Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2021
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 01.04.2021.
Название документа
"ГОСТ Р 59298-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Суда безэкипажные внутреннего плавания. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.01.2021 N 29-ст)
"ГОСТ Р 59298-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Суда безэкипажные внутреннего плавания. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.01.2021 N 29-ст)
Утвержден и введен в действие
по техническому регулированию
и метрологии
от 29 января 2021 г. N 29-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДА БЕЗЭКИПАЖНЫЕ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Unmanned inland navigation vessels. Terms and definitions
ГОСТ Р 59298-2021
Дата введения
1 апреля 2021 года
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Росречинфоком" (ООО "Росречинфоком")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 января 2021 г. N 29-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в алфавитном порядке.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
В алфавитном
указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их определения и краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области самоходных безэкипажных судов внутреннего плавания.
Термины, установленные настоящим стандартом, являются общими и предназначены для применения в расположенных на территории Российской Федерации учреждениях независимо от их форм собственности.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документов в области самоходных безэкипажных судов внутреннего плавания, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
1
аванпорт: Внешняя часть порта, расположенная за естественным или искусственным укрытием, приспособленная для якорной стоянки, загрузки и разгрузки судов.
2
автоматическая идентификационная система; АИС: Автоматическая система, предназначенная для обмена данными между судами и судами с береговыми центрами.
3
автономное безэкипажное судно: Безэкипажное судно, выполняющее автономное плавание по заданному предварительно маршруту и управляемое автономной бортовой программой.
4
автономное плавание: Плавание, которое выполняется судном без вмешательства экипажа, с помощью автоматической системы управления, установленной на борту.
5
автономность безэкипажного судна: Длительность пребывания судна в плавании без пополнения запасов топлива.
6
акватория безопасности безэкипажного судна: Акватория вокруг безэкипажного судна, в пределах которой оно может безопасно перемещаться, не встречая навигационных опасностей и не пересекая безопасную изобату.
7
безэкипажное судно; БЭС: Судно, управляемое внешним оператором или автономной бортовой программой.
8
береговой центр управления безэкипажными судами; БЦУБС: Организационная структура, расположенная на берегу, укомплектованная квалифицированным персоналом и оснащенная необходимыми техническими средствами, предназначенными для управления безэкипажными судами, обеспечения безопасности плавания безэкипажных судов и предотвращения загрязнения окружающей среды.
9
бортовой комплекс средств радиосвязи: Комплекс средств радиосвязи, размещаемый на безэкипажном судне.
10
валовая вместимость судна: Полный объем всех помещений судна, определяемый путем обмера.
Примечание - В валовую вместимость судов смешанного (река - море) плавания, измеряемую в кубических метрах, включаются все пространства, ограниченные корпусом судна, постоянными или разборными перегородками либо переборками, палубами или покрытиями, кроме постоянных или переносных тентов (навесов).
11
взаимодействующее судно: Судно, обладающее бортовыми средствами идентификации (АИС), видимое и сопровождаемое средствами обнаружения безэкипажного судна и САУДС.
12
внешний капитан безэкипажного судна: Член внешнего экипажа, осуществляющий руководство движением безэкипажного судна и несущий ответственность в отношении безопасности его плавания.
13
внешний лоцман: Член внешнего экипажа, допущенный к осуществлению дистанционных лоцманских функций.
14
внешний оператор: Член внешнего экипажа дистанционно управляемого безэкипажного судна, управляющий его движением и несущий ответственность за безопасное перемещение судна по маршруту его плавания.
15
внешний экипаж: Экипаж дистанционно управляемого безэкипажного судна, управляющий его движением и несущий ответственность за безопасное перемещение судна по маршруту его плавания.
16
внутренний водный транспорт: Один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях.
17
воднотранспортный узел: Место пересечения или стыка водных и сухопутных путей сообщения, используемое для грузовых и пассажирских операций, а также для ремонта и обслуживания флота.
габаритные размерения судна: Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей. [ГОСТ 1062-80, пункт 5] |
главные размерения судна: Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна. [ГОСТ 1062-80, пункт 1] |
20
граница предупреждения столкновения: Дистанция минимального допустимого сближения безэкипажного судна с другими объектами, гарантирующая предупреждение столкновения с учетом возможных погрешностей измерений.
21
грузоподъемность судна: Максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитано судно.
двусторонняя радиосвязь: Радиосвязь, при которой радиостанции осуществляют передачу и прием. |
23
докование: Постановка судна в док для последующего проведения необходимых доковых работ по очистке корпуса, ремонту или окраске подводной части судна.
24
дистанционно управляемое судно: Безэкипажное судно, движением которого управляет оператор БЦУБС.
25
ходовые испытания судна: Испытания судна на тестовой акватории, определенной Росморречфлотом, для проверки:
а) надежности работы главных механизмов в совокупности с обслуживающими их вспомогательными механизмами;
б) работы устройств, оборудования и механизмов, обеспечивающих эксплуатацию судна;
в) мореходных качеств судна.
26
швартовные испытания судна: Испытания судна на заводской территории для проверки качества монтажа и надежности действия всех систем, механизмов и устройств.
27
грузовое судно: судно, предназначенное для перевозки грузов.
Примечание - Например, сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.
28
комплекс средств радиосвязи: Совокупность организационно, функционально и конструктивно взаимосвязанных средств радиосвязи.
29
контроль траектории безэкипажного судна: Внешняя оценка изменения траектории движения безэкипажного судна, осуществляемая автоматизированной программой по заданным критериям управления или оператором при использовании программы мониторинга и управления.
30
линия связи с берегом: Канал передачи данных с борта судна на берег.
31
линия связи с судном: Канал передачи данных с береговой станции управления на судно.
32
линия передачи данных: Канал передачи данных между элементами безэкипажного судна, системы управления движением судна и другими участниками движения для целей управления, информации о параметрах движения, параметрах технического состояния судна и т.п.
33
линия управления и контроля: Канал передачи и получения данных между дистанционно управляемым безэкипажным судном и береговой станцией управления и контроля.
34
навигационный период [навигация]: Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
наземная радиосвязь: Радиосвязь, в которой используются радиостанции, находящиеся на поверхности Земли и в основной части земной атмосферы, исключая космическую радиосвязь. |
36
невзаимодействующее судно: Судно, не обладающее бортовыми средствами идентификации (АИС), обеспечивающими его идентификацию в системе САУДС, либо у которого данное оборудование неработоспособно или отключено.
37
обводы корпуса судна: Внешние очертания корпуса судна.
Примечание - Задаются теоретическим чертежом судна при проектировании и зависят от назначения, размеров, скорости, района плавания, автономности и других характеристик безэкипажного судна, которые могут служить в качестве отличительной особенности, определяющей принадлежность его к определенному типу БЭС.
38
обнаружение: Способность видеть, распознавать или обнаруживать находящиеся вблизи безэкипажного судна другие суда или источники опасности.
односторонняя радиосвязь: Радиосвязь, при которой одна из радиостанций осуществляет только передачу, а другая, или другие, только прием. |
одночастотная симплексная радиосвязь: Симплексная радиосвязь, при которой связь между радиостанциями осуществляется на одной частоте. |
41
оператор берегового центра управления безэкипажными судами: Лицо, прошедшее специальную подготовку по дистанционному управлению безэкипажными судами, входящее в организационную структуру БЦУБС и осуществляющее управление движением безэкипажных судов, а также принимающее меры по обеспечению безопасности судов и защите окружающей среды.
42
отстой судна: Период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям.
43
перегрузочный комплекс: Совокупность объектов инфраструктуры речного порта, предназначенная для обслуживания судов и производства перегрузочных работ и включающая в себя необходимые для этого причалы, склады, служебно-вспомогательные здания и сооружения, портовые перегрузочные машины и оборудование.
44
перегрузочные работы: Комплекс работ, связанных с перемещением грузов из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад, внутрискладское перемещение грузов.
45
передача управления: Действие, заключающееся в передаче функции дистанционного управления безэкипажным судном, от одной береговой станции управления к другой, от одного внешнего оператора к другому или от/к внешнему лоцману.
46
передающий внешний оператор: Внешний оператор, передающий управление движением безэкипажных судов, а также принятие мер по обеспечению безопасности судов и защите окружающей среды от одной станции внешнего управления к другой.
47
портовые перегрузочные машины и оборудование: Машины всех типов, используемые для загрузки, разгрузки судов и (или) средств сухопутного транспорта, перемещения грузов в границах территории порта, выполнения складских работ, пакетирования грузов, загрузки и разгрузки контейнеров; съемные грузозахватные приспособления; тара; вспомогательные устройства и приспособления.
48
предупреждение: Способность генерировать сигнал предупреждения в целях соблюдения применимых правил расхождения судов.
49
причальное сооружение для безэкипажных судов: Гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасной швартовки безэкипажных судов и предназначенное для их безопасной стоянки.
50
порог безопасности: Дистанция, на которой генерируется сигнал предупреждения о сближении курса безэкипажного судна с навигационной опасностью или безопасной изобатой.
51
период совместного управления: Время с момента запроса от одного (передающего) внешнего оператора о передаче управления безэкипажным судном до завершения связанных с этим процедур и полной передачи управления другому (принимающему) внешнему оператору.
52
пост внешнего управления: Рабочее место в составе БЦУБС, с которого внешний оператор управляет движением и функциональными системами безэкипажных судов.
53
принимающий внешний оператор: Внешний оператор, принимающий управление движением безэкипажных судов, а также принятие мер по обеспечению безопасности судов и защите окружающей среды от одной станции внешнего управления к другой.
54
причал отправления: Причал, предназначенный для выполнения операций по отправлению грузов или пассажиров водным транспортом.
55
причал прибытия: Причал, предназначенный для выполнения операций по приему грузов или пассажиров, прибывающих водным транспортом.
56
причальный пал: Причальное сооружение в виде отдельно стоящей свайной или гравитационной опоры, предназначенной для фиксации положения судна при стоянке или движении вдоль причала.
радиосвязь прямой видимости: Радиосвязь на расстоянии прямой видимости между передающей и приемной антеннами. |
радиорелейная связь: Наземная радиосвязь, основанная на ретрансляции радиосигналов на дециметровых и более коротких радиоволнах. |
59
ретрансляция радиосигнала: Прием, преобразование, усиление и последующая передача радиосигнала и (или) изменение направления распространении радиоволн в промежуточном пункте линии связи.
60
рубка: Закрытое сооружение специального назначения на палубе безэкипажного судна или на палубе надстройки.
Примечание - Предназначена для размещения систем и приборов управления судном и его технических средств.
61
самоходное судно: Судно, использующее собственную силовую установку для перемещения.
62
сектор наблюдения БЭС: Сектор по направлению движения безэкипажного судна, контролируемый для предупреждения столкновений с другими судами.
симплексная радиосвязь: Двусторонняя радиосвязь, при которой передача и прием на каждой радиостанции осуществляются поочередно. |
64
система автоматического управления движением судна; САУДС: Бортовая автоматическая система, сравнивающая параметры движения судна и информацию от бортовых датчиков с предварительно заданными параметрами и передающая управляющие сигналы на органы управления судном.
65
специализированный причал: Причал, предназначенный для перегрузки определенного вида груза.
66
спутниковая радиосвязь: Радиосвязь между земными радиостанциями, осуществляемая посредством ретрансляции радиосигналов через один или несколько искусственных спутников Земли.
67
средства навигационного оборудования: Специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ограждения каналов, фарватеров, навигационных опасностей и ориентирования судоводителей.
68
станция внешнего управления: Станция БЦУБС и контроля функционирования их бортовых систем.
69
судно: Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства.
70
судно внутреннего плавания: Судно, предназначенное для эксплуатации преимущественно на внутренних водных путях.
71
судно технического флота: Судно для технического обслуживания судов и водных путей, для портового хозяйства, подводной добычи ископаемых и др.
Примечание - Например, черпаковые дноуглубительные снаряды, землесосы, скалодробильные, дноочистительные и русловыправительные суда, драги, грунтоотвозные суда, мотозавозни, обстановочные и разъездные суда для обслуживания судоходной обстановки, для экологического контроля и исследования.
72
судовые технические средства: Изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации судна, управления судном и его оборудованием.
Примечание - Например, двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие.
73
точка предупреждения столкновения: Расчетная точка, в которой необходимо начать выполнение маневра для гарантированного исключения последующего пересечения траекторией движения безэкипажного судна границы области предупреждения столкновения.
74
техническая эксплуатация судов: Комплекс организационных и технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего срока их эксплуатации.
75
цель вероятного столкновения: Судно, представляющее опасность с точки зрения возможного столкновения с безэкипажным судном.
76
швартовная бочка: Плавучее швартовное устройство, устанавливаемое на акватории рейда или в месте якорной стоянки судов.
77
эксплуатант объекта внутреннего водного транспорта: Юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта внутреннего водного транспорта.
78
эксплуатация объекта внутреннего водного транспорта: Стадия жизненного цикла материального объекта внутреннего водного транспорта, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем или проектантом, техническое обслуживание и ремонт объекта без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации.
79
эксплуатационный контроль: Контроль технического состояния сооружения, выполняемый эксплуатационным персоналом.
Алфавитный указатель терминов
аванпорт | |
автономность безэкипажного судна | |
АИС | |
акватория безопасности безэкипажного судна | |
бочка швартовная | |
БЦУБС | |
БЭС | |
вместимость судна валовая | |
граница предупреждения столкновения | |
грузоподъемность судна | |
докование | |
испытания судна ходовые | |
испытания судна швартовные | |
капитан безэкипажного судна внешний | |
комплекс перегрузочный | |
комплекс средств радиосвязи бортовой | |
комплекс средств радиосвязи | |
контроль траектории безэкипажного судна | |
контроль эксплуатационный | |
линия передачи данных | |
линия связи с берегом | |
линия связи с судном | |
линия управления и контроля | |
лоцман внешний | |
машины перегрузочные портовые и оборудование | |
навигация | |
обводы корпуса судна | |
обнаружение | |
оператор берегового центра управления безэкипажными судами | |
оператор внешний | |
оператор внешний передающий | |
оператор внешний принимающий | |
отстой судна | |
пал причальный | |
передача управления | |
период навигационный | |
период совместного управления | |
плавание автономное | |
порог безопасности | |
пост внешнего управления | |
предупреждение | |
причал отправления | |
причал прибытия | |
причал специализированный | |
работы перегрузочные | |
радиосвязь двусторонняя | |
радиосвязь наземная | |
радиосвязь односторонняя | |
радиосвязь прямой видимости | |
радиосвязь симплексная | |
радиосвязь симплексная одночастотная | |
радиосвязь спутниковая | |
размерения судна габаритные | |
размерения судна главные | |
ретрансляция радиосигнала | |
рубка | |
САУДС | |
связь радиорелейная | |
сектор наблюдения БЭС | |
система автоматического управления движением судна | |
система идентификационная автоматическая | |
сооружение для безэкипажных судов причальное | |
средства навигационного оборудования | |
средства технические судовые | |
станция внешнего управления | |
судно | |
судно безэкипажное | |
судно безэкипажное автономное | |
судно внутреннего плавания | |
судно взаимодействующее | |
судно грузовое | |
судно невзаимодействующее | |
судно самоходное | |
судно технического флота | |
судно, управляемое дистанционно | |
точка предупреждения столкновения | |
транспорт водный внутренний | |
узел воднотранспортный | |
цель вероятного столкновения | |
центр управления безэкипажными судами береговой | |
экипаж внешний | |
эксплуатант объекта внутреннего водного транспорта | |
эксплуатация объекта внутреннего водного транспорта | |
эксплуатация судов техническая | |
УДК 528.94:006.354 | |
Ключевые слова: безэкипажное судно, автономное безэкипажное судно, дистанционно пилотируемое судно, внутренние водные пути, спутниковая радиосвязь, термины и определения |