Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2024 N 88а-15276/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 10.01.2024 N 33а-154/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000468-94)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности может повлечь нарушение безопасности жизни и здоровья людей, проживающих на территории муниципального образования.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Тюменского областного суда от 10.01.2024 N 33а-154/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000468-94)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности может повлечь нарушение безопасности жизни и здоровья людей, проживающих на территории муниципального образования.
Решение: Удовлетворено.


Содержание

Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы об отсутствии финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2024 г. N 33а-154/2024(33а-6642/2023)
Дело N 2а-15/2023(2-329/2022)
72RS0011-01-2022-000468-94
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Левиной Н.В., Ревякина А.В.,
при помощнике судьи А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Клепиковского сельского поселения в лице представителя К.Е. на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению противопожарным водоснабжением - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обязать администрацию Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно:
- в п. Детский Дом N 29 выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости), установить 2 емкости рядом с насосной станцией и 2 емкости по адресу: <...>;
- в д. Синицына выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов или емкостей с противопожарным запасом. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды по адресу: <...>, напротив <...> и по адресу: <...>. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды по <...> д. Синицына (2 емкости). При отсутствии возможности устройства водопровода вместо гидрантов предусмотреть установку емкостей с противопожарным запасом по 2 емкости на 1 гидрант;
- в д. Симонова выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов и емкостей с противопожарным запасом воды. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды по адресу: <...>А, <...> (3 штуки по 2 емкости) и 3 емкости у насосной станции по адресу: на юг от д. Симонова".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителей административного ответчика Администрации Клепиковского сельского поселения Ишимского района Тюменской области К.Е., К.В., просивших об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснения представителя прокуратуры Тюменской области Петрушенко К.Ф., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с учетом уточнений с административным исковым заявлением к администрации Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова источниками наружного противопожарного водоснабжения, возложении обязанности на администрацию Клепиковского сельского поселения Ишимского района Тюменской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в п. Детский Дом N 29 выполнить устройство насосной станции с устройством подъездного пути; установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 емкости), установить 2 емкости рядом с насосной станцией и 2 емкости по адресу: <...>; в д. Синицына выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов или емкостей с противопожарным запасом. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды по адресу: <...>, напротив <...> и по адресу: <...>. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды по <...> д. Синицына (2 емкости). При отсутствии возможности устройства водопровода вместо гидрантов предусмотреть установку емкостей с противопожарным запасом по 2 емкости на 1 гидрант; в д. Симонова выполнить устройство пожарного водопровода с установкой гидрантов и емкостей с противопожарным запасом воды. Установить емкости для хранения пожарного запаса воды по адресу: <...> А, <...> (3 штуки по 2 емкости) и 3 емкости у насосной станции по адресу: на юг от д. Симонова. Требования мотивированы тем, что 29.04.2022 года ОНДи ПР "Ишимский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка администрации Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района, в ходе которой установлен факт неисполнения органом местного самоуправления пунктов 1, 4, 5 предписания от 31.05.2021 года <...> об устранении выявленных Отделом нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения - 01.03.2022 год. Несмотря на то что глава Клепиковского сельского поселения ранее неоднократно предостерегался о недопустимости нарушения требований пожарной безопасности, администрацией Клепиковского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, проведению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельный участках) и предотвращению угрозы возникновения пожара на территориях населенных пунктов п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова. Непринятие мер к соблюдению требований пожарной безопасности может привести как к невозможности тушения лесного или ландшафтного пожара на границах с населенными пунктами Клепиковского сельского поселения, так и невозможности тушения пожара в случае возгорания на непосредственно территории соответствующих населенных пунктов, что может привести к причинению вреда здоровью и гибели людей, уничтожению имущества.
