Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2018
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 1 июня 2017 года.
Название документа
"ГОСТ Р 57258-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы беспилотные авиационные. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.11.2016 N 1674-ст)
"ГОСТ Р 57258-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы беспилотные авиационные. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.11.2016 N 1674-ст)
Утвержден и введен в действие
по техническому регулированию
и метрологии
от 10 ноября 2016 г. N 1674-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Unmanned aircraft systems. Terms and definitions
ГОСТ Р 57258-2016
Дата введения
1 июня 2017 года
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Росстандарта от 10.11.2016 имеет номер 1674-ст, а не 1674. | |
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 ноября 2016 г. N 1674
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Для каждого принятого понятия установлен один стандартизированный термин. Установленные в настоящем стандарте термины систематизированы по группам. Внутри каждой из групп термины расположены в алфавитном порядке.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения, приведенные в
разделе 3 настоящего стандарта, могут также быть использованы для целей классификации беспилотных авиационных систем и их компонентов.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизированных терминов на английском языке.
В стандарте приведен алфавитный
указатель терминов на русском языке, а также алфавитный
указатель эквивалентов терминов на английском языке.
Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, и иноязычные эквиваленты - светлым, синонимы - через дробь.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области беспилотных авиационных систем гражданского назначения.
Терминология гармонизирована с используемыми в международной практике документами [
1 -
5].
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
БАС - беспилотная авиационная система (unmanned aircraft system - UAS);
БВС - беспилотное воздушное судно (unmanned aircraft - UA);
БЛА - беспилотный летательный аппарат (unmanned aircraft - UA);
ВС - воздушное судно;
ДПАС - дистанционно-пилотируемая авиационная система (remotely-piloted aircraft system - RPAS);
ДПВС - дистанционно-пилотируемое воздушное судно (remotely-piloted aircraft - RPA);
УВД - управление воздушным движением.
3.1.1
беспилотное воздушное судно (unmanned aircraft): Воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого ВС, или выполняющее автономный полет по заданному предварительно маршруту
Примечание - Наряду с термином "беспилотное воздушное судно" также используется термин "беспилотный летательный аппарат".
3.1.2
дистанционно пилотируемое воздушное судно (remotely-piloted aircraft): Беспилотное воздушное судно, которое пилотируется внешним пилотом с наземной станции управления полетом.
Примечание - Термин "дистанционно пилотируемое воздушное судно" применяется для одного из видов беспилотных ВС.
3.1.3
беспилотная авиационная система (unmanned aircraft system): Комплекс, включающий одно или несколько беспилотных ВС, оборудованных системами навигации и связи, средствами обмена данными и полезной нагрузкой, а также наземные технические средства передачи-получения данных, используемые для управления полетом и обмена данными о параметрах полета, служебной информацией и информацией о полезной нагрузке такого или таких ВС, и канал связи со службой управления воздушным движением.
Примечание - Наряду с термином "беспилотная авиационная система" используется также термин "авиационная система с беспилотным воздушным судном (беспилотными воздушными судами)".
3.1.4
опционально пилотируемое воздушное судно (optionally piloted aircraft): Воздушное судно, которым может управлять как пилот, находящийся на борту, так и внешний пилот.
3.1.5
дистанционно пилотируемая авиационная система (remotely-piloted aircraft system): Комплекс конфигурируемых элементов, включающий дистанционно пилотируемое воздушное судно, связанную с ним станцию (станции) внешнего пилота, осуществляющего непрерывный мониторинг параметров полета по каналу управления и передачи данных, а также бортовое оборудование полезной нагрузки, которые осуществляют совместное функционирование в ходе выполнения полета.
Примечание - Наряду с термином "дистанционно пилотируемая авиационная система" используется также термин "авиационная система с дистанционно пилотируемым воздушным судном (дистанционно пилотируемыми воздушными судами)".
3.1.6
автономное воздушное судно (autonomous aircraft): Беспилотное воздушное судно, выполнение полетного задания которого не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.
