Главная // Актуальные документы // Акт (форма)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: НИИАТ, 1999
Примечание к документу
Документ утрачивает силу с 31 декабря 2004 года.

Документ введен в действие с 1 июня 1999 года.
Название документа
"РД-03112194-1044-99. Система добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ". Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации"
(утв. Минтрансом России 11.05.1999)

"РД-03112194-1044-99. Система добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ". Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации"
(утв. Минтрансом России 11.05.1999)


Содержание


Утверждаю
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.П.НАСОНОВ
11 мая 1999 года
СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ
ПО ОЦЕНКЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ
ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА "СЕРТОЦАТ"
ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ПОРЯДОК ИХ АККРЕДИТАЦИИ
РД-03112194-1044-99
1. Разработан:
Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) - Головным методическим и учебным центром Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ": к.т.н. Андрианов Ю.В. (руководитель разработки, ответственный исполнитель), Грифман А.Г., к.э.н. Рошаль Л.Я.;
Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России - Руководящим административным органом по сертификации (РАОС) Системы: Борисенкова О.В., Григорян Т.Р., Кузнецов А.И., Цейтлин В.В.
2. Утвержден Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П. Насоновым 11 мая 1999 года.
3. Зарегистрирован в Реестре Системы:
регистрационный номер "СЕРТОЦАТ RU.МТ.НД004"
4. Срок действия:
начало - 01.06.1999.
окончание - 31.12.2004.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должен соответствовать орган по сертификации услуг, чтобы быть признанным в качестве компетентного и достойного доверия органа для работы в Системе добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ" (далее - Система). Требования относятся к органам по сертификации, которые в составе Системы осуществляют сертификацию услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта на соответствие требованиям нормативных документов Системы. Документ также регламентирует порядок и процедуру аккредитации органов по сертификации.
1.2. Документ предназначен для применения:
- руководящим административным органом по сертификации (РАОС) Системы - при аккредитации органов по сертификации и проведении инспекционного контроля за их деятельностью;
- головным методическим и учебным центром Системы - при разработке нормативных документов и подготовке экспертов по сертификации;
- органом по сертификации (ОС) - при его подготовке к аккредитации и последующей деятельности.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Применяемые термины соответствуют терминам и определениям "Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ", федеральных законов Российской Федерации " Об оценочной деятельности в Российской Федерации", " О сертификации продукции и услуг", Правил по проведению сертификации в Российской Федерации и государственных стандартов Системы аккредитации в Российской Федерации (ГОСТ Р).
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. В настоящем документе реализованы положения Законов Российской Федерации " О защите прав потребителей", " О сертификации продукции и услуг" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 31.07.98 N 154-ФЗ), " Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Руководства ИСО/МЭК 61 "Общие требования по оценке и аккредитации органов по сертификации/регистрации" (проект, 1996 г.), европейских стандартов серии EN 45000, охватывающих вопросы испытаний, сертификации и аккредитации ГОСТ Р 51000.1-95 "Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования", ГОСТ Р 51000.5-96 "Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг".
3.2. К деятельности по сертификации услуг в Системе допускаются юридические лица:
аккредитованные в установленном порядке в качестве органа по сертификации;
заключившие договор с РАОС, предоставляющий им полномочия на проведение работ по сертификации в соответствии с областью аккредитации.
3.3. Аккредитация ОС в Системе осуществляется РАОС, деятельность которого регламентируется организационно-методическим документом Системы "Положение о руководящем административном органе по сертификации". РАОС реализует единую политику в области аккредитации и в связи с этим:
- устанавливает правила процедуры и управления для проведения аккредитации;
- устанавливает требования к ОС;
- аккредитует ОС и выдает им аттестат аккредитации в определенной области деятельности;
- рассматривает жалобы по вопросам аккредитации;
- определяет требования к экспертам по аккредитации, организует специальную подготовку (обучение) экспертов;
- ведет Реестр Системы, проводит регистрацию и учет аккредитованных ОС и экспертов;
- публикует информацию об аккредитованных ОС.
3.4. Для организации и проведения работ по аккредитации РАОС может поручить выполнение отдельных функций секретариату Системы. Данные функции должны выполняться в соответствии с требованиями, установленными в Системе.
3.5. Юридическое лицо, претендующее на аккредитацию в Системе, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим документом. РАОС при аккредитации ОС может устанавливать дополнительные требования, обусловленные проведением сертификации конкретных услуг по оценке. Дополнительные требования должны быть опубликованы (официально установлены) в дополнениях к настоящему документу и предоставлены заинтересованным сторонам.
3.6. Процедура аккредитации должна исключить возможность пристрастности, дискриминации или необъективности по отношению к заявителю.