В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник Ишимского межрайонного прокурора Нуруллин В.А. поддержал требования, заявленные в административном иске, просил их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного администрации Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района и заинтересованного лица администрации Ишимского муниципального района Тюменской области - К.Е., возражала в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - ОНДиПР "Ишимский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области и Департамента Гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области при надлежащем извещении не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный ответчик Администрация Клеписковского сельского поселения в лице представителя К.Е., которая в апелляционной жалобе просит решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что вместо установки емкостей для хранения пожарного запаса воды можно установить иные источники наружного противопожарного водоснабжения, для обеспечения возможности заправки машин вместо устройства пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов в колодце можно установить пожарные водоемы, а устройство насосной станции не является обязательным требованием. Отмечает, что для установления емкостей для хранения пожарного запаса воды необходимо уточнить расположение инженерных сетей и сооружений, а также установить собственников земельных участков, в связи с чем полагает, что данные обстоятельства могут исключить возможность установки емкостей на улицах, указанных в решении суда. Считает, что судом не исследован вопрос о фактической возможности выполнения указанных мероприятий, а также их стоимость. Обращает внимание, что Постановлением Администрации Ишимского муниципального района от 21.11.2022 года <...> утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023 - 2025 годы", Приложением N 4 к которой утвержден перечень мероприятий по устройству необходимого количества новых источников наружного противопожарного водоснабжения Ишимского муниципального района на 2023 и последующие годы. Так, устройство источников противопожарного водоснабжения в п. Детский Дом N 29 запланировано на 2023 год, д. Синицына на 2025 и 2037 годы, остальные населенные пункты - в последующие годы. Полагает, что принятое решение нарушает конституционное право органов местного самоуправления на осуществление своих полномочий, в частности на признание и гарантирование в Российской Федерации местного самоуправления, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Указывает, что в настоящее время бюджет администрации сельского поселения не располагает финансовыми средствами для осуществления мероприятий по обеспечению источниками наружного пожаротушения в требуемом объеме. Считает выводы судебной экспертизы недостоверными, имеющими вероятностный характер, заключение дано экспертами без выезда на места предполагаемого устройства источников наружного пожаротушения, без исследования возможности их установки в указанных местах. Полагает, что для исполнения решения установлен необоснованно короткий срок для выполнения таких работ.
В возражениях на апелляционную жалобу Ишимский межрайонный прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц администрации Ишимского муниципального района, ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).
В силу статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (часть 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (часть 4).
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 утвержден свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение".
Согласно п. 8.9 СП 8.13130 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п. 10.3 СП 8.13130).
Пунктом 10.4 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение" установлено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31 марта 2021 года Ишимским межрайонным прокурором в адрес главы Клепиковского сельского поселения направлено Предостережение о недопустимости нарушения закона, в котором главу поселения предостерегают от не исполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по неукоснительному выполнению требований законов, относительно пожарной безопасности (л.д. 21-23).
18 апреля 2021 года Ишимским межрайонным прокурором на имя председателя Думы Клепиковского сельского поселения выдано предписание об устранении нарушений закона, вынесенным по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства, а также законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории Клепиковского сельского поселения, а именно в с. Клепиково, д. Орловка не созданы в полной мере противопожарные минерализованные полосы, не в полном объеме производится своевременная уборка сухой растительности и покос травы, территории населенных пунктом не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения. Предписанием установлен месячный срок для принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона (л.д. 24-26).
19 мая 2021 года председателем Думы Клепиковского сельского поселения Д. в адрес Ишимского межрайонного прокурора направлен ответ, из которого следует, что на имя главы Ишимского муниципального района направлено письмо от 18 мая 2021 года с просьбой в оказании содействия в решении вопроса по установлению достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах, расположенных на территории Клепиковского сельского поселения (л.д. 27).
29 апреля 2021 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам Тюменской области УНДиПР ГУ МСЧ России по Тюменской области вынесено Постановление по делу об административном правонарушении <...>, в соответствии с которым глава Клепиковского сельского поселения К.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности, установлено, что на территории населенных пунктов (с. Клепиково, д. Орловка) не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения. Постановление вступило в законную силу (л.д. 35-40).
17 марта 2022 года Ишимским межрайонным прокурором в адрес главы Клепиковского сельского поселения вновь направлено Предостережение о недопустимости нарушения закона, в котором главу поселения предостерегают от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по неукоснительному выполнению требований законов, относительно пожарной безопасности (л.д. 17-19).
