Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2024 N 88А-20838/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 21.02.2024 по делу N 33а-658/2024 (УИД 75RS0006-01-2023-000427-35)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что спорный объект, рассчитанный на пребывание в нем неопределенного круга лиц, не отвечает требованиям антитеррористической защищенности и правилам противопожарной безопасности, что создает угрозу для жизни и здоровья лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 21.02.2024 по делу N 33а-658/2024 (УИД 75RS0006-01-2023-000427-35)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что спорный объект, рассчитанный на пребывание в нем неопределенного круга лиц, не отвечает требованиям антитеррористической защищенности и правилам противопожарной безопасности, что создает угрозу для жизни и здоровья лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2024 г. по делу N 33а-658/2024
Председательствующий по делу УИД 75RS0006-01-2023-000427-35
судья Страмилова Н.В. (1-я инстанции N 2а-193/2023)
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,
судей Каверина С.А., Жилинского А.Г.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 21 февраля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России "Акшинский", Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю", УМВД России по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционным жалобам административных ответчиков МО МВД России "Акшинский", УМВД России по Забайкальскому краю", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю"
на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 26 июля 2023 года и дополнительное решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 08 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Еремеевой Ю.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Акшинского района Забайкальского края обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой проведена проверка антитеррористической защищенности и правил противопожарной безопасности объекта, находящегося в ведении МО МВД России "Акшинский", расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в МО МВД России "Акшинский" территория объекта не оборудована громкоговорителями с подключением к системе речевого оповещения и в помещении дежурной смены один из оконных проемов не обеспечен защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; в помещении МО МВД России "Акшинский" над кабинетом пункта миграции имеются электропровода и кабели с нарушениями изоляции; на объекте пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. Указывая, что в связи с выявленными нарушениями 26.04.2023 прокуратурой района в адрес начальника МО МВД России "Акшинский" внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, на которое 25.05.2023 дан ответ о проведении начальником тыла (контрактным управляющим) МО МВД России "Акшинский" ФИО неукоснительных мер, связанных с устранением нарушений, указанных в представлении; по состоянию на 21.06.2023 выявленные нарушения не устранены; ссылаясь на то, что здание МО МВД России "Акшинский" по адресу: <адрес> является объектом массового пребывания граждан и социально значимым объектом; от противопожарной и антитеррористической безопасности зависит возможность функционирования всего МО МВД России "Акшинский", просит суд признать незаконным бездействие МО МВД России "Акшинский", ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" по неприведению объекта по адресу: <адрес> соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, об антитеррористической защищенности; возложить на МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" обязанность в срок до 01.09.2023 оборудовать территорию объекта по адресу: <адрес> громкоговорителями с подключением к системе речевого оповещения; оборудовать помещение дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; произвести ремонт охранно-пожарной сигнализации на объекте по адресу: <адрес> для приведения ее в работоспособное состояние.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УМВД России по Забайкальскому краю.
Решением Акшинского районного суда Забайкальского края от 26 июля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие МО МВД России "Акшинский", ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" по неприведению объекта по адресу: <адрес> соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, об антитеррористической защищенности; в срок до 01.09.2023 возложены обязанности на: МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) оборудовать территорию объекта по адресу: <адрес> громкоговорителями с подключением речевого оповещения; МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) оборудовать помещение дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) произвести ремонт охранно-пожарной сигнализации на объекте по адресу: <адрес> для приведения ее в работоспособное состояние.
Дополнительным решением Акшинского районного суда Забайкальского края от 08 декабря 2023 года на Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю возложена обязанность профинансировать исполнение административными ответчиками МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" следующих обязанностей: МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) оборудовать территорию объекта по адресу: <адрес> громкоговорителями с подключением речевого оповещения; МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) оборудовать помещение дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) произвести ремонт охранно-пожарной сигнализации на объекте по адресу: <адрес> для приведения ее в работоспособное состояние.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части возложения на Учреждение обязанности по оборудованию помещения дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97, считает его незаконным, подлежащим отмене, просит принять в данной части новое решение - возложить указанную обязанность на Управление организации тылового обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю. Указывает, что согласно приказу N 1070 от 28.12.2018 "О мерах по выполнению приказа МВД России от 31.12.2014 N 1152 "Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств" организацию мероприятий по повышению уровня безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств, утвержденной приказом МВД России от 31.12.2014 N 1152, осуществляет Управление организации тылового обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю (УОТО). Согласно Уставу ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю" Учреждение создано в целях хозяйственного, вещевого, социально-бытового транспортного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне, обеспечивает пожарную безопасность на объектах территориальных органов МВД России, обеспечивает оснащение установки охранно-противопожарной сигнализации и средств промышленного телевидения. Указывает, что в Управление организации тылового обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю направлялась заявка МО МВД России "Акшинский" от 30.05.2023 N 15/2909 о приобретении и установки бронированного стекла в дежурной части МО МВД России "Акшинский".