4. ОБЛАСТЬ АККРЕДИТАЦИИ
4.1. Область аккредитации ОС должна однозначно определяться номенклатурой услуг и требованиями нормативных документов Системы, контролируемыми (подтверждаемыми) при сертификации. Область аккредитации оформляется в виде документа.
4.2. Требования и методы контроля услуг, входящих в область аккредитации ОС, устанавливаются на основе нормативных документов Системы.
4.3. ОС аккредитуют только в отношении определенных видов услуг, которые могут быть объективно оценены ОС.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
5.1. Организация, претендующая на аккредитацию в качестве ОС, должна отвечать следующим основным требованиям:
- иметь статус юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- быть беспристрастной, независимой от заявителя и потребителя услуг (являться третьей стороной), не иметь каких либо коммерческих интересов и не быть связанной административными, финансовыми или иными связями с организациями, имеющими непосредственную коммерческую заинтересованность в сертифицированных услугах;
- иметь постоянный (штатный) персонал, обладающий необходимыми знаниями, авторитетом и опытом работы в области сертификации на автомобильном транспорте, в т.ч. не менее одного аттестованного эксперта в заявленной области аккредитации;
- иметь необходимые средства и документированные процедуры.
5.2. Орган по сертификации обязан обеспечить заявителю беспрепятственный доступ к информации об услугах ОС, не должен выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых ОС осуществляет свою деятельность, не должны носить дискриминационного характера.
5.3. ОС выполняет следующие основные функции:
- ведение учета заявителей (исполнителей услуг);
- сертификацию услуг по правилам Системы в пределах области аккредитации, выдачу сертификатов и разрешений на применение знака соответствия;
- осуществление инспекционного контроля за сертифицированными услугами;
- участие в разработке и утверждении корректирующих мероприятий, контроль их выполнения;
- обоснованное приостановление или отмена действия выданных им сертификатов и разрешений на применение знака соответствия;
- разработку организационно-методических документов по функционированию ОС в соответствии с процедурами и схемами сертификации;
- комплектование и актуализацию фонда нормативных документов, используемых для сертификации;
- архивное хранение материалов, на основании которых выданы сертификаты соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
- ведение делопроизводства по направлениям своей деятельности и своевременная отчетность перед РАОС Системы в установленном порядке;
- предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
- проведение внутренних проверок для оценки и обеспечения соответствия ОС требованиям документов Системы сертификации;
- организация работ по повышению квалификации и аттестации персонала ОС;
- ведение реестра сертифицированных услуг с указанием обладателей сертификатов и разрешений на применение знака соответствия, а также учета выданных бланков сертификатов;
- информационное обеспечение заинтересованных органов, организаций и общественности о результатах сертификации;
- взаимодействие с другими ОС, исполнителями услуг, органами государственного контроля и надзора, с потребителями и общественными организациями.
5.4. Организационная структура ОС должна обеспечивать возможность выполнения всех функций в заявленной области аккредитации, включая проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами. Организационная структура должна гарантировать беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных организаций в функционировании Системы. Для этого при ОС создается Координационный Совет, состоящий из представителей заинтересованных организаций.
5.5. В функции координационного совета входят:
- формирование политики, определяющей деятельность ОС;
- контроль за проведением этой политики;
- контроль за определением стоимости работ по сертификации;
- определение в необходимых случаях состава нештатных экспертов по сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта, которым поручается выполнение работ по сертификации;
- организация взаимодействия с РАОС, ГМУЦ и другими организациями по вопросам сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта.
5.6. ОС должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала в соответствии с требованиями и условиями, установленными в Системе, вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте сотрудников. Эти сведения подлежат постоянному обновлению.
5.7. Специалисты, проводящие работы по сертификации и инспекционный контроль за сертифицированными услугами, должны быть аттестованными экспертами Системы.
5.8. Все сотрудники должны располагать четкими должностными инструкциями, определяющими их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. Инструкции следует обновлять по мере изменения организационной структуры ОС, требований к функциям и персоналу ОС, устанавливаемых действующим законодательством и документами Системы.
5.9. ОС может поручить другой организации проведение части работ по сертификации на основании субподряда или привлекать нештатный персонал для проведения указанных работ. При этом привлекаемые на условиях субподряда организации и нештатный персонал должны соответствовать требованиям данного документа. Объем работ, выполненных другой организацией и (или) нештатным персоналом, не должен превышать 25% от общего объема работ по сертификации. Если ОС пользуется услугами другой организации, необходимо заключить с ней документально оформленное соглашение (договор), включая условие соблюдения конфиденциальности.
5.10. ОС должен располагать фондом законодательно-правовых, нормативных и организационно-методических документов в соответствии с требованиями Системы и обеспечивать:
- наличие на рабочих местах действующих документов;
- своевременное внесение изменений или поправок в документы в соответствии с установленными правилами, чтобы обеспечить их прямое и быстрое введение в действие;
- изъятие устаревшей документации;
- заблаговременное оповещение обладателей сертификата соответствия и других пользователей о внесении изменений и поправок в документацию с помощью средств связи или путем периодических публикаций.
