Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2025 по делу N 16-1708/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2025 по делу N 16-1708/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2025 г. по делу N 16-1708/2025
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу директора ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова ФИО4 на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 3 РОНПР Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве N от 22 августа 2023 года, решение главного государственного инспектора районов Алексеевский, Бутырский, Марфино, М. Роща, Останкино, Ростокино, города Москвы по пожарному надзору - начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 05 сентября 2023 года (с учетом определения от 13 сентября 2023 года), решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 26 февраля 2024 года, решение судьи Московского городского суда от 11 декабря 2024 года, вынесенные в отношении ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 3 РОНПР Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве N от 22 августа 2023 года, ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением главного государственного инспектора районов Алексеевский, Бутырский, Марфино, М. Роща, Останкино, Ростокино, города Москвы по пожарному надзору - начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 05 сентября 2023 года постановление заместителя главного государственного инспектора районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 3 РОНПР Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве N от 22 августа 2023 года, изменено, исключено их него нарушения требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 1, 3, 4, 5 (с учетом определения от 13 сентября 2023 года).
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 26 февраля 2024 года, постановление заместителя главного государственного инспектора районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 3 РОНПР Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве N от 22 августа 2023 года и решение главного государственного инспектора районов Алексеевский, Бутырский, Марфино, М. Роща, Останкино, Ростокино, города Москвы по пожарному надзору - начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 05 сентября 2023 года (с учетом определения от 13 сентября 2023 года) оставлены без изменения.
Решением судьи Московского городского суда от 11 декабря 2024 года, постановление заместителя главного государственного инспектора районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 3 РОНПР Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве N от 22 августа 2023 года, решение главного государственного инспектора районов Алексеевский, Бутырский, Марфино, М. Роща, Останкино, Ростокино, города Москвы по пожарному надзору - начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 05 сентября 2023 года (с учетом определения от 13 сентября 2023 года) и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 26 февраля 2024 года оставлены без изменения.
Директор ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова ФИО4 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные акты за необоснованностью и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 этого Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции
(часть первая).
Лица, указанные в
части первой данной статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством
(часть третья).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 названного закона).
Статьей 53 Закона N 123-ФЗ определено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты
(часть 1). Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения)
(часть 2).
В силу статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения
(часть 1). Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании"
(часть 2).
Иными частями указанной
статьи установлено какие выходы являются эвакуационными и требования к ним.
Из материалов дела следует, что в период с 10 августа 2023 года, 12 часов 00 минут по 18 августа 2023 года, 12 часов 30 минут в зданиях ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова по адресам: <адрес> допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение
части 4 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно по адресу: <адрес>, эвакуационный путь в здании включает в себя участок, ведущий по лестничной клетке, предназначенной для сообщения между подземным и надземными этажами; в нарушение
пункта 23 Правил противопожарного режима, по адресу: <адрес> эвакуационный выход, ведущий из подвального этажа, не предусмотрен непосредственно наружу, обособленным от общей лестничной клетки здания.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова при наличии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности на объектах защиты по указанным выше адресам.
Действия ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова квалифицированы по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 названного Кодекса.
Утверждения в жалобе заявителя о том, что делу допущены существенные процессуальные нарушения, не доказаны обстоятельства, на основании которых было постановление, состоятельным признать нельзя.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и суда и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов не является.
С доводами жалобы о необходимости замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение также нельзя согласиться.
Исходя из смысла
статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
В рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные
частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства, объектам растительного мира, окружающей среде, а также имущественного ущерба ввиду ненадлежащего исполнения ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями пожарной безопасности, целью которых является защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Порядок и срок давности привлечения ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены не усматривается.
Между тем, имеются основания для изменения обжалуемых актов.
Так, вопрос о времени и месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу
статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлению по делу об административном правонарушении, выясняются при его рассмотрении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что административный орган в своем постановлении указал время совершения административного правонарушения 18 августа 2023 года в 12 часов 00 минут (л.д. 93-97), в то же время судья Останкинского районного суда города Москвы в решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении указал дату и место обнаружения события 18 августа 2023 года в 11 часов 00 минут (дата окончания осмотра, проведенного в рамках проверки, отраженная в протоколе осмотра) по адресам: <адрес>(л.д. 169). Однако в протоколе об административном правонарушении N от 21 августа 2023 года содержится сведения о том, что событие административного правонарушения установлено 18 августа 2023 года в 12 часов 30 минут по указанным адресам (л.д. 101).
Между тем, из имеющегося в материалах дела Акта выездной проверки составленного по результатам выездной проверки соблюдения контролируемым лицом требований пожарной безопасности следует, что выездная проверка проведена в отношении ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова по адресам: <адрес> в следующие сроки с 10 августа 2023 года, 12 часов 00 минут по 18 августа 2023 года, 14 часов 30 минут (л.д. 107-108). Однако сам данный Акт выездной проверки составлен 18 августа 2023 года в 12 часов 30 минут.
Таким образом, следует считать местом и временем совершения административного правонарушения ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова по адресам: <адрес> - в период с 10 августа 2023 года, 12 часов 00 минут по 18 августа 2023 года, 12 часов 30 минут.
Вышестоящее должностное лицо административного органа, вышестоящий суд на указанные обстоятельства также внимания не обратили.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 3 РОНПР Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве N от 22 августа 2023 года, решение главного государственного инспектора районов Алексеевский, Бутырский, Марфино, М. Роща, Останкино, Ростокино, города Москвы по пожарному надзору - начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 05 сентября 2023 года(с учетом определения от 13 сентября 2023 года), решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 26 февраля 2024 года, решение судьи Московского городского суда от 11 декабря 2024 года, вынесенные в отношении ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению касающиеся времени совершения административного правонарушения - в период с 10 августа 2023 года, 12 часов 00 минут по 18 августа 2023 года, 12 часов 30 минут, вместо18 августа 2023 года в 12 часов 00 минут,18 августа 2023 года в 11 часов 00 минут, соответственно.
В силу
пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего
Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Указанные изменения не усиливает административное наказание или иным образом не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесенные указанные акты.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора районов СВАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 3 РОНПР Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве N от 22 августа 2023 года, решение главного государственного инспектора районов Алексеевский, Бутырский, Марфино, М. Роща, Останкино, Ростокино, города Москвы по пожарному надзору - начальника 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 05 сентября 2023 года (с учетом определения от 13 сентября 2023 года), решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 26 февраля 2024 года, решение судьи Московского городского суда от 11 декабря 2024 года, вынесенные в отношении ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить касающиеся времени совершения административного правонарушения - в период с 10 августа 2023 года, 12 часов 00 минут по 18 августа 2023 года, 12 часов 30 минут, вместо18 августа 2023 года в 12 часов 00 минут,18 августа 2023 года в 11 часов 00 минут, соответственно.
В остальной части названные акты, вынесенное в отношении ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора ГАПОУ ПК N 8 им. И.Ф. Павлова ФИО4 - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции
Г.И.ДОРОДНОВ