Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2006
Примечание к документу
Документ включен в
Перечень документов в области стандартизации и иных документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утв.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (
Приказ Росстандарта от 07.12.2011 N 6364).
Введен в действие с 1 января 2007 года.
Название документа
"ГОСТ Р ИСО 6216-2005. Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства. Классификация и основные требования"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.12.2005 N 396-ст)
"ГОСТ Р ИСО 6216-2005. Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства. Классификация и основные требования"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.12.2005 N 396-ст)
Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 28 декабря 2005 г. N 396-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДОСТРОЕНИЕ.
ВНУТРЕННЕЕ СУДОХОДСТВО
ЛОЦМАНСКИЕ ПЛАВСРЕДСТВА
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ISO 6216:1980
Shipbuilding. Inland navigation. Pilot craft.
Classification and basic requirements
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 6216-2005
Дата введения
1 января 2007 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
1. Подготовлен Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 "Судостроение".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. N 396-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6216:1980 "Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства. Классификация и основные требования" (ISO 6216:1980 "Shipbuilding - Inland navigation - Pilot craft - Classification and basic requirements").
5. Введен впервые.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию самоходных плавучих средств (далее - плавсредств), применяемых для лоцманского обслуживания транспортных судов в закрытых бассейнах, устьевых участках рек и на открытых морских рейдах, а также требования, предъявляемые к ним.
Стандарт разработан в целях содействия сектору международной торговли, который развивается с применением транспортных судов, для улучшения условий труда и повышения техники безопасности на водном транспорте, а также унификации ряда терминов, используемых при проектировании и эксплуатации судов служебно-вспомогательного флота.
Плавсредства, используемые в основном для проводки транспортных судов методом лидирования, по усмотрению компетентных органов могут освобождаться от выполнения требований, устанавливаемых настоящим стандартом, полностью или частично.
Возможность и объем применения требований стандарта к лоцманским плавсредствам, плавающим под военно-морским флагом, определяется компетентными органами.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р ИСО 6217. Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства. Отличительная окраска и надписи.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Лоцманские суда (pilot ships): плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которых позволяют им осуществлять доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов в районах, удаленных от берега более чем на 20 миль, непосредственно с борта на борт или с помощью лоцманских ботов.
3.2. Лоцманские катера (pilot launches): плавсредства с механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которых позволяют им производить доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов непосредственно с борта на борт в пределах 20-мильной зоны.
3.3. Лоцманские боты (pilot boats): плавсредства с механическим двигателем, которые могут быть принадлежностью лоцманского судна. Они служат для доставки лоцмана на расстояния до 5 миль, считая от лоцманского судна или от берега.
4.1. В зависимости от водоизмещения при полных запасах воды, топлива и масла, с полным составом экипажа и лоцманов на борту все плавсредства, предназначенные для доставки лоцманов, делятся на три типа согласно таблице 1.
Таблица 1
Классификация лоцманских плавсредств
Тип | Наименование | Водоизмещение, т |
I II III | Лоцманские боты Лоцманские катера Лоцманские суда | D <= 10 10 < D <= 250 D > 250 |
4.2. В зависимости от географических условий эксплуатации (климатических зон), определяющих исполнение судовых механизмов, состав оборудования и обустройство жилых помещений, лоцманские плавсредства подразделяют на три группы:
A - для полярных районов;
B - для районов средних широт;
C - для районов тропиков.
5. Требуемые характеристики
5.1. Все лоцманские плавсредства должны иметь скорость, достаточную для эффективного выполнения всех операций, связанных с проводкой транспортных судов в районе их службы.
5.2. Суда и катера должны иметь период качки не менее:
- суда - 9 с;
- катера - 6 с.
Плавсредства, собственные характеристики которых не обеспечивают этих параметров, должны быть оборудованы устройствами, повышающими плавность качки (успокоителями, стабилизаторами, скуловыми килями и т.д.). Остойчивость лоцманских плавсредств всех типов должна удовлетворять требованиям компетентных органов.
5.3. Плавсредства всех типов должны обеспечивать безопасный прием - высадку лоцмана при высоте волны до 3,5 м.
6. Конструкции, оборудование и снабжение
6.1. В дополнение к средствам радиосвязи, предписанным компетентными органами для обеспечения безопасности мореплавания, все лоцманские средства должны быть оборудованы стационарными или переносными ультракоротковолновыми радиостанциями, обеспечивающими связь по международным каналам с обслуживаемыми судами и лоцманскими станциями. Лоцманские суда должны иметь основную и запасную ультракоротковолновую радиостанции.
6.2. Суда и катера группы A должны иметь:
a) эффективные средства для борьбы с обледенением окон рубки, антенны РЛС и радиосвязи, а также площадки для передачи и приема лоцмана;
b) РЛС с предельно малой мертвой зоной, причем на судах рекомендуется устанавливать две РЛС - основную и резервную;
c) специальные прожекторы с противотуманными светофильтрами.
