Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2025 N 15АП-2188/2025 по делу N А32-65146/2024
Требование: О признании недействительным отказа администрации в переводе жилого помещения в нежилое, обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2025 N 15АП-2188/2025 по делу N А32-65146/2024
Требование: О признании недействительным отказа администрации в переводе жилого помещения в нежилое, обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2025 г. N 15АП-2188/2025
Дело N А32-65146/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2025 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от администрации муниципального образования город Краснодар: Рамазанов М.Р. по доверенности от 25.12.2024, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2025 по делу N А32-65146/2024
по заявлению индивидуального предпринимателя Григоряна Аркадия Леонидовича (ИНН 230809838104, ОГРНИП 321237500063557)
к Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: межведомственная комиссия Администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда; Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации муниципального образования город Краснодар
об оспаривании решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое
установил:
индивидуальный предприниматель Григорян Аркадий Леонидович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании недействительным отказа Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) от 01.10.2024 в предоставлении муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение";
- об обязании Администрации устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Предпринимателя о переводе жилого дома с кадастровым номером 23:43:01137017:388, расположенного по адресу: ул. им.Герцена, земельный участок 257, г. Краснодар, Краснодарский край, в нежилое помещение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: межведомственная комиссия Администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда; Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2025:
- признан незаконным отказ Администрации в переводе жилого дома с кадастровым номером 23:43:0137017:388, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ Краснодар, город Краснодар, ул. им. Герцена, з/у 257, в нежилое здание, выраженный в письме Администрации от 01.10.2024 N 1262-04;
- на Администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Предпринимателя о переводе жилого дома с кадастровым номером 23:43:0137017:388, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ Краснодар, город Краснодар, ул. им. Герцена, з/у 257, в нежилое здание, а также представленных с ним документов, на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации, с принятием соответствующего решения, в срок установленный законом;
- с Администрации в пользу Предпринимателя взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 10000 руб.;
- Предпринимателю из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 40000 рублей.
Решение мотивировано тем, что отказ в предоставлении муниципальной услуги по причине несоответствия требованиям градостроительного законодательства противоречит положениям
статьи 23 и
статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Предпринимателя.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что суд не в полной мере исследовал все обстоятельства дела, не дал надлежащую оценку предоставленным доказательствам, выводы суда противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены неправильно, нормы материального права судом применены неверно.
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения представляет заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение по форме согласно приложению N 1 к Административному регламенту и требуемые документы. Следовательно, для перевода жилого помещения в нежилое необходимо указать цели использования помещений
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 18.10.2023 по делу N 2а-5749/2023 отказано в удовлетворении административного искового заявления Григоряна А.Л. к Администрации о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения - жилого дома, расположенного по адресу: город Краснодар, ул. им. Герцена, 257 в нежилое помещение и обязании Администрацию повторно рассмотреть заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение по указанному адресу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18.04.2024 по делу N 2а-5749/2024 решение Первомайского районного суда города Краснодара от 18.10.2024 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Григоряна А.Л. - без удовлетворения.
Обращаясь с заявлением Предприниматель не указал назначение предполагаемого к использованию нежилого здания.
В материалы дела не предоставлена схема планировочной организации земельного участка Предпринимателя, для вида разрешенного использования "Бытовое обслуживание" с информацией о расчетном количестве машино-мест. Не представлено доказательств, подтверждающих соответствие объекта требованиям технических регламентов в отношении объектов коммерческого использования.
Сложившейся арбитражной практикой подтверждено, что осуществление перевода объектов индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном
главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации в нежилые помещения, для строительства которых требуется получение разрешительной документации и, как следствие, подготовка проектной документации, ее экспертиза (в случаях, установленных
статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также получение иных согласований, будет являться способом возведения таких объектов в упрощенном порядке и "обхода" установленных Градостроительного
кодекса Российской Федерации процедур (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2023 по делу
N А32-55914/2022, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2024 по делу N А32-71071/2023).
