Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 N 09АП-9164/2025 по делу N А40-185408/2024
Категория спора: Вспомогательные договоры в сфере транспортной деятельности.
Требования: О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Истцом пропущен срок исковой давности для обращения с заявленными требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2025 N 09АП-9164/2025 по делу N А40-185408/2024
Категория спора: Вспомогательные договоры в сфере транспортной деятельности.
Требования: О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Истцом пропущен срок исковой давности для обращения с заявленными требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2025 г. N 09АП-9164/2025
Дело N А40-185408/24
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2025 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2025 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Т.В. Захаровой, В.В. Валюшкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Ф. Махаури,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Почта России" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2025 по делу N А40-185408/24, по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" ОГРН: 1097746772738, ИНН: 7708709686, КПП: 770801001 к акционерному обществу "Почта России" ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000, КПП: 771401001, о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Пантелеева Н.Н. по дов. от 23.05.2024,
от ответчика: Шеховцева А.А. по дов. от 24.01.2024,
установил:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "Почта России" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 3 373 422,10 руб.
Решением суда от 28.01.2025 в удовлетворении ходатайства АО "Почта России" о снижении неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ и в заявления о пропуске срока исковой давности, отказано.
Исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С АО "Почта России" в пользу АО "Федеральная пассажирская компания" взыскана сумма штрафа в размере 3 373 422,10 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 39 867,00 руб.
АО "Почта России" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на пропуск истцом срока исковой давности.
Полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки доводу ответчика о том, что опасный груз не может подтверждаться только надписью на коробке.
Также считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о снижении неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор от 22.12.2021 N ФПК-21-303 (далее - договор), предметом договора является организация курсирования почтовых вагонов заказчика (далее - вагоны) в составах скорых, пассажирских и почтово-багажных поездов формирования исполнителя (далее - поезда) для перевозки почтовых отправлений в качестве грузобагажа повагонными отправками в соответствии со сводным планом движения вагонов в составе поездов по форме согласно приложению N 1 к договору (далее - сводный план), составленным на основании графика движения поездов (далее - график движения), утверждаемого ежегодно исполнителем, организация курсирования дополнительных вагонов, в том числе и порожних, в ремонт в соответствии с согласованными сторонами заявками на включение дополнительных вагонов и составы поездов по форме согласно приложению N 2 к договору (далее - заявка) (далее - перевозка почты); перевозка почтовых отправлений в качестве багажа и грузобагажа в вагонах исполнителя и дополнительных услуг, связанных с данной перевозкой по заявке заказчика.
Согласно п. 2.3.11 Договора заказчик обязуется не допускать: погрузку (выгрузку) грузобагажа (почтовых отправлений) на станциях обмена грузобагажом (почтовыми отправлениями) на пассажирские платформы без представителей заказчика; выдачу грузобагажа (почтовых отправлений) в пути следования вагона на пассажирских платформах и путях общего пользования лицам, не являющимся представителями/работниками заказчика; нахождения лиц (сопровождающих) без документов, удостоверяющих личность и дающих право проезда; провоз ручной клади в размерах превышающих, установленные нормы правил перевозок, а также весом более 50 кг; наличия грузобагажа (почтовых отправлений) без сопроводительных документов и единого адресного ярлыка; провоз грузобагажа (почтовых отправлений) в размерах превышающих 360 см по одному из трех измерений; наличия предметов (веществ) перевозка которых в качестве ручной клади запрещена в соответствии с правилами перевозок; наличия предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена и соответствии с правилами перевозок и ст. 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; превышения установленной грузоподъемности вагона; действий или бездействия представителей/работников Заказчика, влекущих нарушение графика движения поездов и/или создающих угрозу безопасности движения; следование вагона без лиц сопровождения, нахождение представителей/работников заказчика в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.); ограничения допуска работников исполнителя к проведению ревизии (проверки) вагона (кладовых), которые исполнитель, как перевозчик, вправе производить в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и п. 2.4. Договора; перевозку скоропортящихся продуктов питания; курения в вагоне; погрузку и перевозку 3 грузобагажа (почтовых отправлений), в т.ч. в контейнерах (емкостях) весом одного места более 500 кг; провоз в качестве личных вещей в служебных помещениях Вагона и в купе отдыха сопровождающих (алкогольной) продукции; эксплуатации разъемных электрических соединений, дополнительных электропотребителей не соответствующих требованиям ОТТ; к перевозке вагоны с наличием растрескиваний, отслаивания и пузырей суммарно более 18 кв. м окрашенной поверхности кузова, коррозионных поражений суммарно более 9 кв. м окрашенной поверхности кузова; нарушения требований пожарной безопасности, указанных в п. 3.2. Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 05.11.2009 N 2255р; размещение и провоз угля, предназначенного для отопления вагона вне угольных ящиков, предусмотренных конструкцией вагона и вне металлических ларей (ящиков с крышкой, исключающей попадание во внутренний объем посторонних источников энергетического воздействия (возгорания)), расположенных в местах, обеспечивающих беспрепятственный выход (проход) людей в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
Согласно п. 4.2 договора за нарушение требований, установленных абзацем "з" пп. 2.3.11 договора, а именно наличия предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена и соответствии с правилами перевозок и ст. 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", заказчик уплачивает исполнителю штраф в соответствии со абз. 2 ст. 111 УЖТ РФ.
В порядке исполнения условий Договора АО "ФПК" в поезде N 116 сообщением Адлер-Томск организовано курсирование почтового вагона N 051-57730, отправителем которого являлось АО "Почта России" (перевозочный документ/накладная N УИ 602419).
