Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2013
Примечание к документу
Документ включен в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента "О безопасности машин и оборудования", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753 (
Приказ Росстандарта от 20.08.2010 N 3108).
Документ
введен в действие с 01.01.2012.
Название документа
"ГОСТ Р 54123-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность машин и оборудования. Термины, определения и основные показатели безопасности"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 817-ст)
"ГОСТ Р 54123-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность машин и оборудования. Термины, определения и основные показатели безопасности"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 817-ст)
Принят и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 21 декабря 2010 г. N 817-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ
Safety of machinery and equipment.
Terms, definitions and basic indications of safety
ГОСТ Р 54123-2010
Группа Т59
Дата введения
1 июня 2012 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
1. Разработан Закрытым акционерным обществом "Научно-производственная фирма "Центральное конструкторское бюро арматуростроения" (ЗАО "НПФ "ЦКБА") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 "Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент".
3. Принят и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 817-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Настоящий стандарт распространяется на все виды и типы машин и оборудования и устанавливает термины, определения и основные показатели безопасности, которые используются для анализа и оценки риска машин и оборудования.
Настоящий стандарт пригоден для целей подтверждения соответствия машин и оборудования.
2. Термины, определения и сокращения
2.1. В области безопасности машин и оборудования необходимо применять следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Безопасность: отсутствие недопустимого риска. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Безопасность: состояние защищенности прав граждан, природных│
│объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий│
│несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.2. Безопасность машин и оборудования: способность машин и оборудования выполнять требуемую функцию в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск.
2.1.3. Безопасность промышленная опасных производственных объектов: состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий
[1].
2.1.4.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Опасная ситуация: любая ситуация, в которой человек подвержен│
│опасности и опасностям. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Примечание. Такое воздействие может приводить к повреждению сразу же или спустя некоторое время.
2.1.5.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Опасная функция машины: любая функция машины, которая во время│
│работы вызывает опасность. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.6.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Опасное событие: событие, которое может причинить вред. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.7. Риск: вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда
[2].
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Риск: сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Риск: комбинация вероятностей и степени тяжести возможных травм или│
│нанесения другого вреда здоровью в опасной ситуации. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Риск: сочетание вероятности события и его последствий. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.8.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Оценка риска: оценка вероятности и степени тяжести возможного│
│травмирования или нанесения другого вреда здоровью в опасной ситуации с│
│целью выбрать необходимые меры безопасности. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.9.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Остаточный риск: риск, остающийся после принятия защитных мер,│
│направленных на обеспечение безопасности. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.10.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Риск допустимый: риск, который в данной ситуации считают приемлемым│
│при существующих общественных ценностях. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Риск допустимый: значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции
[3].
2.1.11. Риск индивидуальный: вероятность (частота) поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий.
2.1.12. Риск коллективный: вероятность (частота) поражения двух и более людей в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий.
2.1.13. Риск собственный номинальный: риск, который характеризуется вероятностью нанесения ущерба при нормальном функционировании объекта и не связан с его критическими отказами
[4].
2.1.14. Риск приемлемый: риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск
[5].
2.1.15.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Риск социальный: зависимость вероятности (частоты) возникновения│
│событий, состоящих в поражении определенного числа людей, подвергшихся│
│поражающим воздействиям пожара и взрыва, от числа этих людей. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Примечание. Социальный риск оценивается по поражению не менее десяти человек.
2.1.16. Риск экологический: вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера
[6].
2.1.17. Техногенная опасность: состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Назначенный срок службы: календарная продолжительность эксплуатации,│
│при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена│
│независимо от его технического состояния. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Назначенный ресурс: суммарная наработка, при достижении которой│
│эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его│
│технического состояния. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.20.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Назначенный срок хранения: календарная продолжительность хранения,│
│при достижении которой хранение объекта должно быть прекращено│
│независимо от его технического состояния. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Примечание к терминам
2.1.18,
2.1.19, 2.1.20. По истечении назначенного ресурса (срока службы, срока хранения) объект должен быть изъят из эксплуатации (хранения) и должно быть принято решение, предусмотренное документацией, - проверка, направление в ремонт, списание, утилизация, переконсервация, установление нового назначенного срока и т.д. Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам в пределах назначенных показателей должна быть близка к 1.
2.1.21.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Предельное состояние: состояние объекта, при котором его дальнейшая│
│эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его│
│работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.22. Критическое предельное состояние: состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима из-за возможности наступления критического отказа.
