Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2025 N 16-2213/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-000385-11)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2025 N 16-2213/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-000385-11)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2025 г. N 16-2213/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу защитника Самошкина В.В., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Международная Инвестиционно-Торговая компания", на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 декабря 2023 г. N 76/05-2023, решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 августа 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 30 октября 2024 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Международная Инвестиционно-Торговая компания" (далее - ООО "МИТК", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 декабря 2023 г. N 76/05-2023, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 августа 2024 г. и решением судьи Красноярского краевого суда от 30 октября 2024 г., ООО "МИТК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
В жалобе защитник Самошкин В.В. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов. Заявленное ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы с применением видео-конференц-связи, удовлетворению не подлежит, так как рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ч. 3 ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В силу положений п. 10 указанных Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (п. 11 Правил).
Из материалов дела следует, что 11 октября 2023 г. в 18 часов 20 минут работниками лесничества был обнаружен низовой, беглый, средней интенсивности лесной пожар на площади 2,0 га в выделе 6 квартала 2 Партизанского сельского участкового лесничества ЗАО "Сибирь" КГБУ "Верхнеманское лесничество".
Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 3,0 га. Причиной лесного пожара согласно акту о лесном пожаре N 6 от 13 октября 2023 г. послужил переход огня с земель иных категорий.
К площади, пройденной огнем, прилегают земли сельскохозяйственного назначения, на которых имеются следы горения сухой травы. Минерализованная полоса по периметру данного земельного участка пропахана не полностью. Во время осмотра были обнаружены не опаханные участки, прилегающие к лесному фонду. Через данные участки огонь перешел в лесной фонд.
Таким образом, причиной возникновения лесного пожара в выделе 6 квартала 2 Партизанского сельского участкового лесничества ЗАО "Сибирь" КГБУ "Верхнеманское лесничество" явилось несоблюдение ООО "МИТК" п. п. 10 и 11 Правил пожарной безопасности в лесах.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом о лесном пожаре от 13 октября 2023 г. N 6 с план-схемой, актом патрулирования от 12 октября 2023 г. N 87 с фототаблицей и схемой, объяснениями ФИО8, ФИО5, ФИО7, ФИО6, сведениями публичной кадастровой карты, ЕГРН, информацией, полученной от администрации Партизанского района.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо дало правильную оценку и обоснованно признало ООО "МИТК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11 апреля 2023 г. N 86-942-од на территории Верхнеманского лесничества Красноярского края в 2023 г. объявлен пожароопасный сезон с 14 апреля 2023 г. (л.д. 102).
В соответствие со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером N относится к землям сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, находится в аренде с 5 декабря 2016 г. у ООО "МИТК" (л.д. 76-79).
По информации Стойбинского сельсовета о запланированных (проведенных) профилактических (учебных) отжигах ООО "МИТК" в период с 9 часов до 17 часов 10-12 октября 2023 г. производило отжиг, в том числе, в координатах, которые соответствуют земельному участку с кадастровым номером N (л.д. 80).
Сотрудники КГАУ "Лесопожарный центр" ФИО6, ФИО5, ФИО7 и ФИО8 в объяснениях показали, что на момент их прибытия пожар распространялся с поля, которое почти полностью выгорело. Огонь перешел в лесной фонд через не опаханные участки поля (л.д. 83-90).
Должностным лицом КГКУ "Лесная охрана" и судьями районного и краевого судов правильно установлено, что на арендованном ООО "МТК" земельном участке, используемом для сенокошения, с кадастровым номером N, примыкающим к выделу 6 квартала 2 Партизанского сельского участкового лесничества ЗАО "Сибирь" КГБУ "Верхнеманское лесничество", в результате проводимых отжигов сухой растительности без контроля и соблюдения требований пожарной безопасности огонь перешел в лесной фонд, в связи с чем возник лесной пожар.
С учетом изложенного, нарушении ООО "МИТК" п. п. 10 и 11 Правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара, подтверждается материалами дела, а вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО "МИТК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ является верным.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат доказательств того, что ООО "МИТК" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правила пожарной безопасности в лесах.
Определение точной площади лесного пожара и протяженности земельного участка, на котором ООО "МИТК" допущено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, правового значения не имеет.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при производстве по данному делу об административном правонарушении являются несостоятельными.
Протокол об административном правонарушении от 22 ноября 2023 г. N 1 соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем содержатся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, а также сведения о документах, подтверждающих факт нарушения требований лесного законодательства.
Отсутствие в материалах дела оригинала акта натурного осмотра N 2 от 12 октября 2023 г., ссылка на который содержится в протоколе об административном правонарушении и фотокопия которого приобщена к делу(л.д. 164 - 165), а также процессуального документа о истребовании и приобщении фото и видеоматериала, не свидетельствует о незаконности постановлений и недопустимости указанных выше доказательств, которые, наряду с представленными защитой, были верно оценены на предмет допустимости, достоверности, относимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ в совокупности.
Доводы о том, что акт патрулирования от 12 октября 2023 г. N 87 составлен после составления протокола об административном правонарушении, сфальсифицирован, какими-либо доказательствами не подтверждаются.
Ходатайство защитника о допросе в качестве свидетелей ФИО9, ФИО10 Ф.В., было рассмотрено судьей районного суда. Выводы об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства надлежаще мотивированы и обоснованны, изложены в решении (л.д. 212).
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии события и состава административного правонарушении, о недопустимости представленных доказательств, акта патрулирования от 12 октября 2023 г., об отсутствии координат осмотренной местности, о недостоверности установленных с помощью навигатора координат, о выполнении Обществом требований Правила пожарной безопасности в лесах и наличии минерализованной полосы, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения ООО "МИТК" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу по правилам ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в минимальном размере.
Материалы дела не подтверждают наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, поэтому оснований для применения положений ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.
Жалобы на постановление рассмотрены районным и краевым судами с соблюдением требований ст. ст. 30.6. 30.9 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" Р. от 28 декабря 2023 г. N 76/05-2023, решение судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 30 августа 2024 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 30 октября 2024 г., вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Международная Инвестиционно-Торговая компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Самошкина В.В. - без удовлетворения.
Судья
Д.А.БЕЗДЕНЕЖНЫХ