Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2011
Примечание к документу
О применении данного документа см. Письмо Росавтодора от 24.01.2018 N 02-32/2322.

Документ введен в действие с 1 сентября 2011 года.
Название документа
"ГОСТ Р 54305-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.02.2011 N 18-ст)


"ГОСТ Р 54305-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.02.2011 N 18-ст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Росстандарта
от 24 февраля 2011 г. N 18-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
General-use automobile roads. Horizontal illumination
from artificial lighting. Technical requirements
ГОСТ Р 54305-2011
Группа Д22
ОКС 93.080
ОКП 52100
Дата введения
1 сентября 2011 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью Научно-практический центр "М-Дорконтроль" (ООО НПЦ "М-Дорконтроль").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 февраля 2011 г. N 18-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на горизонтальную освещенность от вновь устраиваемого искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования и устанавливает технические требования к ней.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 54308-2011. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Методы контроля.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1. Горизонтальная освещенность (E, лк): отношение светового потока, падающего на элемент поверхности к площади этого элемента.
3.2. Средняя горизонтальная освещенность (, лк): горизонтальная освещенность, усредненная по площади освещаемого участка.
3.3. Максимальная горизонтальная освещенность (, лк): горизонтальная освещенность, где достигается максимальный уровень освещенности.
Примечание. Максимальная горизонтальная освещенность определяется непосредственно под светильником.
3.4. Коэффициент равномерности освещенности (): Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части, выраженная отношением максимальной горизонтальной освещенности к средней.
4. Технические требования
4.1. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия проезжей части автомобильных дорог должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
┌──────────────────┬─────────────┬────────────────────┬───────────────────┐
│ Класс │ Категория │ Максимальная │ Средняя │
│ автомобильной │автомобильной│ горизонтальная │ горизонтальная │
│ дороги │ дороги │ освещенность E │ освещенность E │
│ │ │ max │ ср │
│ │ │ покрытия проезжей │ покрытия проезжей │
│ │ │части, не менее, лк │части, не менее, лк│
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ Автомагистраль │ IА │ 30 │ 20 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│Скоростная дорога │ IБ │ 30 │ 15 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ Дорога обычного │ IВ, II │ 25 │ 10 │
│типа (нескоростная├─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ дорога) │ III │ 20 │ 8 │
│ ├─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ │ IV, V │ 15 │ 8 │
├──────────────────┴─────────────┴────────────────────┴───────────────────┤
│ Примечание. Техническая классификация автомобильных дорог общего│
│пользования приведена в соответствии с ГОСТ Р 52398. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.2. Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям к коэффициентам равномерности освещенности, указанным в таблице 2.
Таблица 2
┌──────────────────────┬───────────────────────┬──────────────────────────┐
│ Класс автомобильной │Категория автомобильной│Коэффициент равномерности │
│ дороги │ дороги │освещенности K , не более│
│ │ │ ро │
├──────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────────┤
│ Автомагистраль │ IА │ 3 │
├──────────────────────┼───────────────────────┤ │
│ Скоростная дорога │ IБ │ │
├──────────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────────┤
│ Дорога обычного типа │ IВ, II │ 4 │
│(нескоростная дорога) ├───────────────────────┼──────────────────────────┤
│ │ III │ 5 │
│ ├───────────────────────┼──────────────────────────┤
│ │ IV, V │ 7 │
└──────────────────────┴───────────────────────┴──────────────────────────┘
4.3. Средняя горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия проезжей части в пределах пересечений автомобильных дорог должна соответствовать нормативным требованиям, указанным в таблице 1 для соответствующей категории основной автомобильной дороги и не менее 10 лк - на съездах и примыканиях.
4.4. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия тротуаров должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
┌──────────────────┬─────────────┬────────────────────┬───────────────────┐
│ Класс │ Категория │ Максимальная │ Средняя │
│ автомобильной │автомобильной│ горизонтальная │ горизонтальная │
│ дороги │ дороги │ освещенность E , │ освещенность E │
│ │ │ max │ ср │
│ │ │ не менее, лк │покрытия тротуаров,│
│ │ │ │ не менее, лк │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ Автомагистраль │ IА │ 12 │ 6 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│Скоростная дорога │ IБ │ 8 │ 4 │
├──────────────────┼─────────────┼────────────────────┼───────────────────┤
│ Дорога обычного │IВ, II, III, │ 6 │ 2 │
│типа (нескоростная│ IV, V │ │ │
│ дорога) │ │ │ │
└──────────────────┴─────────────┴────────────────────┴───────────────────┘
4.5. Средняя горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия пешеходных дорожек должна быть не менее 4 лк, максимальная - не менее 8 лк.
4.6. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения внеуличных пешеходных переходов должна соответствовать значениям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
┌────────────────────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐
│ Освещаемый объект │ Максимальная │ Средняя │
│ │ горизонтальная │ горизонтальная │
│ │освещенность E , │ освещенность E , │
│ │ max │ ср │
│ │ не менее, лк │ не менее, лк │
├────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Надземный пешеходный переход │ 25 │ 10 │
├────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Тоннель подземного пешеходного │ │ │
│перехода: │ │ │
│ - в светлое время суток │ 130 │ 100 │
│ - в темное время суток │ 70 │ 50 │
├────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Лестницы подземных пешеходных │ 30 │ 20 │
│переходов вечером и ночью │ │ │
├────────────────────────────────┴───────────────────┴────────────────────┤
│ Примечание. Светлое время суток характеризуется значением│
│естественной горизонтальной освещенности не менее 10 лк, темное время│
│суток - значением естественной горизонтальной освещенности равным или│
│менее 10 лк. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.7. Посадочные площадки остановок общественного транспорта на дорогах всех категорий должны иметь среднюю горизонтальную освещенность не менее 10 лк, максимальную - не менее 20 лк.
4.8. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия площадок для стоянки автомобилей должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
┌──────────────────┬─────────────┬──────────────────┬─────────────────────┐
│ Класс │ Категория │ Максимальная │ Средняя │
│ автомобильной │автомобильной│ горизонтальная │ горизонтальная │
│ дороги │ дороги │освещенность E ,│ освещенность E │
│ │ │ max │ ср │
│ │ │ не менее, лк │покрытия площадок для│
│ │ │ │стоянки, не менее, лк│
├──────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│ Автомагистраль │ IА │ 12 │ 6 │
├──────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│Скоростная дорога │ IБ │ 8 │ 4 │
├──────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│ Дорога обычного │IВ, II, III, │ 6 │ 2 │
│типа (нескоростная│ IV, V │ │ │
│ дорога) │ │ │ │
└──────────────────┴─────────────┴──────────────────┴─────────────────────┘
5. Методы контроля
Контроль параметров горизонтальной освещенности от искусственного освещения покрытия проезжей части автомобильных дорог, приведенных в настоящем стандарте, проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54308.