Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2025 N 01АП-1151/2025 по делу N А43-38737/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2025 N 01АП-1151/2025 по делу N А43-38737/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2025 г. по делу N А43-38737/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2025.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2025.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эйч-Эс-И Инжиниринг" (ИНН 5261134495, ОГРН 1235200012618) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2025 по делу N А43-38737/2024, принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эйч-Эс-И Инжиниринг" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Эйч-Эс-И Инжиниринг" - Казанов А.П. по доверенности от 14.04.2025 сроком действия по 14.04.2026 (представлено удостоверение адвоката); Степанов А.В. - директор на основании выписки из ЕГРЮЛ.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отделом надзорной деятельности и профилактикой работы по г. Чебоксары Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее по тексту - Управление) 20.11.202 в 16 час. 10 мин. по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Чапаева, д. 19 проведена оценка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности на объекте надзора АУ "Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А.Игнатьева" Минспорта Чувашии.
Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью "Эйч-Эс-И Инжиниринг" (далее по тексту - Общество) признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 28.11.2024 N 422.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 14.02.2025 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4000 рублей.
В апелляционной жалобе и письменных пояснениях Общество считает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, поскольку работы были выполнены и приняты заказчиком, система оповещения находится в исправном состоянии, и выявленные технические неисправности (в целом не повлиявшие на работоспособность системы оповещения спортивного комплекса) были устранены моментально в добровольном порядке, выявленная неисправность и порядок оформления журнала не могут быть признаны грубейшим нарушением.
Представители Общества в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, письменных пояснениях, отзыве на апелляционную жалобу,
Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 названного Закона соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Как определено в пункте 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128).
Согласно пункту 5 Положения N 1128 к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу подпункта "д" пункта 4 Положения N 1128 одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что Обществу вменяется нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее по тексту - Правила N 1479), выразившееся в ненадлежащем техническом обслуживании системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, необеспечение исправного состояния указанного объекта.
Согласно пункту 54 Правил N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона.
Указанный перечень документов утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 года N 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которому к нормативным документам по пожарной безопасности, в том числе, относится ГОСТ Р 59639-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (далее - ГОСТ Р 59638-2021), который устанавливает требования к проектированию, монтажу, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, а также требования к методам испытаний систем пожарной сигнализации на работоспособность для обеспечения соблюдения требований Федерального закона N 123-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6.4.10 указанного ГОСТ выполнение работ должно фиксироваться в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, хранящемся на объекте заказчика. При каждом выполнении работ по ТО и ремонту в журнале указывается дата выполнения работ и перечень фактически выполненных работ. Указанная запись удостоверяется (заверяется) подписями представителей сторон. Описание выполненных исполнителем работ должно соответствовать регламентам.
Согласно пункту 6.4.8 ГОСТ Р 59639-2021 осуществление контроля за исправностью приборов контроля и управления СОУЭ следует проводить в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не реже одного раза в три месяца.
Как следует из материалов дела, 20 ноября 2024 года Управлением проведена оценка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности на объекте надзора - АУ "Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева" Минспорта Чувашии по адресу: г. Чебоксары, ул. Чапаева, д. 19.
При имитации срабатывания системы пожарной сигнализации система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на первом этаже объекта не сработала.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно договору от 09.01.2024 N ТО/4-24р на техническое обслуживание систем противопожарной защиты на объекте Общество приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию оборудования систем противопожарной защиты на объектах заказчика с целью поддержания работоспособного состояния оборудования систем противопожарной защиты в процессе эксплуатации путем проведения работ по их профилактике и контролю технического состояния, устранения характерных неисправностей, определенных эксплуатационно-технической документацией.
Во исполнение взятых на себя обязательств Общество утвердило регламент содержания, технического обслуживания, замены и ремонта систем противопожарной защиты ледового дворца "Чебоксары - Арена". Данный регламент устанавливает порядок содержания, технического обслуживания, замены и ремонта систем противопожарной защиты ледового дворца.
Согласно разделу III в процессе эксплуатации СОУЭ дежурный персонал или ответственный за пожарную безопасность объекта защиты должен заполнять эксплуатационный журнал с занесением всех событий связанных с эксплуатацией СОУЭ с точностью до зоны пожарного оповещения с указанием даты и времени. В целях поддержания СОУЭ в работоспособном состоянии проводится плановое и внеплановое техническое обслуживание. Регламентом утверждена периодичность проведения регламентных работ.
Таким образом, доказательством соблюдения требований пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в части соблюдения требований регламента, является надлежащим образом оформленный журнал, в котором в установленном порядке фиксируются соответствующие установленным регламентом работы и периодичность их проведения.
Представленный в материалы дела журнал эксплуатации систем противопожарной защиты таковым не является, ввиду того, что работы, приведенные в пункте 6 регламента, на 1 этаже проведены 16.10.2024, тогда как аналогичные работы проведены 01.07.2024 в срок, превышающий 3 месяца.
Вместе с этим, согласно данному журналу после проведения работ не указаны сведения об их техническом состоянии, ввиду отсутствия соответствующих выводов. Также, указанная запись не удостоверена (не заверена) подписями представителя заказчика.
Довод Общества о ведении журнала в соответствии с требованиями ГОСТ, судом правомерно отклонен, поскольку указанные в пункте 6.4.10 ГОСТ Р 59639-2021 требования о двустороннем заверении записей действуют с 01.09.2024 в связи с изменениями N 1 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" (утв. и введено в действие Приказом Росстандарта от 13.08.2024 N 1056-ст).
Представленные Обществом руководства по эксплуатации требований дополнительных требований к обслуживанию системы оповещения о пожаре не содержат, в связи с чем, не свидетельствуют об отсутствии выявленного нарушения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом требований, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, имеют категорию "Микропредприятие", на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на Общество распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; наказание должно быть назначено ему в размере, предусмотренном санкцией для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Первый арбитражный апелляционный суд, исходя из характера вменяемого Обществу правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2025 по делу N А43-38737/2024 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эйч-Эс-И Инжиниринг" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
А.М.ГУЩИНА
М.Н.КАСТАЛЬСКАЯ