5.11. ОС должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации, включая отчеты об инспекционном контроле за сертифицированной услугой. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя, если это не противоречит действующему законодательству.
5.12. ОС обязан:
- выполнять функции, обеспечивающие сертификацию услуг по правилам Системы сертификации в пределах области аккредитации ОС и выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
- обладать компетентностью, обеспечивать объективность и достоверность проведения сертификации услуг;
- обеспечивать конфиденциальность коммерческой или иной информации, получаемой в процессе проведения работ по сертификации;
- не допускать дискриминации по отношению к соискателям сертификата;
- обеспечивать заявителю беспрепятственный доступ к информации об услугах ОС;
- создавать необходимые условия для проведения РАОС инспекционного контроля за деятельностью ОС, в том числе обеспечивать доступ лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля, к документации ОС;
- вести учет предъявляемых рекламаций к сертифицированным услугам и информировать о них РАОС;
- ежеквартально отчитываться перед РАОС о выполненных работах по сертификации;
- своевременно извещать РАОС о структурных и качественных изменениях, а также об изменениях юридического адреса и банковских реквизитов ОС;
- выполнять финансовые обязательства, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем за деятельностью ОС;
- вести реестр сертифицированных услуг с указанием обладателей сертификатов и разрешений на применение знака соответствия;
- осуществлять внутренние проверки для оценки своего соответствия требованиям настоящего документа.
5.13. ОС должен иметь и регулярно обновлять Руководство по качеству и документированные процедуры, устанавливающие порядок подтверждения соответствия органа по сертификации требованиям настоящего документа.
Эти материалы оформляются, как правило, в виде отдельных документов, утверждаемых руководителем ОС, и должны содержать:
- заявление о политике в области качества;
- краткое описание юридического статуса органа по сертификации;
- организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
- сведения о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях персонала ОС как штатного, так и нештатного и повышении квалификации персонала, занятого в области сертификации;
- должностные инструкции персонала, определяющие его служебные обязанности и ответственность;
- сведения о процедурах оценки сертифицируемых услуг и проведении инспекционного контроля;
- порядок внутренней проверки деятельности ОС;
- подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций;
- документированные процедуры для отмены или приостановления действия сертификатов соответствия;
- порядок ведения и актуализации фонда НД;
- порядок ведения делопроизводства, в т.ч. сроки хранения документов.
6. ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ
6.1. Процедура аккредитации включает следующие этапы:
- представление заявителем заявки на аккредитацию в качестве ОС с необходимым комплектом документов;
- принятие решения по заявке;
- оформление договора на проведение работ по аккредитации ОС;
- экспертиза документов;
- аттестация (проверка) заявителя;
- анализ всех материалов по аккредитации ОС и принятие решения об аккредитации;
- оформление, регистрация в Реестре Системы и выдача заявителю аттестата аккредитации (либо отказа в аккредитации).
Каждый последующий этап аккредитации проводят при положительном результате предыдущего этапа. Все процедуры, связанные с аккредитацией, должны быть документированы.
6.2. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве ОС, подает заявку на аккредитацию в РАОС Системы. В заявке на аккредитацию должны быть отражены:
- заявленная область аккредитации ОС;
- готовность заявителя в полной мере выполнить процедуру аккредитации ОС, оплатить расходы, связанные с работой по аккредитации (независимо от результата аккредитации) и последующему инспекционному контролю;
- подтверждение заявителем своего согласия выполнять требования, обусловленные аккредитацией.
Форма заявки на аккредитацию приведена в Приложении 1.
6.3. К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности заявителя к аккредитации. В комплект документов входят:
- копия приказа о функционировании ОС в заявленной области;
- общая характеристика заявителя (наименование, адрес, юридический статус, персонал и технические средства). Указанную информацию, как правило, приводят в Уставе и (или) других учредительных документах, Положении об органе по сертификации ( Приложения 2 и 3 ), а также в анкете ОС, форма которой приведена в Приложении 4;
- общие сведения о заявителе (основная область деятельности, отношения с вышестоящими организациями, компетентность и авторитетность в заявленной области). Указанную информацию, как правило, приводят в Положении об органе по сертификации и анкете ОС;
- перечень должностных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества), несущих ответственность за качество выполнения отдельных операций, а также перечень экспертов по сертификации услуг. Указанную информацию приводят в Положении об ОС, Руководстве по качеству органа по сертификации и анкете ОС;
- описание внутренней организации и системы качества ОС для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимой сертификации;
- область аккредитации;
- перечень имеющейся нормативной документации;
- описание процедуры сертификации заявленных (услуг) и формы организационно-методических документов, которые будет использовать орган по сертификации. Указанную информацию приводят в документах Руководства по качеству органа по сертификации и Порядке сертификации.
