Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2012
Примечание к документу
Документ введен в действие с 1 декабря 2012 года.
Название документа
"ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 4. Рабочая среда кабины"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.12.2011 N 668-ст)

"ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 4. Рабочая среда кабины"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.12.2011 N 668-ст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 1 декабря 2011 г. N 668-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
ЧАСТЬ 4
РАБОЧАЯ СРЕДА КАБИНЫ
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace
of bus driver. Part 4. Cabin work environment
ISO 16121-4:2011
Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's
workplace in line-service buses - Part 4: Cabin
environment
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011
Группа Э65
ОКС 42.020
Дата введения
1 декабря 2012 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 668-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-4:2011 "Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 4. Рабочая среда кабины" (ISO 16121-4:2011 "Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 4: Cabin environment").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в Приложении ДА.
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, способствует увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта "Рабочее место водителя в рейсовом автобусе", который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV 234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2] - [6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1 - 4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области, они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиями стандартов серии ИСО 16121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам среды в кабине автобуса.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 5128 Акустика. Измерение шума внутри автомобилей (ISO 5128, Acoustics; Measurement of noise inside motor vehicles)
ИСО 6549 Транспорт дорожный. Процедура определения точек H и R (ISO 6549, Road vehicles - Procedure for H- and R-point determination)
ISO/TS 11155-1 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 1. Испытание на фильтрацию частиц (ISO/TS 11155-1, Road vehicles - Air filters for passenger compartments. Part 1: Test for particulate filtration)
ИСО 11155-2 Транспорт дорожный. Воздушные фильтры для пассажирского отделения. Часть 2. Испытание на фильтрацию газов (ISO 11155-2, Road vehicles - Air filters for passenger compartments - Part 2: Test for gaseous filtration)
ИСО 16121-2:2011 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность (ISO 16121-2:2011, Road vehicles - Ergonomic requirements for the driver's workplace in line-service buses - Part 2: Visibility)
SAE J381 Методика испытания систем обогрева ветрового стекла и требования к эксплуатационным характеристикам. Грузовые автомобили, автобусы и транспортные средства многоцелевого назначения (SAE J381, Windshield Defrosting Systems Test Procedure and Performance Requirements Trucks, Buses and Multipurpose Vehicles)
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): транспортное средство, в котором не менее 35% площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, и имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
3.2. Тестовый объем расхода воздуха (test air flow rate): средний объем воздуха, проходящий через фильтр в единицу времени (в м3/ч).
3.3. Коэффициент эффективности или проницаемости (фильтра) (efficiency or penetration): относительное количество загрязняющего вещества, удаленного с помощью фильтра.
где - концентрация загрязняющих веществ на входе фильтра;
- концентрация загрязняющих веществ на выходе фильтра;
Коэффициент проскока = 1 - Коэффициент эффективности.
3.4. Начало отсчета времени, : расчетная нулевая точка, определяемая по кривой увеличения объема проскока газа в единицу времени.
Примечание. Более подробная информация приведена в ИСО 11155-2.
4. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
4.1. Основные требования
Конструкция кабины и системы регулирования климатических условий должна обеспечивать в кабине условия, приемлемые для подавляющего большинства водителей, работающих в условиях, типичных для региона.
Обычная система должна включать отопление и вентиляцию воздуха с возможностью включения дополнительного отопления или кондиционирования, позволяющих создать необходимую рабочую среду.
Регулировка климатических условий и вентиляции в кабине водителя не должна зависеть от регулировки условий в пассажирском отделении.
4.2. Климатические условия в кабине водителя
4.2.1. Отопление
Комфортная внутренняя температура и время, необходимое для достижения этой температуры, в большой степени зависят от наружной температуры и климатических условий региона, где эксплуатируется транспортное средство. Поэтому внутренние климатические условия в транспортном средстве являются предметом соглашения между заказчиком и изготовителем <1>.
В Приложении A приведены рекомендации по рабочим характеристикам системы отопления.
4.2.2. Кондиционирование воздуха (при наличии)
Заказчик и изготовитель должны рассмотреть вопрос о пригодности системы кондиционирования воздуха для поддержания комфортных условий в кабине водителя с учетом условий окружающей среды. Если системы кондиционирования нужны как в кабине водителя, так и в салоне автобуса и их обслуживает один компрессорный и конденсаторный узел, то управление кондиционированием в этих областях должно осуществляться при помощи отдельных воздуховодов.
В Приложении A приведены рекомендации по характеристикам климатических условий.
4.3. Вентиляция
4.3.1. Вентилятор должен иметь как минимум три скоростных режима.
4.3.2. Необходимо предусмотреть дополнительные регулируемые воздушные сопла для направления воздушных потоков в сторону водителя. Воздушный поток должен быть таким, чтобы при необходимости сопла можно было закрыть.
4.4. Оттаивание и предотвращение запотевания ветрового стекла
4.4.1. Система размораживания и предотвращения запотевания ветрового стекла должна обеспечивать чистоту обзора спереди и по бокам при вождении. Особые измерения и требования к рабочим характеристикам необходимо выполнять в соответствии с SAE J381.
4.4.2. Необходимо уделить внимание предотвращению запотевания окна, предназначенного для обеспечения обзора сбоку в соответствии с п. 4.2 ИСО 16121-2.