В возражении на апелляционную жалобу административного ответчика ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" прокурор Акшинского района Забайкальского края считает ее доводы несостоятельными, решение суда - законным и обоснованным. Полагает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку исходя из пунктов 21, 22.5, 22.6 Устава Учреждения, оно создано в целях хозяйственного, вещевого, социально-бытового транспортного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне; обеспечивает пожарную безопасность на объектах территориальных органов МВД России; обеспечивает оснащение установками охранно-противопожарной сигнализации и средствами промышленного телевидения. Обращает внимание, что УМВД России по Забайкальскому краю в своем письменном отзыве указало, что оно является ненадлежащим административным ответчиком по делу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный ответчик МО МВД России "Акшинский" выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что в настоящее время УМВД России по Забайкальскому краю запланирован комплексный капитальный ремонт МО МВД России "Акшинский", осуществляется процедура закупки; в ходе запланированного капитального ремонта планируется проведение работ по перепланировке и ремонту дежурной части для приведения ее в соответствие с ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, таким образом, указанные в иске и решении суда нарушения будут устранены; в настоящее время в дежурной части уже установлено одно бронестекло класса БРЗ с лотком для принятия документов и переговорным устройством со стороны обращения граждан в дежурную часть и произведен ремонт охранно-пожарной сигнализации с подключением к системе речевого оповещения в МО МВД России "Акшинский". Считает решение суда неисполнимым в отсутствие выделенных для этих целей бюджетных средств.
В возражении на апелляционную жалобу административного ответчика МО МВД России "Акшинский" прокурор <адрес> считает ее доводы несостоятельными, решение суда - законным и обоснованным. Указывает, что отсутствие денежных средств не является объективной причиной для неисполнения решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционные жалобы ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" и МО МВД России "Акшинский" и дополнении к нему административный ответчик УМВД России по Забайкальскому краю полагает их доводы обоснованными и подлежащими удовлетворению. Полагает, что у прокурора Акшинского района отсутствовали полномочия на обращение с данным административным иском. Указывает, что в 2022 году с одной стороны дежурной части МО МВД России "Акшинский" установлено бронестекло, в настоящее время лимиты бюджетных средств на приобретение и установку бронестекол у УМВД России по Забайкальскому краю отсутствуют; кроме того, в мае 2022 года в МВД России направлены предложения о включении в перспективный план капитального ремонта объектов УМВД России по Забайкальскому краю на 2024-2028 годы, согласно которому капитальный ремонт МО МВД России "Акшинский" запланирован на 2027 год. Указывает, что по имеющейся информации МО МВД России "Акшинский" в настоящее время оснащен громкоговорителями и подключен к системе речевого оповещения, проведена полная замена охранно-пожарной сигнализации, приведена в работоспособное состояние; ссылаясь на частичное исполнение требований административного искового заявления, полагает требования о признании незаконным бездействия является безосновательным. Полагает, что УМВД России по Забайкальскому краю не может самостоятельно осуществлять финансирование ввиду отсутствия источников финансирования, поскольку оно осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В апелляционной жалобе административный ответчик УМВД России по Забайкальскому краю выражает несогласие с дополнительным решением суда первой инстанции, полагая его вынесенным с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права и недоказанностью установленных судом обстоятельств, просит отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления к УМВД России по Забайкальскому краю отказать. Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции не дана оценка нормативно-правовому регулированию финансирования и материально-технического обеспечения деятельности полиции. Указывает, что в настоящее время лимиты бюджетных обязательств на приобретение и установку бронестекол у УМВД России по Забайкальскому краю отсутствуют, при этом УМВД России по Забайкальскому краю не может осуществлять самостоятельное финансирование каких-либо мероприятий ввиду отсутствия источников финансирования. Ссылается на частичное выполнение указанных в административном исковом заявлении требований, кроме того полагает, что судом необоснованно возложены обязанности по выделению денежных на выполнение указанных в иске требований, поскольку требования являются частью капитального ремонта МО МВД Россия "Акшинский", запланированного на 2027 год. Считает, что резолютивная часть дополнительного решения не соответствует требованиям закона, поскольку не содержит полного наименования ответчика, указанного в ЕГРЮЛ, - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю. Полагает, что оснований для обращения в суд у прокурора отсутствовали, считает вывод прокурора об обращении с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц несостоятельным, поскольку в МО МВД России "Акшинский" массовое пребывание граждан исключается, вход в помещение дежурной части возможен только для сотрудников отдела, доступ в служебные помещения ограничен отсекающими решетками на магнитных замках, а общедоступная площадь фойе составляет около 3-4 кв. м; состояние оконного проема может затрагивать права и законные интересы только сотрудников дежурной части, круг которых определен штатной численностью МО МВД России "Акшинский", доказательств обращения указанных сотрудников о нарушении их прав и законных интересов в прокуратуру не представлено. Считает, что судом не проверены обстоятельства того, что МО МВД России "Акшинский" оснащен громкоговорителями, которые подключены к системе речевого оповещения; кроме того, произведена полная замена охранно-пожарной сигнализации, которая приведена в работоспособное состояние.