6.4. Организациям-заявителям предварительно должна быть предоставлена возможность ознакомления с процедурой аккредитации органа по сертификации, включая информацию о требованиях к ОС, стоимости работ по аккредитации и последующему инспекционному контролю за деятельностью ОС и др. Информацию по вопросам аккредитации РАОС представляет организациям-заявителям по их запросам безвозмездно.
6.5. РАОС направляет представленные документы для регистрации и экспертизы в Секретариат Системы. Результаты экспертизы отражают в экспертном заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации-заявителя на основании анализа представленных вместе с заявкой документов критериям аккредитации. Экспертное заключение подписывается экспертом и является основой для принятия РАОС решения по заявке. Как правило, по результатам экспертизы заявитель обеспечивает доработку документов. В отдельных случаях доработанные документы могут подлежать повторной экспертизе. При положительном решении РАОС организует проведение аттестации заявителя.
6.6. В случае несоответствия организации-заявителя установленным Системой требованиям к органам по сертификации может быть вынесено решение об отказе в аккредитации. В этой ситуации заявителю возвращаются подготовленные им документы с указанием причин отказа в аккредитации. Если отмеченные несоответствия устранимы, организация-заявитель может внести необходимые изменения и повторно представить комплект документов на рассмотрение в установленном порядке.
6.7. При положительном результате экспертизы РАОС оформляет и утверждает программу проведения аттестации ОС. В программе отражаются задания по проверке соответствия заявителя критериям аккредитации, в том числе по проведению опытной сертификации. Содержание программы проведения аттестации приведено в Приложении 5. Одновременно с программой подготавливаются контрольные задания для проведения опытной сертификации услуг по каждому разделу заявленной области аккредитации.
6.8. Руководитель РАОС для проведения аттестации официально приказом назначает компетентную комиссию, возглавляемую экспертом по аккредитации. Дата проведения аттестации предварительно согласовывается с заявителем. Заявителю заблаговременно сообщаются фамилии членов комиссии, чтобы он имел возможность мотивированно отклонить кого-либо из них.
6.9. Аттестация заявителя проводится непосредственно на месте в соответствии с утвержденной программой. Комиссия проверяет соответствие фактического состояния заявителя установленным в Системе требованиям и представленным документам, а также способность персонала выполнять заявленные функции. В присутствии комиссии обязательно проводится опытная сертификация конкретных услуг.
По результатам проверки комиссия составляет и подписывает Акт (Приложение 6). По окончании работ председатель комиссии ознакамливает с Актом проверки руководителя организации-заявителя и направляет Акт вместе с 2-мя комплектами документов в РАОС. Копия акта остается у заявителя, который может представить свои замечания по указанному акту и сообщить о проведенных им корректирующих мероприятиях.
Заявителю может быть предложено разработать конкретные меры для устранения выявленных недостатков. В зависимости от значимости и трудоемкости реализации мероприятий комиссия принимает решение о способе их проверки, о чем дополнительно указывается в акте.
6.10. РАОС должен рассмотреть и проверить все документы по аккредитации заявителя, включая заявку на аккредитацию, экспертное заключение, акт аттестационной комиссии, замечания по акту со стороны заявителя, план корректирующих мероприятий и отчет о его выполнении (при их наличии), и по результатам оценки этой информации принять решение об аккредитации заявителя и сроке действия аттестата аккредитации, но не более 5 лет. Комплект документов по аккредитации заявителя также проходит экспертизу РАОС на предмет полноты и правильности его оформления.
6.11. При положительном решении РАОС:
- утверждает Положение об органе по сертификации;
- оформляет аттестат аккредитации (Приложение 7);
- утверждает область аккредитации органа по сертификации (Приложение 8) ;
- подписывает договорное соглашение с аккредитованным объектом, определяющее его права и обязанности и возлагающее на объект ответственность за выполнение этих обязанностей.
6.12. После подписания и утверждения документы, включая аттестат аккредитации, регистрируются в Реестре Системы в соответствии с "Правилами ведения Реестра Системы" и выдаются заявителю.
6.13. При отрицательном решении РАОС направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации и возвращает все подготовленные им документы.
7. АККРЕДИТАЦИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
7.1. При необходимости расширения области аккредитации ОС его руководитель должен подписать и направить в РАОС официальную заявку. К заявке прилагают дополнительную область аккредитации, оформленную в установленном порядке, и другие документы ОС, в которые внесены изменения в связи с расширением области аккредитации.
7.2. Аккредитация в дополнительной области может быть проведена по полной или сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливает в каждом конкретном случае РАОС (в том числе с учетом сокращения затрат). При создании подразделения, находящегося на другой территории, РАОС проводит дополнительную аккредитацию ОС с учетом этого подразделения.
7.3. Аккредитация в дополнительной области может быть проведена и в рамках инспекционного контроля за деятельностью ОС.
7.4. При положительном решении РАОС утверждает дополнительную область аккредитации, вносит ее в Реестр Системы и передает заявителю.
7.5. При отрицательном результате РАОС направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации в дополнительной области.
7.6. Если аккредитованная ранее организация делает заявку на аккредитацию подразделения, прежде не аккредитованного, проводится оценка его соответствия критериям аккредитации Системы по полной программе работ по аккредитации.
8. ПОВТОРНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
8.1. Повторную аккредитацию ОС проводят к моменту истечения срока действия аттестата аккредитации в соответствии с требованиями настоящего документа. Заявку на повторную аккредитацию ОС представляет за 6 месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации.
8.2. В отдельных случаях продление срока действия аттестата аккредитации может быть осуществлено по сокращенной процедуре. Такое решение РАОС принимает не менее чем за месяц до истечения срока действия аттестата аккредитации на основании положительных результатов инспекционного контроля за деятельностью ОС.
9. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ,
АККРЕДИТОВАННЫХ В ДРУГОЙ СИСТЕМЕ
9.1. Признание ОС, аккредитованных в другой системе сертификации, производит РАОС на основании экспертизы организационно-методических документов этой системы и аттестата аккредитации ОС. РАОС по результатам экспертизы выносит решение о признании претендента в качестве ОС Системы, регистрации в Реестре Системы с выдачей аттестата аккредитации.
9.2. Процедура признания предусматривает:
- подачу заявки в РАОС на аккредитацию в Системе;
- экспертизу документов ОС, аккредитованного в другой системе;
- вынесение решения о признании; оформление аттестата аккредитации, регистрацию в Реестре Системы.
10. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА АККРЕДИТОВАННЫМ ОРГАНОМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
10.1. После аккредитации и заключения договорного соглашения о предоставлении ОС полномочий на проведение работ по сертификации необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем соответствие ОС критериям аккредитации. РАОС и ОС должны взаимно извещать обо всех изменениях, которые могут вызвать несоответствие ОС действующим в данное время требованиям.
10.2. Контроль за соответствием ОС критериям аккредитации включает в себя внутренние проверки, проводимые аккредитованным ОС, и инспекционный контроль, проводимый РАОС.
10.3. Проведение инспекционного контроля за деятельностью ОС осуществляется в соответствии с договором о предоставлении полномочий на проведение работ по сертификации и требованиями документа Системы "Порядок проведения инспекционного контроля".
10.4. Инспекционный контроль проводят в течение срока действия аттестата аккредитации в форме анализа информации за деятельностью ОС, периодических и, при необходимости, внеплановых инспекционных проверок на месте. Периодичность плановых инспекционных проверок, как правило, не реже одного раза в год. Внеплановые инспекционные проверки проводят по решению РАОС в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности ОС.
Инспекционные проверки проводят в соответствии с утвержденной программой. Процедуры инспекционного контроля не должны противоречить тем, которые определены настоящим документом для проведения аккредитации данного ОС.
11. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ДОСРОЧНАЯ ОТМЕНА АККРЕДИТАЦИИ
11.1. При нарушении условий аккредитации РАОС принимает решение о приостановлении действия или отмене аттестата аккредитации ОС, либо об ограничении области аккредитации.
11.2. Причинами приостановления действия или отмены аттестата аккредитации ОС, либо ограничения области аккредитации могут быть:
- выявленные несоответствия ОС критериям аккредитации, установленным в Системе;
- сертификация услуг, не входящих в область аккредитации ОС;
- неправомочная выдача сертификатов соответствия;
- самостоятельное решение ОС о досрочном прекращении аккредитации;
- ликвидация организации, на базе которой аккредитован ОС.
11.3. ОС должен быть извещен о принятом в отношении его решении и в течение срока, установленного РАОС, имеет право опротестовать это решение в Апелляционной комиссии Системы.
11.4. После отмены аккредитации ОС должен вернуть по требованию РАОС аттестат аккредитации ОС.
11.5. Отмена аккредитации ОС служит основанием для расторжения с ним договорного соглашения о предоставлении полномочий на проведение работ по сертификации.
Приложение 1
ЗАЯВКА
на аккредитацию органа по сертификации услуг
1. ____________________________________________________________________
(наименование заявителя)
просит провести аккредитацию в качестве органа по сертификации услуг в
Системе добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств
и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ".
2. Юридический адрес и адрес местонахождения, телефон, телекс, факс,
банковские реквизиты _____________________________________________________.
3. Фамилия, имя, отчество руководителя ОС _____________________________
__________________________________________________________________________.
4. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника, ответственного за связь
__________________________________________________________________________.
5. Наименование услуг, подлежащих сертификации:
N
Код услуги
Наименование услуги
1
2
3
6. Заявитель с правилами аккредитации ознакомлен.
7. Заявитель обязуется:
- выполнить процедуру аккредитации;
- отвечать требованиям, предъявляемым к органу по сертификации;
- оплатить все расходы, связанные с аккредитацией, независимо от ее
результата;
- принять на себя затраты по последующему инспекционному контролю за
органом по сертификации.
Приложения:
1. Заявленная область аккредитации.
2. Проект Положения об органе по сертификации.
3. Заполненная анкета органа по сертификации.
4. Перечень имеющейся нормативной документации Системы.
5. Проект приказа о функционировании органа по сертификации.
6. Руководство по качеству ОС.
7. Копия Устава и (или) других учредительных документов заявителя.
8. Другие документы, содержащие дополнительную информацию о заявителе,
необходимую для подтверждения его соответствия требованиям аккредитации.
Руководитель организации _________________ (Ф.И.О.)
(подпись)
Главный бухгалтер _________________ (Ф.И.О.)
(подпись)
М.П.
Приложение 2
Знак СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ОЦЕНКЕ
соответствия АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ ОТРАСЛИ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА "СЕРТОЦАТ"
___________________________________________________________________________
(наименование организации, которая действует в качестве органа по
сертификации)
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНЕ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
___________________________________________________________________________
(сокращенное наименование организации, на базе которой аккредитован орган)
СОГЛАСОВАНО
Руководитель органа Должность лица,
по сертификации уполномоченного РАОС
подпись инициалы, фамилия подпись инициалы, фамилия
"__" ______________ г. "__" ______________ г.
Приложение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРУКТУРЕ "ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНЕ ПО СЕРТИФИКАЦИИ"
1. Введение.
2. Юридический статус и условия независимости ОС.
3. Область аккредитации.
4. Функции ОС, его права, обязанности, ответственность.
5. Организационная структура ОС.
6. Документированные процедуры, позволяющие проводить сертификацию в установленной области аккредитации и систему контроля этой документации.
7. Документированные процедуры, устанавливающие порядок подтверждения соответствия ОС требованиям Системы.
8. Взаимодействие ОС с РАОС и другими организациями, в том числе перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации по приведенной форме:
N
Наименование
и адрес
организации
Функции, которые
выполняет
организация
Документ (протокол, договор,
соглашение и т.п.), которым определяется
взаимодействие с этой организацией
1
2
3
4
9. Финансовая деятельность ОС.
10. Сведения о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях экспертов и другого персонала (как штатного, так и нештатного) по приведенной форме:
Фамилия,
Имя,
Отчество
Выполняемая
функция в
органе по
сертификации
Образование
(наименование
учебного
заведения,
специальность,
год окончания)
Практический
опыт и стаж
работы
Регистрационный номер
сертификата эксперта,
область аттестации,
повышение квалификации
(год окончания, наиме-
нование учебного заве-
дения, тема обучения,
номер свидетельства об
окончании)
1
2
3
4
5
Приложение 4
АНКЕТА
о готовности организации-заявителя, претендующей
на аккредитацию в качестве органа по сертификации
1. Организация-заявитель, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации.
1.1. Реквизиты заявителя
Наименование:
Адрес юридический:
Адрес фактический:
Телефон: Телекс: Факс:
Расчетный счет:
Руководитель
Фамилия, имя, отчество:
Должность:
1.2. Юридический статус заявителя:
1.3. Административная подчиненность и признаки независимости заявителя:
1.4. Финансовые возможности заявителя для организации работ по сертификации:
1.5. Сведения о характере деятельности заявителя, его компетентности и авторитете в заявленной области аккредитации:
2. Орган по сертификации:
2.1. Наименование:
2.2. Наименование услуг, включенных в область аккредитации (укрупненно):
2.3. Руководитель органа по сертификации:
Фамилия, имя, отчество:
Должность:
Телефон: Телекс: Факс:
2.4. Лицо, ответственное за связь с РАОС:
Фамилия, имя, отчество:
Должность:
Телефон: Телекс: Факс:
2.5. Состав и структура органа по сертификации:
Подразделения заявителя, входящие в состав органа по сертификации (указываются на отдельном листе, прилагаемом в форме перечня или схемы, организационная структура (в виде схемы)).
3. Персонал.
3.1. Общее количество сотрудников органа по сертификации:
3.2. Данные об экспертах органа по сертификации отражаются в таблице:
Виды услуг,
заявленных в области
аккредитации
Фамилия, инициалы
эксперта
Номер сертификата
эксперта, дата,
область сертификации
1
2
3
Примечание: В виде приложений даются копии сертификатов экспертов по сертификации услуг, указанных в таблице.
3.3. Квалификация сотрудников в предполагаемой области аккредитации с указанием образования, специальности по образованию и опыту работы (в виде приложения к анкете).
4. Данные об аккредитации организации-заявителя в качестве органа по сертификации других видов услуг на автомобильном транспорте.
5. Дополнительная информация, которая может оказаться полезной для экспертов, ответственных за аттестацию (в виде приложения к анкете).
В следующих вопросах анкеты необходимо дать ответ по форме: да/нет. Ответ "да" ставится в случае, если справедливо утверждение, содержащееся в данном пункте анкеты. Допускается представление подробной информации.
1. Юридический статус и независимость.
1.1. Организация-заявитель имеет статус юридического лица, собственную печать, расчетный счет и бланк.
1.2. Организация-заявитель и персонал органа по сертификации не подвергается коммерческому, финансовому, административному или другому давления со стороны заинтересованных сторон.
1.3. Организация-заявитель не занимается оценкой автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта, а также другой деятельностью, способной подорвать доверие в отношении ее независимости.
1.4. Оплата труда персонала, который проводит сертификацию не зависит от количества сертификации и их результатов.
2. Персонал.
2.1. Орган по сертификации располагает достаточным числом специалистов, имеющих соответствующее образование и квалификацию.
2.2. Количество и состав экспертов по сертификации является достаточным для оценки заявленных видов услуг.
2.3. Требования к квалификации определены и документированы.
2.4. Специалисты и эксперты аттестованы в установленном порядке.
2.5. Имеется система (план, график) подготовки, повышения квалификации и аттестации персонала.
2.6. Имеется распределение обязанностей всех сотрудников органа по сертификации, должностные инструкции, они доведены до сведения сотрудников.
2.7. Персонал ознакомлен с документацией.
3. Фонд нормативных документов.
3.1. Фонд нормативных документов содержит все государственные стандарты и другие документы, в которых установлены требования к услугам и методам их проверки, заявленные в области аккредитации.
3.2. Имеется система и условия учета, хранения и актуализации фонда нормативных документов.
4. Помещение и оборудование.
4.1. Орган по сертификации располагает помещениями и соответствующими условиями для размещения экспертов, приема заявителей, хранения нормативной документации, включая секретное хранение.
4.2. Орган по сертификации оснащен соответствующими техническими средствами и расходными материалами для обеспечения проведения работ по сертификации.
5. Документация.
5.1. Орган по сертификации располагает всей необходимой документацией для проведения сертификации, имеет официально изданные стандарты и другие нормативные документы, закрепленные в области аккредитации.
5.2. Орган по сертификации имеет систему, обеспечивающую выявление при проведении сертификации ошибок и причин их возникновения.
5.3. Сотрудники имеют в своем распоряжении инструкции, руководства, правила, регламентирующие проведение работ.
5.4. Орган по сертификации располагает разработанной системой актуализации документации и регистрации вносимых в нее изменений.
5.5. На каждую операцию по сертификации имеется в наличии документация.
5.6. Документы и справочные данные актуализируются.
5.7. Устаревшие данные и т.д. из документов исключаются своевременно.
5.8. В распоряжении персонала имеются типовые формы и бланки, необходимые для проведения работ по сертификации.
5.9. Разработана система регистрации и протоколирования документации.
5.10. Сотрудники знакомы с правилами ведения реестра сертифицированных услуг.
6. Сертификаты.
6.1. Орган по сертификации имеет возможность высылать копии сертификатов РАОС на строго конфиденциальной основе.
6.2. Разработана система получения, обращения и хранения бланков сертификатов.
7. Архивы.
7.1. Орган по сертификации имеет систему, устанавливающую сдачу в архив документации по сертификации услуг.
7.2. В архиве хранятся протоколы проверок, анализы и расчеты, входящие в них, сертификаты и другие документы, полученные при сертификации.
7.3. Разработаны меры, обеспечивающие постоянную, четкую и полную актуализацию документов и их секретное хранение.
8. Система качества.
8.1. Орган по сертификации имеет систему качества, соответствующую области аккредитации.
8.2. Сотрудник, ответственный за управлением качеством, наделен правами, позволяющими ему определять проблемы в области качества и находить эффективные средства их решения.
8.3. Руководство по качеству включает процедуры, предусматривающие надзор за кадрами с недостаточным уровнем квалификации.
8.4. Разработана процедура контроля функций управления качеством.
8.5. Разработана система внутреннего контроля.
8.6. Разработана система обеспечения конфиденциальности информации, получаемой в процессе сертификации услуг.
8.7. Разработан порядок рассмотрения апелляций внутри органа по сертификации.
8.8. Имеется система информационного обеспечения в органе по сертификации.
8.9. Заключены соглашения с организациями, взаимодействующими с органами по сертификации.
9. Прочая информация.
Осуществляется взаимодействие органа по сертификации с другими организациями или органами (указываются при необходимости).
Вывод: Орган по сертификации по оценке руководителя органа по сертификации соответствует требованиям, установленным в Системе, и готов к аккредитации.
Организация-заявитель предоставляет заявку на аккредитацию в качестве органа по сертификации, если анализ ее готовности к аккредитации на основе заполненной анкеты и другой необходимой информации позволяет сделать указанный вывод.
____________________________
(наименование заявителя)
______________________________________________________________________
(подпись лица, имеющего право подписи от имени заявителя (Ф.И.О.))
_______________
(должность)
__________
(дата)
М.П.
Приложение 5
(рекомендуемое)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ОС
1. В программе проведения аттестации должны быть отражены цель и порядок ее проведения.
2. При проведении аттестации должно быть рассмотрено следующее:
- экспертное заключение на документы, предоставленные организацией-заявителем с точки зрения соответствия установленным требованиям;
- организационная структура и распределение функций между структурными элементами органа по сертификации;
- полнота реализаций функций, прав, обязанностей и ответственности органа по сертификации;
- заявленная область аккредитации;
- статус юридического лица организации-заявителя, особенностей в части целей, предмета деятельности, источников и принципов финансовой деятельности;
- административная подчиненность и финансовая деятельность (источников финансирования заявителя), оценка независимости заявителя;
- компетентность, опыт работы в заявленной области;
- наличие экспертов и другого персонала органа по сертификации с точки зрения его квалификации и опыта работы в заявленной области;
- документы органа по сертификации и оценка их соответствия установленным требованиям в том числе:
- наличие, состояние и актуализация фонда нормативных документов;
- взаимодействие с другими организациями при проведении работ по сертификации;
- финансовые возможности органа по сертификации;
- система обеспечения качества работ органа по сертификации;
- опытная сертификация.
Приложение 6
АКТ АТТЕСТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
___________________________________________________________________________
(наименование органа по сертификации, адрес)
В период с "__" ________ г. по "__" ________ г.
___________________________________________________________________________
(название, номер и дата документа о проведении аттестации)
комиссия в составе:
Председатель комиссии _____________________________________________________
(место работы, должность, инициалы, фамилия)
Члены комиссии ____________________________________________________________
(место работы, должность, инициалы, фамилия)
провела аттестацию (проверку) _____________________________________________
(наименование органа по сертификации,
___________________________________________________________________________
наименование организации, на базе которой аккредитован орган
___________________________________________________________________________
по сертификации, заявленная область аккредитации)
При проверке установлено:
Проверяемые критерии аккредитации
Заключение комиссии
Дополнительная информация, использованная комиссией.
Комиссия рекомендует ______________________________________________________
(замечания и рекомендации комиссии по устранению
___________________________________________________________________________
недостатков и совершенствования работы органа по сертификации)
Заключение: _______________________________________________________________
(заключение о соответствии органа по сертификации критериям
аккредитации и рекомендациям комиссии)
Приложение: Результаты опытной сертификации
Председатель комиссии
Члены комиссии
Приложение 7
Знак СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ОЦЕНКЕ
соответствия АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ ОТРАСЛИ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА "СЕРТОЦАТ"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АТТЕСТАТ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
N ______
Действителен до
"__" ________ г.
НАСТОЯЩИЙ АТТЕСТАТ УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО ______________________________________
(наименование организации)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(адрес)
АККРЕДИТОВАНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
___________________________________________________________________________
(наименование вида работ)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Область аккредитации определена приложением к настоящему аттестату.
Руководитель РАОС
М.П.
_____________ _______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Зарегистрировано в Реестре Системы добровольной сертификации услуг по
оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного
транспорта "СЕРТОЦАТ".
"__" ______________ N ______
Приложение 8
Знак СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ОЦЕНКЕ
соответствия АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ ОТРАСЛИ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА "СЕРТОЦАТ"
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель РАОС
М.П. _________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
"__" ______________ г.
к аттестату аккредитации
N
от "__" _________ г.
ОБЛАСТЬ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
___________________________________________
(наименование)
N
Наименование
услуги
Код услуги
Характеристика
услуги
Нормативная
документация
1
2
3
4
5
Руководитель органа по сертификации
подпись инициалы, фамилия
М.П. <*>
дата
--------------------------------
<*> Печать организации, на базе которой создается орган по сертификации.
Если область аккредитации состоит из двух листов и более, на каждом листе, начиная со второго, в правом верхнем углу указывают номер аттестата аккредитации, к которому прилагают область аккредитации.