Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2024 N 88а-15930/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 17.01.2024 N 33а-224/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000400-07)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории источниками наружного противопожарного водоснабжения, возложении обязанности обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Отсутствие определенных мест забора воды из естественных водоемов влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенных пунктов, что угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 17.01.2024 N 33а-224/2024 (УИД 72RS0011-01-2022-000400-07)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории источниками наружного противопожарного водоснабжения, возложении обязанности обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Отсутствие определенных мест забора воды из естественных водоемов влечет угрозу возникновения и распространения пожаров на территории населенных пунктов, что угрожает жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2024 г. N 33а-224/2024(33а-6847/2023)
Дело N 2а-9/2023 | 72RS0011-01-2022-000400-07 |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Галяутдиновой Е.Р., Осипова А.В.,
при помощнике судьи К.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 26 сентября 2023 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Стрехнинского сельского поселения о возложении обязанности по обеспечению наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения зданий - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обязать Администрацию Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно:
- в с. Стрехнино установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 шт. х 2 емкости) в квартале улиц проезд Целинный - ул. Целинная, 9 (2 шт. х 2 емкости) вдоль улиц и рядом с мечетью по ул. Карбышева, выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения, на водопроводе установить гидранты (13 штук) с шагом 200 метров;
- в п. Лозовое установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 шт. х 2 емкости) в районе улиц Площадь спортивная выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов (5 шт.) с подключением к существующим объектам водоснабжения.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Галяутдиновой Е.Р., объяснения представителя административного ответчика Администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области К.Е.В., просившей об удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административного истца - прокурора Ананченко И.Е., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Ишимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском с учетом уточнений к нему к Администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области (далее также - Администрация Стрехнинского сельского поселения) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению территории с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения, с возложением обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в с. Стрехнино установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 шт. х 2 емкости) в квартале улиц проезд Целинный - ул. Целинная, 9, (2 шт. х 2 емкости) вдоль улиц и рядом с мечетью по ул. Карбышева, выполнить устройство водопровода с подключением к существующим объектам водоснабжения, на водопроводе установить гидранты (13 штук) с шагом 200 метров; в п. Лозовое установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 шт. х 2 емкости) на территории ЗАО "Племзавод - Юбилейный" в районе улиц Площадь спортивная выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов (5 шт.) с подключением к существующим объектам водоснабжения.
Требования мотивированы тем, что 25.03.2022 отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Абатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка Администрации Стрехнинского сельского поселения, в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившееся в необеспечении территории населенных пунктов с. Стрехнино, п. Лозовое Стрехнинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с
ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент)
п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима),
п. п. 8.9,
10.3,
10.4 СП 8.13130 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130).
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области, ЗАО "Племзавод - Юбилейный".
Представитель истца - помощник Ишимского межрайонного прокурора Дробинин В.О. в судебном заседании суда первой инстанции на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений к нему.
Представитель заинтересованного лица ЗАО "Племзавод - Юбилейный"
ФИО10, действующая на основании доверенности от <...> (л.д. 187 т. 1), в судебном заседании суда первой инстанции, возражая против искового заявления, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представители административного ответчика Администрации Стрехнинского сельского поселения, заинтересованных лиц Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие при надлежащем извещении.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Администрация Стрехнинского сельского поселения. В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора. Указывает, что возложение обязанности по обеспечению территории сельского поселения конкретными видами источников наружного противопожарного водоснабжения нарушает право Администрации Стрехнинского сельского поселения на их выбор, предусмотренный Техническим регламентом. Судом первой инстанции не учтено, что для выполнения мероприятий по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения, указанных в решении суда, необходимо определить расположение инженерных сетей и сооружений, собственников земельных участков, учесть расширение границ населенного пункта, создание новых зданий и сооружений. Обращает внимание, что на территории Ишимского муниципального района Тюменской области утверждена программа развития гражданской обороны и защиты населения, которой определены сроки обеспечения территорий населенных пунктов Ишимского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения. Кроме того, указывается на отсутствие средств для указанных целей.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонный Ишимский прокурор, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит отказать в ее удовлетворении.
Представители заинтересованных лиц Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области, ЗАО "Племзавод - Юбилейный" в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалоб не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями
статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с
пунктом 9 части 1,
ч. 3 статьи 14 Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (
статья 1 Федерального закона от <...> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (
ст. 19 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 19 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии со
статьей 1 Закона о пожарной безопасности под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
абзац 4 статьи 20 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 62 Технического регламента установлено, что территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2). Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным
законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
Согласно статье 68 Технического регламента к наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары (часть1).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (часть 3).
Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2,
ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (часть 4).
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4,
ФЗ (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров (часть 5).
В силу п. п. 4.1, 3.6 СП 8.13130.2020 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения и противопожарные резервуары.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (п. 8.9 СП 8.13130).
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) (п. 10.3 СП 8.13130). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил (п. 10.4 СП 8.13130).
В соответствии с
п. 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки Администрации Стрехнинского сельского поселения 31.05.2021 органами пожарного надзора выявлены нарушения требований пожарной безопасности, свидетельствующие что территории населенных пунктов с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных ст. 68 Технического регламента,
п. 75 Правил противопожарного режима; п. 8.9, п. 10.3, п. 10.4 СП 8.13130.
Названные нарушения требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов выявлены 25 марта 2022 года ОНД и ПР Ишимский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области, которые до настоящего времени не устранены.
В ходе судебного разбирательства по делу судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертами дано заключение о том, что в с. Стрехнино необходимо установить емкости для хранения пожарного запаса воды (2 шт. х 2 емкости) в квартале <...> выполнить устройство пожарного водопровода с установкой пожарных гидрантов (5 шт.) с подключением к существующим объектам водоснабжения (л.д. 111-152 т. 1).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, бездействие административного ответчика по их устранению установлено, в связи с чем возложена обязанность на административного ответчика по их устранению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 2021 года Администрацией Стрехнинского сельского поселения по ул. 70 лет Октября с. Стрехнино установлен пожарный гидрант с установкой водопроводного колодца, 18.06.2021 распоряжением Администрации Стрехнинского сельского поселения утвержден план мероприятий по обустройству противопожарных гидрантов, в соответствии с которым денежные средства на реализацию данных мероприятий предусмотрены из переходящих остатков, который складываются на начало года, в которой запланированы предстоящие расходы (л.д. 10, 14-18).
Иных действенных мер для обеспечения территорий с. Стрехнино, п. Лозовое достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения до настоящего времени не принято.
В связи с чем, установив, что административным ответчиком в пределах своих полномочий и обязанностей, установленных приведенными положениями закона, длительный период времени своевременных и необходимых мер по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области в соответствии с действующим законодательством в области пожарной безопасности не предпринималось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии административного ответчика по их устранению, нарушающие права неопределенного крага лиц в области пожарной безопасности, создающее реальную угрозу их жизни и здоровью и предпосылки причинения вреда.
Срок, установленный судом для устранения нарушений требований пожарной безопасности, судебная коллегия находит разумным, исходя из имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения в с. Стрехнино и п. Лозовое, принятых мерах Администрацией Стрехнинского сельского поселения на обеспечение спорных территорий достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, в частности заключение договора подряда от 20.11.2023 на установку пожарных гидрантов на территории Стрехнинского сельского поселения со сроком его исполнения 25.12.2023, из объема и характера действий, подлежащих совершению, бюджетного планирования.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы об отсутствии финансовой возможности сельского поселения в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению требований пожарной безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, в соответствии с Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения. Данных о том, что административным ответчиком своевременно принимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Доводы о том, что постановлением Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 21.11.2022 N 239 "Об утверждении муниципальной программы "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 г.г.", не свидетельствуют об отсутствии бездействия административного ответчика по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения в с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области, поскольку указанной программой устройство источников противопожарного водоснабжения в с. Стрехнино было запланировано на 2034 год, в п. Лозовое на 2030 год. Данное постановление признано утратившим силу постановлением Администрации Ишимского муниципального района от 23.11.2023 N 215, в связи с утверждением муниципальной программы "Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения Ишимского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2023-2025 г.г.", согласно которой реализация программы рассчитана на период 2023 - 2025 годы, в последующие годы планируется дальнейшая реализация мероприятий по созданию новых источников наружного противопожарного водоснабжения, в частности создание новых источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Ишимского мунипального района Тюменской области запланировано на 2024-2026 г.г. (Приложение N 1).
Соблюдение требований пожарной безопасности на территории указанных населенных пунктов не может быть поставлено в зависимость от сроков, определенных данной программой, исходя из значимости данных мероприятий, соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований прокурора и правомерно постановил решение об их удовлетворении.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению в части определенного судом первой инстанции способа устранения допущенного бездействия.
Из приведенных положений ст. 68 Технического регламента следует, что в населенных пунктах с числом жителей до 5 000 человек административному ответчику предоставлена возможность самостоятельно избрать из перечисленных в данной норме способов обеспечения территорий населенных пунктов Стрехнинского сельского поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения (наружный противопожарный водопровод, водные объекты, пожарные резервуары).
Согласно представленным сведениям Администрации Стрехнинского сельского поселения по запросу судебной коллегии в <...> численность населения составляет 555 человек, в <...> - 3 842 человека. В <...> имеются следующие источники наружного противопожарного водоснабжения: пожарные гидранты по <...>, 9, 25, искусственный водоем, в <...> - пожарные гидранты по <...>, вблизи домов <...>, 17, 35, <...>, вблизи домов <...>, 24, 47, 81, <...>, и искусственный водоем (л.д. 9-12 т. 1).
Из заключения экспертизы следует, что при определении способа обеспечения территорий населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения не учитывалось состояние прибрежной территории и территории в местах предполагаемого водозабора, экспертиза проводилась без выезда на территории населенных пунктов, в связи с чем для определения возможности обустройства источниками наружного противопожарного водоснабжения необходимо выполнить исследование дна рек и озер в местах установки насосного оборудования, уточнить расположение подземных инженерных сетей и сооружений, при использовании земельных участков, находящихся на праве собственности третьих лиц, составить соглашение на установление сервитута (л.д. 129 т. 1).
Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему делу, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, право Администрации Стрехнинского сельского поселения на альтернативный выбор источников наружного противопожарного водоснабжения с учетом имеющихся на территории населенных пунктов источников наружного противопожарного водоснабжения с приведением их в соответствии с требованиями закона.
В связи с изложенным решение суда подлежит изменению в указанной части, с возложением обязанности на Администрацию Стрехнинского сельского поселения обеспечить в с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным
законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 26 сентября 2023 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Административное исковое заявление Ишимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Возложить обязанность на Администрацию Стрехнинского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить с. Стрехнино, п. Лозовое Ишимского района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с Федеральным
законом РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная
жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.