Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2025 N 88-6772/2025 (УИД 16RS0051-01-2024-005721-40)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О восстановлении на работе; 2) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия.
Обстоятельства: Истец считает, что увольнение совершено с грубым нарушением установленной законом процедуры (порядка) привлечения к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2025 N 88-6772/2025 (УИД 16RS0051-01-2024-005721-40)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О восстановлении на работе; 2) О признании незаконным увольнения в связи с утратой доверия.
Обстоятельства: Истец считает, что увольнение совершено с грубым нарушением установленной законом процедуры (порядка) привлечения к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2025 г. N 88-6772/2025
Дело N 2-6054/2024
УИД 16RS0051-01-2024-005721-40
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д.,
судей Петровой И.И., Штырлиной М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Н. на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 2 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2024 года по гражданскому делу N 2-6054/2024 по иску Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании незаконными и отмене решения комиссии и приказа об увольнении, восстановлении на службе в прежней должности.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д., пояснения представителя истца - Т., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ В., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - ГУ МЧС России по РТ) о признании незаконными и отмене решения комиссии и приказа об увольнении, восстановлении на службе в прежней должности.
В обоснование исковых требований указано, что Н. приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Татарстан N от 13 сентября 2019 года назначен на должность начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РТ. Постановлением Советского районного суда города Казани 1 июля 2021 года в отношении истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая неоднократно продлевалась, последний раз - Кировским районным судом города Казани до 1 июня 2024 года.
Приказом начальника ГУ МЧС России по РТ N от 2 июля 2021 года истец был отстранен от занимаемой должности с 29 июня 2021 года.
Приказом вр.и.о. начальника ГУ МЧС России по РТ N от 9 февраля 2024 года по инициативе работодателя, в одностороннем порядке с истцом был расторгнут служебный контракт и истец был уволен со службы.
Уведомление об увольнении истца с исх. N было подписано 9 февраля 2024 года, направлено в место его содержания под стражей и получено истцом 19 февраля 2024 года.
Основаниями к увольнению истца послужили
пункт 13 части 3 статьи 83,
пункт 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ), а именно непредставление истцом сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей, что привело к утрате доверия к истцу.
Истец считает, что увольнение совершено с грубым нарушением установленной законом процедуры (порядка) привлечения к дисциплинарной ответственности, формально, без учета явных, объективных и фактических обстоятельств и причин, послуживших совершению истцом дисциплинарного правонарушения, когда ответчик знал о не предоставлении истцом сведений еще с 4 мая 2022 года, в связи с чем является незаконным.
Поскольку
пункт 9.1 статьи 14 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ введен в действие только с 10 июля 2023 года, с учетом отсутствия обратной силы закона, данный
пункт не может быть применен в отношении сотрудника, который ранее введения его в действие не предоставил сведения.
Увольнению истца предшествовало представление к увольнению от 9 января 2024 года, из которого следует, что основанием для его издания было решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Оформленное протоколом N 1 от 7 февраля 2024 года.
Основания для проведения заседания комиссии указаны в
пункте 14 Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом МЧС России от 31 октября 2022 года N 1103 (далее - Порядок от 31 октября 2022 года N 1103). Между тем, такого основания, как представление органа прокуратуры указанный перечень не содержит, в связи с чем законность проведения заседания комиссии по такому основанию вызывает сомнение.
При этом, если в отношении истца проводилась соответствующая проверка, тогда в этом случае должна была быть соблюдена предусмотренная Порядком от 31 октября 2022 года N 1103 процедура, а ее результат оформлен надлежащим образом и доведен до истца. Однако, решения о проведении проверки не имеется, письмо с уведомлением о начале проведения проверки в отношении истца последнему не направлялось, пояснение у истца не истребовалось, о заседании комиссии истца не уведомили, соответственно возможность для дачи пояснений не предоставили, рассмотрев вопрос без его участия, как итог, результат проверки также в адрес истца не направлялся.
Исходя из норм Федерального
закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ, трудового законодательства и фактических обстоятельств следует, что при наложении на истца дисциплинарного взыскания ответчиком нарушен установленный законодателем порядок, а именно: письменное объяснение у истца не затребовано, доклада о результатах проверки не имеется, копия акта о наложении на истца дисциплинарного взыскания последнему не направлялась, под расписку не вручалась.
