Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2025 N 88а-6716/2025 (УИД 03RS0020-01-2023-001231-39)
Категория: Споры в сфере здравоохранения.
Требования: О признании незаконным бездействия по непроведению капитального ремонта, возложении обязанности устранить нарушения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в результате бездействия со стороны должностных лиц учреждения ответчика, выразившегося в непроведении капитального ремонта в инфекционном отделении, создается угроза безопасности пациентов и медицинского персонала.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2025 N 88а-6716/2025 (УИД 03RS0020-01-2023-001231-39)
Категория: Споры в сфере здравоохранения.
Требования: О признании незаконным бездействия по непроведению капитального ремонта, возложении обязанности устранить нарушения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в результате бездействия со стороны должностных лиц учреждения ответчика, выразившегося в непроведении капитального ремонта в инфекционном отделении, создается угроза безопасности пациентов и медицинского персонала.
Решение: Удовлетворено в части.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2025 г. N 88а-6716/2025
Дело N 2а-140/2024
УИД 03RS0020-01-2023-001231-39
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н.,
судей Бритвиной Н.С. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 февраля 2025 года кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2024 года по административному делу N 2а-140/2024 по административному исковому заявлению прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Раевская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об устранении нарушений требований законодательства в сфере здравоохранения.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С., изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Трофимова А.А., полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Альшеевского района Республики Башкортостан, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц (далее - административный истец, прокурор), обратился в суд с административным иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Раевская центральная районная больница (далее - ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ) о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению капитального ремонта инфекционного отделения, возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Альшеевского района Республики Башкортостан проведена проверка в сфере исполнения законодательства о здравоохранении в ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ по результатам которой установлено, что здание инфекционного отделения, сданное в эксплуатацию в 1976 году, имеет износ 100%; выявлены нарушения статей 4, 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ); пунктов 4.1.2, 4.2.22, 4.2.24, 4.3.9, СП 1.13130.2020; пункта 5.4 СП 3.13130.2009; пунктов 13, 24, 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
Также здания, строения, сооружения, помещения ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ не соответствуют требованиям пункта 2.7 Главы II, пунктам 4.1.9, 4.2.3, 4.2.10, 4.3.2, 4.4.10, 4.5.1, 4.5.12, 4.5.13, 4.5.14, 4.5.23 Главы IV СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; пунктам 3946, 3954, 3963, 3957 Главы XLIV СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
В 2001 году, 2009 году, в 2014 году проведены текущие ремонты первого этажа (отделочные работы), палаты на втором этаже, установлены оконные блоки из ПВХ, в нескольких помещениях второго этажа отделения выполнены полы из керамогранита.
17 июля 2023 года подана заявка в государственную экспертизу для получения положительного заключения стоимости проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт инфекционного отделения больницы (N 2023/07/17-00300).
27 июля 2023 года в связи с необходимостью проведения капитального ремонта здания инфекционного отделения ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ и в связи с приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 19 июня 2023 года N 927-Д "Об организации медицинской помощи взрослому населению по профилю инфекционные болезни в медицинских организациях Республики Башкортостан" и маршрутизации пациентов по профилю "инфекционные болезни" в ГБУЗ Республиканскую клиническую инфекционную больницу клинико-диагностический инфекционный центр города Стерлитамак, главным врачом ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ издан приказ N 218/а-Д "О закрытии инфекционного отделения" с 11 августа 2023 года.
Вместе с тем соответствующие письма в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не направлялись длительное время, в 2023 году подана заявка в государственную экспертизу для получения положительного заключения стоимости проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт инфекционного отделения.
По мнению прокурора, данные нарушения законодательства указывают на бездействие должностных лиц ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ, что нарушает права граждан и сотрудников учреждения.
С учетом произведенного уточнения требований прокурор просил суд: признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ по не проведению капитального ремонта в инфекционном отделении, возложить обязанность обеспечить работу инфекционного отделения ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ, а также устранить до 31 декабря 2024 года выявленные нарушения.
Решением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2024 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2024 года решение суда первой инстанции изменено в части установленного срока для устранения нарушений и обеспечения работы инфекционного отделения ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ, установлен новый срок, до 31 декабря 2025 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы ее автор указывает на то, что в целях реализации своих полномочий министерство вправе организовывать капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов подчиненных органов и организаций. Установленный судами срок для устранения выявленных нарушений и обеспечения работы инфекционного отделения не отвечает критериям разумности, поскольку не учитывает, что для выделения денежных средств из республиканского бюджета необходимо правовое и экономическое обоснованием, а также разработка проектной документации, проведение ее экспертизы, что может повлиять на сроки осуществления мероприятий.
Административный ответчик в жалобе обращает внимание на то, что понуждение органа исполнительной власти к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность данного органа и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В письменных возражениях на кассационную жалобу прокуратура Республики Башкортостан указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения со ссылкой на предоставление финансирования ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ, а также на объявление конкурса на подачу заявок по проведению работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, 4 октября 2023 года заместителем прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан вынесено решение о проведении проверки ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ в целях проверки исполнение законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан.
По результатам проведенной прокуратурой совместно с инспектором территориального отдела управления Роспотребнадзора проверки установлено, что инфекционное отделение (стационар) на момент обследования не функционирует, в здании выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно в нарушение пункта 2.7 Главы II, пунктов 4.1.9, 4.2.3, 4.2.10, 4.3.2, 4.4.10, 4.5.1, 4.5.12, 4.5.13, 4.5.14, 4.5.23 Главы IV СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; пунктов 3946, 3954, 3963, 3957 Главы XLIV СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" на выезде из "грязной" зоны территории инфекционного стационара (корпуса) не предусмотрена крытая площадка или помещение для дезинфекции санитарного транспорта; вход в инфекционное отделение не оборудован пандусом для доступа маломобильных граждан; в составе инфекционного стационара не предусмотрено дезинфекционное отделение либо дезинфекционная камера для дезинфекции постельных принадлежностей, одежды, белья; покрытия пола и стен всех помещений, за исключением кабинета приема врача-инфекциониста и приемного бокса, имеют многочисленные дефекты и повреждения, следы протеканий и признаки поражения грибком, затрудняющие проведение уборки влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, в санузлах при боксах и боксированных палатах, туалетах для персонала потолки имеют повреждения из-за повышенной влажности; в межэтажных перекрытиях, перегородках, стыках между ними, в местах прохождения инженерных коммуникаций повсеместно имеются трещины, отверстия, дефекты отделки, что создает условия для проникновения и перемещения синантропных грызунов и членистоногих; в санузлах боксов и боксированных палат, в помещения разборки и хранения грязного белья, отделка имеет многочисленные дефекты покрытия и не обеспечивает влагостойкость на всю высоту помещения; боксы и боксированные палаты не оборудованы автономными системами вытяжной вентиляции с преобладанием вытяжки воздуха над притоком и установкой на вытяжке устройств обеззараживания воздуха или фильтров тонкой очистки; в помещениях санитарных узлов при боксах и боксированных палатах, помещениях для грязного белья вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока не предусмотрена; нагревательные приборы имеют дефекты поверхностей, создающие условия для адсорбирования пыли и скопления микроорганизмов, затрудняющие проведение обработки с применением моющих и дезинфицирующих растворов; инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных и вспомогательных помещениях проложены открыто, тез устройства закрытых коробов; в здании стены 1 и 2 этажа на путях эвакуации окрашены краской, с неизвестными показателями пожарной опасности (сертификат не представлен); в здании не установлены эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения; стены на путях эвакуации ластичных клеток, окрашены краской с неизвестными показателями пожарной опасности (сертификат не представлен); 2 этаже на двери ведущую в лестничную клетку, не оборудованные приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; на 2 этаже дверь пути эвакуации в ластичную клетку открывается не по направлению выхода из коридора; на 2 этаже в общем коридоре на пути эвакуации для покрытия пола допущено применение линолеума с неизвестным показателем пожарной опасности (сертификат не представлен); на 1 этаже дверь пути эвакуации открывается не по направлению выхода из ластичной клетки; на 1 этаже одна из дверей эвакуационного выхода из помещения ординаторской открывается не по направлению выхода из здания; в здании двери эвакуационного выхода закрываются изнутри на ключ.
26 сентября 2023 года прокурором района внесено представление в адрес ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ об устранении нарушений в сфере охраны жизни и здоровья граждан.
3 октября 2023 года ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ в ответ на представление направлено письмо о том, что специалисту по охране труда А. объявлен выговор.
По результатам проведенного 6 октября 2023 года заместителем главного государственного инспектора Давлекановского, Альшеевского, Благоварского, Буздякского и Чишминского районов по пожарному надзору обследования противопожарного состояния объекта защиты - здания инфекционного отделения ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в нарушение статей 4, 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ; пунктов 4.1.2, 4.2.22, 4.2.24, 4.3.9, СП 1.13130.2020; пункта 5.4 СП 3.13130.2009; пунктов 13, 24, 26 Правил противопожарного режима в здании стены 1 и 2 этажа на путях эвакуации, а также стены на путях эвакуации лестничных клеток, окрашены краской, с неизвестными показателями пожарной опасности (сертификат не представлен); не установлены эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения; на 2 этаже двери, ведущую в лестничную клетку, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; на 2 этаже дверь пути эвакуации на лестничную клетку открывается не по направлению выхода из коридора; на 2 этаже в общем коридоре на пути эвакуации для покрытия пола допущено применение линолеума с неизвестным показателем пожарной опасности (сертификат не представлен); на 1 этаже дверь пути эвакуации открывается не по направлению выхода из лестничной клетки; на 1 этаже одна из дверей эвакуационного выхода из помещения ординаторской открывается не по направлению выхода из здания; в здании двери эвакуационного выхода закрываются изнутри на ключ; в здании не организована, не реже 1 раза в год, проверка качества огнезащитной пропитки чердачного помещения, с оформлением соответствующего акта проверки.
17 июля 2023 года руководством ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ подана заявка в государственную экспертизу для получения положительного заключения стоимости проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт инфекционного отделения ЦРБ (N 2023/07/17-00300).
В связи с необходимостью проведения капитального ремонта здания инфекционного отделения ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ и в связи с приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан N 927-Д от 19 июня 2023 года "Об организации медицинской помощи взрослому населению по профилю инфекционные болезни в медицинских организациях Республики Башкортостан" и маршрутизации пациентов по профилю "инфекционные болезни" в ГБУЗ Республиканскую клиническую больницу клинико-диагностический инфекционный центр г. Стерлитамак 27 июля 2023 года главным врачом ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ издан приказ N 218/а-Д "О закрытии инфекционного отделения" с 11 августа 2023 года.
4 октября 2023 года заключен Договор на проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости в электронной форме.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ, на котором лежит обязанность по содержанию переданного ему на праве оперативного управления имущества, после 2014 года, то есть более девяти лет, какие-либо ремонтные работы в инфекционном отделении не проводило, письма в адрес Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о состоянии инфекционного отделения не направляло, в связи с чем пришел к выводу о незаконном бездействии со стороны должностных лиц руководства учреждения в части непринятия мер по проведению капитального ремонта в инфекционном отделении, что создает угрозу безопасности как пациентов инфекционного отделения, так и медицинскому персоналу больницы, и возложил на ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ обязанность обеспечить работу инфекционного отделения, а также устранить выявленные нарушения в срок до 31 декабря 2024 года.
Признавая незаконным бездействие также со стороны Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, и возлагая на министерство аналогичную обязанность, суд первой инстанции исходил из того, что данное министерство является главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан в сфере здравоохранения.
Проверяя законность судебного решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В то же время суд апелляционной инстанции, исходя из стоимости капитального ремонта отделения, объема предстоящей работы, необходимости проведения конкурсных процедур, подготовки проектно-сметной документации, локально-сметных расчетов, подписание контракта, изменил судебное решение в части установления срока для исполнения возложенных судом обязанностей, установив новый срок до 31 декабря 2025 года.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, с учетом произведенной судом апелляционной инстанции корректировки, правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ установлены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 указанного закона).
В силу положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", которые разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации (пункт 1 СанПиН 3.3686-21).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 утверждены СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", область применения которых обозначена в пункте 1.1, 1.2.
Свод правил СП 1.13130.2020 разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ (пункт 1.1).
Из пункта 1.1 СП 3.13130.2009 следует, что данный свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).
Как правильно установлено судами по данному административному делу, в связи с тем, что здание инфекционного отделения закреплено за ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ на праве оперативного управления, соответственно, данное учреждение должно обеспечить его соответствие требованиям законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Судебные инстанции верно констатировали, что длительное непроведение в здании инфекционного отделения, износ которого составил 100%, ремонтных работ, создает угрозу безопасности как пациентов инфекционного отделения, так и медицинскому персоналу больницы.
Учитывая приведенное выше нормативное регулирование, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что обязанность по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, и устранению выявленных прокурором нарушений, перечень которых не оспаривается, возложена на ГБУЗ РБ Раевская ЦРБ.
При этом как правильно указано судами, аналогичная обязанность лежит на Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, как главном распорядителе средств бюджета Республики Башкортостан в сфере здравоохранения.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы и обстоятельства являлись предметом исследования судов, получили с их стороны надлежащую правовую оценку, ее обоснованности не опровергают и не свидетельствуют о нарушении ими норм права при принятии обжалуемых судебных актов, сводятся к иной оценке заявителем фактических обстоятельств, уже являвшихся предметом оценки судов; между тем их иная оценка заявителем не свидетельствует о наличии в принятых по делу судебных актах существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции в неизмененной части и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2024 года (в неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2025 года.