Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2017
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.01.2019.
Название документа
"ГОСТ Р ИСО 11749-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ремни приводные поликлиновые для автомобилей. Испытание на усталость"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.07.2017 N 772-ст)

"ГОСТ Р ИСО 11749-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ремни приводные поликлиновые для автомобилей. Испытание на усталость"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.07.2017 N 772-ст)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 28 июля 2017 г. N 772-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕМНИ ПРИВОДНЫЕ ПОЛИКЛИНОВЫЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ИСПЫТАНИЕ НА УСТАЛОСТЬ
Drive V-ribbed belts for the automobiles. Fatigue test
(ISO 11749:2014, Belt drive - V-ribbed belts for the
automotive industry - Fatigue test, IDT)
ГОСТ Р ИСО 11749-2017
ОКС 21.220.10
Дата введения
1 января 2019 года
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (ФГУП "ВНИИ СМТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 "Продукция нефтехимического комплекса"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июля 2017 г. N 772-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 11749:2014 "Ременные приводы. Поликлиновые ремни для автомобильной промышленности. Испытание на усталость" (ISO 11749:2014 "Belt drives - V-ribbed belts for the automotive industry - Fatigue test", IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом SC 1 "Трение" Технического комитета по стандартизации ISO/ТС 41 "Шкивы и ремни (в том числе клиновые)" Международной организации по стандартизации ISO.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает динамический метод испытания на усталость для контроля качества поликлиновых приводных ремней (сечения PK), предназначенных для приведения в действие вспомогательного оборудования, используемого в автомобилях.
Размеры ремней и соответствующих шкивов установлены в ИСО 9981.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ISO 683-1, Heat-treatable steels, alloy steels and free-cutting steels - Part 1: Non-alloy steels for quenching and tempering (Термообработанные, легированные и автоматные стали. Часть 1. Нелегированные стали для закалки и отпуска)
ISO 6508-1, Metallic materials - Rockwell hardness test - Part 1: Test method (scales A, B, C, D, E, F, G, H, K, N, T) [Металлические материалы. Испытание на твердость по Роквеллу. Часть 1. Метод испытания (шкалы A, B, C, D, E, F, G, H, K, N, T)] <*>
--------------------------------
<*> Действует ИСО 6508-1:2016 "Металлические материалы. Испытание на твердость по Роквеллу. Часть 1. Метод испытания" (ISO 6508-1:2016, "Metallic materials - Rockwell hardness test - Part 1: Test method). Однако для однозначного соблюдения требований настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.
ISO 9981:1998, Belt drives - Pulleys and V-ribbed belts for the automotive industry - PK profile: Dimensions (Ременные приводы. Шкивы и поликлиновые ремни для автомобильной промышленности. Профиль PK. Размеры)
3 Сущность метода
Определяют рабочие характеристики ремня при определенных условиях на испытательном стенде с двумя, тремя или четырьмя шкивами, описанном в разделе 4.
Длина самого короткого клинового ремня, который может быть испытан на испытательном стенде с четырьмя шкивами (см. рисунок 1), составляет приблизительно 1000 мм. Ремни длиной от 800 до 1000 мм включительно можно испытывать на испытательном стенде с тремя шкивами (см. рисунок 2). Более короткие ремни испытывают на испытательном стенде с двумя шкивами (см. рисунок 3), как описано в 6.2.1.2.
1 - ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 - натяжной
шкив, устанавливают скользящим; 3 - шкив обратного прогиба;
4 - направление регулировки ведомого шкива; 5 - направление
вращения; 6 - усилие натяжения ремня, приложенное
к натяжному шкиву; 7 - направление регулировки узла
натяжного шкива и его кронштейна
Примечание - Угол, обозначенный знаком равенства (=), задан для начального расположения шкивов и может незначительно меняться при повторном натяжении в течение испытания.
Рисунок 1 - Расположение шкивов для испытательного стенда
с четырьмя шкивами
--------------------------------
<a> Угол 45° задан для начального расположения шкивов и может незначительно меняться при повторном натяжении в течение испытания.
1 - ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 - натяжной
шкив, устанавливают скользящим; 3 - направление регулировки
ведомого шкива; 4 - направление вращения; 5 - усилие
натяжения ремня, приложенное к натяжному шкиву;
6 - направление регулировки узла натяжного шкива
и его кронштейна
Рисунок 2 - Расположение шкивов для испытательной машины
с тремя шкивами
1 - ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 - направление
регулировки подвижного шкива (способ фиксации на месте);
3 - усилие натяжения ремня, приложенное к подвижному шкиву
Рисунок 3 - Расположение шкивов для испытательной машины
с двумя шкивами
Между изготовителем и потребителем должны быть согласованы условия, включая передаваемую мощность, минимально допустимый срок службы ремня в часах и число повторных натяжений ремня.