Истец указывает, что вследствие того, что ответчиком был нарушен порядок наложения дисциплинарного взыскания, истец был лишен возможности, как обжаловать его в письменной форме в порядке, установленном Федеральным
законом, так и обратиться с заявлением о проведении в отношении него служебной проверки, что указывает о прямом нарушении
статей 45,
46 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, при принятии решения об увольнении ответчик подошел к рассмотрению этого вопроса формально, без учета независящего от истца обстоятельства, при котором совершено коррупционное правонарушение (
часть 2 статьи 50 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141,
статья 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Свою обязанность по предоставлению сведений за 2021 год истец должен был исполнить не позднее 30 апреля 2022 года, а за 2022 год не позднее 30 апреля 2023 года, однако содержание истца в следственном изоляторе объективно делало делает невозможным подачу сведений с учетом требования о заполнении Справок с использованием специального программного обеспечения "Справки БК".
Ответчик, с учетом того, что даты 30 апреля 2022 года, 30 апреля 2023 года приходилась на выходной день и последующих праздничных дней, зная о нахождении истца в следственном изоляторе был осведомлен о неисполнении им своей обязанности по предоставлению сведений с 4 мая 2022 года и 2 мая 2023 года соответственно, длительное время не предпринимал никаких попыток к привлечению истца к дисциплинарной ответственности, тем самым наложение на него дисциплинарного взыскания в виде увольнения только в феврале 2024 года произведено с нарушением срока.
По изложенным основаниям истец Н. просил суд: признать незаконными и отменить решения комиссии ГУ МЧС России по РТ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, принятые 7 февраля 2024 года и оформленные протоколом N; признать незаконным и отменить приказ вр.и.о. начальника ГУ МЧС России по РТ N от 9 февраля 2024 года об увольнении Н. из федеральной противопожарной службы; восстановить Н. на службе в федеральной противопожарной службе в прежней должности.
Решением Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 2 августа 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления по делу, ссылаясь на то, что судами не дана должная оценка его доводам о нарушении процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, а также обстоятельствам и тяжести дисциплинарного проступка, и наложенному взысканию в виде увольнения, наличию объективных причин, препятствовавших предоставлению декларации о доходах.
В судебном заседании иные участвующие в деле лица не присутствовали, извещены надлежащим образом. ГУ МЧС России по РТ представлены возражения на кассационную жалобу, ходатайство представителя ответчика об отложении судебного заседания с учетом мнения явившихся лиц было судебной коллегией отклонено.
В соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие иных неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Судом установлено, что майор внутренней службы Н. служил в федеральной противопожарной службе с 1 сентября 2004 года.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Татарстан N от 13 сентября 2019 года назначен на должность начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РТ с 10 сентября 2019 года.
Постановлением Советского районного суда города Казани 1 июля 2021 года в отношении истца избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая неоднократно продлевалась, последняя раз - Кировским районным судом города Казани до 1 июня 2024 года.
Приказом начальника ГУ МЧС России по РТ N от 2 июля 2021 года на основании служебной записки заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы от 2 июля 2021 года N, Постановления Советского районного суда города Казани 1 июля 2021 года N в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 Федерального закона от 23 мая 2016 года 3141-ФЗ Н. был отстранен от занимаемой должности с 29 июня 2021 года, с приостановлением выплаты денежного довольствия на период отстранения от должности, в связи с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу.
Прокуратурой Республики Татарстан проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан, в ходе которой установлено, что работа кадровой службы Главного управления по реализации требований Федерального
закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) не соответствует предъявляемым требованиям. Так, 18 июня 2021 года в отношении начальника отдела надзорных мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Н. возбуждено уголовное дело по
пункту "в" части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (два эпизода), то есть за получение взятки в крупном размере. Постановлением Советского районного суда города Казани от 1 июля 2021 года Н. заключен под стражу.
Приказом Главного управления от 2 июля 2021 года Н. отстранен от занимаемой должности, однако до настоящего времени не уволен. По результатам расследования уголовного дела Н. предъявлено обвинение в совершении 2 преступлений, предусмотренных
пунктом "в" части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации и
частью 1 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, 8 преступлений, предусмотренных
пунктами "б",
"в" части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, и 42 преступлений, предусмотренных
пунктом "б" части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. В настоящее время уголовное дело находится на рассмотрении в суде. В нарушение требований
статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Н. справки о доходах за отчетные 2021 и 2022 годы на себя и членов семьи не представил, с заявлением о невозможности представить указанные сведения в кадровую службу не обращался. При этом законодательством не предусмотрены какие-либо исключения из установленной для служащих обязанности представлять сведения о своих доходах, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В свою очередь должностные лица кадровой службы Главного управления с учетом нахождения Н. под стражей не приняли мер по обеспечению условий для представления им сведений о доходах либо получения заявления о невозможности представить указанные сведения путем его информирования через администрацию следственного изолятора. В соответствии с
частью 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ непредставление сведений о доходах является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности. Выявленные грубые нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе связанные с многочисленными фактами получения начальником отдела надзорных мероприятий Главного управления Н. взяток, свидетельствуют о существенном снижении профилактической работы со стороны управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения, а также руководства Главного управления, которым не обеспечено замещение вакантной должности начальника данного управления с 1 января 2020 года. На основании изложенного, руководствуясь
статьей 24 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации", Прокурор Республики Татарстан потребовал рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры республики и принять меры к устранению нарушений и недопущения их впредь, а также уволить Н. в связи с утратой доверия.
В адрес ГУ МЧС России по РТ 9 января 2024 года поступило представление Прокуратуры Республики Татарстан об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 29 декабря 2023 года, которым Прокуратура Республики Татарстан требовала уволить Н. в связи с утратой доверия. Причиной увольнения является непредставление государственным служащим сведений о доходах за 2021 и 2022 годы.
24 января 2024 года ГУ МЧС России по РТ в адрес Н. направило уведомление N ИВ-172-494 о том, что Главным правлением МЧС России по Республике Татарстан в 15 часов 00 минут 7 февраля 2024 года запланировано заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, на котором будет рассматриваться вопрос о непредставлении начальником отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан майором внутренней службы Н. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов его семьи.
Уведомлением от 24 января 2024 года N ГУ МЧС России по РТ сообщило Н. о том, что поскольку в нарушение требований
статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" им не были представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2021 и 2022 годы на себя и членов семьи, при этом с заявлением о невозможности представить указанные сведения на супругу и несовершеннолетних детей в управление кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения он не обращался, при этом законодательством не предусмотрены какие-либо исключения из установленной для государственных служащих обязанности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в связи с чем заседание комиссии Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, на котором будет рассматриваться вопрос о непредставлении Н. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей запланировано на 15 часов 00 минут 7 февраля 2024 года.
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопроса Н. предложено представить пояснения по существу изложенного вопроса с приложением имеющихся копий документов, а также разъяснено право ходатайствовать об участии в заседании комиссии законного представителя.
Письмом от 24 января 2024 года N ГУ МЧС России по РТ просило ФКУ "Следственный изолятор N УФСИН России по РТ" ознакомить Н. с уведомлением о заседании комиссии под роспись, отобрать объяснения по существу вопроса изложенного в уведомлении, в кратчайшие сроки направить указанные документы в адрес ГУ МЧС России по РТ.
В соответствии с распиской, предоставленной администрацией ФКУ "СИЗО-N", Н. отказался от получения уведомления, сославшись на то, что он отстранен от занимаемой должности в соответствии с приказом ГУ МЧС России по РТ от 2 июля 2021 года N, каких-либо пояснений по существу вопроса Н. не дал (исх. N от 2 февраля 2024 года).
Приказами МЧС России от 22 октября 2015 года
N 565 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от 22 января 2021 года N 42 "Об организации работы по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих и работников, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год" должность начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан включена в Перечень должностей, при замещении которой государственный служащий обязан представлять сведения о доходах на себя, свою супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.
Требования указанных приказов доведены до майора внутренней службы Н., что подтверждается его отметкой в системе электронного документооборота Республики Татарстан (27 января 2021 года), а также фактическим исполнением требований приказов, то есть представлением сведений о свой доход, доходах супруги и несовершеннолетних детей за 2019 и 2020 годы.
Также майор внутренней службы Н. в адрес Главного Управления МЧС России по Республике Татарстан с уведомлениями о невозможности представить, сведения о доходах своей супруги и несовершеннолетних детей не обращался.
7 февраля 2024 года состоялось заседание комиссии Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в составе председателя комиссии заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан (по Государственной противопожарной службе) полковника внутренней службы М., заместителя председателя комиссии начальника управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Татарстан полковника внутренней службы Д., члена комиссии заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан (по антикризисному управлению) полковника Р., члена комиссии начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан полковника внутренней службы Ш., члена комиссии заместитель начальника юридического отдела Главного управления МЧС России по Республике Татарстан подполковника внутренней службы Ф., члена комиссии председателя Совета ветеранов Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Х., члена комиссии начальника управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Республике Татарстан полковника внутренней службы Г., секретаря комиссии начальник отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Татарстан полковника внутренней службы Д., по рассмотрению вопроса о нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции начальником отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан майором внутренней службы Н., выразившееся в непредставлении государственным служащим сведений о доходах на себя, своих супругу и несовершеннолетних детей.
Комиссия пришла к выводу, что майор внутренней службы Н. в соответствии с
пунктом 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и указанными приказами МЧС России и Главного управления МЧС России по Республике Татарстан был обязан предоставить сведения о доходах на себя, свою супругу и троих несовершеннолетних детей.
По представлению Прокуратуры Республики Татарстан от 29 декабря 2023 года N 86-10-2023 об устранении нарушении законодательства о противодействии коррупции в связи с непредставлением сведений о доходах на себя и членов своей семьи за отчетные периоды 2021 и 2022 годы, с требованием уволить майора внутренней службы Н. в связи с утратой доверия проведено заседание комиссии Главного управления МЧС России но Республике Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, Решением комиссии (Протокол N 1 от 7 февраля 2024 года) установлено, что Н. не представил сведения о доходах на себя, свою супругу и троих несовершеннолетних детей, тем самым нарушив требования
пункта 9.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ.
Представлением временно исполняющие обязанности начальника ГУ МЧС России по РТ Ч. от 9 февраля 2024 года в соответствии со
статьями 83 и
84 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ решено уволить из ФПС ПТС Н. по
пункту 13 части третьей статьи 83 (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных
статьей 84 настоящего Федерального закона) Федерального
закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ.
Приказом временно исполняющие обязанности начальника ГУ МЧС России по РТ от 9 февраля 2024 года N 37-НС расторгнут срок действия контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и майор внутренней службы Н., временно отстраненный от занимаемой должности начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской, обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, уволен со службы в федеральной противопожарной службе по
пункту 13 части 3 статьи 83 Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных
статьей 84 настоящего федерального закона), с 9 февраля 2024 года.
Выписка из приказа от 9 февраля 2024 года N направлена в адрес Н. по месту его содержания под стражей 9 февраля 2024 года и получена истцом 19 февраля 2024 года.
9 февраля 2024 года ГУ МЧС России по РТ в адрес Н. по месту его содержания под стражей направлено уведомление об увольнении N, а также необходимости прибыть в Главное управление для получения трудовой книжки или дать согласие на отправку ее почтой, которое получено истцом 19 февраля 2024 года.
13 февраля 2024 года ГУ МЧС России по РТ в адрес Н. направило выписку из протокола от 7 февраля 2024 года N 1 заседания комиссии Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, на котором был рассмотрен вопрос о непредставлении начальником отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан майором внутренней службы Н. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов его семьи, которая получена Н. 15 февраля 2024 года.
В адрес ГУ МЧС России по РТ 13 марта 2024 года от Н. поступило заявление от 22 февраля 2024 года о предоставлении документов связанных с его увольнением, в ответ на которое письмом от 19 марта 2024 года N Н., направлены копии приказа ГУ МЧС России по РТ от 2 июля 2021 года N "Об отстранении от должности", уведомления о проведении заседания комиссии с подтверждением о его вручении, выписки из приказа ГУ МЧС России по РТ от 22 января 2021 года N 42 "Об организации работы по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих и работников, а также введений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный 2020 год" с отметками об ознакомлении, протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 7 февраля 2024 года N.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, приняв во внимание положения
статей 1,
12.1,
13.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции",
статей 2,
12,
14,
50,
52,
83,
84 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
статей 18,
19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации",
статей 81,
192 Трудового кодекса Российской Федерации,
Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденному Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года N 1065,
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821, пришел к выводу о законности увольнения истца по
пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона N 141-ФЗ (в связи с утратой доверия), поскольку факт совершения Н. коррупционного правонарушения, выразившегося непредставлении сведений о доходах на себя, своих супругу и несовершеннолетних детей за 2021 и 2022 годы, нашел свое подтверждение.
Суд также не усмотрел нарушений при принятии решения комиссией Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, оформленного протоколом от 7 февраля 2024 года, установив законный состав комиссии, наличие кворума, принятие решения комиссией большинством голосов, в связи с чем не нашел оснований согласиться с истцом о незаконности решения комиссии.
С данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, признав, что материалами дела подтвержден факт нарушения Н. антикоррупционного законодательства и совершения значительного дисциплинарного проступка, в связи с чем увольнение в связи с утратой доверия соответствует характеру коррупционного правонарушения и его тяжести, обстоятельствам, при которых он был совершен, учтены результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей. Срок для привлечения истца к дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение был соблюден, приказ об увольнении истца со службы принят не позднее шести месяцев со дня поступления 09.01.2024 года из прокуратуры информации о совершении Н. коррупционного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель знал о фактах не предоставления Н. сведений о доходах на себя, своих супругу и несовершеннолетних детей за 2021 и 2022 годы, еще в мае 2022 года и в мае 2023 года соответственно, суд отклонил, указав, что начальник и сотрудники отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по РТ за отсутствие должного контроля за деятельностью подчиненных, ненадлежащее исполнение и неисполнение в полном объеме требований об организации работы по предоставлению сведений о доходах и расходах федеральных государственных служащих и работников, в том числе в отношении Н. были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Суд кассационной инстанции с выводами судов соглашается, а доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального и процессуального права признает необоснованными.
Федеральный
закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также - Федеральный закон "О противодействии коррупции") устанавливает, как следует из его
преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Исходя из положений
пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции)
(подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией)
(подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
(подпункт "в").
В
статье 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" закреплены основные принципы противодействия коррупции.
Одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (
пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" определено, что к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.
В соответствии с
пунктом 3.2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным данным федеральным
законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с
пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется в том числе путем применения следующих основных мер: установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
часть 1 статьи 13 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Сведения об увольнении (о прекращении полномочий) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр (
часть 1 статьи 15 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Порядок прохождения службы в федеральной противопожарной службе урегулирован Федеральным
законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из
пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что сотрудник федеральной противопожарной службы обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу
пункта 13 части 3 статьи 83 Федерального закона N 141-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных
статьей 84 Федерального закона N 141-ФЗ.
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник федеральной противопожарной службы подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, Положением определяется порядок осуществления проверки, в том числе, соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для проведения проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным
законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Порядок осуществления проверок в случае увольнения отдельных категорий лиц, на которых были распространены ограничения, запреты, требования и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, установлен
статьей 13.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Суд первой инстанции, установив соблюдение работодателем порядка и процедуры проведения проверки в отношении Н., пришел к обоснованному выводу о том, что истцом нарушены требования
статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции",
подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ, выразившиеся в не предоставлении сведений о своих доходах, сокрытии доходов, то есть нарушении антикоррупционного законодательства, что расценено как существенное нарушение закона и привело к утрате доверия к ней со стороны нанимателя и расторжению служебного контракта.
Доводы заявителя со ссылками на то, что обязанность по направлению уведомлений о невозможности предоставления декларации о доходах по объективным причинам была введена с 10 июля 2023 года путем внесения изменений в
статью 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" судом отклоняются.
Установленная законом обязанность по предоставлению сведений о своих доходах является прямой обязанностью государственного служащего. При этом предоставление справки о доходах с использованием программного комплекса "Справки БК" носит рекомендательный характер, что не исключает возможность их предоставления на бумажном носителе с рукописным заполнением.
При этом из материалов дела следует, что Н. было достоверно известно, что в связи с отстранением от занимаемой должности с 29 июня 2021 года его статус государственного служащего не был прекращен. Сведений о том, что Н. в период нахождения в следственном изоляторе предпринимались какие-либо меры к составлению справки о доходах и ее направлению нанимателю в установленные сроки, однако установленная законом обязанность не была исполнена по независящим от истца обстоятельствам, в материалах дела не содержится.
Напротив, как следует из материалов дела и установлено судами непредставление сведений о доходах по существу является личным волеизъявлением истца, посчитавшего, что отстранение от должности и помещение в следственный изолятор прекращает все его обязательства перед нанимателем. Доводам истца о нахождении в следственном изоляторе как объективной причине невозможности предоставить сведения о доходах, судами, таким образом, дана надлежащая оценка.
Иные доводы о наличии нарушений в работе комиссии, ее неправильном составе, несоответствии тяжести примененного дисциплинарного взыскания, нарушении срока привлечения к дисциплинарной ответственности были предметом рассмотрения судов и обосновано отклонены ими по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Следует также отметить, что повторно приведенные заявителем доводы о нарушении процедуры рассмотрения комиссией вопроса о наличии в действиях государственного гражданского служащего коррупционного правонарушения не повлияли на правильность его квалификации как тяжкого проступка и не привели к нарушению прав истца, в том числе на изложение своей позиции по обстоятельствам его совершения. Как установлено судами от дачи объяснений Н. отказался, своего представителя на заседание комиссии не направил.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с оспариваемыми судебными постановлениями и направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали оспариваемые выводы суда, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Оценка доказательств является задачей судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с установленными судом обстоятельствами дела, сами по себе не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в силу судебных постановлений, поскольку оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным
кодексом Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты отвечают требованиям
части 4 статьи 198,
статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают. Оснований, предусмотренных
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены вышеуказанных судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь
статьями 390 и
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 2 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение составлено в окончательной форме 21 апреля 2025 года.
Председательствующий
А.Д.КИРИЧЕНКО
Судьи
М.Ю.ШТЫРЛИНА
И.И.ПЕТРОВА