2.1.23. Критерий предельных состояний: признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
2.1.24.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Вероятность безотказной работы: вероятность того, что в пределах│
│заданной наработки отказ объекта не возникнет. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.25. Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам: вероятность того, что в пределах заданной наработки критический отказ объекта не возникнет.
2.1.26.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Отказ: событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния│
│объекта. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.27. Критический отказ: отказ машины и (или) оборудования, возможным последствием которого является причинение вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
2.1.28.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Критичность отказа: совокупность признаков, характеризующих│
│последствия отказа. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.1.29. Критическое (опасное) событие: событие, которое может иметь место при критическом отказе машины (оборудования) и (или) при их критическом воздействии, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует специальных мер по снижению их частоты (уровня воздействия) и/или возможного ущерба, связанного с их возникновением.
2.1.30. Критическое воздействие: воздействие со стороны машины и (или) оборудования, которое может иметь место при нормальном их функционировании, связанное с внутренне присущими им опасными свойствами, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и (или) возможного ущерба, связанного с его возникновением.
2.1.31.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Опасное вещество: любой химический или биологический агент, который│
│представляет собой опасность для здоровья человека, например вещества│
│или составы, классифицированные как: │
│ - очень токсичные; │
│ - токсичные; │
│ - вредные; │
│ - коррозионные; │
│ - раздражающие; │
│ - сенсибилизирующие; │
│ - канцерогенные; │
│ - мутагенные; │
│ - тератогенные; │
│ - патогенные; │
│ - удушающие. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2.2. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
КД - конструкторская документация;
НД - нормативная документация;
ПМ - программа и методика испытаний;
ССБТ - система стандартов безопасности труда;
ТУ - технические условия;
ЭД - эксплуатационная документация.
3. Основные показатели безопасности
3.1. Основные показатели безопасности приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели безопасности
Наименование показателя | Размерность | Обозначение показателя |
Риск | - | - |
Назначенные показатели | Назначенный срок службы | год | |
Назначенный ресурс | цикл (ч) | |
Назначенный срок хранения | год | |
Показатели безотказности | Вероятность безотказной работы в течение назначенного ресурса по отношению к критическим отказам | - | P |
Коэффициент оперативной готовности (для машин и оборудования, работающего в режиме ожидания) | - | |
Показатели критического воздействия | - механическое - термическое - химическое - пожар - взрыв - радиационное - электрическое - шум, вибрация | - | - |
Примечания. 1. Риск может иметь размерность, в которой измеряется ущерб (последствия). 2. Назначенный срок службы или назначенный ресурс может быть установлен в виде срока обязательного технического осмотра, срока обязательного испытания (освидетельствования) и др. 3. Показатели критического воздействия устанавливают в соответствии с нормативно-правовыми актами, стандартами ССБТ и требованиями заказчика. |
3.2. Основные показатели безопасности машин и оборудования нормируются:
- законодательными или нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органами государственного надзора;
- заказчиками машин и оборудования по согласованию с разработчиками.
Примечание. Примерами нормирования показателей безопасности, установленных законодательными или нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органами государственного надзора, являются:
- срок обязательного технического осмотра (назначенный срок службы, назначенный ресурс), без проведения которого эксплуатация запрещена;
- срок обязательного испытания (освидетельствования), без проведения которого эксплуатация запрещена.
3.3. Номенклатура и количественные значения основных показателей безопасности должны быть приведены в ТУ и ЭД на машины и оборудование. Для отдельных видов машин и оборудования основные показатели безопасности могут быть установлены как на машины и оборудование в целом, так и для отдельных элементов (узлов).
3.4. Количественное значение риска устанавливают и оценивают только для машин и оборудования, имеющих самостоятельное применение. Для остальных машин и оборудования устанавливают другие основные показатели безопасности из приведенных в
таблице 1, которые используют при расчете риска объектов, в которых применяют эти машины и оборудование.
3.5. При достижении назначенных показателей (назначенного срока службы или назначенного ресурса) эксплуатация машин и оборудования должна быть прекращена независимо от ее технического состояния. Дальнейшая эксплуатация возможна после экспертного обследования состояния и установления новых назначенных показателей в установленном порядке.
3.6. Коэффициент оперативной готовности характеризует вероятность безотказной работы машины и оборудования при каждом необходимом срабатывании или одном единственном срабатывании - для машины и оборудования одноразового действия.
3.7. Назначенный срок хранения устанавливают для машин и оборудования, изменение характеристик (свойств) которых в процессе хранения может привести к критическому отказу при эксплуатации.
