Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000
Примечание к документу
Отдельные положения данного документа включены в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.03.2021 N 28).

Отдельные положения данного документа включены в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823).

Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности машин и оборудования, а также для осуществления оценки соответствия (Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2010 N 1328-р).

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Документ введен в действие с 1 июля 2000 года.
Название документа
"ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292-96). Государственный стандарт Российской Федерации. Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28.10.1999 N 371-ст)


"ГОСТ Р 51348-99 (ИСО 6292-96). Государственный стандарт Российской Федерации. Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28.10.1999 N 371-ст)


Содержание


Принят и введен в действие
Постановлением Госстандарта
России
от 28 октября 1999 г. N 371-ст
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ
СИСТЕМЫ ТОРМОЗНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Powered industrial trucks and tractors. Brake performance
and component strength
ГОСТ Р 51348-99
(ИСО 6292-96)
Группа Г86
ОКС 53.060
ОКП 34 5310
45 2700
Дата введения
1 июля 2000 года
Предисловие
1. Разработан и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 "Безрельсовый электрифицированный транспорт".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28 октября 1999 г. N 371-ст.
3. Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением последнего абзаца 3.2, представляют собой аутентичный текст ИСО 6292:1996(Е) "Машины напольного транспорта. Технические характеристики тормозной системы и прочность ее элементов".
4. Введен впервые.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на погрузчики, штабелеры, тележки, тягачи с электроприводом или с двигателем внутреннего сгорания (далее - машины) номинальной грузоподъемностью до 50000 кг включительно или номинальным тяговым усилием до 20000 Н включительно, управляемые водителем в положении сидя, стоя или идущим рядом с машиной.
Стандарт устанавливает рабочие характеристики и методы испытаний тормозных систем и их элементов.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
коэффициент торможения : отношение, выраженное в процентах:
а) замедления a, м/с2, необходимого для полного торможения испытуемой машины, к ускорению свободного падения g, м/с2:
б) силы торможения , развиваемой испытуемой машиной, к силе притяжения массы m этой машины, где m, кг - масса машины с номинальным грузом при необходимости (тягача без прицепа):
Раздел 3 содержит правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823).
3. РАБОЧИЕ ТОРМОЗА. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
И ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Пункты 3.1, 3.2, 4.1, разделы 5, 6, 7 включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. N 753 (Приказ Росстандарта от 20.08.2010 N 3108).
3.1. Общие положения
В качестве рабочих тормозов следует использовать тормоза фрикционного типа, электрическую систему торможения, гидростатическую передачу.
Если предусмотрена отдельная система управления для право- и левостороннего ручного тормоза, допускается применять комбинированную и (или) стабилизирующую систему торможения.
3.2. Рабочие характеристики
Рабочий тормоз должен обеспечивать минимальный коэффициент торможения относительно максимальной заданной скорости машины v, км/ч, в соответствии с таблицей 1 и рисунком 1 при соблюдении условий испытаний по 3.3 и 3.4.
Таблица 1
Характеристики рабочих тормозов
Группа
Тип машины
Номинальная грузоподъемность, кг
Минимальный коэффициент торможения 
а) Для скорости машины, км/ч
v <= 5
5 < v <= 13,4
v > 13,4
Все машины, за исключением: B, C, D
< 16000
9,3
1,86v
25
От 16000 до 50000 включ.
7,5
1,49v
20
Тягачи
С одним или двумя тормозными колесами
13
2,6v
35
С четырьмя тормозными колесами
18,6
3,72v
50
б) Для скорости машины, км/ч
v < 4
4 <= v <= 9
v > 9
C
Штабелеры с подъемом водителя на рабочей платформе, штабелеры с боковым захватом, погрузчики для фронтальной и боковой обработки груза и комплектовщики
4
1v
9
в) Для скорости машины, км/ч
Все скорости
D
Внедорожные машины
25
Рисунок 1. График зависимости коэффициента торможения
от скорости машины
Если максимальная скорость машины снижается автоматически в зависимости от высоты подъема груза, то при определении коэффициента торможения должна быть учтена сниженная скорость для именно этой высоты подъема.
Это дополнительное требование к испытаниям не отменяет основного требования к испытаниям машин с грузом в транспортном положении (таблица 1).
Рабочая тормозная система должна удерживать машину с номинальным грузом на наибольшем преодолеваемом подъеме, установленном в технических условиях на конкретную машину, не менее 0,2 мин.
3.3. Требования к условиям испытаний
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон +/- 0,5%), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала для того, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) если машина оснащена системой усиления тормоза (сервотормозом), то указанная система должна быть включена;
г) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении (кроме сервотормоза), а стояночный тормоз выключен;
д) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
Примечания
1. Испытания тормозов вилочного погрузчика с грузом могут привести к отрыву от земли управляемых колес.
2. Рекомендуется закрепить груз во избежание его падения при торможении.
3.4. Методика испытаний
3.4.1. Машину с грузом следует испытывать в направлении как вперед, так и назад, причем рабочий тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
Таблица 2
Силы для испытания тормозных систем
В ньютонах
Тип привода тормоза
Рабочий тормоз
Стояночный тормоз
Максимальная сила управления
Минимальная прочность элементов
Максимальная сила управления
Минимальная прочность элементов
Нажатая педаль
600
1200
600
1200
Отпущенная педаль
300
2 x максимальная сила пружины и 1800 <*>
300
2 x максимальная сила пружины и 1800 <*>
Рычаг
150
300
500
1000
Рукоятка
150
300
-
-
Рукоятка-поводок
150
900
150
900
<*> См. требования 6.2.
3.4.2. Основной метод испытаний состоит в том, чтобы измерить тяговое усилие (сила торможения ) при буксировке машины со скоростью не более 1,6 км/ч.
Усилие должно быть приложено горизонтально к точке на машине не выше чем 900 мм над поверхностью испытательной площадки.
3.4.3. Могут быть применены и другие методы, обеспечивающие такую же точность: с использованием акселерометра, динамометра или измерением тормозного пути.
Раздел 4 содержит правила и методы исследований (испытаний) измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823).
4. СТОЯНОЧНЫЕ ТОРМОЗА. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ
ХАРАКТЕРИСТИКАМ И ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Рабочие характеристики
Стояночный тормоз должен без помощи водителя не менее 5 мин удерживать машину в направлении вперед и назад на уклоне, указанном изготовителем, или на указанном ниже уклоне (который из них больше):
а) штабелеры с подъемом водителя на рабочей платформе, штабелеры с боковым захватом, погрузчики для фронтальной и боковой обработки грузов и комплектовщики - 5%;
б) платформенные и стеллажеобрабатывающие машины, тележки для поддонов и с подъемом платформы, штабелеры для поддонов и с широко расставленными опорами, погрузчики с выдвижной кареткой, стеллажеобрабатывающие машины с движением вперед-назад, стеллажеобрабатывающие машины с движением в разных направлениях, тележки и тягачи, управляемые идущим рядом водителем, - 10%;
в) все другие машины, управляемые водителем сидя или стоя, или тягачи - 15%.
4.2. Требования к условиям испытаний
При проведении испытаний следует соблюдать условия:
а) поверхность испытательной площадки должна быть сухой, чистой, гладкой, ровной (максимальный уклон +/- 0,5%), изготовленной из бетона, асфальта или аналогичного материала, чтобы обеспечить соответствующее сцепление колес с дорогой;
б) машина должна иметь номинальную нагрузку, груз должен находиться в опущенном состоянии (в транспортном положении), а грузоподъемник или вилы должны быть полностью наклонены назад и вдвинуты в соответствии с возможностями конструкции машины. Тягачи должны быть без груза и без прицепа;
в) рычаги управления движением должны быть в нейтральном положении, а рабочий тормоз полностью отпущен;
г) регулировка тормозов должна быть произведена перед испытанием.
4.3. Методика испытаний
Машину с грузом следует испытывать в направлении движения вперед и назад, причем стояночный тормоз должен быть приведен в действие усилием, значение которого не превышает значений, указанных в таблице 2 и разделе 5.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ
5.1. Тормоза, приводимые в действие нажатием педали, должны иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов), причем сила нажатия педали не должна превышать 600 Н.
5.2. Тормоза, приводимые в действие поднятием педали (педаль тормоза отпущена), должны иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов), причем педаль должна быть полностью отпущена. Сила, необходимая для того, чтобы отпустить педаль и держать ее в таком положении во время движения, не должна превышать 300 Н.
5.3. Для рабочих тормозов, приводимых в действие рычагом, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1, причем сила, воздействующая на рычаг в месте захвата, не должна превышать 150 Н.
5.4. Для стояночных тормозов, приводимых в действие рычагом, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в 4.1, причем сила, воздействующая на рычаг в месте захвата, не должна превышать 500 Н.
5.5. Для рабочих тормозов, приводимых в действие рукояткой, необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1, причем в центральной точке места захвата сила, воздействующая на рукоятку, не должна превышать 150 Н.
5.6. Для тормозов, приводимых в действие рукояткой-поводком (как на машинах, управляемых идущим рядом водителем), необходимо иметь рабочие характеристики, указанные в таблице 1 (для рабочих тормозов) и в 4.1 (для стояночных тормозов) при полностью отпущенном положении рукоятки, причем сила, воздействующая на центральную точку рукоятки или на отпущенную рукоятку-поводок или на переключатель управления движением, не должна превышать 150 Н.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
6.1. Для машин, рабочие и стояночные тормоза которых приводят в действие нажатием педали, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 1200 Н без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.2. Для машин, стояночные и рабочие тормоза которых приводят в действие поднятием педали (отпускают педаль вверх), тормозная система должна выдерживать воздействие силы в 200% максимально возможного сжатия тормозной пружины без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
Полностью нажатая тормозная педаль и соединенный с ней механический ограничитель должны выдерживать воздействие силы не менее 1800 Н, приложенной к центру рабочей поверхности тормозной педали, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.3. Для машин, рабочий тормоз которых приводят в действие рычагом, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 300 Н, приложенной в точке захвата рычага, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.4. Для машин, стояночный тормоз которых приводят в действие рычагом, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 1000 Н, приложенной в точке захвата рычага, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.5. Для машин, рабочий тормоз которых приводят в действие рукояткой, тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 300 Н, приложенной к рукоятке, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
6.6. Для машин, рабочий и стояночный тормоза которых приводят в действие рукояткой-поводком (нажимают или отпускают), тормозная система должна выдерживать воздействие силы не менее 900 Н, приложенной в центре захвата, без повреждений и остаточной деформации всех элементов системы.
7. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ТОРМОЗОВ
7.1. Устройство приведения в действие рабочего и стояночного тормозов
Машины должны иметь две независимые системы для приведения в действие рабочего и стояночного тормозов, за исключением машин, управляемых водителем в положении стоя или поднимающимся вместе с рабочей платформой и имеющих тормозную систему, включаемую поднятием педали, или другое автоматическое устройство и управляемых идущим рядом водителем (иногда с дополнительной возможностью сидеть).
Приведение в действие рабочего тормоза не должно вызывать автоматически одновременного срабатывания стояночного тормоза. Обе тормозные системы могут использовать одни и те же элементы системы: тормозные колодки, барабан и связанные с ними приводные устройства.
7.2. Воздушные тормозные системы
7.2.1. Накачка воздухом тормозов
Если для приведения в действие воздушной системы рабочего тормоза применяется накопленная энергия, то необходимо обеспечить следующее условие: при неподвижной машине рабочая тормозная система должна быть способна создать в воздушной системе 70% максимального давления, измеренного в тормозе, когда на тормоз нажимают полностью 20 раз со скоростью 6 раз в минуту, а двигатель работает с оптимальной скоростью для восстановления тормозной энергии.
7.2.2. Сигнальное устройство
Воздушная тормозная система с применением накопленной энергии должна быть оснащена сигнальным устройством, которое срабатывает при падении уровня накопленной энергии ниже 50% установленного изготовителем максимума. Сигнальное устройство должно быть расположено на видном месте. Водитель должен слышать сигнал, который должен быть продолжительным. Манометр для этой цели не подходит.