Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2025 N 16-2201/2025 (УИД 04RS0024-01-2024-000301-86)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2025 N 16-2201/2025 (УИД 04RS0024-01-2024-000301-86)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2025 г. N 16-2201/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу главы муниципального образования сельское поселение "Краснопартизанское" Д. на вступившие в законную силу постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района - главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района от 19 апреля 2024 г., решение судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 1 октября 2024 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 ноября 2024 г., вынесенные в отношении главы муниципального образования сельское поселение "Краснопартизанское" Д., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района - главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района от 19 апреля 2024 г., оставленным без изменения решением судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 1 октября 2024 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 ноября 2024 г., глава муниципального образования сельское поселение "Краснопартизанское" Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе Д. выражает несогласие с постановлением и решениями, просит их отменить.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В силу п. 67 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима) правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Согласно ст. 70 Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянский фермерские хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и или (распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особо противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Согласно п. 75 Правил противопожарного режима местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора воды в любое время года из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих в ним территориях.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки 18 апреля 2024 г. в период с 14.00 час. до 17.00 час. в границах населенных пунктов п. Зун-Хурай, с. Онниноборск выявлены нарушения требований пунктов 70, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно: не создана в соответствии с требованиями (не менее 10 метров) минерализованная противопожарная полоса или иные противопожарные барьеры вокруг территории населенного пункта в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима; органом местного самоуправления не произведен расчет необходимого количества, вида и месторасположения источников наружного противопожарного водоснабжения, не создано необходимое количество наружного противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта п. Зун-Хурай, на территории населенного пункта с. Ониноборск наружное противопожарное водоснабжение отсутствует.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации муниципального образования сельское поселение "Краснопартизанское" Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 апреля 2024 г., фототаблицами к нему, распоряжением (приказом) о проведении внеплановой, выездной проверки, актом проверки N 2, пояснениями главы администрации Д., которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района - главный государственный инспектор по пожарному надзору Хоринского района дал правильную оценку, обоснованно установив вину главы муниципального образования сельское поселение "Краснопартизанское" Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Все имеющиеся в деле и представленные доказательства, были исследованы и получили правильную оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в их совокупности.
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии состава административного правонарушения аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях, с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, Правил противопожарного режима.
Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Ссылка на имеющееся определение Хоринского районного суда от 18 января 2024 г. не может служить основанием для признания постановления должностного лица и решений судебных органов незаконными, поскольку судебный акт касается производства по иному делу, оно вынесено без участия лиц, осуществляющих надзорную деятельность и профилактическую работу по пожарному надзору, их доводы и пояснения, а также доказательства не являлись предметом судебного разбирательства.
Недостаточное бюджетное финансирование не служит основанием для освобождения Д. от исполнения обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Отсутствие финансирования не ставится в зависимость от законного требования исполнения обязанностей по выполнению требований законодательства, а потому не является основанием для освобождения лица от административной ответственности, следовательно, доводы жалобы в указанной части не могут повлечь прекращение производства по данному делу на основании ч. 5 ст. 24.5 КоАП РФ. По указанным причинам отсутствуют основания для применения положений ст. 2.9 КоАП, а также замены административного наказания на предупреждение.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке доказательств и установленных должностным лицом и судами обстоятельств.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения принятых по делу актов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района - главного государственного инспектора по пожарному надзору Хоринского района от 19 апреля 2024 г., решение судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 1 октября 2024 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 ноября 2024 г., вынесенные в отношении главы муниципального образования сельское поселение "Краснопартизанское" Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Д. - без удовлетворения.
Судья
А.А.ГАЛЛИНГЕР