Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2025 N 16-2108/2025 (УИД 92MS0011-01-2024-002621-31)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок предписания, выданного должностным лицом, на законных основаниях осуществляющего государственный контроль.
Решение: Удовлетворено в части.

Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2025 N 16-2108/2025 (УИД 92MS0011-01-2024-002621-31)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок предписания, выданного должностным лицом, на законных основаниях осуществляющего государственный контроль.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2025 г. N 16-2108/2025
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Победитель" ФИО4 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 Ленинского судебного района г. Севастополя от 28 декабря 2024 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 февраля 2025 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Победитель" (далее - ООО "Победитель", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 Ленинского судебного района г. Севастополя от 28 декабря 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 февраля 2025 года, ООО "Победитель" признано виновным в совершении в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении ООО "Победитель" по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Исходя из части 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Из части 5 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ следует, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до 1 января 2015 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 сентября 2018 года.
Согласно пункту 4.3 СП 4.13130.2013. "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013) таблица 1 указанного свода правил предназначена для определения минимальных противопожарных расстояний (разрывов) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями, а также противопожарных расстояний от указанных зданий, сооружений до зданий, сооружений производственного и складского назначения, если иное не предусмотрено СП 4.13130.2013 и другими нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Минимальные противопожарные расстояния (разрывы) от жилых, общественных зданий I, II, III степени огнестойкости (класса С0 или С1) до производственных зданий IV, V степени огнестойкости (класса С2, С3) должны составлять 15 метров.
В пункте 4.12 СП 4.13130.2013 определено, что противопожарные разрывы между общественными зданиями, сооружениями допускается не предусматривать (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники), если суммарная площадь застройки указанных объектов, включая незастроенную площадь между ними, не превышает допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека, принимаемой в соответствии с СП 2.13130 по общественному зданию с минимальным значением допустимой площади и наихудшими значениями степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.
На основании пункта 6.7.1 "СП 2.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (далее - СП 2.13130.2020) установлены требования для зданий соответствующих классов функциональной пожарной опасности, приведенные в таблицах 6.10 и 6.11.
Как следует из материалов дела, ООО "Победитель" на объектах по адресам: <адрес> <адрес> не выполнило в срок до 1 октября 2024 года требования предписания N 2406/307-92/93-В/ПРО от 21 июня 2024 года, выданного должностным лицом управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю, в части того, что в нарушение статей 4, 6 и части 1 статьи 69 и части 1 статьи 78 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пункта 6.7.1 СП 2.13130.2020, пунктов 4.3 и 4.12 СП 4.13130.2013, обществом допущено то, что здания и сооружения на указанных земельных участках размещены со зданиями и сооружениями на смежных участках в одной группе, образующей противопожарный отсек более 500 кв. м без устройства противопожарных разрывов между группами не менее 15 м.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность ООО "Победитель" подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1 - 3), актом рейдового осмотра от 19 ноября 2024 года (л.д. 20 - 22), протоколом осмотра 19 ноября 2024 года с фототаблицами (л.д. 18 - 24), предписанием от 21 июня 2024 года N 2406/307-92/93-В/ПРО (л.д. 9 - 11) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит вопрос о законности предписания (постановления, представления, решения), за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Предписание N 2406/307-92/93-В/ПРО от 21 июня 2024 года вынесено уполномоченным на то должностным лицом управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Севастополю при проведении пожарного надзора, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, установлен срок его исполнения, оно является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных, подтверждающих, что ООО "Победитель" предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленные в предписании сроки, в том числе уведомило орган, осуществляющий государственный надзор, о невозможности выполнения предписания в указанный срок, в материалы дела не представлено.
Вопреки утверждениям заявителя, отсутствие в материалах настоящего дела об административном правонарушении акта рейдового осмотра от 21 июня 2024 года, не свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований. При этом в дело приложена копия постановления должностного лица административного органа от 31 июля 2024 года о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также копия решения судьи Ленинского районного г. Севастополя от 19 ноября 2024 года, которым указанное постановление отменено (л.д. 36 - 37, 99 - 102), где приведены сведения о проведенном 21 июня 2024 года внеплановом рейдовом осмотре зданий ООО "Победитель" по адресам: <адрес>).
То обстоятельство, что указанным выше решением судьи Ленинского районного г. Севастополя от 19 ноября 2024 года постановление должностного лица от 31 июля 2024 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу без исследования вопроса о сроке давности привлечения к ответственности по данной категории дел, не свидетельствует о том, что приведенные в названном решении основания к отмене оспариваемых судебных актов применимы по настоящему делу об административном правонарушении.
Ссылка в жалобе положения части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ о возможности применения ранее действовавших требований пожарной безопасности с указанием на то, что принадлежащие обществу здания общественного туалета и павильона - бара приняты в эксплуатацию в 1999 году, подлежит отклонению с учетом внесенных впоследствии Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 301-ФЗ изменений в названный закон, устанавливающих переходный период при применении норм законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Победитель" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ООО "Победитель" в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Вместе с тем судами не исследован вопрос о том, что ООО "Победитель" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01 августа 2016 года и является микропредприятием.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Сведений об исполнении обществом назначенного ему административного наказания в виде административного штрафа материалы настоящего дела не содержат, информации о наличии исполнительного производства в отношении названного юридического лица по данному делу об административном в банке данных исполнительных производств отсутствуют.
Учитывая указанные обстоятельства прихожу к выводу о возможности снижения размера назначенного ООО "Победитель" административного наказания в виде административного штрафа с 70 000 рублей до 35 000 рублей.
Снижение санкции до 35 000 рублей соответствует характеру допущенного правонарушения, степени вины правонарушителя, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 11 Ленинского судебного района г. Севастополя от 28 декабря 2024 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 февраля 2025 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Победитель" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью "Победитель" административного штрафа с 70 000 рублей до 35 000 (тридцать пять тысяч тысяч) рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Победитель" ФИО4 - без удовлетворения.
Судья
Н.Х.КАРАСОВА
Справка:
мировой судья Баянина Т.В.N 5-09752024
судья районного суда Димакова Д.Н.N 12-116/2025
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-2108/2025