Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М., Стандартинформ, 2011.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст, введено в действие с 01.06.2020.
Название документа
"ГОСТ Р 54024-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 638-ст)
(ред. от 25.12.2019)


"ГОСТ Р 54024-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 638-ст)
(ред. от 25.12.2019)


Содержание


Утвержден
и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 30 ноября 2010 г. N 638-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА
СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ
НАЗЕМНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БОРТОВОГО
НАВИГАЦИОННО-СВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Global navigation satellite system. Urban passenger
transport dispatcher control systems. Functions, structure
and characteristics of board navigation
and communication equipment
ГОСТ Р 54024-2010
Список изменяющих документов
Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
Дата введения
1 декабря 2011 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН ОАО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 638-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает требования к назначению, составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие городские и пригородные пассажирские перевозки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
Ссылка исключена с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст.
ГОСТ 23544 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия
(ссылка введена Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
ГОСТ 33991 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний
(ссылка введена Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
ГОСТ Р 52051-2003. Механические средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 52230-2004. Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ Р 52456-2005. Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования
ГОСТ Р 52928-2008. Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52928, а также следующие термины с соответствующими определениями:
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
3.1 абонентский телематический терминал: аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на контролируемые транспортные средства для определения их текущего местоположения и параметров движения, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействия с телематическим сервером в части передачи мониторинговой и обмена технологической информацией.
3.2 безопасность перевозки: состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.
3.3 бортовое навигационно-связное оборудование: элемент системы диспетчерского управления, устанавливаемый на контролируемые транспортные средства и состоящий из абонентского телематического терминала и дополнительного бортового оборудования.
Примечание - Состав дополнительного бортового оборудования определяется в зависимости от целевых задач контролируемого транспортного средства.
3.4 глобальная навигационная спутниковая система: по ГОСТ Р 52928.
3.5 диспетчерский пункт: элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции планирования, контроля и оперативного управления транспортными средствами транспортного предприятия.
3.6 диспетчерский центр: элемент системы диспетчерского управления, реализующий функции контроля и координации деятельности транспортного комплекса субъекта РФ или муниципального образования.
Примечание - Диспетчерский центр может выполнять функции диспетчерского пункта.
3.7 диспетчерское управление: централизованный контроль и управление производственными и технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с использованием средств связи.
3.8 исключен с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст.
3.9 исключен с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст.
3.10 мониторинговая информация: совокупность навигационной и телеметрической информации, привязанной к шкале времени, передаваемой от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры.
3.11 исключен с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст.
3.12 навигационная информация: совокупность данных о географических координатах, скорости и направлении движения контролируемого объекта.
3.13 телематический сервер (телематическая платформа): элемент системы диспетчерского управления, предназначенный для сбора, обработки, хранения и маршрутизации мониторинговой информации от абонентских телематических терминалов в диспетчерские пункты и центры, а также обмена технологической информацией между диспетчерскими центрами (пунктами) и абонентскими телематическими терминалами.
3.14 телеметрическая информация: совокупность данных о состоянии контролируемого объекта и пройденном пути, передаваемая от бортового навигационно-связного оборудования в диспетчерские пункты и центры.
Примечание - Состав данных о состоянии объекта определяется в зависимости от целевых задач контролируемого транспортного средства, числа и способа подключения контрольных датчиков.
3.15 технологическая информация: совокупность данных и управляющих команд, циркулирующая между бортовым навигационно-связным оборудованием и диспетчерскими пунктами (центрами).
Примечание - Состав технологической информации определяется применяемой технологией диспетчерского управления транспортным средством.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;
ГПТ - городской пассажирский транспорт;
УКВ - ультракороткие волны;
CAN - стандарт передачи данных;
GPRS - пакетная радиосвязь общего пользования;
GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;
GSM - глобальная система мобильной связи;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
LTE - стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных для мобильных устройств;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
RS 232, RS 485 - интерфейс передачи информации;
SMS - стандарт сотовой связи;
UTC - координированное всемирное время;
3 G - технологии мобильной связи третьего поколения;
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
4 G - технологии мобильной связи четвертого поколения.
(абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
5 Основные положения
5.1. Бортовое навигационно-связное оборудование является составной частью системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом и устанавливается на транспортные средства городского пассажирского транспорта.
5.2. Бортовое навигационно-связное оборудование должно включать в свой состав абонентский телематический терминал и дополнительное бортовое оборудование, состав которого определяется в зависимости от целевых (технологических и информационных) задач контролируемого транспортного средства.
5.3. Абонентский телематический терминал в составе БНСО должен обеспечивать определение текущего местоположения транспортного средства ГПТ и параметров их движения, обмен данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействие с телематическим сервером в части передачи мониторинговой и обмена технологической информацией.
6 Назначение бортового навигационно-связного оборудования
6.1. Бортовое навигационно-связное оборудование должно обеспечивать решение следующих технологических задач на борту контролируемого транспортного средства:
- контроль соблюдения маршрута движения (определение местоположения транспортного средства);
- контроль расхода топлива;
- обеспечение голосовой связи "диспетчер-водитель";
- контроль состояния транспортного средства путем сбора телеметрической информации через подключение бортовых датчиков состояния узлов и агрегатов к аналоговым, дискретным или цифровым входам абонентского телематического терминала;
- оперативная сигнализация о возникновении нештатных и аварийных ситуаций:
а) предупреждение водителя о высоком риске фронтального столкновения с объектами;
б) предупреждение водителя о высоком риске столкновения с объектами, расположенными слева и справа от бортов транспортного средства;
(перечисление в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- передача навигационной и телеметрической информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью;
- запись мониторинговой информации в энергонезависимую память прибора ("черный ящик") при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи;
- передача управляющих воздействий на исполнительные устройства, установленные на транспортные средства ГПТ;
- подсчет пройденного расстояния (виртуальный одометр);
- мониторинг соблюдения водителем транспортного средства правил дорожного движения в части разрешенного скоростного режима и требований дорожной разметки;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- мониторинг состояния водителя в части контроля внимания и скорости реакции.
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
6.2. Бортовое навигационно-связное оборудование может дополнительно обеспечивать решение следующих технологических задач на борту контролируемого транспортного средства:
- управление приемом, накоплением и передачей видеоизображений с внутрисалонных видеокамер (в режиме фотографий и/или в реальном времени);
- управление приемом, накоплением и передачей звука с внутрисалонных микрофонов;
- возможность подключения подсистемы контроля пассажиропотока (сбор, накопление и передача данных от бортового комплекса аппаратуры подсчета входящих/выходящих пассажиров, прием технологической информации);
- возможность подключения подсистемы контроля оплаты проезда (обмен навигационной информацией и данными об оплате с аппаратно-программными средствами подсистемы контроля оплаты проезда).
6.3. Бортовое навигационно-связное оборудование должно обеспечивать решение следующих информационных задач на борту контролируемого транспортного средства:
- обмен данными и текстовыми сообщениями между водителем и диспетчером системы диспетчерского управления ГПТ с отображением на дисплее водителя;
- автоматический вывод принятых текстовых сообщений на дисплей водителя;
- информирование пассажиров о текущем местоположении транспортного средства;
- информирование пассажиров о стоимости проезда, правилах проезда и провоза багажа.
6.4. Бортовое навигационно-связное оборудование может дополнительно обеспечивать решение следующих информационных задач на борту контролируемого транспортного средства:
- автоматическое объявление остановок в салоне транспортного средства по данным спутниковой навигации без участия водителя и автоматическое управление отображением информации на указателях маршрута следования (переднем, боковом, заднем) транспортного средства;
- автоматическое управление отображением информации на бортовом внутрисалонном электронном табло ("бегущая строка");
- доведение до сведения пассажиров всех изменений, касающихся маршрутов движения и связанных с прекращением движения или изменением схемы движения городского пассажирского транспорта;
- показ релевантной рекламы с использованием данных спутниковой навигации;
- автоматизированное проведение аудио- и видеоэкскурсии с использованием данных спутниковой навигации.
7 Состав бортового навигационно-связного оборудования
7.1. Состав БНСО определяется видом перевозок пассажиров, которые осуществляются городским пассажирским транспортом, и составом технологических и информационных задач, которые должны быть решены на борту транспортного средства ГПТ.
7.2. Могут быть выделены отдельные комплекты БНСО для следующих видов перевозок пассажиров:
- городские;
- пригородные;
- экскурсионные/туристические;
- перевозка школьников.
7.3. БНСО должно включать в свой состав следующие подсистемы:
- навигационную;
- связи;
- ввода/вывода информации;
- контроля состояния транспортного средства;
- обеспечения безопасности и безаварийности перевозок;
- взаимодействия с подсистемой информирования пассажиров;
- взаимодействия с подсистемой мониторинга пассажиропотока;
- взаимодействия с подсистемой оплаты проезда.
7.4. В минимальный состав БНСО должны входить следующие элементы:
- абонентский телематический терминал;
- микрофон для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель";
- громкоговоритель для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель";
- дисплей водителя;
- антенна ГЛОНАСС/GPS;
- антенна GSM/GPRS;
- тревожная кнопка водителя и тревожные кнопки пассажиров для передачи "Сигнала бедствия";
(перечисление в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- подсистема предупреждения водителя о высоком риске фронтального или бокового столкновений с объектами (автомобили, мотоциклисты, пешеходы);
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- подсистема мониторинга соблюдения водителем транспортного средства правил дорожного движения в части разрешенного скоростного режима и требований дорожной разметки;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- подсистема мониторинга состояния водителя в части контроля внимания и скорости реакции.
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.5. В расширенный состав может входить бортовой контроллер, который должен обеспечивать вычислительные мощности для подключаемых подсистем, а также обеспечивать централизованное управление и координацию работы элементов БНСО.
7.6. Подсистемы БНСО для транспортных средств, обеспечивающих городские и пригородные перевозки, должны быть реализованы следующим образом.
7.6.1. Навигационная подсистема должна состоять из навигационного приемника сигналов глобальных навигационных спутниковых систем с антенной. Допускается применение антенны, встроенной в корпус терминала, либо выносной.
(п. 7.6.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.6.2. Подсистема связи должна обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналам передачи данных GSM, включая 3G (обязательно) и 4G (опционально), и/или УКВ с антенной, встроенной в корпус терминала или выносной.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.6.3. Подсистема ввода/вывода информации должна содержать следующие элементы:
- микрофон для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель";
- громкоговоритель для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель" (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство);
- дисплей водителя (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство);
- тревожную кнопку водителя для передачи "Сигнала бедствия" (встроенную в корпус терминала или отдельно с возможностью потайной установки);
(перечисление в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- тревожные кнопки пассажиров для передачи "Сигнала бедствия" из расчета не менее одной кнопки на каждые 3 м длины пассажирского салона транспортного средства.
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.6.4. Подсистема контроля состояния транспортного средства ГПТ должна содержать следующие элементы:
- датчик включения зажигания;
- датчик уровня топлива (опционально);
- интерфейс для подключения к CAN-шине транспортного средства (опционально);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально);
- датчик напряжения бортовой сети (опционально);
- датчик открытия/закрытия дверей (опционально).
7.6.5. Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок в общем случае должна содержать следующие элементы:
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- модуль мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления);
- энергонезависимую память ("черный ящик") для хранения мониторинговой информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром);
- внутрисалонную видеокамеру;
- блок управления работой бортовых видеокамер;
- внутрисалонные микрофоны;
- блок управления работой бортовых микрофонов;
- энергонезависимую память для хранения данных видеонаблюдения и звукозаписи;
- оптический модуль мониторинга внимания и скорости реакции водителя;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- систему видео- и радиолокационных датчиков контроля периметра вокруг транспортного средства;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- фронтальную видеокамеру контроля движения транспортного средства;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- центральный модуль управления подсистемой обеспечения безопасности.
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
Примечание - Допускается размещение энергонезависимой памяти внутри центрального блока управления подсистемой обеспечения безопасности.
(примечание введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.6.6. Подсистема взаимодействия с подсистемой информирования пассажиров (при ее установке на транспортном средстве) должна содержать следующие элементы:
- модуль управления указателями маршрута следования и электронными табло;
- указатель маршрута следования (передний, боковой, задний);
- цифровой автоматический голосовой информатор;
- внутрисалонные информационные электронные табло.
7.6.7. Подсистема взаимодействия с подсистемой мониторинга пассажиропотока должна содержать модуль сопряжения с подсистемой мониторинга пассажиропотока.
7.6.8. Подсистема взаимодействия с подсистемой оплаты проезда должна содержать модуль сопряжения с подсистемой оплаты.
7.7. Подсистемы БНСО для транспортных средств, обеспечивающих туристические (экскурсионные) перевозки, должны быть реализованы следующим образом.
7.7.1. Навигационная подсистема должна состоять из спутниковых навигационных приемников с антенной, встроенной в корпус терминала или выносной.
7.7.2. Подсистема связи должна обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналу передачи данных GSM с использованием технологии GPRS, включая 3G (обязательно) и 4G (опционально).
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.7.3. Подсистема ввода/вывода информации должна содержать следующие элементы:
- микрофон для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель";
- громкоговоритель для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель" (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство);
- дисплей водителя, обеспечивающий возможность взаимодействия с навигационным программным обеспечением и электронными картами (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство) (опционально);
- тревожная кнопка для передачи "Сигнала бедствия" (встроенная в корпус терминала или отдельно с возможностью потайной установки).
7.7.4. Подсистема контроля состояния транспортного средства должна содержать следующие элементы:
- датчик включения зажигания;
- датчик уровня топлива (опционально);
- интерфейс для подключения к CAN-шине транспортного средства (опционально);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально);
- датчик напряжения бортовой сети (опционально);
- датчик открытия/закрытия дверей (опционально).
7.7.5. Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок в общем случае должна содержать следующие элементы:
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- модуль мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления);
- энергонезависимую память ("черный ящик") для хранения мониторинговой информации при потере канала передачи данных;
- внутрисалонную видеокамеру;
- блок управления работой бортовых видеокамер;
- внутрисалонный микрофон;
- блок управления работой бортовых микрофонов;
- энергонезависимую память для хранения данных видеонаблюдения и звукозаписи;
- модуль сопряжения с электронным тахографом;
- оптический модуль мониторинга внимания и скорости реакции водителя;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- систему видео- и радиолокационных датчиков контроля периметра вокруг транспортного средства;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- фронтальную видеокамеру контроля движения транспортного средства;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- центральный модуль управления подсистемой обеспечения безопасности.
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
Примечание - Допускается размещение энергонезависимой памяти внутри центрального блока управления подсистемой обеспечения безопасности.
(примечание введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.8. Подсистемы БНСО для транспортных средств, обеспечивающих перевозку школьников, должны быть реализованы следующим образом.
7.8.1. Навигационная подсистема должна состоять из спутникового навигационного приемника с антенной, встроенной в корпус терминала или выносной.
7.8.2. Подсистема связи должна обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналу передачи данных GSM с использованием технологии GPRS, включая 3G (обязательно) и 4G (опционально).
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
7.8.3. Подсистема ввода/вывода информации должна содержать следующие элементы:
- микрофон для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель";
- громкоговоритель для обеспечения голосовой связи "диспетчер-водитель" (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство);
- дисплей водителя, обеспечивающий возможность взаимодействия с навигационным программным обеспечением и электронными картами (встроенный в корпус терминала или отдельное устройство);
- тревожную кнопку для передачи "Сигнала бедствия" (встроенную в корпус терминала или отдельно с возможностью потайной установки).
7.8.4. Подсистема контроля состояния транспортного средства должна содержать следующие элементы:
- датчик включения зажигания;
- датчик уровня топлива (опционально);
- интерфейс для подключения к CAN-шине транспортного средства (опционально);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально);
- датчик напряжения бортовой сети (опционально);
- датчик открытия/закрытия дверей (опционально).
Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна содержать следующие элементы:
- модуль мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления);
- энергонезависимую память ("черный ящик") для хранения мониторинговой информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром);
- внутрисалонные видеокамеры;
- блок управления работой бортовых видеокамер;
- внутрисалонные микрофоны;
- блок управления работой бортовых микрофонов;
- энергонезависимую память для хранения данных видеонаблюдения и звукозаписи;
- модуль сопряжения с электронным тахографом;
- оптический модуль мониторинга внимания и скорости реакции водителя;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- систему видео- и радиолокационных датчиков контроля периметра вокруг транспортного средства;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- фронтальную видеокамеру контроля движения транспортного средства;
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- центральный модуль управления подсистемой обеспечения безопасности.
(перечисление введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
Примечание - Допускается размещение энергонезависимой памяти внутри центрального блока управления подсистемой обеспечения безопасности.
(примечание введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8 Характеристики бортового навигационно-связного оборудования
8.1. Общие технические характеристики абонентского телематического терминала из состава БНСО должны иметь следующие параметры.
8.1.1. Энергонезависимая память с объемом основной части - не менее 4 Мб.
8.1.2. Аналоговые входы:
- число входов - не менее четырех;
- дискретизация - не менее 10 битов;
(перечисление в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
- уровни напряжений - 5 В +/- 5%, 40 В +/- 5%.
(перечисление в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.1.3. Дискретные входы - не менее четырех.
8.1.4. Цифровые входы для подключения к бортовым узлам и агрегатам, к внешним компонентам бортового телематического комплекса (электронные табло, видеокамеры, валидаторы, датчик топлива, датчики задымления, температуры в салоне) - интерфейсы CAN-шины (опционально), RS-485, RS-232.
8.1.5. Компоненты, питаемые от бортовой сети транспортного средства, должны:
- соответствовать требованиям ГОСТ Р 52230 в части номинального напряжения питания 12 В или 24 В;
- соответствовать функциональному классу A по ГОСТ 33991 при повышении напряжения питания до (18,0 +/- 0,2) В в течение (60 +/- 2) мин для 12 В исполнения;
- соответствовать функциональному классу A по ГОСТ 33991 при повышении напряжения питания до (36,0 +/- 0,2) В в течение (60 +/- 2) мин для 24 В исполнения;
- соответствовать функциональному классу A - C по ГОСТ 33991 при повышении напряжения питания до (24,0 +/- 0,2) В в течение (5,0 +/- 0,2) мин для 12 В исполнения;
- соответствовать функциональному классу A - C по ГОСТ 33991 при повышении напряжения питания до (48,0 +/- 0,2) В в течение (5,0 +/- 0,2) мин для 24 В исполнения;
- соответствовать функциональному классу A - C по ГОСТ 33991 после приложения к выводам питания напряжения 12 В в обратной полярности в течение (3,0 +/- 0,2) мин для 12 В исполнения;
- соответствовать функциональному классу A - C по ГОСТ 33991 после приложения к выводам питания напряжения 24 В в обратной полярности в течение (3,0 +/- 0,2) мин для 24 В исполнения;
- быть работоспособными после замыкания сигнальных выводов на положительный и отрицательный вывод АКБ в течение (5,0 +/- 0,2) мин;
- удовлетворять требованиям ГОСТ 33991 по устойчивости к кондуктивным помехам по цепям питания.
(п. 8.1.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.2. Характеристики спутникового навигационного приемника.
8.2.1. Требования к навигационному приемнику для автомобильного транспорта установлены в ГОСТ Р 52456, однако для решения специфических задач городских пассажирских перевозок они должны быть ужесточены.
8.2.2. Спутниковый навигационный приемник должен быть двухсистемным и работать по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
8.2.3. Спутниковый навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS должен иметь не менее 24 каналов, каждый из которых может работать как по системе ГЛОНАСС, так и по системе GPS с активной антенной, точность определения местоположения должна быть не хуже 10 м.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.2.4. Формируемые данные местоположения (долгота, широта, высота), вектор скорости, время и дата UTC.
8.2.5. Исключен с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст.
8.2.6. Исключен с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст.
8.2.7. Время первого определения навигационных параметров (в секундах) не более:
- "горячий" старт - 5 с;
- "теплый" старт - 35 с;
- "холодный" старт - 40 с.
8.2.8. Время восстановления слежения за сигналами рабочего созвездия навигационных космических аппаратов после потери слежения при времени потери (в секундах), не более:
- до 120 с - 5 с;
- до 10 мин. - 10 с.
8.2.9. Темп определения навигационных параметров - не менее 1 Гц.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.2.10. Погрешность определения географических координат с вероятностью 0,95 (в метрах), не более:
- по системе ГЛОНАСС - 10 м;
- по системе GPS - 10 м;
- по системе ГЛОНАСС/GPS - 10 м.
8.3. Подключение внешних устройств
8.3.1. Должно быть обеспечено подключение следующих внешних устройств:
- цифровые внутрисалонные видеокамеры (от одной до четырех);
- датчик уровня топлива;
- датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя;
- датчик напряжения бортовой сети транспортного средства;
- датчик открытия/закрытия дверей транспортного средства;
- датчик температуры в салоне транспортного средства;
- датчик задымления в салоне транспортного средства;
- подключение к CAN-шине транспортного средства.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.3.2. Должно быть дополнительно обеспечено подключение для взаимодействия:
- с подсистемой информирования пассажиров;
- с подсистемой контроля пассажиропотока;
- с подсистемой оплаты проезда.
8.3.3. Подключения должны быть осуществлены с помощью жгутов согласно ГОСТ 23544.
(п. 8.3.3 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.4. Характеристики модуля мобильной связи
8.4.1. Модуль должен работать в двух диапазонах GSM с поддержкой пакетной передачи данных GPRS, включая 3G (обязательно) и 4G (опционально), и обеспечивать процедуру передачи управления при переходе из одного диапазона в другой.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.4.2. Мощность передатчика GSM:
- GSM 900 - класс 4, 2 Вт (33 дБм);
- GSM 1800 - класс 1, 1 Вт (30 дБм).
8.4.3. Рабочие диапазоны частот GSM:
- приемника - 935 - 960 МГц (GSM-900) и 1805 - 1880 МГц (GSM-1800);
- передатчика - 890 - 915 МГц (GSM-900) и 1710 - 1785 МГц (GSM-1800).
8.4.4. Технические характеристики GPRS блока, передача данных: GSM, класс 3, SMS.
8.4.5. Для обеспечения передачи и приема мониторинговой и технологической информации по каналу УКВ должен использоваться модуль радиомодема, который обеспечивает сопряжение БНСО с радиостанцией, установленной на транспортном средстве.
8.5. Технические характеристики дисплея водителя
8.5.1. Тип индикатора - графический цветной дисплей или сенсорный интерактивный.
(п. 8.5.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.5.2. Виды отображаемой информации:
- текстовый, не менее четырех строк по 20 символов в строке, размер символа - не менее 8 x 5 мм;
- графический, матрица экрана: размер по диагонали - не менее 120 мм, с разрешением - не менее 480 x 320 пикселей.
(п. 8.5.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.5.3. Общее число кнопок на дисплее (функциональных и тревожных) не более 6, включая виртуальные, в случае использования сенсорного индикатора.
8.5.4. Исключен с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст.
8.6. Технические характеристики фронтальной камеры контроля движения транспортного средства
(подраздел 8.6 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.6.1. Размер матрицы - не менее 1/3 дюйма.
8.6.2. Фокусное расстояние объектива - не менее 4,5 мм.
8.6.3. Частота кадров видеопотока - не менее 25 кадров/с.
8.6.4. Минимальное разрешение видеопотока по горизонтали - не менее 1024 пикселей.
8.6.5. Минимальное разрешение видеопотока по вертикали - не менее 768 пикселей.
8.7. Технические характеристики радиолокационных датчиков контроля периметра вокруг транспортного средства
(подраздел 8.7 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.7.1. Диапазон частот - от 76 до 81 ГГц.
8.7.2. Максимальная мощность передатчика - не более 10 мВт.
8.7.3. Ширина спектра излучаемого сигнала - не менее 150 МГц.
8.7.4. Максимальная мощность потребления - не более 6 Вт.
8.7.5. Минимальная дальность обнаружения объектов - не более 1 м.
8.8. Технические характеристики системы мониторинга водителя
(подраздел 8.8 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.8.1. Размер матрицы - не менее 1/3 дюйма.
8.8.2. Фокальная длина объектива - не менее 4,5 мм.
8.8.3. Частота кадров видеопотока - не менее 30 кадров/с.
8.8.4. Минимальное разрешение видеопотока по горизонтали - не менее 1024 пикселей.
8.8.5. Минимальное разрешение видеопотока по вертикали - не менее 768 пикселей.
8.8.6. Допускается применение стереопары, состоящей из двух идентичных камер.
8.8.7. Допускается применение инфракрасной подсветки в диапазоне длин волн от 820 до 960 нм.
8.9. Технические характеристики центрального модуля управления подсистемой обеспечения безопасности
(подраздел 8.9 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст)
8.9.1. Модуль должен осуществлять прием и обработку данных, получаемых от радиолокационных датчиков, фронтальной камеры контроля движения транспортного средства и модуля контроля состояния водителя.
8.9.2. Максимальная потребляемая мощность - не более 50 Вт.
8.9.3. Максимальное время реакции системы предупреждения о столкновении - не более 0,3 с.
8.9.4. Максимальное время реакции системы мониторинга усталости водителя - не более 1 с.
Библиография
Раздел исключен с 01.06.2020. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 25.12.2019 N 1475-ст;