Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М: ИПК Издательство стандартов, 2003.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утратил силу с 1 февраля 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 18.07.2017 N 708-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 33997-2016.

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст, введено в действие с 1 июля 2012 года.
Название документа
"ГОСТ Р 52033-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27.03.2003 N 100-ст)
(ред. от 02.05.2012)

"ГОСТ Р 52033-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27.03.2003 N 100-ст)
(ред. от 02.05.2012)


Содержание


Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта России
от 27 марта 2003 г. N 100-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Motor vehicles with petrol engines.
Emission of the exhaust gas pollutants.
Norms and methods of the control
for estimation of technical condition
ГОСТ Р 52033-2003
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
Группа Д24
ОКС 43.060;
ОКП 45 1000
Дата введения
1 января 2004 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий , , , , , <*>, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.
--------------------------------
<*> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).
Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
2. Нормативные ссылки
(раздел 2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
3. Определения и обозначения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:
3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.
3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
3.3. Коэффициент избытка воздуха, : безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
3.5. Экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
(п. 3.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
3.6. Изготовитель: лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
(п. 3.6 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.
3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
4. Нормативные значения содержания загрязняющих
веществ и коэффициента избытка воздуха
4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной () и повышенной () частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
- значение , не должно превышать:
для автомобилей категорий и ,
для автомобилей остальных категорий;
- значение устанавливают в пределах:
для автомобилей категории и , не оборудованных системами нейтрализации;
для автомобилей категории и , оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
┌─────────────────────────────┬─────────────┬───────────┬────────┬────────┐
│Категории и комплектация <1> │Дата выпуска │ Обороты │Объемная│Объемная│
│ транспортных средств │ │ холостого │доля CO,│доля CH,│
│ (экологический класс) <2> │ │ хода │ % │ -1 │
│ │ │ │ │ млн │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N │До 31.12.1986│Минимальные│ 4,5 │ - │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N │С 01.01.1987 │Минимальные│ 3,5 │ 1200 │
│ 1 1 │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│ │ │Повышенные │ 2,0 │ 600 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M , M , N и N │С 01.01.1987 │Минимальные│ 3,5 │ 2500 │
│ 2 3 2 3 │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│ │ │Повышенные │ 2,0 │ 1000 │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N , оснащенные системами│С 01.01.2007 │Минимальные│ 0,5 │ - │
│ 1 1 │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│нейтрализации отработавших │ │Повышенные │ 0,3 │ 100 │
│газов <3> (экологические │ │ │ │ │
│классы 2, 3, 4) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M , M , N и N , оснащенные │С 01.01.2007 │Минимальные│ 0,5 │ - │
│ 2 3 2 3 │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│системами нейтрализации отра-│ │Повышенные │ 0,3 │ 200 │
│ботавших газов <3> (экологи- │ │ │ │ │
│ческие классы 2, 3, 4) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N , оснащенные системами│С 01.01.2013 │Минимальные│ 0,3 │ - │
│ 1 1 │ ├───────────┼────────┼────────┤
│нейтрализации отработавших │ │Повышенные │ 0,2 │ 100 │
│газов <3> (экологические │ │ │ │ │
│классы 4 и выше) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M , M , N и N , оснащенные │С 01.01.2013 │Минимальные│ 0,3 │ - │
│ 2 3 2 3 │ ├───────────┼────────┼────────┤
│системами нейтрализации отра-│ │Повышенные │ 0,2 │ 200 │
│ботавших газов <3> (экологи- │ │ │ │ │
│ческие классы 4 и выше) │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┴─────────────┴───────────┴────────┴────────┤
│ <1> В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает│
│штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов│
│загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое│
│содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений│
│коэффициента избытка воздуха лямбда. │
│ <2> Экологическая классификация автомобилей в соответствии с│
│Приложением Г. │
│ <3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены│
│в 4.3 и 6.4.3. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
(п. 4.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
4.3. Значение коэффициента избытка воздуха в режиме холостого хода на у автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха должно быть от 0,97 до 1,03.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).
5. Требования к техническому состоянию систем
автомобиля и двигателя
5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Система автомобиля
Требования к техническому состоянию
Система выпуска
отработавших газов
Комплектность (отсутствие элементов системы
выпуска не допускается); герметичность
(отсутствие механических пробоев и сквозной
коррозии; при работе двигателя на холостом
ходу в соединениях и элементах системы выпус-
ка отработавших газов не должно быть утечек,
а для автомобилей, оборудованных системой
нейтрализации отработавших газов, не допуска-
ются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)
Система нейтрали-
зации отработавших
газов и другое
оборудование для
снижения вредных
выбросов
Комплектность (отсутствие или несоответствие
эксплуатационным документам элементов системы
нейтрализации, системы улавливания паров
топлива, рециркуляции отработавших газов,
экономайзера принудительного холостого хода и
т.п. не допускается)
Система
вентиляции картера
Комплектность; герметичность (рассоединение
трубок в системе вентиляции картера двигате-
ля, утечка картерных газов через различные
неплотности в атмосферу не допускаются)
Встроенная систе-
ма диагностирова-
ния двигателя
Функционирование диагностического индикатора
соответствует исправной работе двигателя
и его систем (диагностический индикатор
при работе двигателя выключен)
Система питания
Комплектность (отсутствие или несоответствие
элементов системы питания эксплуатационным
документам не допускается);
герметичность (подтекание бензина не
допускается)
(позиция введена Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от
02.05.2012 N 63-ст)
5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.
6. Методы измерений
6.1. Общие требования
6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:
- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке [1].
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя прибора.
6.2. Подготовка к проведению измерений
6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.
6.2.3. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";
- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).
(п. 6.2.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов
6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до и работают в этом режиме не менее 15 с;
- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;
- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов
6.4.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и . Содержание должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до , выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 - 5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха ;
- устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме .
6.4.3. На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Примечания. 1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.
2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).
6.5. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.
(п. 6.5 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
7. Требования безопасности
(раздел 7 введен Изменением N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
7.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
7.2. При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Приложение А
(рекомендуемое)
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ
НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА
Проверки могут быть проведены:
- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
- при сертификационных испытаниях;
- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
Приложение Б
(обязательное)
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ
Б.1. Метрологические и технические характеристики газоанализаторов
Б.1.1. Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания CO, CH, диоксида углерода и кислорода , для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0.
(п. Б.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
Б.1.2. Применяют для измерения содержания:
- СО, СН и в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии;
- - электрохимический сенсор.
Б.1.3. Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, и , должны соответствовать по метрологическим характеристикам приборам классов 00; 0 или I в соответствии с классификацией, изложенной в [2].
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.
Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.
Таблица Б.1
┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│ Класс │ Диапазон измерений, объемная доля │
│прибора ├──────────────┬────────────┬───────────┬───────────────┤
│ │ │ │ │ -1 │
│ │ СО, % │ СО , % │ 0 , % │ СН, млн │
│ │ │ 2 │ 2 │ │
├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤
│00; 0; I│ 0 - 5 │ 0 - 16 │ 0 - 21 │ 0 - 2000 │
│(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012│
│N 63-ст) │
├────────┼──────────────┼────────────┼───────────┼───────────────┤
│Позиция исключена с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв.│
│Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст. │
└────────┴──────────────┴────────────┴───────────┴───────────────┘
Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной () или относительной () погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.
Таблица Б.2
(таблица Б.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
┌────────┬──────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ Класс │ Погрешность │ Пределы допускаемой погрешности <1> │
│прибора │ ├──────────┬─────────┬─────────┬─────────┤
│ │ │ CO │ CO │ O │ CH │
│ │ │ │ 2 │ 2 │ │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 00 │Абсолютная <2>│ +/- 0,02 │ +/- 0,3 │ +/- 0,1 │ +/- 4 │
│ ├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/- 5% │ +/- 5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ 0 │Абсолютная <2>│ +/- 0,03 │ +/- 0,5 │ +/- 0,1 │ +/- 10 │
│ ├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/- 5% │ +/- 5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
├────────┼──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ I │Абсолютная <2>│ +/- 0,06 │ +/- 0,5 │ +/- 0,1 │ +/- 12 │
│ ├──────────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│ │Относительная │ +/- 5% │ +/- 5% │ +/- 5% │ +/- 5% │
├────────┴──────────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┤
│ <1> Абсолютная или относительная, что больше. │
│ <2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида│
│углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах,│
│объемной доли углеводородов - в миллионных долях. │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;
- относительная влажность - не более 85% без конденсации;
- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;
- напряжение питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального напряжения;
- частота тока - +/- 2% от номинальной частоты;
- напряжение аккумулятора автомобиля:
- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.
(п. Б.1.7 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
Б.1.8. Исключен с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.
Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент по формуле
, (1)
где [], [СО], [] - объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода соответственно, %;
- отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине, = 1,7261;
- отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода в бензине, = 0,0176;
- поправочный коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан. = , если сумма углеводородов выражена в объемных долях () гексана. Значение может быть уточнено изготовителем прибора;
[СН] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, .
Б.1.10. Время установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:
- 30 - для каналов измерения СО, и СН;
- 60 - для канала измерения .
Б.1.11. Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных долей:
- для четырехканальных газоанализаторов:
СО - 0,3% - 5%;
- 4% - 16%;
СН - 100 - 2000 ;
- 0,5% - 20,9%;
газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);
- для двухканальных газоанализаторов:
СО - 0,5% - 7%;
- 4% - 16%;
СН - 100 - 2500 ;
газ-разбавитель - азот или воздух.
Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.
Б.2. Требования к тахометрам
Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200 и от 0 до 6000 с погрешностью не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.
Б.3. Требования к измерителям температуры масла
Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.
Приложение В
(рекомендуемое)
ФОРМА ЖУРНАЛА ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ
НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ
В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ
(Приложение В в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
┌────┬───────┬────────┬────┬─────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────┐
│Дата│Модель │Государ-│Дата│ Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, │Подпись│Зак- │
│про-│авто- │ственный│вы- │ -1 │прово- │люче-│
│вер-│мобиля,│реги- │пус-│ %, углеводородов, млн и значение лямбда │дившего│ние │
│ки │эколо- │страци- │ка ├──────────────────────────┬──────────────────────────┤провер-│ │
│ │гичес- │онный │ │ Нормативные требования │ Результаты измерения │ку │ │
│ │кий │знак │ ├─────────┬─────────┬──────┼─────────┬─────────┬──────┤ │ │
│ │класс │ │ │ CO │ CH │лямбда│ CO │ CH │лямбда│ │ │
│ │ │ │ ├────┬────┼────┬────┼──────┼────┬────┼────┬────┼──────┤ │ │
│ │ │ │ │n │n │n │n │ n │n │n │n │n │ n │ │ │
│ │ │ │ │ мин│ пов│ мин│ пов│ пов │ мин│ пов│ мин│ пов│ пов │ │ │
├────┼───────┼────────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼───────┼─────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ 15 │ 16 │
├────┼───────┼────────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼───────┼─────┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┴───────┴────────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┴────┴────┴────┴────┴──────┴───────┴─────┤
│ Примечание. Измеренные концентрации CO и CH в отработавших газах │
│автомобилей (а также значения лямбда) фиксируются в графах 10 - 14. Если │
│эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 делается │
│запись - "норма". При превышении любого из указанных нормативов в │
│графе 16 делается запись "не соответствует" и автомобиль должен быть │
│подвергнут регулировке или ремонту для устранения неисправностей, │
│вызывающих повышенные выбросы. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение Г
(справочное)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ
(Приложение Г в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г.1
┌─────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│Экологический│ Категории автотранспортных │ Выполняемые требования │
│ класс │ средств, оснащенных │ к предельному содержанию │
│ │ искровыми (бензиновыми) │ вредных (загрязняющих) │
│ │ двигателями │ веществ │
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 2 │ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],│
│ │ 1 2 │уровень выбросов B │
│ │не более 3,5 т │ │
│ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],│
│ │ 1 │уровень выбросов B, или CO -│
│ │ │55 г/кВт.ч, CH - 2,4 │
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │ │10 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4] (испытательный цикл ESC)│
│ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 │
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │3,5 т, M , M , N и N │ x │
│ │ 2 3 2 3 │10 г/кВт.ч при испытании по │
│ │ │Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4]
│ │ │(испытательный цикл ESC) │
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 3 │ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1 2 │уровень выбросов A │
│ │не более 3,5 т │ │
│ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1 │уровень выбросов A, или CO -│
│ │ │20 г/кВт.ч, CH - 1,1 │
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │ │7 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4] (испытательный цикл ESC)│
│ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 │
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │3,5 т, M , M , N и N │ x │
│ │ 2 3 2 3 │7 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4] (испытательный цикл ESC)│
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 4 │ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1 2 │уровень выбросов B │
│ │не более 3,5 т │ │
│ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ N │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],│
│ │ 1 │уровень выбросов B, или CO -│
│ │ │4 г/кВт.ч, CH - 0,55 │
│ │ │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │ │2 г/кВт.ч при испытании │
│ │ │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 │
│ │ │[4] (испытательный цикл ESC)│
│ ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ │ M максимальной массой свыше │CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 │
│ │ 1 │г/кВт.ч, окислов азота NO -│
│ │ │ x │
│ │3,5 т, M , M , N и N │2 г/кВт.ч при испытании │
│ │ 2 3 2 3 │по Правилам ЕЭК ООН N 49-03│
│ │ │[4] (испытательный цикл ESC)│
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│ 5 │ M и M максимальной массой │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6]
│ │ 1 2 │ │
│ │не более 3,5 т, N │ │
│ │ 1 │ │
└─────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────┘
БИБЛИОГРАФИЯ
(раздел введен Изменением N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] OIMLR 99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)
[3] Правила ЕЭК ООН N 83-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[4] Правила ЕЭК ООН N 49-03 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН N 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[6] Правила ЕЭК ООН N 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя