Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2025 N 88-3607/2025 (УИД 65RS0001-01-2024-003781-10)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурором заявлено о приведении в соответствие с требованиями пожарной безопасности отделения почтовой связи, доступного для посещения неопределенного круга лиц, в том числе маломобильных граждан, что направлено на исключение возможности причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения имущества.
Решение: Удовлетворено.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2025 N 88-3607/2025 (УИД 65RS0001-01-2024-003781-10)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурором заявлено о приведении в соответствие с требованиями пожарной безопасности отделения почтовой связи, доступного для посещения неопределенного круга лиц, в том числе маломобильных граждан, что направлено на исключение возможности причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения имущества.
Решение: Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2025 г. N 88-3607/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куликовой И.И.,
судей Ковалева С.А., Юдановой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО "Почта России", Управлению федеральной почтовой связи Сахалинской области - филиалу АО "Почта России" о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности
по кассационной жалобе АО "Почта России" на апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27.01.2025.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И., выслушав прокурора Плетневу С.Н., полагавшую принятые по делу судебные постановления законными, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Южно-Сахалинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО "Почта России", Управлению федеральной почтовой связи (далее - УФПС) Сахалинской области - филиалу АО "Почта России", в котором просил возложить обязанность устранить выявленные по результатам проведенной проверки и отраженные в акте проверки от 29.02.2024 нарушения требований пожарной безопасности в почтовом отделении N N расположенном по адресу: <адрес>
- установить указатель противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- обеспечить здание источником наружного противопожарного водоснабжения - расстановкой пожарных гидрантов на водопроводной сети в соответствии с п. 4.1, п. 8.9 СП 8.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
- установить речевые оповещатели в соответствии с требованиями
пункта 4.4 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Южно-Сахалинска ГУ МЧС России по Сахалинской области и ГУ МЧС России по Сахалинской области.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 30.07.2024 иск удовлетворен. На УФПС Сахалинской области - филиал АО "Почта России" возложена обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить в отделении почтовой связи N указатель противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световой указатель, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения и речевые оповещатели в соответствии с требованиями
пунктом 4.4 СП 3.13130.2009, а также обеспечить здание заявленным в иске источником наружного противопожарного водоснабжения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27.01.2025 решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым обязанность выполнить вышеуказанные обязанности в отделении почтовой связи <адрес>, заявленные прокурором в иске, возложена на АО "Почта России".
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанции, по мнению заявителя, нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав лиц, участвующих в деле, извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований
главы 10 ГПК РФ и
статьи 165.1 ГК РФ, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах
статей 379.5,
379.6 ГПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи и установив, что выявленные и указанные в акте проверки от 29.02.2024 недостатки (отсутствие указателя противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо подключенного к сети электроснабжения с нанесенными цифрами расстояния до их местоположения и речевых оповещателей, а также отсутствие в помещении отделения почтовой связи источника наружного противопожарного водоснабжения - пожарного гидранта, установленного на водопроводной сети) ведут к существенному нарушению предусмотренных законом прав неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья, имущества от пожаров, а также создают угрозу возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела указанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены, суды двух инстанций пришли к единому выводу о правомерности требований прокурора и наличии оснований для возложения на ответственных лиц обязанности по их устранению.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости возложения на ответственное лицо обязанности по устранению указанных недостатков, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре, и которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара, и принял во внимание, что прокурором заявлено о приведении в соответствие с требованиями пожарной безопасности отделения почтовой связи, доступного для посещения неопределенного круга лиц, в том числе маломобильных граждан, что направлено на исключение возможности причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, повреждения или уничтожения имущества.
При этом, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда о возложении обязанности по устранению выявленных недостатков на УФПС Сахалинской области - филиал АО "Почта России".
Отменяя решение суда по жалобе ответчика АО "Почта России", ссылающегося, в числе прочего, на то, что УФПС по Сахалинской области - филиал АО "Почта России" не является юридическим лицом, не может быть ответчиком в суде, суд апелляционной инстанции принял по делу новое решение, возложив такую обязанность на АО "Почта России".
Достаточных оснований для иных выводов в кассационной жалобе не приведено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он не являлся ответчиком по данному спору, поскольку АО "Почта России" не указано в качестве такового в решении суда первой инстанции и прокурор в иске просил возложить обязанность по устранению недостатков на филиал АО "Почта России" безосновательны.
Вопреки утверждениям заявителя, в исковом заявлении прокурора и уточнении к нему прямо указано в качестве ответчика АО "Почта России" (л.д. 3 - 8), а допущенная судом первой инстанции ошибка, на которую указывает заявитель жалобы, устранена судом апелляционной инстанции.
Также, не оспаривая возложение обязанности в части установки в отделении почтовой связи N указателя противопожарного водоснабжения и речевых оповещателей, заявитель выражает несогласие с возложением на него обязанности по обеспечению здания источником наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями
ст. 48 Правил противопожарного режима, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.
Заявитель указывает на то, что здание по <адрес> является многоквартирным домом (далее - МКД), отделение почтовой связи N занимает несколько помещений в указанном МКД, при этом источник наружного противопожарного водоснабжения (гидрант), находящийся в нерабочем состоянии при причине реконструкции, расположен за пределами помещений отделения почтовой связи и находится в зоне эксплуатационной ответственности ООО "РВК-Сахалин". Кроме того, обеспечение исправного состояния названного источника наружного противопожарного водоснабжения (наружного гидранта) в силу
ст. 161 ЖК РФ является обязанностью управляющей компании, осуществляющей управлением МКД, а не собственника расположенных в нем нежилых помещений. Также, обращает внимание, на то, что создание источников наружного противопожарного водоснабжения является обязанностью органов местного самоуправления со ссылкой на
пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, в связи с чем не является обязанностью ответчика.
Приведенные кассационной жалобе доводы не создают оснований для отмены принятого по делу апелляционного определения, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Статьей 63 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" регулируются требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со
статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение
Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом
пункте (пункт 1).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в
пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (
абзац четвертый пункта 3 статьи 22 этого же закона).
В силу
абзаца второго части 11 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник здания является лицом, ответственным за эксплуатацию здания.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила).
Пунктом 48 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Необходимость устройства наружного противопожарного водоснабжения установлена
статьями 62,
68 и
99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), а состав и функциональные характеристики источников наружного противопожарного водоснабжения нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется Техническим регламентом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности (часть 3 статьи 62 названного регламента).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Технического регламента его положения обязательны для исполнения, в том числе и при эксплуатации объектов защиты.
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Частью 3 статьи 68 Технического регламента установлены требования о необходимости наличия наружного противопожарного водоснабжения на территории населенных пунктов, а также находящихся на них зданий, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого, данной сетью, здания.
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. N 225 утвержден свод правил
СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Согласно пункту 8.9 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Таким образом, источниками наружного противопожарного водоснабжения являются водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации и противопожарные резервуары, а не пожарные гидранты сами по себе, как на то указывает заявитель.
Поскольку данных об отсутствии системы водоснабжения в 4-х этажном здании многоквартирного дома, на 1 этаже которого расположено принадлежащее ответчику помещение, судом не установлено, наличие водопроводной сети в указанном здании заявителей жалобы не оспаривается, суд разрешая спор, правомерно исходил из того, что расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети в соответствии с вышеприведенными противопожарными требованиями является обязанностью собственника помещения, а не органа местного самоуправления или управляющей организации.
Поскольку заявителем не оспаривается необходимость обеспечения территории принадлежащей ему организации - почтового отделения N, предназначенного для доступа неопределенного круга лиц, источниками пожаротушения, предусмотренными
ст. 62 Закона N 123-ФЗ, как и не оспаривается факт отсутствия таких источников, выводы суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению принадлежащего ему на праве собственности помещения, используемого для доступа неопределенного круга лиц, такими источниками являются правильными.
Выводы судов соответствуют вышеприведенными требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Настоящее дело правомерно разрешено с учетом специфики спорных правоотношений и фактических обстоятельств, подлежащих доказыванию при разрешении настоящего спора.
Оснований к отмене обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь
статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 27.01.2025 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Почта России" - без удовлетворения.
Определение в окончательной форме принято 22.04.2025.