Примечание. Для ботов требования настоящего пункта - рекомендуем.
6.3. Лоцманские плавсредства группы A должны иметь ледовые усиления, категория которых определяется компетентными органами, исходя из условий ледовой обстановки, типичной для района эксплуатации данного плавсредства.
Необходимость ледового усиления плавсредств группы B устанавливается компетентными органами.
6.4. Лоцманские боты группы A должны оборудоваться двигателями, легко запускаемыми при минусовых температурах.
6.5. Элементы якорного устройства лоцманских судов в связи с их частой постановкой на якорь должны иметь повышенную прочность исходя из того, что калибр цепей должен приниматься на 10% больше по сравнению с тем, который требуется правилами классификационных обществ для других судов таких же размерений.
6.6. Конструкция механизированных лоцманских подъемников, которыми могут оборудоваться суда и катера, должна обеспечивать их эффективное и безопасное использование в условиях вибрации, качки и гидрометеорологических факторов, при которых допускается эксплуатация судна или катера в данном районе.
Подъемник должен располагаться возможно ближе к плоскости мидельшпангоута, где амплитуда килевой качки минимальна, и так, чтобы площадка (кабина) с лоцманом постоянно находилась в поле зрения вахтенного штурмана.
6.7. Для обеспечения видимости из рубки лоцманского судна, катера или бота борта обслуживаемого судна при передаче лоцмана, в подволоке рубки должны устанавливаться иллюминаторы соответствующей конструкции.
6.8. Для трансляции команд сигналов суда и катера должны оборудоваться громкоговорителями, обеспечивающими достаточную слышимость подаваемых команд с носа, с кормы и по бортам.
6.9. Состав спасательных средств должен определяться с учетом, что все лоцманы, которые могут находиться одновременно на судне или катере, являются членами их команды.
6.10. Лоцманские суда и катера должны иметь повышенные маневренные качества. В этих целях рекомендуется оборудовать их двухвальными силовыми установками с винтом регулируемого шага (ВРШ), дизель-электрическими установками, обеспечивающими возможность самого малого хода, поворотными насадками или винторулевыми колонками.
6.11. Для обеспечения швартовки к высокобортным судам на катерах и ботах должны устанавливаться киповые планки, конструкция которых допускает отклонение швартовного троса в направлении, близком к вертикальному.
Места установки киповых планок должны выбираться так, чтобы натяжение швартовного троса не приводило к созданию кренящих моментов, опасных для остойчивости.
6.12. Для обеспечения безопасности лоцмана при высадке-приеме при волнении носовая часть палубы катеров должна быть максимально свободной от оборудования и иметь нескользящее покрытие.
Устанавливаемый на палубе бота в районе приема лоцмана штанга-поручень должен находиться по возможности ближе к диаметральной плоскости. При установке по бортам штанга-поручень должен отстоять от борта на расстоянии, обеспечивающем безопасность лоцмана при крене бота и возможность схватиться за поручень в то время, когда он другой рукой держится за забортный трал.
Площадь палубы в носовой оконечности катера и бота должна быть достаточной для приема лоцмана с забортного трапа и с платформы подъемника.
6.13. Для безопасного перемещения лоцмана по катеру вдоль борта на палубе (с каждого борта) должен быть проход шириной не менее 600 мм с поручнем по надстройке.
6.14. Оборудование помещений для экипажа и лоцмана должно соответствовать требованиям компетентных органов к оборудованию судов, постоянно эксплуатируемых в данной климатической зоне.
6.15. Все плавсредства должны оборудоваться эластичными (надувными) или другими кранцами одобренного типа и привальными брусьями, эффективно смягчающими удары о корпус транспортного судна.
6.16. Место, с которого осуществляется посадка лоцмана, должно быть освещено таким образом, чтобы свет не слепил лоцмана, рулевое судно, принимающее лоцмана, и членов команды, обслуживающей устройство для спуска и подъема (для ботов требования настоящего пункта - рекомендуем).
6.17. Кроме общих огней, несение которых обязательно по правилам судоходства в данном районе, и специальных, предусмотренных Международными правилами предупреждения столкновения судов (МППСС-72), лоцманские плавсредства должны иметь унифицированные сигнальные огни (для дневного времени - знаки), обозначающие: "сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами". В любом случае, независимо от того, сколько лоцманов находится на борту плавсредства, в дневное время суток на нем должен быть поднят флаг "H" Международного свода сигналов, обозначающий: "на борту лоцман".
6.18. Все лоцманские плавсредства, периодически или постоянно используемые для проводки судов методом лидирования, должны иметь огни, указанные в
6.17, а также дополнительные специальные, установленные по унифицированной схеме так, чтобы их свет направлялся только в корму в пределах сектора кормового огня.
Все лоцманские плавсредства должны иметь специальную окраску корпуса и надстройки, отличающую их от судов других типов, и унифицированные надписи международного образца в соответствии с
ГОСТ Р ИСО 6217.