Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2025 N 02АП-959/2025 по делу N А28-8991/2024
Требование: О признании недействительным в части представления управления Федерального казначейства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2025 N 02АП-959/2025 по делу N А28-8991/2024
Требование: О признании недействительным в части представления управления Федерального казначейства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2025 г. по делу N А28-8991/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2025 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Троновой О.А., действующей по доверенности от 10.01.2025 N 10,
представителей ответчика - Голяшевой А.И., действующей на основании доверенности от 11.12.2024. Костяевой Н.А., действующей на основании доверенности от 20.02.2024,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.01.2025 по делу N А28-8991/2024,
по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН 4345421582, ОГРН 1154350002641)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН 4347015804, ОГРН 1024301337246)
о признании недействительным представления,
установил:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление, УФК по Кировской области) от 26.04.2024 N 40-25-09/10 в части пунктов 6, 10 его описательной части и требований, предусмотренных пунктом 2 представления.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.01.2025 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить требования Министерства.
Относительно пункта 6 представления Министерство указало, что ФБУ "РосСтройКонтроль" производится еженедельная корректировка данных о ходе строительства в информационно-аналитической системе управления инвестиционно-строительными проектами Минстроя России и еженедельная фотофиксация хода строительных работ (минуя формы КС-2). Также заявитель жалобы отметил, что муниципальными контрактами не предусмотрено промежуточное оформление актов выполненных работ. По пункту 10 представления заявитель пояснил, что работы по устройству колодцев и установке в них пожарных гидрантов соответствуют проектной документации и осуществляются в целях строительства и реконструкции (модернизации) единого объекта питьевого водоснабжения. Министерство считает, что Правилами предоставления и распределения субсидий, соглашениями N 069-09-2022-212 N 069-09-2023-334.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с аргументами Министерства, просило оставить решение суда без изменения.
В дополнениях к апелляционной жалобе Министерство ссылалось на то, что мероприятия на объектах в городе Омутнинск, Вятские Поляны своевременно не завершены по объективным обстоятельствам (банкротство подрядчика).
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.03.2025 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.03.2025 в соответствии с
абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 15.01.2024 N 31 УФК по Кировской области в период с 17.01.2024 по 18.03.2024 (за исключением периода приостановления контрольного мероприятия с 09.02.2024 по 29.02.2024) в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда" в период с 01.01.2021 по истекший период 2024 года.
По результатам проверки Управлением выявлены, в числе прочих, следующие нарушения:
-
пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ),
пункта 17 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (
Приложение N 15(2) к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), пункта 4.3.4 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 28.12.2021 N 069-09-2022-212,
пункта 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, а именно: Министерством не обеспечено выполнение обязательств субъекта Российской Федерации в части исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, предусмотренного Приложением N 3 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 (далее - График), и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предоставлены недостоверные сведения, содержащиеся в Отчете об исполнении Графика по состоянию на 01.01.2023, в результате чего Министерством не обеспечен возврат средств Субсидии в доход федерального бюджета в общей сумме 26 278 500,00 рублей;
-
подпунктов 10 и
13 пункта 1 статьи 158 БК РФ,
пункта 1,
подпункта "а" пункта 4,
пункта 6(1) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (
Приложение N 15(2) к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), пунктов 1.1 соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 и от 24.12.2022 N 069-09-2023-334,
пункта 3.1.15.18 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 05.05.2021 N 234-П, а именно:
Министерством в 2022 году при формировании заявки, направленной от Кировской области для участия в распределении средств субсидии в рамках мероприятий федерального проекта "Чистая вода", в запрашиваемый объем средств из федерального бюджета на финансирование объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" необоснованно включена сметная стоимость работ по устройству колодцев и установке в них пожарных гидрантов, связанных с обеспечением наружного пожаротушения, которые являются обязательствами органов местного самоуправления, что привело к нецелевому расходованию средств субсидии в общей сумме 5 344 095,65 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 5 237 757,95 рублей, Министерством в 2023 году при формировании заявки, направленной от Кировской области для участия в распределении средств субсидии в рамках мероприятий федерального проекта "Чистая вода", в запрашиваемый объем средств из федерального бюджета на финансирование "Водоснабжение н.п. Мари-Малмыж, Старый Кокуй Малмыжского района Кировской области" и "Реконструкция системы водоснабжения поселка Ганино города Кирова" необоснованно включена сметная стоимость работ по устройству колодцев и установке в них пожарных гидрантов, связанных с обеспечением наружного пожаротушения, которые являются обязательствами органов местного самоуправления.
Результаты проверки отражены в акте от 25.03.2024.
По итогам проверки Управлением выдано представление от 26.04.2024 N 40-25-09/10, которое содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений, отраженных, в числе прочих в пункте 10 описательной части представления, в течение 30 календарных дней со дня его получения, а также устранить выявленные нарушения, указанные в пункте 6 описательной части представления, путем возврата средств, предоставленных из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, в срок до 01.12.2024 включительно в общей сумме 26 278 500,00 рублей; информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов предоставить в УФК по Кировской области не позднее 5 дней с даты исполнения представления.
Не согласившись с выводами, изложенными в пунктах 6, 10 описательной части представления от 26.04.2024 N 40-25-09/10, и требованиями, предусмотренными пунктом 2 представления, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 198,
частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в
пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В силу
пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего
Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
1) По пункту 6 описательной части представления суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 132 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
В соответствии с
пунктом 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999), в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с
подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные
абзацем третьим пункта 20 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена Государственная
программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа).
Согласно Государственной
программе Российской Федерации, достижение национальных целей осуществляется, в том числе посредством реализации мероприятий в рамках федерального проекта "Чистая вода", входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда".
Основной задачей федерального проекта "Чистая вода" является повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
В целях достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках Государственной
программы Российской Федерации реализуются, в том числе, мероприятия по обеспечению качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения предусмотрены
приложением N 15(2) к Государственной программе (далее - Правила N 1710).
Пунктом 2 Правил N 1710 определено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в
пункте 4 Правил N 1710.
В силу подпункта "в" пункта 3 Правил N 1710 субсидии предоставляются при соблюдении ряда условий, в том числе заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, которое должно соответствовать требованиям, установленным
пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 1710 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Правительством Кировской области (далее - Субъект), в лице уполномоченного органа Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в проверяемом периоде заключено Соглашение от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (в редакции дополнительных соглашений от 17.03.2022 N 069-09-2022-212/1, от 22.04.2022 N 069-09-2022-212/2, от 28.07.2022 N 069-09-2022-212/3, от 22.08.2022 N 069-09-2022-212/4, от 12.10.2022 N 069-09-2022-212/5, от 16.11.2022 N 069-09-2022-212/6, от 09.12.2022 N 069-09-2022-212/7, от 19.12.2022 N 069-09-2022-212/8, от 29.12.2022 N 069-09-2022-212/9).
Предметом Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 является предоставление из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Кировской области субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, в рамках федерального проекта "Чистая вода" Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (пункт 1.1).
Субсидия предоставляется в соответствии с приложением N 1 и приложением N 2 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью (пункт 1.2).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, установлены постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 756-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности" (пункт 1.3).
Пунктом 4.3.4 Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 определено, что Субъект обязуется обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, согласно Приложению N 3 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, являющемуся его неотъемлемой частью, формируемому по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Пунктом 4.3.7 Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 определено, что Субъект обязуется обеспечивать предоставление в Минстрой России в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчеты о (об):
- расходах бюджета Кировской области, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, по форме согласно приложению N 5 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению N 6 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом);
- исполнении графика выполнения мероприятий ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором была получена Субсидия: по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства объектов по форме согласно приложению N 7 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, являющемуся его неотъемлемой частью.
В соответствии пунктом 4.1.4. Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 Минстрой России обязуется в случае если Субъектом по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования Субсидии в году, следующем за годом предоставления Субсидии, установленной в соответствии с Правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены и (или) в случае если Субъектом по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с
пунктами 16,
19,
19(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Кировской области в федеральный бюджет, и направить Субъекту требование о возврате средств Субсидии в федеральный бюджет в указанном объеме.
Пунктом 4.3.2. Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 Субъект обязуется обеспечивать исполнение требований Министерства по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19, 19(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
В целях обеспечения строительства и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения Министерством заключены соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Кировской области в 2022-2024 годах бюджету муниципального образования:
- городского округа город Вятские Поляны Кировской области (соглашение от 14.01.2022 N 33704000-1-2022-002);
- городского округа город Котельнич Кировской области (соглашение от 09.09.2022 N 33704000-1-2022-010);
- Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области (соглашение от 12.09.2022 N 33628101-1-2022-002).
В ходе проверки Министерством представлены муниципальные контракты, заключенные в 2022 году муниципальными образованиями на строительно-монтажные работы на объекты капитального строительства:
- "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" от 25.07.2022 N 03402000033220079300001 со сроком выполнения работ 30.06.2023;
- "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" от 07.11.2022 N 12579 со сроком выполнения работ 01.11.2023;
- "Модернизация системы водоснабжения "Центральная часть" Омутнинского городского поселения Омутнинского района" от 07.11.2022 N 03402000033220124100001 со сроком выполнения работ 20.11.2023.
В 2022 году Дополнительным соглашением от 19.12.2022 N 069-09-2022-212/5 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 в График выполнения мероприятий внесены изменения сроков ввода объекта в эксплуатацию "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" с 30.11.2022 на 30.06.2023. По остальным объектам, включенным в График выполнения мероприятий к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, предусмотрен срок ввода объектов в эксплуатацию 01.12.2023.
Графиком выполнения мероприятий, являющимся Приложением N 3 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, предусмотрена техническая готовность объектов капитального строительства на 2022 год:
- "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" - 70%;
- "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" - 10%;
- "Модернизация системы водоснабжения "Центральная часть" Омутнинского городского поселения Омутнинского района" - 10%.
Министерством в Минстрой России представлен Отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2023 (уточненный от 21.02.2023) путем размещения в информационной системе "Электронный бюджет", в 2022 году фактическая техническая готовность объектов капитального строительства:
- "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" - 70%;
- "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" - 10%;
- "Модернизация системы водоснабжения "Центральная часть" Омутнинского городского поселения Омутнинского района" - 10%.
Как установлено Управлением и следует из представленных в материалы дела Отчетов об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2023, муниципальных образований (города Вятские Поляны, Омутнинского городского поселения и города Котельнича), в 2022 году фактическая техническая готовность объектов капитального строительства составила 0%.
Согласно акту проверки в 2022 году в информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) отсутствовали сведения о приемке выполненных работ по муниципальным контрактам на указанные выше объекты капитального строительства.
Кроме того, на момент проведения проверки в ЕИС отсутствовали сведения о приемке выполненных работ по муниципальному контракту от 25.07.2022 N 03402000033220079300001 на выполнение работ по реконструкции системы водоснабжения города Вятские Поляны срок, которым предусмотрен срок выполнения работ до 30.06.2023.
В ходе проведения проверки Министерством акты выполненных работ "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны Кировской области" за 2022 и истекший период 2024 года не представлены.
Кроме этого установлено, что первые акты выполненных работ от 29.08.2023 N 1 и от 28.07.2023 N 1 по объектам капитального строительства приняты: администрацией муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области 30.08.2023; администрацией городского округа города Котельнича 31.07.2023.
Таким образом, вышеуказанные объекты техническую готовность, предусмотренную Соглашением от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, не достигли.
Следовательно, Министерством предоставлен в Минстрой России Отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2023, подписанный министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области 21.02.2023, содержащий недостоверную информацию.
Таким образом, Управление в пункте 6 описательной части оспариваемого представления пришло к обоснованному выводу о том, что в нарушение положений
пункта 3 статьи 132 БК РФ,
пункта 17 Правил N 1710, пункта 4.3.4 Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212,
пункта 19 Правил N 999, Министерством не обеспечено выполнение обязательств субъекта Российской Федерации в части исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, предусмотренного Приложением N 3 к Соглашению от 28.12.2021 N 069-09-2022-212, и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предоставлены недостоверные сведения, содержащиеся в Отчете об исполнении Графика по состоянию на 01.01.2023, в результате чего Министерством не обеспечен возврат средств Субсидии в доход федерального бюджета в общей сумме 26 278 500,00 рублей, пунктом 2 предписания на Министерство возложено законное требование устранить выявленные нарушения путем возврата средств, предоставленных из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, в срок до 01.12.2024 включительно в общей сумме 26 278 500,00 рублей.
Аргументы заявителя жалобы о том, что ФБУ "РосСтройКонтроль" осуществляло фиксацию хода строительных работ, при этом подписания актов КС-2 не требовалось, подлежат отклонению.
Действительно, согласно пункту 6.1.6 Соглашения от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 Правительство Кировской области обязуется обеспечить заключение на весь срок строительства контракта на проведение строительного контроля с ФБУ "РосСтройКонтроль".
Однако полномочия по определению уровня технической готовности строительства объектов для подтверждения графика выполнения мероприятий строительства ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" не установлены ни законодательством Российской Федерации, ни положениями заключенных соглашений, контрактов.
При этом иных доказательств, подтверждающих сведения о технической готовности объектов в материалах дела нет.
Кроме того, как правильно отметил суд, согласно отчету об исполнении Графика процент технической готовности рассчитывается по всем актам выполненных работ от сметной стоимости строительства объекта в текущем уровне цен на конец отчетного периода.
2) По пункту 10 описательной части оспариваемого представления суд отмечает следующее.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе: обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных
БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении
(подпункт 10); осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные
БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения
(подпункт 13).
Пунктом 6 Правил N 1710 определено, что высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку об участии в распределении субсидий по форме и в порядке, которые утверждаются указанным Министерством.
Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за соблюдение настоящих Правил и достоверность сведений, представляемых и (или) содержащихся в заявке, указанной в пункте 6 настоящих Правил, и документах, представляемых в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 6(1) Правил N 1710).
В ходе проверки Управлением установлено, что в некоторых заявках, направляемых Правительством Кировской области в Минстрой России для участия в распределении субсидии на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта "Чистая вода" (далее - Заявка), указан объем Субсидии, который включает мероприятия, направленные на обеспечение населения качественной питьевой водой, а также мероприятия, относящиеся к обеспечению наружного пожаротушения в границах муниципалитетов.
Так, для участия в распределении Субсидии на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" Правительством Кировской области сопроводительным письмом от 31.03.2022 N 2594-02-29 была направлена Заявка.
В Паспорте инвестиционного проекта к Заявке отражено следующее.
Цель инвестиционного проекта - обеспечение качественной питьевой водой населения города Котельнича.
Запрашиваемый объем субсидии в 2023 году (необходимый размер средств) в размере 170 947,88 тысяч рублей; протяженность водопроводных сетей - 8,009 км.
К указанной Заявке приложено обоснование социально-экономической целесообразности осуществления капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" в котором отражено, что централизованное водоснабжение на территории города Котельнич Кировской области осуществляется из подземных источников. В качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения приняты подземные воды, добыча которых осуществляется с помощью артезианских водозаборных скважин и далее по разводящим сетям водопровода направляется потребителям. Артезианские скважины, с использованием которых осуществляется водоснабжение микрорайонов города Котельнич-2 и ПМК-7, не имеют очистных сооружений, вода на них не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям. Реализация инвестиционного проекта предполагает строительство 8,009 км водопроводных сетей, что обеспечит подачу воды, качество которой будет соответствовать требованиям
СанПиН 2.1.3684-21. Стоимость инвестиционного проекта в ценах по состоянию на 4 квартал 2021 года составит 179 408,81 тысяч рублей (с НДС).
К заявке также приложено положительное заключение государственной экспертизы от 05.03.2022 N 43-1-1-3-012524-2022 на объект: "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича", выданное Кировским областным государственным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве", предметом которой являлась оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, оценка соответствия проектной документации установленным требованиям и проверка достоверности определения сметной стоимости.
В положительном заключении государственной экспертизы отражено следующее:
- реконструированная водопроводная сеть предусматривается закольцованной с подключением к существующим водопроводным сетям города Котельнича;
- подача воды осуществляется для хозяйственно-питьевого водоснабжения и пожаротушения;
- проектной документацией предусмотрено строительство водопроводных сетей с установкой колодцев, а также установкой пожарных гидрантов в отдельных колодцах (21 шт.);
- пожарные гидранты размещены на кольцевой водопроводной сети. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети обеспечивает пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания от двух пожарных гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с;
- сметная стоимость на дату утверждения заключения экспертизы составляет 179 408,81 тысяч рублей (с НДС) в ценах на 4 квартал 2021 года.
Таким образом, при проектировании хозяйственно-питьевой водопровод совмещен с противопожарным водопроводом и сметная стоимость объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" включала работы по установке пожарных гидрантов в отдельных колодцах, которые предназначены для тушения пожара.
Между тем федеральный проект "Чистая вода" направлен на повышение качества питьевой воды (доведения ее до действующих санитарных норм), подаваемой в многоквартирный, жилой дом из систем централизованного водоснабжения посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технических и технологических решений.
Согласно
пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Согласно положениям свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" пожарный гидрант - это устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара (пункт 3.9); противопожарный водопровод - водопровод, обеспечивающий противопожарные нужды (пункт 3.12).
Согласно положениям СП 8.13130 противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (пункт 4.3).
Согласно
части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4);
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9).
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены в Федеральном
законе от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в
статье 19 которого определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, к которым относится, в том числе устройство наружного противопожарного водопровода в границах муниципального образования, является обязанностью органов местного самоуправления.
Из вышеизложенного следует, что в описанной выше заявке, направленной Правительством Кировской области в Минстрой России, запрашиваемый объем субсидии, необходимый для реконструкции системы водоснабжения города Котельнича, кроме сметной стоимости работ по строительству сетей хозяйственно-питьевого водопровода, включал сметную стоимость работ по устройству колодцев и установке в них пожарных гидрантов, связанных с обеспечением наружного пожаротушения, которые являются обязательствами органов местного самоуправления.
Аналогичная ситуация сложилась с некоторыми иными заявками, направленными Правительством Кировской области в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Правительством Кировской области сопроводительным письмом от 09.11.2022 N 10747-08-06 направлялась корректирующая Заявка об участии в распределении Субсидии на 2023 год, в которую был включен объект "Водоснабжение н.п. Мари-Малмыж, Старый Кокуй Малмыжского района Кировской области".
В Паспорте инвестиционного проекта к Заявке отражено, что целью инвестиционного проекта является обеспечение качественной питьевой водой населения Мари-Малмыжского сельского поселения Малмыжского района Кировской области; запрашиваемый объем субсидии в 2023 году (необходимый размер средств) - 87 254,2 тысяч рублей (ФБ).
Согласно обоснованию социально-экономической целесообразности осуществления капитальных вложений при реализации данного инвестиционного проекта: централизованное водоснабжение на территории населенных пунктов Мари-Малмыж, Старый Кокуй Мари-Малмыжского сельского поселения Малмыжского района Кировской области организовано из подземных источников, добыча которых производится с помощью артезианских скважин, запущенных в эксплуатацию с 1956-1986 гг., износ которых составляет 65%. Реализация инвестиционного проекта предусматривает строительство водопроводных сетей, исключающих из работы артезианские скважины, что обеспечит подачу питьевой воды потребителям, качество которой будет соответствовать СанПиН 2.13684-21.
Согласно информации, отраженной в положительном заключении государственной экспертизы от 15.02.2017 N 43-1-1-3-1393-17 на объект "Водоснабжение н.п. Мари-Малмыж, Старый Кокуй Малмыжского района Кировской области" по проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий, проектная документация разработана для снабжения питьевой водой и устройство противопожарного водопровода существующей застройки и перспективных потребителей Мари-Малмыж и Старый Кокуй.
В н.п. Старый Кокуй и н.п. Мари-Малмыж проектной документацией предусмотрено устройство водопроводной трассы с водопроводными колодцами, демонтаж старой водонапорной башни и устройство двух новых, которые рассчитаны для хранения неприкосновенного противопожарного запаса воды. То есть в указанных населенных пунктах также предусмотрено устройство объединенной системы хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода низкого давления с устройством колодцев и установкой в них пожарных гидрантов.
Как отражено в акте проверки, по информации, размещенной в ЕИС (акты КС-2, муниципальные контракты и др.), отражающей техническую готовность объектов питьевого водоснабжения, на строительство (реконструкцию) которых направлялись средства Субсидии в 2023 году, процент выполнения работ на данном Объекте составляет 78,06%), то есть в рамках исполнения работ по контракту, заключенному на "Водоснабжение населенных пунктов Мари-Малмыж, Старый Кокуй Малмыжского района Кировской области" производится приемка работ, в том числе устройство колодцев с установкой в них пожарных гидрантов.
В соответствии с
пунктом 19 Правил N 1710 в случае нецелевого использования субсидии к субъекту Российской Федерации применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Управление в пункте 10 описательной части оспариваемого представления пришло к обоснованному выводу о том, что в нарушение положений
подпунктов 10 и
13 пункта 1 статьи 158 БК РФ,
пункта 1,
подпункта "а" пункта 4, пункта 6(1) Правил N 1710, пунктов 1.1 соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 28.12.2021 N 069-09-2022-212 и от 24.12.2022 N 069-09-2023-334,
пункта 3.1.15.18 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 05.05.2021 N 234-П, Министерством в 2022 году при формировании заявки, направленной от Кировской области для участия в распределении средств субсидии в рамках мероприятий федерального проекта "Чистая вода", в запрашиваемый объем средств из федерального бюджета на финансирование объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Котельнича" необоснованно включена сметная стоимость работ по устройству колодцев и установке в них пожарных гидрантов, связанных с обеспечением наружного пожаротушения, которые являются обязательствами органов местного самоуправления, что привело к нецелевому расходованию средств субсидии в общей сумме 5 344 095,65 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 5 237 757,95 рублей, предусмотренной на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения; в 2023 году при формировании заявок, направленных от Кировской области для участия в распределении средств субсидии в рамках мероприятий федерального проекта "Чистая вода" в запрашиваемый объем средств из федерального бюджета на финансирование объектов: "Водоснабжение н.п. Мари-Малмыж, Старый Кокуй Малмыжского района Кировской области" и "Реконструкция системы водоснабжения поселка Ганино города Кирова" необоснованно включена сметная стоимость работ по устройству колодцев и установке в них пожарных гидрантов, связанных с обеспечением наружного пожаротушения, которые являются обязательствами органов местного самоуправления.
Учитывая, что представление ответчика в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области от 14.01.2025 по делу N А28-8991/2024 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.01.2025 по делу N А28-8991/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьями 291.1 -
291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.В.МИНАЕВА
Судьи
С.С.ВОЛКОВА
Г.Г.ИВШИНА