В дополнении к апелляционной жалобе административный ответчик УМВД России по Забайкальскому краю указывает на применение судом первой инстанции норм, не подлежащим применению к спорным правоотношениям, а именно подпункта 15.2 Инструкции по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств, утвержденной Приказом МВД России от 31 декабря 2014 года N 1152, регламентирующего обеспечение защищенности кабин КПП, к которым помещения дежурных частей не относятся.
В возражении на апелляционную жалобу административного ответчика УМВД России по Забайкальскому краю прокурор Акшинского района Забайкальского края просит дополнительное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что осуществление полномочий по рациональному и эффективному использованию бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за УМВД России по Забайкальскому краю на праве оперативного управления; осуществление функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетных полномочий администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Забайкальского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями возложены на УМВД России по Забайкальскому краю в соответствии с
подпунктами 50,
51 пункта 13 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2017 года N 581. Полагает, что УМВД России по Забайкальскому краю, как главный распорядитель финансовых средств в регионе в системе МВД, одновременно отвечающий за материально-техническое обеспечение подведомственных отделений и организаций, несет ответственность за выявленные у МО МВД России "Акшинский" нарушения законодательства.
МО МВД России "Акшинский", надлежащим образом извещенный о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил.
На основании
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика МО МВД России "Акшинский".
В судебном заседании представитель УМВД России по Забайкальскому краю Т.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнения и отзыва к ней, просил решение и дополнительное решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубова С.А. пояснила, что в ходе проверки 13.02.2024 установлено, что в дежурной части имеется стекло 3 класса защиты по пулестойкости, в остальной части просила решение и дополнительное решение, как законные и обоснованные, оставить без изменения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзывов и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями
статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Акшинского района проведена проверка антитеррористической защищенности и правил противопожарной безопасности объекта - МО МВД России "Акшинский", расположенного по адресу: <адрес>, в ходе проверки установлено, что территория объекта не оборудована громкоговорителями с подключением к системе речевого оповещения, в помещении дежурной смены один из оконных проемов не обеспечен защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; над кабинетом пункта миграции имеются электропровода и кабели с нарушениями изоляции, помимо прочего на объекте пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии.
В связи с выявленными нарушениями 26.04.2023 прокуратурой района в адрес начальника МО МВД России "Акшинский" вынесено представление об устранении нарушений законодательства, однако выявленные нарушения не устранены, что установлено актом проверки от 21.06.2023.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
частей 4,
6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму",
статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подпунктов 15.2, 32 Инструкции по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств, утвержденной Приказом МВД России от 31 декабря 2014 года N 1152,
пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, проанализировав положения Устава ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Забайкальскому краю", согласно которому учреждение создано в целях хозяйственного, вещевого, социально-бытового транспортного обеспечения УМВД России по <адрес> и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне, обеспечения пожарной безопасности на объектах территориальных органов МВД России, обеспечения оснащения установки охранно-противопожарной сигнализации и средствами промышленного телевидения, исходя из того, что ненадлежащее исполнение требований антитеррористической защищенности и правил противопожарной безопасности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, посчитал заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
Суд отклонил доводы возражения УМВД России по Забайкальскому краю об установке бронированного стекла в дежурной части судом в связи с отсутствием тому документального подтверждения, указав, что данные обстоятельства, как и обстоятельства, связанные с установкой громкоговорителей, могут быть учтены на стадии исполнения решения суда.
Исходя из представленных суду доводов об отсутствии у МО МВД России "Акшинский" самостоятельного финансирования, из указанных в Уставе ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Забайкальскому краю" целей создания УМВД России по Забайкальскому краю данной структуры, суд пришел к выводу о возложении на УМВД России по Забайкальскому краю обязанности по финансированию исполнения обязанностей, возложенных решением суда на административных соответчиков МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю".
Суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным бездействия МО МВД России "Акшинский", ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" по неприведению объекта по адресу: <адрес> соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности, об антитеррористической защищенности; в срок до 01.09.2023 возложения обязанности на: МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N по оборудованию территории объекта по адресу: <адрес> громкоговорителями с подключением речевого оповещения; МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) по проведению ремонта охранно-пожарной сигнализации на объекте по адресу: <адрес> для приведения ее в работоспособное состояние; по возложению на Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю обязанности профинансировать исполнение административными ответчиками МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" указанных выше обязанностей.
Согласно
пунктам 1,
7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с
пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу
пункта 3.1 статьи 5 названного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В целях обеспечения инженерно-технической укрепленности и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств Приказом МВД России от 31.12.2014 N 1152 "Об обеспечении безопасности объектов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств" утверждена Инструкция по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств (далее - Инструкция N 1152), в соответствии с подпунктом 32 которой на охраняемом объекте и его территории для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий создается система оповещения.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (
пункты 1 -
3).
Возложение судом на МО МВД России "Акшинский" и ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" обязанности по оборудованию территории объекта по адресу: <...> громкоговорителями с подключением речевого оповещения и проведению ремонта охранно-пожарной сигнализации не противоречит требованиям закона, с учетом полномочий МО МВД России "Акшинский", в число которых входит участие в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов МО МВД России "Акшинский", наличия у начальника МО МВД России "Акшинский" права первой подписи финансовых документов, права заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления в пределах своей компетенции управления имуществом, закрепленным за МО МВД "Акшинский" на праве оперативного управления; обеспечения эффективного использования транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета (подпункт 23 пункта 9, подпункты 27, 30 пункта 15 Положения о межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский", утвержденного приказом УМВД России по Забайкальскому краю от 20.03.2023 N 203); а также с учетом уставной цели деятельности ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Забайкальскому краю", созданного для хозяйственного, вещевого, социально-бытового транспортного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне; организации эксплуатации движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе Учреждения, и технического контроля за его состоянием; обеспечения пожарной безопасности на объектах территориальных органов МВД России, обеспечение оснащения установками охранно-противопожарной сигнализации и средствами промышленного телевидения (пункты 21, 22.5 Устава ФКУ "ЦХИСО УМВД России по Забайкальскому краю", утвержденного Приказом МВД России N 284 от 30.03.2012).
Обязанность по обеспечению финансирования для исполнения указанных выше обязанностей правомерно возложена судом на УМВД России по Забайкальскому краю в связи со следующим.
В соответствии с
пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Согласно
подпункту 52 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699 (далее - Типовое положение), территориальный орган наделен функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Подпунктом 30 пункта 19 Типового положения предусмотрено, что руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями.
В соответствии с
подпунктами 50,
51 пункта 13 приказа МВД России от 1 августа 2017 года N 581 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю" УМВД России по Забайкальскому краю осуществляет следующие полномочия: осуществляет материально-техническое обеспечение УМВД России по Забайкальскому краю, подчиненных органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за УМВД России по Забайкальскому краю на праве оперативного управления; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Забайкальского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
В силу пункта 3 Положения о межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский", утвержденного приказом УМВД России по Забайкальскому краю от 20.03.2018 N 203, МО МВД России "Акшинский" входит в состав органов внутренних дел, подчиняется Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю и осуществляет свою деятельность в пределах границ Акшинского муниципального округа, Кыринского и Ононского муниципальных районов согласно утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации схемам размещения территориальных органов МВД России.
При таком положении доводы административных ответчиков об обратном основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Ограниченность финансирования, о чем упоминается в жалобах, не может являться основанием для освобождения административных ответчиков от исполнения требований закона.
Судебная коллегия также не может принять во внимание довод о запланированном проведении в 2027 году работ по капитальному ремонту МО МВД России "Акшинский", в рамках которого будут осуществлены указанные в административном исковом заявлении работы, поскольку выполнение работ по капитальному ремонту МО МВД России "Акшинский", с учетом обозначенного для выполнения таких работ срока, не исключает обязанность административных ответчиков по соблюдению требований о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в настоящее время.