13.03.2023 на станции Новосибирск-Главный работниками Западно-Сибирского регионального отделения Центра контроля качества пассажирских перевозок АО "ФПК" проведена проверка поезда N 116 сообщением Адлер-Томск, почтового вагона N 051-57730 отправителя АО "Почта России". При осмотре вагона N 051-57730 выявлен факт провоза предметов (веществ), перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена, а именно обнаружено 1 место коробка общим весом 900 гр., с изображением на заводской упаковке знака огнеопасности ромб внутри которого изображены чередующиеся черно-белые полосы и цифры "9.1", а также присутствует надпись "Rexona" (Антиперспирант аэрозоль Rexona Алое Вера) с торца коробки присутствует надпись огнеопасно, от вскрытия упаковки представитель ответчика отказался.
Согласно п. 2.4 договора, в соответствии со ст. 18 и 27 УЖТ РФ исполнитель имеет право проверять соответствие тары и упаковки грузобагажа (почтовых отправлений), качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам, достоверность массы грузобагажа (почтовых отправлений) и других сведений, указанных в перевозочном документе, накладных, наряде, а также контролировать соблюдение требований договора.
Исполнитель вправе проводить ревизии (проверки) вагонов, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования в пункте формирования и оборота, а также в пути следования. Все обнаруженные случаи нарушений оформляются актом за подписью уполномоченных представителей исполнителя и заказчика. Неподписание акта без изложения мотивированного мнения не является препятствием к признанию фактов, изложенных в акте.
В ходе проверок не допускается вскрытие упаковки грузобагажа (почтовых отправлений) Исполнителем с осмотром их вложений, а также фотофиксация адресных данных отправителей, нанесенных на упаковку грузобагажа (почтовых отправлений).
Проведение проверок и ревизий вагонов от имени исполнителя в присутствии начальника вагона осуществляется: работниками Центра контроля пассажирских перевозок, работниками Аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов аппарата управления Исполнителя и аппарата управления филиалов Исполнителя, а также работниками Управления безопасности аппарата управления Исполнителя и работниками подразделений безопасности аппарата управления филиалов Исполнителя, членами Центральной пожарно-технической комиссии АО "ФПК".
Данный факт подтверждается актом проверки N 633/ЗСИБ/2023/Б от 13.03.2023 с фотоматериалом, актом общей формы от 13.03.2023, коммерческим актом N ВА 209027 от 13.03.2023.
Исходя из перевозочного документа на повагонную отправку из системы "АСУ Экспресс-3", стоимость перевозки составляет 337 342,41 руб., без учета НДС, НДС составляет 67 468,43 руб. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору повлекло наложение на организацию штрафных санкций, предусмотренных ст. 111 УЖТ в размере 3 373 422,10 руб.
Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ответчика о пропуске срока на подачу иска сослался на статьи 2, 111 УЖТ РФ 309, 310, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал, что заявленные истцом требования по своей правовой природе являются неустойкой (штрафом), договор перевозки грузов является договором оказания услуг, при этом имеет самостоятельное правовое регулирование в соответствии с главой 40 ГК РФ, а также Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ УЖТ РФ
Поскольку ответчик доводы истца документально не опроверг, доказательства оплаты штрафа не представил, исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Договор N фпк-21-303 от 22.12.2021 г. является договором перевозки, а не договором оказания услуг.
Предметом спора является взыскание штрафных санкций за перевозку груза, перевозка которого, по мнению истца, запрещена к перевозке.
Отличительным признаком договора перевозки является использование транспортных средств.
В отличие от договора возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязан оказать услуги, а заказчик - их оплатить, в отношениях по перевозке грузополучатель обязан принять груз, а перевозчик - выдать доставленный груз.
По данному договору (N фпк-21-303 от 22.12.2021 г.) исполнитель (АО "ФПК" принимает груз от заказчика (АО "Почта России" для перевозки, перевозит его из пункта А в пункт Б, согласно заявке, получает денежные средства за перевозку груза.
Для исполнения договора АО "ФПК" использует вагон (транспортное средство).
Также в данном договоре предусмотрена ответственность АО "ФПК" за просрочку доставки груза (п. 4.9. Договора). Неустойка по данному исковому заявлению рассчитана Истцом в соответствии со ст. 111 Устава ЖД.
Согласно ст. 1. ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Таким образом, все указанные нормы свидетельствует, что договор является договором перевозки, и правоотношения сторон регулируются главой 40 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, события, послужившие основанием для предъявления претензий в адрес АО "Почта России", фактически произошли 13.03.2023 г.
Претензия направлена в адрес ответчика 25.03.2024 г.
Вместе с тем, исковое заявление АО "Федеральная пассажирская компания" датировано 29.07.2024 года, в картотеку арбитражных дел он поступило 08.08.2024 г. за пределами предусмотренного законом срока исковой давности - 1 (один) год.
Следовательно, Истцом пропущен срок исковой давности 1 (Один) год. предусмотренный статьей 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны н споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований и данном случае в полном объеме.
Оснований для вывода, что установленный законом срок на защиту нарушенного права прерывался, приостанавливался или начинал течь заново, в рассматриваемом деле отсутствуют.
Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2025 по делу N А40-185408/24 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в пользу акционерного общества "Почта России" государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 30 000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Ю.Н.КУХАРЕНКО
Судьи
Т.В.ЗАХАРОВА
В.В.ВАЛЮШКИНА