Доказательств, подтверждающих осуществление Предпринимателем реконструкции здания из жилого дома в объект капитального строительства коммерческого назначения с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности, Администрации не представлялись. Предпринимателем не представлено доказательств соответствия спорного объекта нормативам в отношении автомобильных парковок, подключения инженерных сетей, требованиям норм пожарной безопасности для объектов коммерческого использования (в том числе, оборудование пожарной лестницей, пандусом), муниципального образования к внешнему виду фасадов и ограждений.
Администрация была лишена возможности для подготовки возражений в дополнительных пояснениях относительно представленного Предпринимателем суду первой инстанции в судебном заседании 20.01.2025 экспертного заключения ООО "АРХОНТ" от 24.10.2024 N 61/2024. Администрация не согласна с выводами заключения эксперта, которые не преодолевают основания отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя судебного состава от 21.04.2025 в связи с нахождением судьи Штыренко М.Е. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Предприниматель, третьи лица, извещенные надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке
статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
21.04.2025 апелляционный суд объявил перерыв в судебном заседании до 28.04.2025 до 11 час. 35 минут.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Администрации об участии ее представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
После перерыва представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Предприниматель, третьи лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке
статей 156,
200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Предпринимателя и третьих лиц, надлежащим способом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Григоряну Аркадию Леонидовичу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером 23:43:0137017:388, площадью 1157,4 кв. м, 2022 года постройки, этажность: 3, назначение: жилое, находящегося по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Герцена, д. 257 (запись Едином государственном реестре недвижимости N 23:43:0204015:376-23/226/2023-1 от 06.04.2023). Названный жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0137017:384, площадью 882 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, магазины, расположенном по адресу: город Краснодар, ул. им.Герцена, з/у 257 (запись в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N 23:43:0204015:376-23/226/2023-1 от 06.04.2023).
02.09.2024 Григорян А.Л. обратился в Администрацию посредством подачи в филиал государственного автономного учреждения Краснодарского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" в г. Краснодаре заявления с приложением пакета документов о переводе жилого дома (г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Герцена, д. 257) в нежилое помещение (л.д. 110-132).
01.10.2024 Администрацией принято решение сформулированное в письме N 1262-04 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, в связи с тем, что в случае перевода вышеуказанного объекта капитального строительства из жилого в нежилое будут нарушены требования действующего законодательства о градостроительной деятельности (л.д. 13-15).
Исследовав представленные доказательства, по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу положений
статей 198,
200 и
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со
статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (
часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг (
часть 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Условия перевода жилого помещения в нежилое определены в
статье 22 Жилищного кодекса, а порядок перевода - в
статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Перевод жилого помещения в нежилое допускается с учетом соблюдения требований Жилищного
кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (
части 1,
2 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (
часть 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения (уполномоченное им лицо) представляет в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, указанные в
части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу
части 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с названной
статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случаях, перечень которых установлен в
части 1 статьи 24 Жилищного кодекса, а именно:
1) непредставление определенных частью 2 статьи 23 данного Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступление в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с
частью 2 статьи 23 названного Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с
частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных
статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу
пункта 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из документов, необходимых для осуществления перевода жилого помещения в нежилое, является подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в
части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с
пунктом 5 части 2 статьи 23 Кодекса, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном
частью 5 статьи 23 Кодекса документе (
часть 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Завершение указанных в
части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы.
Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (
часть 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно
части 10 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Указанные требования установлены законом в целях обеспечения безопасности, как во время строительства, так и во время эксплуатации объекта капитального строительства.
Требования к проектной документации предусмотрены
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Разделом II указанного Положения предусмотрены 12 разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения.
В соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (
часть 3 статьи 24 Жилищного кодекса Жилищного
кодекса).
Пунктом 4 статьи 48 Устава муниципального образования город Краснодар, Администрации в области жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения предоставлено право принимать в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Постановлением Администрации от 23.01.2023 N 255 утвержден административный регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение", в редакции на дату обращения Предпринимателя с заявлением (далее - Административный регламент), пунктом 5 которого установлено, что муниципальная услуга предоставляется Администрацией.
Пунктом 13 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем для варианта предоставления муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение" (пункт 13.1): а) заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту; б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя), и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (в случае обращения представителя); в) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (подлинники или нотариально заверенные копии); г) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого жилого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения); д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; е) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером 23:43:0137017:388, расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0137017:384 площадью 882 кв. м по адресу: Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, ул. им. Герцена, з/у 257 с видом разрешенного использования: ИЖС, магазины, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание (л.д. 16, 24).