При этом, вопреки доводам УМВД России по Забайкальскому краю, возложение на него обязанности организовать финансовое обеспечение выполнения возложенных на МО МВД России "Акшинский" и ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" работ не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, поскольку на административных ответчиков возложено выполнение лишь тех обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством в целях устранения выявленных нарушений, и не могут быть обусловлены усмотрением ответчиков, с учетом того, что неисполнение возложенных обязанностей влечет угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Предположение об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, обоснованное отсутствием нарушения прав неопределенного круга лиц, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку несоблюдение требований о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, несомненно, нарушает права неопределенного круга лиц, в число которых входят как сотрудники МО МВД России "Акшинский", так и граждане, находящиеся в здании.
Обязанность по оборудованию территории объекта по адресу: <адрес> громкоговорителями с подключением речевого оповещения возложена на административных ответчиков правомерно, поскольку на дату вынесения решения доказательств исполнения указанной обязанности у суда не имелось.
Указание в дополнительном решении наименования ответчика "Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю" вместо "Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю" является опиской, к принятию неправильного судебного акта не привело.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении в срок до 01.09.2023 на МО МВД России "Акшинский" и ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" обязанности оборудовать помещение дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; на Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю обязанности профинансировать исполнение административными ответчиками МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" указанной обязанности в связи со следующим.
Заявляя требование о возложении на ответчиков указанной обязанности, прокурор руководствовался пунктом 15.2 Инструкции N 1152.
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции N 1152 контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) - стационарный пост, выставляемый для обеспечения пропускного режима на территорию объекта.
В силу пункта 15.2 Инструкции кабины КПП должны обеспечивать защиту от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97.
Согласно пункту 22 Инструкции инженерно-техническая укрепленность и оснащенность ТСО специальных помещений органа, организации, подразделения системы МВД России (помещения дежурных частей, комнаты хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и специальных средств, помещении для хранения средств защиты, связи, специальной, оперативной и криминалистической техники, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, архивы, хранилища, кассы) должна соответствовать требованиям действующих ведомственных нормативных документов, регламентирующих их защищенность.
Таким образом, помещение дежурной части отнесено к категории "специальных помещений", не подпадающих под требование защищенности, применяемое к КПП, в том числе пункт 15.2 Инструкции.
Требование к оконным конструкциям оконных проемов специальных помещений установлено пунктом 18.3 Инструкции, согласно которому такие оконные проемы, требующие повышенных мер защиты, независимо от этажности, в обязательном порядке должны быть оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением 3 класса защиты.
Аналогичные требования содержатся в Классах защиты конструктивного элемента, приведенных в приложении N 1 к Инструкции, из которых следует, что независимо от категории объекта оконные проемы специальных помещений оборудуются конструктивными элементами 3 класса защиты.
Из акта проверки исполнения федерального законодательства от 13.02.2024 следует, что в дежурной части МО МВД России "Акшинский" установлено стекло с защитой от поражения огнем стрелкового оружия 3 класса защиты по пулестойкости (классификация определена по
ГОСТ Р 51112-97), что соответствует вышеуказанным требования Инструкции.
При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для возложения на МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" обязанности по оборудованию помещения дежурной части защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; на Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю обязанности профинансировать исполнение административными ответчиками МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" указанной обязанности.
При этом факт того, что защитное стекло установлено не во всех оконных проемах дежурной части, не имеет значения при рассмотрении настоящего спора, ввиду отсутствия обязанности по установлению стекла с защитой по пулестойкости не ниже 5 класса.
В соответствии с
частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в части возложения в срок до 01.09.2023 обязанности на МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) оборудовать помещение дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; возложения на Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю обязанности профинансировать исполнение административными ответчиками МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" обязанности по оборудованию помещения дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97 в апелляционном порядке имеются.
В силу
пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 26 июля 2023 года и дополнительное решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 08 декабря 2023 года в части возложения в срок до 01.09.2023 обязанности на МО МВД России "Акшинский" (ИНН N ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) оборудовать помещение дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; возложения на Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю обязанности профинансировать исполнение административными ответчиками МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" обязанности по оборудованию помещения дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97 подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 26 июля 2023 года и дополнительное решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 08 декабря 2023 года в части возложения в срок до 01.09.2023 обязанности на МО МВД России "Акшинский" (ИНН N, ОГРН N), ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Забайкальскому краю" (ИНН N, ОГРН N) оборудовать помещение дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97; возложения на Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю обязанности профинансировать исполнение административными ответчиками МО МВД России "Акшинский", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Забайкальскому краю" обязанности по оборудованию помещения дежурной части по адресу: <адрес> защитой от поражения огнем стрелкового оружия класса защиты по пулестойкости не ниже 5 по
ГОСТ Р 51112-97 отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 26 июля 2023 года и дополнительное решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 08 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения
Апелляционное определение может быть
обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.