3.8. Обоснование основных показателей безопасности
3.8.1. Основные показатели безопасности определяют с учетом технически обоснованных требований заказчика в части всего комплекса условий эксплуатации машин и оборудования (рабочие параметры, места установки, характеристики окружающей среды, режимы эксплуатации, режимы нагружения, цикличность, регламент работы и обслуживания и др.).
3.8.2. Для машин и оборудования, эксплуатация которых может осуществляться в различных режимах, основные показатели безопасности могут быть установлены дифференцированно, применительно к каждому режиму эксплуатации, или с учетом интенсивности воздействия разрушающих факторов.
3.8.3. Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам и коэффициент оперативной готовности задаются заказчиком машин и оборудования (или проектантом объекта, на котором будут установлены машины и оборудование) на основании анализа возможных опасностей, критических отказов и тяжести их последствий.
Эти показатели могут быть установлены по отношению ко всем возможным критическим отказам или по отношению к конкретному критическому отказу (например, "вероятность безотказной работы" по отношению к критическому отказу "невыполнение функции закрытия").
4. Порядок обеспечения основных показателей безопасности
4.1. Обеспечение основных показателей безопасности машин и оборудования должно быть осуществлено разработчиком в следующем порядке:
1) предварительное рассмотрение необходимых требований заказчика (потребителя) к безопасности;
2) анализ информации о характеристиках назначения и предполагаемых условиях эксплуатации;
3) анализ информации о безопасности и условиях эксплуатации лучших отечественных и зарубежных аналогов (прототипов) разрабатываемых машин и оборудования;
4) установление возможных отказов (при необходимости раздельно критических и некритических) и критериев предельных состояний. Перечень возможных отказов и критериев предельных состояний должен быть приведен в ТУ и ЭД;
5) рассмотрение возможных вариантов конструкции и ориентировочная оценка каждого варианта по уровню ожидаемой безопасности (расчет безопасности на этапе проектирования);
6) выбор варианта конструкции, удовлетворяющего предварительным требованиям заказчика (потребителя) по безопасности и не превышающего заданных (объективно существующих) ограничений по затратам;
7) определение показателей по элементам (узлам). Показатели элементов (узлов) должны обеспечивать показатели, устанавливаемые для машин и оборудования в целом;
8) установление необходимого объема информации о безопасности при эксплуатации, а также метода оценки соответствия фактического уровня безопасности нормативным требованиям (расчетного, расчетно-экспериментального, экспериментального).
9) согласование основных показателей безопасности с заказчиком.
4.2. Основные показатели безопасности должны быть записаны в техническом задании, ТУ и ЭД на машины и оборудование.
5. Контроль основных показателей безопасности
5.1. Контроль (оценка, подтверждение) основных показателей безопасности проводят:
- на этапе разработки - при разработке конструкторской документации;
- на этапе постановки на производство:
а) при отработке макетов, опытных образцов (в ходе предварительных и приемочных испытаний);
б) при выборе (определении) предприятия-изготовителя - путем оценки возможности технологических процессов и системы контроля, применяемых на предприятии-изготовителе для обеспечения требуемой безопасности;
в) на этапе технической подготовки производства - при анализе конструкторской и технологической документации и в ходе проведения квалификационных испытаний;
- на этапе изготовления:
а) для машин и оборудования разовых поставок - при анализе КД, которая должна содержать расчеты нормируемых показателей безопасности;
б) для серийно выпускаемых машин и оборудования (в том числе периодически выпускаемых) - в ходе периодических, типовых, квалификационных испытаний и анализа статистики об отказах при испытаниях;
- на этапе эксплуатации:
а) при техническом обслуживании и ремонте - учетом наработок и проводимых регламентных работ;
б) в ходе анализа данных эксплуатационной статистики;
в) при экспертной оценке остаточного ресурса, остаточного риска и продления назначаемых показателей.
[1] Федеральный
закон О промышленной безопасности опасных
от 21.07.1997 N 116-ФЗ производственных объектов
[2] Федеральный
закон О техническом регулировании
от 27.12.2002 N 184-ФЗ
[3] Технический
регламент о безопасности машин и оборудования (утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.09 N 753)
[4] Тарасьев Ю.И., Грозовский И.Г., Шпер В.Л. Безопасность технических
устройств: основные понятия//Методы менеджмента качества. N 6. - 2009.
- С. 34 - 37
[5]
РД 03-418-01 Методические указания по проведению анализа
риска опасных производственных объектов
[6] Федеральный
закон Об охране окружающей среды
от 10.01.2002 N 7-ФЗ