В период с 22 апреля 2022 года по 25 апреля 2022 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области осуществлена внеплановая проверка в отношении администрации Клепиковского сельского поселения, по результатам проведения которой составлен акт <...>, из которого следует, что в п. Детский Дом N 29 Ишимского района Тюменской области до начала пожароопасного периода не проведено обновление опашки с восточной стороны населенного пункта; имеющаяся опашка вокруг населенного пункта д. Синицына Ишимского района Тюменской засти, выполнена не в достаточной мере (отсутствует в местах примыкания дамбы к земельным участкам населенного пункта с северной стороны). Ширина имеющейся полосы местами составляет менее 10 метров; в местах общего пользования населенного пункта д. Синицына Ишимского района не обеспечивается очистка территории от сухой растительности; в местах общего пользования населенного пункта д. Симонова Ишимского района не обеспечивается очистка территории от сухой растительности; в д. Симонова Ишимского района Тюменской области до начала пожароопасного периода не достаточной мере (отсутствует на склонах берега р. Ишим с западной стороны населенного пункта) создана противопожарная минерализованная полоса вокруг населенного пункта, а также не проведено обновление опашки с восточной стороны населенного пункта. Составлен акт проверки <...> от 25 апреля 2023 года.
05 мая 2022 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области осуществлена внеплановая проверка в населенные пункты: п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова, по результатам проведения которой составлен акт <...>, из которого следует, что требования пунктов 1, 4, 5 Предписания от 31 мая 2021 года <...> об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы, возникновения пожара, администрацией Клепиковского сельского поселения не выполнены, а именно:
- территория населенного пункта п. Детский Дом N 29 Ишимского района Тюменской области не обеспечена достаточным количеством наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (пункт 1 предписания <...> от 31 мая 2021 года);
- территория населенного пункта д. Синицына Ишимского района Тюменской области не обеспечена достаточным количеством наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (пункт 4 предписания <...> от 31 мая 2021 года);
- территория населенного пункта д. Симонова Ишимского района Тюменской области не обеспечена достаточным количеством наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (пункт 5 предписания <...> от 31 мая 2021 года) (л.д. 9-12).
Актом осмотра территории населенных пунктов от 05 мая 2022 года установлено, что на территории п. Детский Дом N 29, с числом жителей более 50 человек, расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты (жилых домов, хозяйственных строений, объектов иного функционального назначения), расположенных в северной части населенного пункта, составляет свыше 200 метров (фактическое расстояние до 400 метров); в д. Синицына, с числом жителей более 50 человек расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты (жилых домов, хозяйственных строений, объектов иного функционального назначения), расположенных в северной, восточной и западной частях населенного пункта, составляет свыше 200 метров (фактическое расстояние до 800 метров); в д. Симонова расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты (жилых домов, хозяйственных строений, объектов иного функционального назначения), расположенных в северной части населенного пункта, составляет свыше 200 метров (фактическое расстояние до 1 300 метров) (л.д. 13-16).
В ходе судебного разбирательства по делу судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертами дано заключение о том, что в п. Детский Дом N 29 необходимо устройство насосной станции с устройством подъездного пути, установить емкости для хранения пожарного запаса воды на территории детского санатория (2 емкости), установить 2 емкости рядом с насосной станцией и 2 емкости по адресу <...>; в д. Синицына выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов или емкостей с противопожарным запасом; установить емкости для хранения пожарного запаса воды по адресу <...>, напротив <...>, и по адресу <...>, источником водоснабжения предусмотреть водопровод <...>, территория Клепиковского поселения, <...>, д. Синицына, пв-1 кадастровый номер <...>, установить емкости для хранения пожарного запаса воды по <...>, 3а 2 емкости), при отсутствии возможности устройства водопровода вместо гидрантов предусмотреть установку емкостей с противопожарным запасом, по 2 емкости на 1 гидрант; в д. Симонова выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов или емкостей с противопожарным запасом воды, источником водоснабжения предусмотреть насосную станцию. У реки Ишим, установить емкости для хранения пожарного запаса воды по адресу: <...>А, <...> (3 шт. по 2 емкости) и 3 емкости у насосной станции по адресу на юг от д. Симонова (л.д. 119-171).
