных покрытий r·104, ср-1, рассчитанные по ГОСТ 26824 в зависимости от материала покрытия, приведены в таблицах Б.1 - Б.5.
Таблица Б.1
Для мелкозернистого асфальтобетонного покрытия
r·104, ср-1, для угла 
10°
15°
20°
25°
30°
35°
40°
45°
60°
75°
90°
105°
120°
135°
150°
165°
180°
0
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
0,25
355
353
350
346
341
337
333
329
325
321
318
309
304
302
291
291
291
291
291
291
0,5
379
372
362
345
328
311
296
280
269
262
257
246
241
266
228
228
228
228
228
228
0,75
338
331
320
302
284
261
243
229
218
210
204
184
174
190
163
163
163
163
163
163
1
293
285
273
254
234
216
197
180
166
153
142
126
123
124
113
113
113
113
113
113
1,25
334
321
300
267
225
189
161
141
127
117
108
92
87
95
78
78
78
78
78
78
1,5
347
330
305
261
211
158
129
113
98
89
83
67
60
63
54
54
54
54
54
54
1,75
330
312
284
235
178
133
108
90
79
70
64
55
49
48
39
39
39
39
39
39
2
309
291
264
210
153
114
90
73
63
57
51
42
35
21
28
28
28
28
28
28
2,5
255
239
215
160
111
79
59
50
44
39
35
28
21
14
16
16
16
16
16
16
3
211
194
167
117
77
55
43
35
31
27
23
17
13
9
10
10
10
10
10
10
3,5
221
182
128
82
54
40
30
24
21
17
16
12
10
9
7
7
7
7
7
7
4
226
179
118
63
39
28
21
18
15
14
12
9
7
6
5
5
5
5
5
5
4,5
244
185
110
50
28
22
17
14
12
10
9
7
6
5
3
3
3
3
3
3
5
240
181
95
39
21
17
13
11
9
8
7
5
5
4
2
2
2
2
2
2
5,5
224
170
81
30
17
13
10
9
7
6
197
148
67
24
14
10
9
7
5
6,5
169
126
56
19
11
8
7
5
7
146
107
47
14
9
7
6
4
7,5
126
91
41
13
8
6
5
8
109
79
35
12
6
5
4
8,5
96
68
32
11
5
4
3
9
84
61
27
9
5
4
9,5
74
54
24
8
4
3
10
66
49
22
7
3
3
10,5
58
43
19
6
3
2
11
52
38
17
5
3
2
11,5
46
34
14
5
2
12
41
29
11
4
2
Таблица Б.2
Для шероховатого асфальтобетонного покрытия
r·104, ср-1, для угла 
10°
15°
20°
25°
30°
35°
40°
45°
60°
75°
90°
105°
120°
135°
150°
165°
180°
0
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
318
0,25
454
449
443
432
421
410
400
390
380
372
363
343
330
326
291
291
291
291
291
291
0,5
500
490
475
450
425
401
378
356
338
325
313
288
274
291
228
228
228
228
228
228
0,75
481
463
436
392
349
311
299
290
285
281
264
229
209
218
163
163
163
163
163
163
1
405
382
346
288
233
214
212
225
220
214
207
181
156
146
113
113
113
113
113
113
1,25
366
341
303
239
199
182
179
171
163
155
148
129
110
108
78
78
78
78
78
78
1,5
326
296
251
179
146
133
122
121
117
113
108
88
79
81
54
54
54
54
54
54
1,75
280
249
203
137
112
99
90
86
86
81
75
66
63
64
39
39
39
39
39
39
2
239
210
166
112
95
78
69
65
61
56
55
50
45
26
28
28
28
28
28
28
2,5
176
152
115
78
63
49
41
37
35
36
34
32
25
15
16
16
16
16
16
16
3
131
111
81
57
42
31
27
24
23
23
22
19
16
13
10
10
10
10
10
10
3,5
101
85
62
43
30
22
18
17
16
15
15
12
11
10
7
7
7
7
7
7
4
82
67
48
32
22
17
14
11
11
11
10
9
8
7
5
5
5
5
5
5
4,5
71
56
38
25
16
13
10
9
9
8
7
6
6
6
3
3
3
3
3
3
5
67
48
30
20
13
10
8
7
6
6
5
5
4
4
2
2
2
2
2
2
5,5
62
41
25
16
11
8
6
5
5
6
56
37
21
13
9
6
5
4
4
6,5
49
34
18
11
7
5
4
3
7
43
30
15
9
6
4
3
3
7,5
38
27
12
8
5
3
2
8
34
23
11
6
4
3
2
8,5
30
21
9
5
3
2
2
9
26
18
8
5
3
2
9,5
23
17
7
4
3
2
10
21
15
6
3
2
2
10,5
18
13
6
3
2
1
11
16
12
5
3
2
1
11,5
14
11
5
2
2
12
13
9
4
2
1
Таблица Б.3
Для осветленного асфальтобетонного покрытия с содержанием
дорсила 33%
r·104, ср-1, для угла 
10°
15°
20°
25°
30°
35°
40°
45°
60°
75°
90°
105°
120°
135°
150°
165°
180°
0
350
350
350
350
358
350
342
350
354
350
346
350
350
350
350
350
350
350
350
350
0,25
456
456
456
456
437
402
395
402
392
374
370
402
402
401
320
320
320
320
320
320
0,5
435
435
435
435
402
356
350
356
347
331
328
356
356
354
251
251
251
251
251
251
0,75
393
393
393
393
362
319
289
287
277
265
263
276
279
291
179
179
179
179
179
179
1
326
326
326
326
314
293
263
225
208
203
200
203
207
225
124
124
124
124
124
124
1,25
343
332
316
289
243
225
199
163
152
147
145
145
147
160
85
85
85
85
85
85
1,5
305
292
271
237
191
168
146
117
109
105
104
104
105
115
60
60
60
60
60
60
1,75
255
242
222
190
152
124
107
85
79
77
76
76
76
84
43
43
43
43
43
43
2
209
197
180
151
121
93
79
63
58
57
56
57
56
62
31
31
31
31
31
31
2,5
171
157
134
98
76
55
44
37
33
34
33
34
34
36
18
18
18
18
18
18
3
136
122
100
65
50
35
28
23
21
21
21
21
21
23
11
11
11
11
11
11
3,5
103
92
74
45
34
23
18
16
14
14
14
14
14
15
7
7
7
7
7
7
4
82
72
58
33
21
16
12
11
10
10
10
10
10
11
5
5
5
5
5
5
4,5
67
59
46
24
16
12
9
8
7
7
7
7
7
8
4
4
4
4
4
4
5
55
47
37
19
12
9
7
6
6
6
6
6
6
6
3
3
3
3
3
3
5,5
45
39
30
14
9
7
5
5
4
6
46
39
28
11
6
6
4
4
3
6,5
47
39
28
9
5
5
3
3
7
45
38
26
7
4
4
3
3
7,5
42
35
24
6
3
3
2
8
39
32
22
5
3
3
2
8,5
35
29
20
4
2
2
2
9
32
26
18
4
2
2
9,5
29
24
16
3
2
2
10
26
21
14
3
2
1
10,5
23
19
13
2
1
1
11
21
17
12
2
1
1
11,5
19
16
10
2
1
12
17
14
9
2
1
Таблица Б.4
Для осветленного асфальтобетонного покрытия с содержанием
дорсила 38%
r·104, ср-1, для угла 
10°
15°
20°
25°
30°
35°
40°
45°
60°
75°
90°
105°
120°
135°
150°
165°
180°
0
477
477
477
477
477
477
477
477
477
477
477
477
470
477
477
477
477
477
477
477
0,25
626
621
613
599
588
573
559
546
533
519
506
463
441
490
436
436
436
436
436
436
0,5
554
549
542
531
534
528
499
472
452
432
420
382
363
405
342
342
342
342
342
342
0,75
497
494
489
481
446
443
413
373
348
328
314
285
278
316
244
244
244
244
244
244
1
416
414
411
405
387
360
329
293
267
248
234
203
207
236
169
169
169
169
169
169
1,25
467
448
421
375
310
280
252
222
201
184
171
147
148
170
116
116
116
116
116
116
1,5
425
403
370
315
251
214
192
167
150
136
127
108
107
123
81
81
81
81
81
81
1,75
360
339
308
256
203
165
146
127
114
103
95
81
79
91
58
58
58
58
58
58
2
297
278
251
205
165
127
113
97
87
78
72
61
59
68
43
43
43
43
43
43
2,5
260
236
200
141
106
78
65
59
52
47
44
38
36
42
24
24
24
24
24
24
3
212
190
156
99
73
50
42
37
33
30
28
25
24
27
15
15
15
15
15
15
3,5
165
146
118
70
51
34
28
25
22
20
19
17
16
19
10
10
10
10
10
10
4
143
125
97
51
32
24
18
17
16
14
13
12
12
14
7
7
7
7
7
7
4,5
129
110
83
38
24
17
13
13
11
11
10
9
9
10
5
5
5
5
5
5
5
111
94
70
29
18
13
10
9
9
8
8
7
7
8
4
4
4
4
4
4
5,5
94
79
58
23
14
10
8
7
7
6
86
73
52
18
7
8
6
6
5
6,5
80
67
47
15
6
6
5
5
7
73
61
42
12
5
5
4
4
7,5
65
54
38
10
4
4
3
8
58
48
33
8
3
3
3
8,5
52
43
30
7
3
3
2
9
46
38
26
6
2
2
9,5
41
34
23
5
2
2
10
37
30
21
4
2
2
10,5
33
27
18
4
2
2
11
30
24
16
3
1
1
11,5
26
22
15
3
1
12
23
19
13
3
1
Таблица Б.5
Для осветленного асфальтобетонного покрытия с содержанием
дорсила 43%
r·104, ср-1, для угла 
10°
15°
20°
25°
30°
35°
40°
45°
60°
75°
90°
105°
120°
135°
150°
165°
180°
0
541
541
541
541
541
541
541
541
541
541
545
541
541
541
541
541
541
541
541
541
0,25
576
576
576
576
572
573
573
575
575
575
565
547
547
548
494
494
494
494
494
494
0,5
631
621
605
578
562
555
537
524
524
524
515
499
499
503
387
387
387
387
387
387
0,75
638
619
591
545
499
485
459
432
417
416
409
399
399
397
277
277
277
277
277
277
1
563
542
512
461
423
394
364
338
318
304
295
293
293
293
191
191
191
191
191
191
1,25
683
628
545
407
337
304
278
254
235
221
214
212
212
212
132
132
132
132
132
132
1,5
640
579
487
333
268
232
210
190
174
161
156
154
154
154
92
92
92
92
92
92
1,75
550
493
408
266
213
177
159
143
130
119
115
113
113
113
66
66
66
66
66
66
2
457
408
334
211
171
136
122
109
99
90
86
85
85
85
48
48
48
48
48
48
2,5
423
366
281
139
97
83
71
65
59
53
51
50
50
50
28
28
28
28
28
28
3
356
304
225
94
65
53
45
41
37
34
32
32
32
32
17
17
17
17
17
17
3,5
280
237
173
66
45
36
30
28
25
22
21
21
21
21
11
11
11
11
11
11
4
222
187
135
48
19
25
20
19
17
16
15
15
15
15
8
8
8
8
8
8
4,5
178
150
107
36
15
18
15
14
12
11
11
11
11
11
6
6
6
6
6
6
5
143
120
85
27
11
14
11
10
9
9
8
8
8
8
4
4
4
4
4
4
5,5
116
97
69
21
9
11
9
8
7
6
102
85
60
17
4
8
7
6
6
6,5
92
76
53
14
3
7
5
5
7
82
68
47
11
3
5
4
4
7,5
72
60
41
9
3
4
4
8
64
52
36
8
2
4
3
8,5
56
46
31
7
2
3
2
9
50
41
28
6
2
3
9,5
44
36
24
5
1
2
10
39
32
22
4
1
2
10,5
35
29
19
4
1
2
11
31
25
17
3
1
1
11,5
28
23
15
3
1
12
24
20
13
3
1