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (
пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (
пункт 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (
пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений
частей 1 и
5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что функциональное назначение зданий и сооружений определяется в проектной документации и их эксплуатация должна осуществляться в соответствии с разрешенным использованием (назначением).
При этом согласно
части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанная обязанность изначально возложена на собственника объекта капитального строительства.
Частью 14 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
Статьей 32 Федерального закона N 384-ФЗ установлено, что мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно
пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Статьей 6.1 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам: 1) класс функциональной пожарной опасности; 2) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности; 3) категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов).
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0137017:384, расположен в зоне Ж-1, которая в силу Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 предусматривает обеспечение минимального процента озеленения земельного участка, который взаимосвязан со схемой планировочной организации такого земельного участка.
В силу СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных
приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, указание Предпринимателем в заявлении целей использования помещения "бытовое обслуживание", "амбулаторно-поликлиническое обслуживание", требует соблюдение расчета машино-мест при обслуживании таких помещений и, как следствие, планирование парковок (
статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, которые устанавливают единые требования по надлежащему техническому и санитарному содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве и обеспечении чистоты и порядка на прилегающих территориях, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования город Краснодар (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и обязательны для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Краснодар независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования город Краснодар.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Краснодар также предусматривают разные требования по содержанию зданий организаций, предприятия торговли и бытового обслуживания, в том числе в части обращения с отходами.
Как следует из содержания заявления Предпринимателя, поданного 02.09.2024 о переводе жилого помещения в нежилое помещение, указана цель использования помещения: ИЖС, магазины, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание (л.д. 110-111).
Заполнение Предпринимателем строки о целях использования помещения, указывает на то, что ему было известно о необходимости указания таких сведений в отношении объекта капитального строительства, что следует из представленных Администрацией судебных актов по делу N 2а-5749/2023.
Апелляционный суд считает, что перечисление в сроке о целях использования помещения, всех видов разрешенного использования "ИЖС, магазины, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание", свидетельствует о несоблюдении Предпринимателем требований Административного регламента.
Апелляционным судом установлено, что из представленной Предпринимателем совокупности приложений к заявлению, невозможно сделать вывод о цели использования объекта 23:43:0137017:388 в статусе нежилого помещения.
Доказательства того, что отказ Администрации является препятствием при осуществлении Предпринимателем его видам деятельности, указанным им для размещения в ЕГРИП, в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 7 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги для варианта предоставления муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение", является: 1) уведомление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение; 2) решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что отказа Администрации "О перевода жилого помещения - жилого дома по ул. им. Герцена, 257 в нежилое помещение" выпаженное в письме от 01.10.2024 N 1262-04, соответствует названным выше нормам и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в
абзаце 1 пункта 40 Постановления от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в
статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (
пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
При указанных обстоятельствах,
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2025 по делу N А32-65146/2024 на основании
пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе у удовлетворении требований Предпринимателя.
Согласно
пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу
части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей
статьей.
Статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлены размеры государственной пошлины, подлежащей уплате - в данном случае, при обращении Предпринимателем с заявлением в арбитражный суд - 10000 рублей.
Предпринимателем по обращении в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением произведена уплата государственной пошлины в размере 50000 руб., что подтверждается чеком по операции от 01.11.2024 (л.д. 12).
С учетом изложенного расходы по уплате государственной пошлины в сумме 10000 руб., подлежат отнесению на Предпринимателя.
Наряду с этим, излишне уплаченная по чеку по операции от 01.11.2024 государственная пошлина в сумме 40000 руб., подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета.
В силу
статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины при подача Администрацией апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 110,
258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2025 по делу N А32-65146/2024 отменить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Григорян Аркадия Леонидовича отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Григорян Аркадию Леонидовичу (ИНН 230809838104 ОГРНИП 321237500063557) из федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную по чеку от 01.11.2024 государственную пошлину в размере 40000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.В.ПИМЕНОВ
Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА