Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2011
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 1 декабря 2011 года.
Название документа
"ГОСТ Р 54026-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 640-ст)
"ГОСТ Р 54026-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики решаемых задач подсистемы информирования пассажиров"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 640-ст)
Утвержден и введен в действие
по техническому регулированию
и метрологии
от 30 ноября 2010 г. N 640-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ
ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ
ПОДСИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ
Global navigation satellite system. Urban passenger
transport dispatcher control systems. Functions, structure
and tasks to be solved of passengers informing subsystem
ГОСТ Р 54026-2010
Группа Э50
Дата введения
1 декабря 2011 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "М2М телематика".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация".
3. Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 640-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к назначению, составу и характеристикам решаемых задач подсистемы информирования пассажиров в системах диспетчерского управления наземным городским и пригородным пассажирским транспортом.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ 27833-88 Средства отображения информации. Термины и определения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1. Подсистема информирования пассажиров: автоматизированная система, представляющая собой совокупность программно-технических комплексов, обеспечивающих предоставление информационного контента пассажирам и другим потребителям транспортных услуг.
3.2. Информационный контент: совокупность буквенно-цифровой, графической, видео- и аудиоинформации о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, формируемая и управляемая подсистемой информирования пассажиров и содержащая сведения:
- о маршрутах регулярных пассажирских перевозок;
- об остановочных пунктах маршрута регулярных пассажирских перевозок;
- о расписаниях регулярных пассажирских перевозок;
- об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных пассажирских перевозок;
- другая информация, связанная с осуществлением регулярных пассажирских перевозок;
- о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также рекомендуемых действиях при их возникновении;
- дополнительная информация, в том числе рекламного характера.
3.3. Центр контроля и управления: программно-технический комплекс, обеспечивающий сбор, хранение, формирование, управление, рассылку и доставку информационного контента в компоненты подсистемы информирования пассажиров, а также дистанционное управление электронными средствами отображения информации коллективного пользования.
3.4. Подсистема информирования на остановочном пункте: программно-технический комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента электронными средствами отображения информации коллективного пользования, установленными на остановочном пункте общественного транспорта.
3.5. Подсистема информирования на транспортном средстве: программно-технический комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента электронными средствами отображения информации коллективного пользования, установленными на борту пассажирского транспортного средства.
3.6. Подсистема интернет-информирования: программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента в глобальной информационной сети Интернет.
3.7. Подсистема мобильного информирования: программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента мобильными устройствами связи (сотовыми телефонами, смартфонами, коммуникаторами и устройствами, приравненными к ним).
3.8. Подсистема информирования на информационном терминале: программный комплекс, обеспечивающий прием, хранение и предоставление информационного контента на информационных видеодисплейных терминалах (информационных киосках, платежных терминалах и устройствах, приравненных к ним).
4. НАЗНАЧЕНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ
Назначением подсистемы информирования пассажиров является обеспечение в непрерывном круглосуточном режиме пассажиров и других потребителей транспортных услуг достоверной информацией о работе наземного городского и пригородного пассажирского транспорта, оперативное информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций в транспортно-дорожном движении на маршрутах, а также рекомендуемых действиях при их возникновении.
5. СОСТАВ ПОДСИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ
5.1. Состав подсистемы информирования пассажиров включает Центр контроля и управления, а также:
- подсистему информирования на остановочном пункте;
- подсистему информирования на транспортном средстве;
- подсистему интернет-информирования;
- подсистему мобильного информирования;
- подсистему информирования на информационном терминале.
5.2. Состав полнофункциональной подсистемы информирования пассажиров включает Центр контроля и управления, а также подсистемы, указанные в
5.1.
5.3. Центр контроля и управления подсистемы информирования пассажиров является органом управления.
5.4. Подсистемы, указанные в
5.1, являются объектами управления, в состав которых входят:
- аппаратно-программные средства отображения информации коллективного пользования, установленные на остановках (информационные табло и информационные видеотерминальные дисплеи остановочных пунктов);
- аппаратно-программные средства отображения информации коллективного пользования, установленные на борту наземного пассажирского транспорта (наружные и внутрисалонные табло, речевые автоинформаторы, дисплеи или табло водителя);
- программные средства подсистемы мобильного и интернет-информирования (прикладное программное обеспечение, загружаемое в мобильные устройства связи, интернет-сервисы, интернет-порталы);
- программные средства информационных терминалов;
- аппаратно-программные средства информирования на уровне центральных диспетчерских служб муниципальных образований (включая удаленные терминалы специалистов Транспортных управлений городских администраций);
- аппаратно-программные средства информирования на уровне центральных диспетчерских служб субъектов Российской Федерации.
6. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ ПОДСИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ
ПАССАЖИРОВ
6.1. По своим характеристикам решаемые подсистемой информирования пассажиров задачи подразделяются в зависимости от особенностей информационного контента, передаваемого в подсистемы, указанные в
5.1.
6.2. Задачи подсистемы информирования на остановочном пункте:
- предоставление на остановочном пункте информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта;
- информирование о времени прибытия на остановочный пункт ближайшего транспортного средства каждого вида транспорта, останавливающегося на остановочном пункте;
- идентификация остановочного пункта в системе диспетчерского управления пассажирским транспортом по данным спутниковой навигации;
- информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;
- информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.
6.3. Задачи подсистемы информирования на транспортном средстве:
- предоставление на борту наземного пассажирского транспорта информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта;
- визуальное предоставление достоверной информации на наружных и внутрисалонных электронных информационных табло, управление ими;
- отображение номера и названия маршрута на переднем и боковом табло, номера маршрута на заднем табло, а также изменение этих данных дистанционно из Центра контроля и управления или вручную водителем;
- отображение на внутрисалонном информационном табло текста с названием остановки синхронно с голосовым воспроизведением соответствующего названия остановки цифровым речевым автоинформатором;
- при наличии на транспортном средстве установленного и подключенного оборудования спутниковой навигации автоматическая привязка местоположения транспортного средства при движении по маршруту к трассе;
- объявление остановок и воспроизведение других сообщений (о крупных пересадочных узлах, альтернативных маршрутах и режимах движения на них) с привязкой к месту и времени проезда транспортным средством соответствующих объектов;
- отображение на внутрисалонном информационном табло текстов дополнительной информации с привязкой к месту и времени проезда транспортным средством соответствующих объектов;
- формирование и загрузка в память бортового оборудования транспортного средства таблиц данных и голосовых сообщений для воспроизведения в салоне;
- предоставление водителю выбора голосового сообщения для воспроизведения в салоне транспортного средства из набора сообщений, хранящихся в памяти бортового оборудования транспортного средства;
- информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа,
- информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.
6.4. Задачи подсистемы интернет-информирования:
- предоставление пользователям сети Интернет информационно-справочных данных о работе пассажирского транспорта;
- предоставление информации о текущем местоположении транспортного средства на маршруте с указанием времени, оставшегося до прибытия на выбранную остановку;
- предоставление возможности прокладки оптимальных маршрутов с учетом пересадок и видов общественного транспорта;
- информирование об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;
- информирование о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение возможности передачи материалов информационного характера специализированным информационным и коммерческим службам (контакт-центры, информационные агентства, специальные Web-сервисы и интернет-порталы).
6.5. Задачи подсистемы мобильного информирования
Предоставление пользователям мобильных устройств связи информации:
- о действующих маршрутах движения наземного пассажирского транспорта;
- об остановках на маршруте;
- о текущем местоположении транспортного средства на маршруте с указанием времени, оставшегося до прибытия на выбранную остановку.
6.6. Задачи подсистемы информирования на информационном терминале
Предоставление населению информационно-справочных данных:
- о работе наземного пассажирского транспорта;
- об изменениях в маршрутах и расписаниях регулярных перевозок пассажиров и багажа;
- размещение на информационных терминалах материалов информационного характера в графическом и текстовом виде произвольной формы, включая дополнительную информацию.