Обрыв ремня происходит, когда ремень не удовлетворяет согласованным условиям.
4 Аппаратура
4.1 Динамический испытательный стенд прочной конструкции, все детали которого должны выдерживать практически без отклонений прикладываемые нагрузки.
Испытательный стенд должен включать следующие детали (см. рисунки 1, 2 и 3).
4.1.1 Ведущий шкив и подходящий механизм для приведения его в движение.
4.1.2 Ведомый шкив, к которому подключен соответствующий блок поглощения мощности (4.1.3).
4.1.3 Блок поглощения мощности, точный и калиброванный.
4.1.4 Система регулирования температуры.
4.1.5 Шкив обратного прогиба, только для испытательного стенда с четырьмя шкивами (см. рисунок 1).
4.1.6 Устройство для натяжения ремня:
a) для испытательного стенда с тремя или четырьмя шкивами используют шкив обратного прогиба и натяжной шкив (см. рисунки 1 и 2);
b) для испытательного стенда с двумя шкивами используют подвижный шкив (см. рисунок 3).
Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах +/- 15' от плоскости, проходящей через центр каждого шкива.
Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах +/- 15' от плоскости, проходящей через центр каждого шкива.
4.1.7 Устройство для определения проскальзывания ремня с точностью до +/- 0,1%. Расположение шкивов и направления вращения показаны на рисунках 1, 2 и 3.
Для учета разных длин ремней положения соответствующих ведущего и ведомого шкивов, натяжного шкива и его кронштейна (для испытательного стенда с тремя шкивами), а также шкива обратного прогиба (для испытательного стенда с четырьмя шкивами) должны быть регулируемыми для настройки расположения шкивов под каждую длину ремня.
Для приложения необходимого усилия и получения необходимого натяжения ремня натяжной шкив и его держатель при необходимости должны иметь возможность свободно скользить в кронштейне вдоль линии приложения усилия натяжения.
Для испытательного стенда с четырьмя шкивами линия приложения усилия натяжения должна проходить по биссектрисе углов обхвата натяжного шкива и шкива обратного прогиба и должна лежать в плоскости, проходящей через центр шкивов (см. рисунок 1).
Для испытательного стенда с тремя шкивами линия приложения усилия натяжения должна проходить по биссектрисе угла обхвата натяжного шкива через ось его центра и лежать в плоскости, проходящей через центр натяжного шкива (см. рисунок 2).
Конструкция испытательного стенда с двумя шкивами должна обеспечивать перемещение одного из шкивов (ведомого или ведущего) для настройки расположения шкивов под длину ремня до 800 мм. Должен быть предусмотрен способ фиксации подвижного шкива в положении при заданном натяжении ремня. Для приложения необходимого усилия и получения натяжения ремня линия приложения усилия натяжения должна проходить по оси через центры ведомого и ведущего шкивов и должна лежать в плоскости, проходящей через их центры (см. рисунок 3).
4.2 Испытательные шкивы должны быть из стали по ИСО 683-1 с твердостью поверхности 55 HRC по ИСО 6508-1. Шероховатость поверхности канавки, определяемая как среднеарифметическое значение отклонения профиля Ra, должна быть менее 0,8 мкм.
Характеристики испытательных шкивов приведены на рисунке 4, размеры - в таблице 1 (см. ИСО 9981:1998).
Рисунок 4 - Поперечное сечение канавок испытательного шкива
Таблица 1
Размеры испытательных шкивов
Размер
Значение
Число канавок
6
Шаг канавок e, мм
(3,56 +/- 0,05) <a>, <b>
Угол канавки <c> 
40° +/- 0° 30'
Внутренний радиус канавки <d> rb, мм
Радиус вершины клина <d> rt, мм
Эффективный диаметр, мм
ведущего и ведомого шкивов <e> de1
120,6 +/- 0,2
натяжного шкива <e> de2
(60,0 +/- 0,2) <f>
ведущего и ведомого шкивов <g> de1
63,0 +/- 0,2
Наружный диаметр шкива обратного прогиба <h> dr3, мм
(76,2 +/- 0,2) <i>
Расчетный диаметр <j> dp
dp = de + 2be
Положение эффективной линии be, мм, номинальное значение
2
Диаметр над шариком или стержнем <k> K, мм
K = (de + 2x) + 0,15
Положение шарика или стержня диаметром dB, 2x
0,99
Диаметр проверочного шарика или стержня dB, мм
2,50 +/- 0,01
Расстояние между наружной частью шкива и осью первой канавки f, мм
> 2,5
<a> Допуск на размер e применяют к расстоянию между осями двух соседних канавок.
<b> Сумма всех отклонений от номинального значения e для всех канавок одного шкива не должна превышать +/- 0,3 мм.
<c> Ось канавки должна образовывать угол 90,0° +/- 0,5° с осью шкива.
<d> Допуски на rb и rt установлены в настоящем стандарте (а не в ИСО 9981), т.к. данные шкивы являются испытательными.
<e> Для испытательного стенда с тремя или четырьмя шкивами.
<f> Значение 45 мм является минимальным рекомендуемым для лучшего представления фактической методики проектирования по ИСО 9981, и его можно использовать для испытания. Значение 55 мм можно использовать для лучшего представления фактической методики проектирования.
<g> Для испытательного стенда с двумя шкивами.
<h> Для испытательного стенда с четырьмя шкивами.
<i> Минимальный диаметр обратного прогиба не стандартизирован. Для испытания можно использовать значение 60 мм, но его не следует рассматривать при производстве приводов.
<j> Истинный расчетный диаметр шкива для поликлинового ремня немного больше эффективного диаметра, его точное значение определяют с использованием конкретного ремня. Для расчета передаточного отношения можно использовать номинальное значение положения эффективной линии 2 мм. Если требуется точность, следует проконсультироваться у изготовителя ремня.
<k> Разброс диаметров между канавками одного шкива не должен превышать 0,15 мм. Этот разброс достигается путем сравнения диаметров над шариком или стержнем.
Фактическая конфигурация профиля вершины клина может быть любой в пределах между указанными максимальными и минимальными значениями. Любая конфигурация должна иметь радиус перехода rt, соответствующий минимальной дуге 30°, касательной к боковой стенке канавки (в соответствии с ИСО 9981).
Радиальные и осевые биения не должны превышать 0,25 мм полного показания индикатора (TIR). Биение в двух направлениях измеряют по отдельности при использовании шарика, установленного под давлением пружины для обеспечения контакта с канавками при вращении шкива.
Канавка шкива должна иметь шероховатость поверхности Ra не более 0,8 мкм (т.к. данный шкив является испытательным, было зафиксировано данное значение). Определения и метод измерения - по стандарту [1] и ИСО 468 <*>.
--------------------------------
<*> Отменен без замены.
5 Условия окружающей среды при проведении испытаний
Температурой испытания является:
a) температура окружающей среды в испытательном помещении в пределах от 18 °C до 32 °C (вместе с результатом испытаний включают среднюю температуру окружающей среды в течение всего испытания, в непосредственной близости от испытательного стенда не должно быть сквозняков, кроме как от самого ременного привода);
b) температура (120 +/- 5) °C в камере с термостатическим регулированием;
c) температура (85 +/- 5) °C в камере с термостатическим регулированием.
6 Проведение испытания
6.1 Условия проведения испытания
Частота вращения ведущего шкива должна быть 4900 мин-1 с точностью до +/- 2%. Фиксированная передаваемая мощность в киловаттах для ремня с числом клиньев от трех до пяти должна быть согласована между изготовителем и потребителем.
При расчете нагрузки, создаваемой крутящим моментом, используют скорость вращения ведущего шкива в оборотах в минуту. Данную нагрузку поддерживают постоянной без компенсации на снижение скорости вращения ведомого шкива в результате проскальзывания ремня.
Нагрузку, создаваемую крутящим моментом M, Н·м, определяют по формуле
, (1)
где Ps - заданная передаваемая мощность, кВт;
N - скорость вращения ведущего шкива, об/мин.
Испытательное оборудование следует поддерживать в таком состоянии, чтобы свести к минимуму нежелательные нагрузки из-за потерь в подшипниках, из-за смазки и т.д.
Для испытательного стенда с тремя или четырьмя шкивами усилие натяжения ремня F, Н, приложенное к натяжному шкиву, а для испытательного стенда с двумя шкивами - к ведомому шкиву, определяют по формуле
F = kPs, (2)
где k - коэффициент, равный 60 Н/кВт, для испытательного стенда с тремя или четырьмя шкивами;
k - коэффициент, равный 110 Н/кВт, для испытательного стенда с двумя шкивами;
Ps - передаваемая мощность, кВт.
Пример - Для передаваемой мощности 10,3 кВт F = 618 Н: для одного ремня с шестью клиньями F = 105 Н/клин (для испытательного стенда с тремя или четырьмя шкивами).