4.5. Качество воздуха
Необходимо, чтобы рабочее место водителя можно было обдувать либо наружным воздухом, либо воздухом кабины. Особые требования к рабочим характеристикам должны быть согласованы между заказчиком и изготовителем <1>). В Приложении B приведен обзор типовых критериев рабочих характеристик, измеренных в соответствии с ISO/TS 11155-1 и ИСО 11155-2.
--------------------------------
<1> Параметры микроклимата в кабине водителя должны соответствовать требованиям Санитарных правил по гигиене труда водителя.
5. ШУМ ВНУТРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА <1>
--------------------------------
<1> При применении настоящего стандарта следует помнить, что на территории Российской Федерации в области охраны труда приоритетными являются государственные нормативные требования.
5.1. Чтобы снизить до минимума воздействие на водителя шума на рабочем месте, необходимо выполнить следующие требования.
5.1.1. Шум при движении с постоянной скоростью (замеренный в течение двух минут) на скорости 50 км/ч не должен превышать 70 дБ(А) на высоте уха водителя (метод измерения в соответствии с ИСО 5128). Уровень шума в неподвижном транспортном средстве или при движении на холостом ходу должен быть менее 60 дБ(А).
5.1.2. Уровень шума вентилятора в режиме минимальной производительности должен быть не более 55 дБ(А) на высоте уха водителя. Уровень шума вентилятора при выключенном двигателе в режиме средней производительности (обдув ветрового стекла для предотвращения запотевания) должен быть не более 65 дБ(А).
5.2. Необходимо избегать шумов с раздражающими и неприятными тональными характеристиками (грохота, скрежета, скрипа и т.д.).
Приложение A
(справочное)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ
A.1. Необходимая температура должна быть достижима при обычной эксплуатации в регионе с мягким климатом (например, Западной Европе), где средняя температура находится в пределах от -10 °C до + 25 °C.
A.2. Температура области вокруг водителя, когда сиденье находится в своем самом заднем верхнем положении, должна регулироваться в диапазоне, по крайней мере, от 18 °C до 25 °C. Это условие должно быть выполнено через 30 мин после запуска системы отопления при работающем двигателе и измерении в точке H, определенной в соответствии с ИСО 6549.
A.3. Распределение температуры должно быть таким, чтобы в области головы она была на 1 °C - 3 °C ниже, чем в области ног при измерении температуры в точке V и в пяточной точке педали газа.
A.4. После того как достигнута заданная температура, должна быть возможность поддерживать ее при скорости движения воздуха 0,2 м/с рядом с областью тела. При необходимости следует предпринять специальные меры для предотвращения доступа воздуха снаружи автобуса при открытой передней двери, например, с помощью:
- высокой двери кабины, чтобы защитить область бедер водителя;
- вытяжки над дверью кабины;
- теплой воздушной завесы или специальных сопел теплого воздуха в области двери.
A.5. После того как достигнута заданная температура, необходимо обеспечить температуру всех соседних поверхностей более 15 °C (за исключением всех наружных окон).
Приложение B
(справочное)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПОВОГО ВОЗДУШНОГО
ФИЛЬТРА КАБИНЫ
B.1. Эффективность фильтрации частиц
Воздушные фильтры кабины (если они установлены) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации частиц, соответствующую приведенной в таблице B.1, при расходе воздуха 200 м3/ч и измерении в соответствии с ISO/TS 11155-1.
Таблица B.1
Рекомендуемая эффективность фильтрации частиц
Размер частицы, мкм
Пределы эффективности, %
0,5 - 1,0
> 30
1,0 - 2,0
> 42
2,0 - 3,0
> 66
3,0 - 5,0
> 84
5,0 - 10,0
> 90
B.2. Эффективность фильтрации газов
Воздушные фильтры кабины (если они установлены и пригодны для удаления газа) в рейсовых автобусах должны иметь эффективность фильтрации газов, соответствующую приведенной в таблице B.1, при расходе воздуха 200 м3/ч и измерении в соответствии с ИСО 11155-2.
Таблица B.2
Рекомендуемая эффективность фильтрации газов
Газ, время (мин)
Пределы эффективности фильтрации газов, %
n-Бутан, 
> 75
n-Бутан, 5 мин
> 20
Толуол, 
> 75
Толуол, 5 мин
> 70
> 75
, 5 мин
> 60
Приложение ДА
(справочное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
ССЫЛОЧНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(И ДЕЙСТВУЮЩИМ В ЭТОМ КАЧЕСТВЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ
СТАНДАРТАМ)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта
Степень соответствия
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта
ИСО 5128:1980
-
ИСО 6549:1980
NEQ
ГОСТ 28261-89 "Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров"
ISO/TS 11155-1:2001
ИСО 11155-2:2009
ИСО 16121-2:2011
IDT
ГОСТ ИСО 16121-2-2011 "Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 2. Обзорность"
SAE J381 (2009)
-
<*> Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Примечание. В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:
- IDT - идентичные стандарты;
- NEQ - неэквивалентные стандарты.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] VDV 234, Driver's workplace in the low-floor line-service bus,
Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV), Cologne, Germany
[2] TCRP Report 25, Bus operator workstation evaluation and design
guidelines - summary, sponsored by the Federal Transit
Administration, USA, 1997
[3] STRP Report #6, Ergonomic study of the driver's workstation in
urban buses, Canadian Urban Transit Association
[4] NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het
ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999
[5] Swedish Road and Transport Research Institute, Driver's Cab in
Buses, Phase 3: Field tests - summary
[6] Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by
ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000