Разрешая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, бездействие административного ответчика по их устранению установлено, в связи с чем возложена обязанность на административного ответчика по их устранению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Установив, что административным ответчиком в пределах своих полномочий и обязанностей, установленных приведенными положениями закона, длительный период времени (с 2021 года) своевременных и необходимых мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в п. Детский дом N 29, д. Синицына, д. Симонова Ишимского района Тюменской области в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности не предпринималось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии административного ответчика по их устранению, нарушающие права неопределенного крага лиц в области пожарной безопасности, создающее реальную угрозу их жизни и здоровью и предпосылки причинения вреда.
Срок, установленный судом для устранения нарушений требований пожарной безопасности, судебная коллегия находит разумным, исходя из объема и характера действий, подлежащих совершению, бюджетного планирования.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы об отсутствии финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Доводы о том, что постановлением Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 21.11.2022 года <...> утверждена муниципальная программа "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 годы", не свидетельствуют об отсутствии бездействия административного ответчика по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в п. Детский дом N 29, д. Синицына, д. Симонова Ишимского района Тюменской области, поскольку указанной программой устройство пожарного водоема в д. Синицына запланировано на 2025 год, 2037 год, в д. Симонова мероприятия по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения указанной программой не запланированы. В п. Детский дом N 29 запланированы мероприятия по устройству пожарного водоема на 2023 год, однако, доказательств выполнения указанных мероприятий, административным ответчиком не представлено.
При этом, соблюдение требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов не может быть поставлено в зависимость от сроков, определенных данной программой, исходя из значимости данных мероприятий, баланса частных и публичных интересов.
Более того, указанное постановление Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 21.11.2022 года <...> утратило силу с 01 января 2024 года в связи с изданием постановления Администрации Ишимского муниципального района от 29.11.2023 года <...>.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований прокурора и правомерно постановил решение об их удовлетворении.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению в части определенного судом первой инстанции способа устранения допущенного бездействия.
Из приведенных положений ст. 68 Технического регламента следует, что в населенных пунктах с числом жителей до 5 000 человек административному ответчику предоставлена возможность самостоятельно избрать из перечисленных в данной норме способов обеспечения территорий населенных пунктов Клепиковского сельского поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения (наружный противопожарный водопровод, водные объекты, пожарные резервуары).
Как следует из материалов дела и представленной административным ответчиком справки, численность населения в п. Детский дом N 29, д. Синицына, д. Симонова Ишимского района Тюменской области не превышает 5 000 человек. В п. Детский дом N 29 имеется 3 пожарных резервуара, естественный водоем, в д. Синицына - водопровод, 3 пожарных резервуара, естественный водоем, в д. Ваньковка - пожарный водоем, 2 пожарных гидранта, естественный водоем, в д. Симонова - 2 пожарных резервуара, естественный водоем.
Из заключения экспертизы следует, что при определении способа обеспечения территорий населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения не учитывалось состояние прибрежной территории и территории в местах предполагаемого водозабора, экспертиза проводилась без выезда на территории населенных пунктов, в связи с чем для определения возможности обустройства источниками наружного противопожарного водоснабжения необходимо выполнить исследование дна рек и озер в местах установки насосного оборудования, уточнить расположение подземных инженерных сетей и сооружений, при использовании земельных участков, находящихся на праве собственности третьих лиц, составить соглашение на установление сервитута (л.д. 139).
Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему делу, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, право Администрации Клепиковского сельского поселения на альтернативный выбор источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом имеющихся на территории населенных пунктов источников наружного противопожарного водоснабжения с приведением их в соответствии с требованиями закона.
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению в указанной части, с возложением обязанности на Администрацию Клепиковского сельского поселения обеспечить п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2023 года изменить.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Возложить обязанность на Администрацию Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить п. Детский Дом N 29, д. Синицына, д. Симонова Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.