6.2 Проведение испытания
6.2.1 Подготовка
6.2.1.1 Испытательный стенд с тремя или четырьмя шкивами
Метод A
После установки ремня на шкивы прикладывают указанное усилие натяжения ремня (см. 6.1) к натяжному шкиву и, оставляя кронштейн натяжного шкива свободно перемещающимся, запускают привод ведущего шкива и доводят его частоту вращения до заданного значения (см. 6.1). Затем как можно быстрее прикладывают соответствующую нагрузку на ведомый шкив. Испытательный стенд работает в этих условиях в течение 5 мин +/- 15 с, не учитывая время запуска и остановки. Выключают испытательный стенд и выдерживают не менее 10 мин.
Затем поворачивают ведомый шкив вручную на несколько оборотов ремня и сразу же фиксируют кронштейн натяжного шкива в нужном положении.
Метод B
После установки ремня на шкивы прикладывают указанное усилие натяжения ремня (см. 6.1) к натяжному шкиву, оставляя кронштейн натяжного шкива свободно перемещающимся. Затем поворачивают ведомый шкив вручную на несколько оборотов ремня и сразу же фиксируют кронштейн натяжного шкива в нужном положении.
6.2.1.2 Испытательный стенд с двумя шкивами
Используют процедуру по 6.2.1.1 с использованием подвижного шкива вместо кронштейна натяжного шкива.
6.2.2 Проведение испытания
Включают (повторно запускают в случае метода A) стенд, доводят частоту вращения ведущего шкива до заданного значения, прикладывают испытательную нагрузку на ведомый шкив и измеряют проскальзывание между ведущим и ведомым шкивами.
При этих условиях привод должен работать непрерывно до обрыва ремня или пока дополнительное проскальзывание g не превысит проскальзывание, измеренное на начальном этапе, на 4%.
Дополнительное проскальзывание g, %, определяют по формуле
g = (i0 - if)100, (3)
; (4)
где
; (5)
где n0 - начальная частота вращения ведомого вала;
N0 - начальная частота вращения ведущего вала;
nf - конечная частота вращения ведомого вала;
Nf - конечная частота вращения ведущего вала.
Все частоты вращения измеряют под испытательной нагрузкой.
6.2.3 Повторное натяжение
Если дополнительное проскальзывание ремня достигает 4% до обрыва ремня, выключают испытательный стенд и выдерживают не менее 20 мин. Для испытательного стенда с тремя или четырьмя шкивами освобождают кронштейн натяжного шкива, прикладывают к ремню испытательную нагрузку, поворачивают ведущий шкив вручную два или три раза, повторно фиксируют кронштейн натяжного шкива в среднем положении, как описано в 6.2.1, и повторяют испытание по 6.2.2.
Повторяют эту процедуру каждый раз при достижении дополнительного проскальзывания 4% до обрыва ремня.
7 Протокол испытания
Протокол испытания должен содержать:
a) обозначение настоящего стандарта;
b) идентификацию испытуемого ремня;
c) тип используемого стенда (при необходимости эффективный диаметр натяжного шкива или наружный диаметр шкива обратного прогиба);
d) использованный метод (A или B);
e) количество часов работы при испытании для определения соответствия согласованным условиям;
f) передаваемую мощность и число клиньев ремня;
g) количество повторных натяжений ремня и количество часов работы при этом;
h) среднюю температуру окружающего воздуха во время испытания;
i) дату проведения испытания.
Приложение ДА
(справочное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЦИОНАЛЬНЫМ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта
Степень соответствия
Обозначение и наименование соответствующего национального, межгосударственного стандарта
ISO 683-1
-
<*>
ISO 6508-1
NEQ
ГОСТ 9013-59 "Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу"
ISO 9981:1998
-
<*>
<*> Соответствующий национальный, межгосударственный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Официальный перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде стандартов.
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:
- NEQ - неэквивалентные стандарты.
Библиография
[1]
ISO 254, Belt drives - Pulleys - Quality, finish and balance
[2]
ISO 4287, Geometrical Product Specifications (GPS) - Surface texture: Profile method - Terms, definitions and surface texture parameters [Геометрические характеристики изделий (GPS). Структура поверхности. Профильный метод. Термины, определения и параметры структуры] <*>
--------------------------------
<*> Официальный перевод этого стандарта находится в Федеральном информационном фонде стандартов.
УДК 678-419:621.85.052.42:620.178.322.3:006.354
ОКС 21.220.10
Ключевые слова: приводные поликлиновые ремни, автомобили, испытание на усталость