3.1.7
автономный полет (autonomous operation): Полет, который выполняется воздушным судном без вмешательства пилота, с помощью автоматической системы управления на основе данных, загруженных перед выполнением полета, либо с использованием информации, получаемой по каналу передачи данных или от датчиков на борту.
3.1.8
автономная система (autonomous system): Система, выполняющая свои функции без вмешательства человека.
3.1.9
авиационные работы (aerial work): Полет воздушного судна, в ходе которого ВС используется для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, аэрофотосъемка, топографическая съемка, наблюдение и патрулирование, поиск и спасание, воздушная реклама и т.д.
3.1.10
коммерческая воздушная перевозка (commercial airtransport operation): Полет воздушного судна для перевозки пассажиров, грузов или почты за плату или по найму.
3.1.11
межрегиональный полет (cross-country flight): Полет беспилотного ВС вне исходного района по предварительно запланированному маршруту с использованием стандартных навигационных средств.
3.1.12
система завершения полета (flight termination system): Совокупность средств и/или процедур, приводимых в действие вручную или автоматически, обеспечивающих принудительное безопасное завершение полета беспилотного воздушного судна, используемого в составе беспилотной авиационной системы.
3.1.13
налет по приборам (instrument flight time): Время полета, в течение которого внешний пилот осуществляет управление воздушным судном исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.
3.1.14
полетное время - самолет (flight time - airplane): Общее время с момента начала движения беспилотного самолета с целью взлета до момента его остановки по завершении полета.
3.1.15
полетное время - вертолет (flight time - helicopter): Общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов беспилотного вертолета в начале полета до момента полной остановки вертолета по завершении полета и прекращения вращения несущих винтов.
3.1.16
полетное время - дистанционно пилотируемая авиационная система (flight time - RPAS): Общее время с момента получения команды о готовности к полету при установлении связи с дистанционно пилотируемым воздушным судном с целью выполнения полета до момента окончательной остановки беспилотного воздушного судна и отключения связи по завершении полета.
3.1.17
пусковая установка (launcher): Средство, используемое для обеспечения взлета беспилотных ВС, не предназначенных для выполнения традиционного взлета с разбегом.
3.1.18
эксплуатант (operator): Лицо, владеющее беспилотным воздушным судном на законном основании и использующее или планирующее использовать его для полетов.
3.1.19 линия управления и контроля (command and control link): Канал передачи и получения данных между дистанционно пилотируемым воздушным судном и станцией внешнего пилота для управления полетом и контроля его параметров.
3.1.20
линия связи (communication link): Канал обмена голосовыми данными и/или текстовой информацией между членами внешнего экипажа, службами управления воздушным движением, другими пользователями воздушного пространства и иными заинтересованными лицами.
3.1.21
линия связи с землей (down link): Односторонний канал передачи данных с борта беспилотного воздушного судна на землю.
3.1.22
потеря связи (lost link): Потеря соединения линии управления и контроля с дистанционно пилотируемым воздушным судном.
3.1.23
линия связи с бортом (up-link): Односторонний канал передачи данных на борт беспилотного воздушного судна с наземной станции управления.
3.1.24
линия передачи данных (data link): Канал передачи между элементами беспилотной авиационной системы, системы управления воздушным движением и другими участниками воздушного движения для целей управления, информации о параметрах полета, полезной нагрузке и т.п.
3.1.25
линия связи с полезной нагрузкой (payload link): Канал передачи данных и управляющих команд между наземной станцией управления и полезной нагрузкой беспилотного воздушного судна.
Примечание - Данный канал не оказывает критического влияния на безопасность управления в беспилотной авиационной системе.
3.1.26
прямая линия радиосвязи (radio line-of-sight): Прямая двусторонняя радиосвязь между передатчиком и приемником.
3.1.27
вне прямой линии радиосвязи (beyond radio line-of-sight): Эксплуатация беспилотного воздушного судна вне диапазона прямой линии радиосвязи.
3.1.28
полет в пределах прямой видимости (visual line-of-sight operation): Полет, при котором внешний экипаж поддерживает непосредственный визуальный контакт с воздушным судном с целью управления его полетом и исполнения обязанностей, связанных с обеспечением эшелонирования и предупреждением столкновений.
3.1.29
вне прямой видимости (beyond visual line-of-sight): Эксплуатация беспилотного воздушного судна за пределами прямой видимости.
3.1.30
визуальный полет в расширенном диапазоне высоты и дальности (extended visual line-of-sight): Полет, который может выполняться за пределами прямой видимости, при которых, однако, внешний пилот с помощью дополнительного наблюдателя сохраняет возможность контролировать полет БВС и избегать столкновения.
3.2 Классификация беспилотных воздушных судов
3.2.1
воздушное судно (aircraft): Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, за исключением случаев взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
3.2.2
категория воздушного судна (aircraft category): Классификационная группа ВС, выделяемая на основе особенностей их конструкции, характеристик и условий эксплуатации.
3.2.3
дирижабль (airship): Воздушное судно легче воздуха, управление траекторией полета которого обеспечивается с помощью силовой установки и специальных устройств.
3.2.4
мультикоптер (multicopter): Летательный аппарат с произвольным числом несущих винтов.
Примечание - В качестве синонима термина "мультикоптер" применяется также "многороторный вертолет".
3.2.5
квадрокоптер (quadrocopter/quadrotor): Беспилотное воздушное судно с четырьмя несущими винтами, вращающимися попарно в противоположных друг другу направлениях.
3.2.6
легкое дистанционно пилотируемое воздушное судно (light remotely piloted aircraft): Дистанционно пилотируемое воздушное судно с взлетной массой менее 150 кг.
3.2.7
малое беспилотное воздушное судно (small unmanned aircraft): Беспилотное дистанционно пилотируемое воздушное судно с взлетной массой менее 30 кг.
3.3 Управление беспилотной авиационной системой
3.3.1
член внешнего экипажа (remote crew member): Лицо, прошедшее специальную подготовку по данному типу беспилотного воздушного судна, на которое эксплуатантом конкретного воздушного судна возложены функциональные обязанности, связанные с выполнением полета данного воздушного судна.
3.3.2
внешний пилотирующий пилот (remote flying pilot): Член внешнего экипажа дистанционно пилотируемого воздушного судна, который приводит в действие органы управления воздушного судна и несет ответственность в отношении траектории полета воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы.
3.3.3
внешний командир воздушного судна (remote pilot-in-command): Член внешнего экипажа, осуществляющий руководство полетом воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы, участвующий в пилотировании и несущий ответственность в отношении безопасности полета беспилотного воздушного судна.
3.3.4
внешний второй пилот (remote co-pilot): Член внешнего экипажа, выполняющий обязанности по пилотированию и выполнению полетного задания под руководством внешнего командира беспилотного воздушного судна.
3.3.5
пилот взлета и посадки (harbor pilot): Внешний пилот, обладающий наибольшим опытом выполнения режимов взлета и посадки, осуществляющий передачу управления внешнему пилоту после взлета беспилотного ВС или принимающий на себя обязанности по выполнению захода на посадку, посадки и, возможно, руления до остановки беспилотного ВС.
3.3.6
наблюдатель (observer): Член внешнего экипажа, осуществляющий визуальное наблюдение за беспилотным воздушным судном и окружающим его воздушным пространством для оказания помощи внешнему пилоту в безопасном выполнении полета.
3.3.7
командир беспилотной авиационной системы (unmanned aircraft system commander): Лицо, осуществляет руководство полетами одного или нескольких беспилотных ВС из наземного комплекса управления полетом беспилотной авиационной системы.
3.3.8
передача управления (handover): Действие, заключающееся в передаче функции пилотирования и управления беспилотным воздушным судном, от одной станции внешнего пилота к другой.
3.3.9
передающий внешний пилот (transferring remote pilot): Внешний пилот, передающий ответственность за продолжение полета после передачи управление от одной станции внешнего пилота к другой.
3.3.10
принимающий внешний пилот (accepting remote pilot): Внешний пилот, принимающий ответственность за продолжение полета после передачи управление от одной станции внешнего пилота к другой.
3.3.11
станция внешнего пилота (remote pilot station): Рабочее место в составе наземной станции управления, с которого внешний пилот управляет полетом и функциональными системами беспилотного воздушного судна.
3.3.12
период совместного управления (dual instruction time): Время с момента запроса от одного (передающего) внешнего пилота о передаче управления ДПВС до завершения связанных с этим процедур и полной передачи управления другому (принимающему) внешнему пилоту.
3.4 Безопасность при использовании беспилотных авиационных систем в общем воздушном пространстве
3.4.1
область предупреждения столкновения (collision avoidance threshold): Поверхность зоны вокруг беспилотного ВС, предусматриваемой для предупреждения столкновения с другими объектами.
3.4.2
граница предупреждения столкновения (collision boundary): Поверхность в воздушном пространстве, образованная точками, соответствующими расстоянию минимального допустимого сближения двух воздушных судов, гарантирующего предупреждение столкновения с учетом возможных погрешностей измерений.
3.4.3
порог предупреждения столкновения (collision threshold): Точка поверхности в воздушном пространстве, в которой необходимо начать выполнение маневра для гарантированного исключения последующего пересечения траекторией движения воздушного судна границы области предупреждения столкновения.
3.4.4
область вероятного столкновения (collision volume): Цилиндрический объем воздушного пространства, центром которого является ВС, с горизонтальным радиусом и вертикальной высотой, в пределах которых избежать столкновения маловероятно.
3.4.5
обнаружение и предупреждение (detection and avoidance): Способность видеть, распознавать или обнаруживать находящиеся вблизи воздушные суда или другие источники опасности и предпринимать соответствующие действия в целях соблюдения применимых правил полета.
3.4.6
взаимодействующее воздушное судно (cooperative aircraft): Воздушное судно, обладающее бортовыми средствами (ответчиками), обеспечивающими идентификацию воздушного судна в системе управления воздушным движением (УДВ).
3.4.7
невзаимодействующее воздушное судно (non-cooperative aircraft): Воздушное судно, не обладающее бортовыми средствами (ответчиками), обеспечивающими идентификацию воздушного судна в системе УВД, либо у которого данное оборудование неработоспособно или отключено.
3.4.8
безопасное состояние (safe state): Параметры траектории и воздушно-скоростные параметры беспилотного ВС, при которых вероятность столкновения в воздухе находится на допустимом уровне.
3.4.9
выделенное воздушное пространство (segregated airspace): Воздушное пространство ограниченных размеров, предназначенное для исключительного использования конкретным пользователем (пользователями).
3.4.10
область безопасности воздушного судна (self separation threshold): Зона вокруг беспилотного ВС, в пределах которой ВС становится угрозой для остальных участников воздушного движения.
3.4.11
порог безопасности (separation threshold): Точка поверхности в воздушном пространстве, в которой необходимо начать выполнение маневра для гарантированного исключения последующего пересечения траекторией движения воздушного судна границы области безопасности.
3.4.12
контроль траектории (tracking): Внешняя оценка изменения траектории движения воздушного судна.
3.4.13
рабочая область (operational volume): Зона воздушного пространства, в которой предполагается использовать беспилотное ВС, определенная координатными точками на поверхности земли или воды и соответствующими высотами полета.
3.4.14
область наблюдения (surveillance volume): Сектор обзора впереди по направлению полета воздушного судна, контролируемый для предупреждения столкновений с другими воздушными судами.
3.4.15
воздушное судно вероятного столкновения (threat aircraft): Воздушное судно, представляющее опасность с точки зрения возможного столкновения с другими воздушными судами.
Алфавитный указатель терминов на русском языке
аппарат летательный беспилотный | |
вне прямой видимости | |
вне прямой линии радиосвязи | |
период совместного управления | |
время полетное - вертолеты | |
время полетное - дистанционно пилотируемая авиационная система | |
время полетное - самолеты | |
граница предупреждения столкновения | |
дирижабль | |
категория воздушного судна | |
квадрокоптер | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.3.3, а не 3.3.4. | |
|
командир внешний воздушного судна | |
командир беспилотной авиационной системы | |
контроль траектории | |
линия передачи данных | |
малое беспилотное воздушное судно | |
мультикоптер | |
порог предупреждения столкновения | |
область безопасности воздушного судна | |
порог безопасности | |
область предупреждения столкновения | |
линия связи | |
линия связи с полезной нагрузкой | |
линия радиосвязи прямая | |
наблюдатель | |
налет по приборам | |
область вероятного столкновения | |
область наблюдения | |
обнаружение и предупреждение | |
перевозки воздушные коммерческие | |
линия связи с бортом | |
линия связи с землей | |
передача управления | |
пилот взлета и посадки | |
пилот внешний второй | |
пилот внешний передающий | |
пилот внешний принимающий | |
пилот внешний пилотирующий | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 3.3.13 отсутствует. | |
|
пилотирование дистанционное | 3.3.13 |
полет автономный | |
полет в пределах прямой видимости | |
полет визуальный в расширенном диапазоне высоты и дальности | |
полет межрегиональный | |
потеря связи | |
пространство воздушное выделенное | |
область рабочая | |
работы авиационные | |
система автономная | |
система беспилотная авиационная | |
система дистанционно пилотируемая авиационная | |
система завершения полета | |
состояние безопасное | |
станция внешнего пилота | |
судно воздушное | |
судно воздушное автономное | |
судно воздушное беспилотное | |
судно воздушное вероятного столкновения | |
судно воздушное дистанционно пилотируемое | |
судно воздушное дистанционно пилотируемое легкое | |
судно воздушное взаимодействующее | |
судно воздушное невзаимодействующее | |
судно воздушное опционально пилотируемое | |
установка пусковая | |
член внешнего экипажа | |
эксплуатант | |
Алфавитный указатель эквивалентов терминов
на английском языке
accepting remote pilot | |
aerial work | |
aircraft | |
aircraft category | |
airship | |
autonomous aircraft | |
autonomous operation | |
autonomous system | |
beyond radio line-of-sight | |
beyond visual line-of-sight | |
collision avoidance threshold | |
collision boundary | |
collision threshold | |
collision volume | |
commercial airtransport | |
communication link | |
cooperative aircraft | |
cross-country | |
data link | |
detection and avoidance | |
down link | |
dual instruction time | |
extended visual line-of-sight | |
flight crew member | |
flight termination system | |
flight time - airplanes | |
flight time - helicopters | |
flight time - RPAS | |
handover | |
harbor pilot | |
instrument flight time | |
launcher | |
light remotely piloted aircraft | |
lost link | |
multicopter | |
non-cooperative aircraft | |
observer | |
operational volume | |
operator | |
optionally piloted aircraft | |
payload link | |
quadrocopter | |
quadrotor | |
radio line-of-sight | |
remote co-pilot | |
remote crew member | |
remote flying pilot | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 3.3.7 термин "remote pilot" отсутствует. | |
|
remote pilot | 3.3.7 |
remote pilot station | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3.3.3, а не 3.3.4. | |
|
remote pilot-in-command | |
remotely piloted aircraft system commander | |
remotely-piloted aircraft | |
safe state | |
segregated airspace | |
self-separation threshold | |
separation threshold | |
small unmanned aircraft | |
surveillance volume | |
threat aircraft | |
tracking | |
transferring remote pilot | |
unmanned aircraft | |
unmanned aircraft system | |
up-link | |
visual line-of-sight operation | |
| Беспилотные авиационные системы. Циркуляр 328. - ИКАО. - 2011 |
[2] | Руководство по дистанционно-пилотируемым авиационным системам. Doc 10019. - ИКАО. - 2015 |
[3] | UAS / RPAS Airworthiness certification "1309" System Safety Objectives and Assessment Criteria. ER-010. - EUROCAE. - 2013 |
[4] | Certification Specification for Light Unmanned Rotorcraft Systems (CS-LURS). Joint Authorities for Rulemaking of Unmanned Systems (JARUS). - 2013 |
| Руководство по бортовой системе предупреждения столкновений (БСПС). Doc 9863. - ИКАО - 2006 |