Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2025 N 05АП-2079/2025 по делу N А51-24364/2024
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2025 N 05АП-2079/2025 по делу N А51-24364/2024
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2025 г. N 05АП-2079/2025
Дело N А51-24364/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2025 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Р. Сацюк,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-2079/2025
на решение от 09.04.2025
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-24364/2024 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" (ИНН 7709895509, ОГРН 1127746046691)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Стройтехпроммаш" (ИНН 6319161370, ОГРН 1126319003843)
о признании незаконным решения от 07.11.2024 N 025/06/50-1139/2024,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России": Воденеева К.А. (при участии онлайн) по доверенности от 28.12.2024, сроком действия до 31.12.2026, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1134-6), паспорт.
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Стройтехпроммаш": не явились.
установил:
Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в лице Межрегионального филиала в г. Владивостоке (далее - заявитель, учреждение, ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Приморскому краю) от 07.11.2024 N 025/06/50-1139/202.
Определением от 26.12.2024 арбитражный суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Стройтехпроммаш" (далее - третье лицо, общество, ООО "Стройтехпроммаш").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2025 заявленные требования удовлетворены, решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок от 07.11.2024 N 025/06/50-1139/2024 признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФАС по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, по тексту которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы Управление полагает, что юридическое лицо, получившее лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую она предоставлена, на всей территории Российской Федерации. Поскольку в настоящем случае лицензия выдана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ее действие не может быть ограничено границами муниципального образования по месту нахождения юридического лица. В обоснование указанной позиции антимонопольный орган ссылается на судебную практику (дела N А65-20109/2020, N А75-15456/2022), а также письма Главного управления МЧС России по Калужской области N ИВ-136-2897 от 06.04.2023 и Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу N ИВ-256-849 от 07.04.2023. В связи с чем, Управление настаивает на том, что лицензия, представленная ООО "Стройтехпроммаш" в составе заявки на участие в закупке, соответствовала требованиям, оснований для отклонения заявки у комиссии ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" не имелось.
ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, доводы которого были поддержаны представителем в судебном заседании, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ООО "Стройтехпроммаш" письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представило.
УФАС по Приморскому краю, ООО "Стройтехпроммаш", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" (заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov размещено извещение о закупке N 08221000028240000297 "Выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных строительных конструкций кровли административных зданий для нужд УФК по Камчатскому краю".
ООО "Стройпромтехмаш" была подана заявка на участие N 117507236.
28.10.2024 опубликован протокол N 0822100002824000297, из которого следует, что заявка общества не соответствует требованиям с указанием основания: "В представленной участником закупки выписке из реестра лицензий по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отсутствует адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Камчатского края; отсутствует копия уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ".
Общество, полагая отклонение его заявки комиссией заказчика необоснованным, обратилось в УФАС по Приморскому краю с жалобой на действия организатора закупки.
Решением Управления от 07.11.2024 N 025/06/50-1139/2024 жалоба признана обоснованной, заказчик - нарушившим пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с принятым по результатам рассмотрения жалобы решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, установив факт отсутствия в реестре лицензий сведений о возможности ООО "Стройпромтехмаш" осуществлять лицензируемую деятельность на территории Камчатского края, признал обоснованным отклонение комиссией заказчика заявки указанного участника закупки, в связи с чем признал оспариваемое решение УФАС по Приморскому краю незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В статье 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции при проведении закупок.
Так, согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 данной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Процедура отбора участников торгов в виде электронного запроса котировок при размещении государственных заказов регламентирована положениями статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким требованием является в частности предусмотренное пунктом 1 статьи 49 ГК РФ условие о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
На основании части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, в том числе предусмотренные подпунктами "м" - "п" части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу положений подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Как следует из положений пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, комиссия заказчика обязана проверить как соответствие участника запроса котировок требованиям, предъявляемым законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта, так и соответствие представленной заявки требованиям закупочной документации.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании).
Частью 1 статьи 2 Закона о лицензировании установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 9 Закона о лицензировании определено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании закреплено, что лицензированию подлежит в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Общие требования к форме, содержанию и действию лицензии в пространстве и времени определены Законом N 99-ФЗ.
На основании пунктов 1.1, 2 части 1 статьи 13 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности.
Частью 2 статьи 14, пунктами 4, 5 части 2 статьи 21 Закона о лицензировании предусмотрено, что в приказе (распоряжении) лицензирующего органа о предоставлении лицензии указываются в том числе сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения (часть 3 статьи 14 Закона о лицензировании).
