Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-9/2025 (УИД 25RS0002-01-2024-001051-29)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-9/2025 (УИД 25RS0002-01-2024-001051-29)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2025 г. N 16-9/2025(16-3045/2024)
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника юридического лица О. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя начальника отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края от 30 января 2024 года N, решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2024 года и решение судьи Приморского краевого суда от 06 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания",
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края от 30 января 2024 года N, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2024 года и решением судьи Приморского краевого суда от 06 августа 2024 года, акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник юридического лица О. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 10 ноября 2023 года инженером по охране и защите леса 1 категории Спасского филиала краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество" (далее КГКУ "Примлес") в отношении АО "ДРСК" составлен протокол N 20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу АО "ДРСК" вменено совершение административного правонарушения 02 апреля 2023 года при следующих обстоятельствах.
29 марта 2023 года сотрудниками КГКУ "Примлес" при патрулировании был обнаружен лесной пожар на площади 3,0 га в выделе 2 квартале 42 Сибирцевского участкового лесничества, который находился в 0,5 км от села Светлояровка Черниговского муниципального района.
В ходе осмотра лесного пожара установлен переход неконтролируемого пала от оборванной линии электропередач под напряжением - от опоры ВЛ 0,4 Кв от КТП-139 с координатами <данные изъяты>, прилегающей к лесному фонду вследствие отсутствия на территории охранной зоны ЛЭП противопожарной минерализованной полосы. Также установлено отсутствие очистки от горючих материалов (мелких деревьев, кустарников сухой травы) на всей полосе охранной зоны ЛЭП, то есть охранная зона ЛЭП не отделена от границ леса (лесного фонда) противопожарным барьером шириной не менее 1,4 метра.
АО "ДРСК" является арендатором объектов электроснабжения в том числе, линии электропередач ВЛ 0,4 Кв от <данные изъяты> согласно договору аренды муниципального имущества от 29 декабря 2022 года N.
Определением должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, от 25 января 2024 года об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок исправлена опечатка в протоколе об административном правонарушении N 20 в части даты совершения административного правонарушения с "02 апреля 2023 года" на "29 марта 2023 года".
Определением должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, от 25 января 2024 года исправлена опечатка в протоколе об административном правонарушении N 20 в части указания наименования юридического лица, а именно убрано слово "ПЭС" на 1 листе в 3, 5 абзацах, на 2 листе в последнем абзаце, на 3 листе в 6 абзаце, на 4 листе в 1, 3, 4, 5, 6 и 7 абзацах.
30 января 2024 дело рассмотрено исполняющим обязанности заместителя начальника отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края по существу, вынесено постановление N о признании АО "ДРСК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица административного органа, судья Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края с выводами, изложенными в обжалуемом акте, согласился, оставив его без изменения.
Судьей Приморского краевого суда постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
Между тем при рассмотрении дела и пересмотре постановления не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В силу положений приведенных выше норм изменение, дополнение сведений, ранее указанных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений в протокол.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, из истребованных материалов дела об административном правонарушении следует, что сведений о направлении административным органом уведомления о вызове законного представителя либо защитника АО "ДРСК" на внесение изменений в протокол об административном правонарушении не имеется.
Каких-либо объективных данных о том, что законному представителю либо защитнику юридического лица было известно о намерении должностного лица административного органа внести изменение в составленный в отношении АО "ДРСК" протокол об административном правонарушении, не усматривается.
Вопрос об извещении АО "ДРСК" о дате и времени внесения должностным лицом административного органа исправлений в протокол об административном правонарушении судьями нижестоящих инстанций не выяснен, надлежащая оценка данному обстоятельству не дана.
Следует признать, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, судьями нижестоящих инстанций соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2024 года и решение судьи Приморского краевого суда от 06 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "ДРСК" подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть все вышеизложенное и принять соответствующее процессуальное решение в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 26 апреля 2024 года и решение судьи Приморского краевого суда от 06 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания", отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции
Я.А.РИМСКИЙ