Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2024 по делу N 88-7059/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.11.2023 N 33-7028/2023 (УИД 86RS0010-01-2023-000736-76)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Обстоятельства: Договор найма служебного жилого помещения прекращен в связи с утратой служебных отношений.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.11.2023 N 33-7028/2023 (УИД 86RS0010-01-2023-000736-76)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Обстоятельства: Договор найма служебного жилого помещения прекращен в связи с утратой служебных отношений.
Решение: Удовлетворено.
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2023 г. N 33-7028/2023(2-709/2023)
УИД 86RS0010-01-2023-000736-76
Судья Медведев С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Решетниковой О.В., Солониной Е.А.,
с участием прокурора Синцовой О.Л.,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к В.Е., В.К. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе В.Е. на решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2023 года, которым постановлено:
"Иск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить.
Признать В.Е., В.К. утратившими право пользования служебным жилым помещением (номер), расположенным по адресу: (адрес)
Выселить В.Е., В.К. из служебного помещения (номер), расположенного по адресу: (адрес) без предоставления другого жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения представителя истца ГУ МЧС по ХМАО - Югре С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Синцовой О.Л., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ГУ МЧС по ХМАО - Югре обратилось в суд с вышеуказанным иском к В.Е., В.К.
Требования мотивированы тем, что в ГУ МЧС по ХМАО - Югре с 12.12.2019 на праве оперативного управления имеется нежилое здание с жилыми помещениями "Пожарное депо на 6 автомашин", расположенное по адресу: (адрес)
Объект находится в федеральной собственности.
Спорное служебное помещение находится в типовом здании пожарного депо и предназначено для использования в качестве специализированных помещений, предназначенных для использования сотрудниками в связи с исполнением служебных обязанностей и работой в МЧС России.
В период работы В.Е. ему было предоставлено в срочное пользование служебное жилое помещение (номер), расположенное по адресу: (адрес) на состав семьи 2 человека, включая сына - В.К.
В.Е., В.К. были заселены в вышеуказанное помещение на основании договора N 2 найма специализированного жилого помещения от 12.08.2019, зарегистрированы в спорном жилом помещении с 17.10.2019.
В.Е. (дата) уволен с должности <данные изъяты> согласно приказу от (дата) (номер)-р по инициативе работника.
В настоящее время В.Е. и члены его семьи в трудовых отношениях с истцом не состоят.
В качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Мегионе не значатся.
В.Е. 30.12.2022 было вручено уведомление от 22.12.2022 N ИВ-228-15134 с требованием в срок до 31.01.2023 сняться с регистрационного учета по месту жительства и освободить служебное жилое помещение (номер), однако вышеуказанное требование им до сих пор не исполнено.
Ответчики обязаны были освободить занимаемое помещение, сняться с регистрационного учета и освободить фактически занимаемое служебное помещение.
Ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес) и подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Договор найма с В.Е. прекращен в связи с утратой трудовых отношений с истцом.
Льгот, предусмотренных
ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации,
ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР,
ст. 13 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" В.Е. не имеет.
Истец просил признать ответчиков В.Е., В.К. утратившими право пользования служебным жилым помещением (номер), расположенным по адресу: (адрес) выселить их из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца, Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ответчики В.Е., В.К., представитель третьего лица администрации г. Мегиона в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика В.Е. - Х. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Главный специалист-эксперт отдела опеки и попечительства, защиты прав детства Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Мегиону Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А. полагала иск не подлежащим удовлетворению в интересах несовершеннолетнего ответчика.
Старший помощник прокурора г. Мегиона Свикова Е.Н. полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению,
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе В.Е. просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отмечает, что в спорном жилом помещении кроме него зарегистрирован и несовершеннолетний сын В.К., (дата) года рождения.
Суд первой инстанции не учел позицию органа опеки и попечительства и фактически лишил места жительства малолетнего ребенка. Ни у истца, ни у его бывшей супруги нет иного жилого помещения.
Ответчик В.Е., представитель третьего лица администрации г,Мегиона в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке
ч. 1 ст. 327,
ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца ГУ МЧС по ХМАО - Югре С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Синцовой О.Л., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы регулируются также Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (
часть 1 ст. 1 данного Закона).
П. 4 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 217 утверждены
Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно
п. 3 указанных Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно
п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
На основании
ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Ч. 1 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим
кодексом основаниям.
Как указано в
ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и
частью 2 настоящей статьи.
В силу
ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии с
ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 12.12.2019 здание пожарного депо на 6 автомашин с жилыми помещениями, расположенное по адресу: (адрес), находится в оперативном управлении ГУ МЧС по ХМАО - Югре.
12.08.2019 между ФГКУ "5 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (наймодатель) и В.Е. (наниматель) был заключен договор (номер) найма специализированного жилого помещения, по условиям которого наймодатель передает нанимателю жилое помещение, находящееся в здании пожарного депо на 6 машин, по адресу: (номер), для временного проживания в нем на период работы (прохождения службы) нанимателя в ФГКУ "5 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (п. 1.1 договора).
Совместно с нанимателем, согласно п. 1.3 договора, в жилое помещение вселены члены его семьи: жена - В.Н., сын - В.К., (дата) года рождения.
Согласно п. п. 1.5, 1.6 договора срок найма жилого помещения устанавливается с 08.04.2019, срок действия договора - с 08.04.2019 до прекращения трудовых отношений (увольнения со службы), либо до приобретения нанимателем в собственность жилого помещения, получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Передача жилого помещения ответчикам для проживания подтверждена актом приема-передачи по договору найма служебного жилого помещения от 12.08.2019 (номер).
Приказом от (дата) (номер)-р, действие трудового договора от (дата) (номер), заключенного с <данные изъяты> В.Е. прекращено, трудовой договор расторгнут <данные изъяты>. В.Е. уволен (дата).
30.12.2022 В.Е. получил уведомление ГУ МЧС по ХМАО - Югре о необходимости снятия с регистрационного учета и освобождения занимаемого жилого помещения в срок до 31.01.2023, в связи с прекращением ответчиком службы в МЧС России.
Согласно ответу ОВМ ОМВД России по г. Мегиону от 16.05.2023 на запрос суда, ответчики В.Е. и В.К. с (дата) по настоящее время зарегистрированы по адресу спорного жилого помещения.
Согласно актам обследования жилого помещения от 16.11.2022, 23.03.2023 ответчики проживают в спорном жилом помещении.
В.Е. не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации г. Мегиона.
Удовлетворяя исковые требования ГУ МЧС по ХМАО - Югре, суд первой инстанции исходил из установления факта прекращения договора найма служебного жилого помещения после прекращения В.Е. служебных отношений, в связи с осуществлением которых ему было предоставлено спорное жилое помещение.
Также судом первой инстанции было учтено то, что В.Е. не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с изложенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке исследованных судом доказательств и соответствуют требованиям закона, подлежащего применению в данном случае.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки доказательств, исследованных судом первой инстанции.
Отклоняя за необоснованностью довод апелляционной жалобы о выселении из спорного жилого помещения несовершеннолетнего сына ответчика, судебная коллегия отмечает, что право пользования В.К. спорным жилым помещением производно от права пользования В.Е., который утратил право на проживание в спорном жилом помещении в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения, в связи с чем ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения.
Обстоятельств, препятствующих выселению ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилья, предусмотренных
ч. 2 ст. 103 ЖК РФ по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения.
Также судебная коллегия отмечает, что согласно истребованным судебной коллегией сведениям из администрации г. Мегиона сведениям, В.В. и члены его семьи не могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в связи с тем, что доход на каждого члена семьи превышает установленный прожиточный минимум в ХМАО - Югре. (доход за 2022 год по справке 2 НДФЛ 944880,23 руб.:12 мес.= 78740,02: 2 чел., что превышает установленный прожиточный минимум в ХМАО - Югре в размере 19 649 руб.).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мегионского городского суда от 30 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 ноября 2023 года.
Председательствующий
И.Е.ИВАНОВА
Судьи
О.В.РЕШЕТНИКОВА
Е.А.СОЛОНИНА