Согласно части 4 статьи 1 Закона о лицензировании особенности лицензирования, в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление определенных в данном пункте видов деятельности.
Так, в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В заявлении о предоставлении лицензии наряду со сведениями, предусмотренными Законом о лицензировании, соискателем лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по каждому из указанных адресов и сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в случаях и порядке, которые установлены Законом о лицензировании, подается в лицензирующий орган в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость внесения изменений в реестр лицензий.
Наряду со сведениями, предусмотренными Законом о лицензировании, в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов.
Пунктом 8 части 1 статьи 18 Закона о лицензировании предусмотрено, что в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется внесение изменений в реестр лицензий.
При этом согласно пункту 1.1 статьи 18 Закона о лицензировании положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
Между тем Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128), такие виды работ, услуг не установлены.
Напротив, согласно пункту 8 Положения N 1128 при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
Указанное положение корреспондирует части 7 статьи 18 Закона о лицензировании, которой предусмотрено, что в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не требуется внесение изменений в реестр лицензий в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются это место и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о лицензировании до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по месту, не указанному в реестре лицензий.
Из совокупности приведенных положений следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в лицензии, до момента внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии (реестре лицензий) в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности. Осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии (реестре лицензий), может повлечь привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, которая изложена в Определениях от 02.03.2023 N 303-ЭС23-6, от 10.03.2020 N 302-ЭС20-1755, от 19.03.2020 N 303-ЭС20-1984, от 13.11.2019 N 303-ЭС19-21514, от 03.09.2019 N 305-ЭС19-11857, от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640, от 25.07.2017 N 303-КГ17-7449, от 07.10.2015 N 308-КГ15-13874.
В рассматриваемом случае ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" проведена закупка на предмет определения подрядчика на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных строительных конструкций кровли административных зданий для нужд УФК по Камчатскому краю.
Так, согласно извещению о закупке местом выполнения работ является Камчатский край, п. Усть-Большерецк, ул. Юбилейная 25.
В соответствии с пунктом 3 извещения о закупке к участникам установлены следующие требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием в перечне работ: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
ООО "Стройтехпроммаш" в составе заявки на участие в запросе котировок представило копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 01.02.2013, выданную ГУ МЧС России в лице Поволжского регионального центра МЧС России, в которой адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности выполняемой работы, оказываемой услуги в составе лицензируемого вида деятельности, определена Самарская область, г. Самара.
При этом указания в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности территории Камчатского края в лицензии ООО "Стройтехпроммаш" не имеется. Реестр лицензий МЧС России также не содержит таких сведений. Уведомление соответствующего органа МЧС по субъекту планируемого ведения деятельности о внесении изменений в реестр лицензий с указанием нового адреса места осуществления деятельности участником закупки в материалах дела отсутствует.
Таким образом, с учетом отражения в извещении о проведении закупки в качестве места оказания услуг Камчатского края документы, подтверждающие оформление в установленном законодательством порядке прав на осуществление услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций) по месту расположения объекта заказчика, ООО "Стройтехпроммаш" в составе заявки на участие в спорных торгах представлены не были.
В связи с чем, вопреки позиции УФАС по Приморскому краю, у ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" имелись основания для отклонения заявки ООО "Стройтехпроммаш" как не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения об осуществлении закупки.
Доводы УФАС по Приморскому краю о возможности оказывать спорные услуги на всей территории Российской Федерации без специального предварительного согласования лицензирующих органов отдельных субъектов, поскольку лицензия выдана федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению, учитывая территориальный принцип действия лицензии.
Заявленная антимонопольным органом в обоснование своей правовой позиции ссылка на судебную практику по делам N А65-20109/2020, N А75-15456/2022 не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела судебные акты по данным делам не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Указание на письма Главного управления МЧС России по Калужской области N ИВ-136-2897 от 06.04.2023 и Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу N ИВ-256-849 от 07.04.2023 также нельзя признать состоятельным, поскольку данные письма не обладают нормативным свойствами, соответственно, не носят обязательного характера.
Из изложенного следует, что антимонопольный орган необоснованно признал неправомерными действия комиссии заказчика, отклонившей заявку участника закупки ООО "Стройтехпроммаш".
При таких обстоятельствах, коллегия признает наличие у суда первой инстанции предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения УФАС по Приморскому краю от 07.11.2024 N 025/06/50-1139/2024 противоречащим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при их рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2025 по делу N А51-24364/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
Т.А.СОЛОХИНА