Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2025 по делу N 88-8651/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 07.11.2024 N 33-17887/2024 (УИД 61RS0003-01-2024-002091-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 07.11.2024 N 33-17887/2024 (УИД 61RS0003-01-2024-002091-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2024 г. N 33-17887/2024
61RS0003-01-2024-002091-30
Судья: Молошников В.Ю. | Дело N 2-1934/2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей Быченко С.И., Котельниковой Л.П.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1934/2024 по иску Л.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области, ОСФР по Ростовской области Клиентская служба на правах отдела в г. Волгодонске, третье лицо: ГУ МЧС России по Ростовской области, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в страховой стаж, по апелляционным жалобам Л.Л., Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июня 2024 года, заслушав доклад судьи Быченко С.И.,
установила:
Л.Л., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области) о назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в страховой стаж, указав в обоснование требований, что 12.11.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.11.2023 Л.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
23.01.2024 истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.01.2024 Л.Л. снова отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
При этом в специальный стаж, не включены периоды: с 07.06.1997 по 30.04.2007 - служба в 5-ОГПС МЧС России по Ростовской области, с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019 - диспетчером пожарной связи в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 - диспетчером пожарной связи в ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области.
По подсчетам ответчика, общий страховой стаж истца составил 25 лет 5 месяцев 20 дней, специальный стаж - 10 лет 8 месяцев 24 дня.
С учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила суд обязать ответчика включить в страховой стаж Л.Л., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 07.06.1997 по 30.04.2007 - служба в 5-ОГПС МЧС России по Ростовской области, с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019 - диспетчером пожарной связи в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 - диспетчером пожарной связи в ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области; назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12.11.2023 (л.д. 4 - 7, 126).
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июня 2024 года исковые требования Л.Л. удовлетворены частично.
Суд обязал ОСФР по Ростовской области включить в страховой стаж Л.Л., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019 - диспетчером пожарной связи в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 - диспетчером пожарной связи в ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области. В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 165 - 177).
В апелляционной жалобе Л.Л. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в стаж периода с 07.06.1997 по 30.04.2007 - служба в 5-ОГПС МЧС России по Ростовской области, удовлетворить ее требования, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается, что она осуществляла свою трудовую деятельность в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а не в субъекте Российской Федерации, условия труда в данный период не изменялись. Считает, что отсутствие кода льготы в выписке ИЛС не должно нарушать ее пенсионные права (л.д. 179 - 183).
В апелляционной жалобе ОСФР по Ростовской области считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение отказе в удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на то, что периоды работы истца с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 - не подлежали включению в специальный стаж истца, поскольку согласно выписке из ИЛС, данные периоды заявлены работодателем без кода льготы. Истец осуществляла трудовую деятельность в Государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации (л.д. 197 - 199).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Л.Л. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ростовской области по доверенности З. не возражала против включения спорного периода работы в специальный стаж истца, вопрос об удовлетворении апелляционных жалоб полагала возможным оставить на усмотрение судебной коллегии.
Дело в отсутствие представителя ОСФР по Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела телефонограмма (л.д. 219), рассмотрено в порядке
ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав истца Л.Л., представителя третьего лица ГУ МЧС России по Ростовской области по доверенности З., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями
статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 13.11.2023 Л.Л., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (л.д. 88 - 92).
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.11.2023 Л.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение требуемой продолжительности (л.д. 79 - 83).
23.01.2024 истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 103 - 107).
Решением ответчика от 24.01.2024 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Л.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа - 25 лет.
Общий страховой стаж истца составил 25 лет 5 месяцев 20 дней, специальный стаж - 10 лет 8 месяцев 24 дня.
Ответчиком не включены в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды: с 07.06.1997 по 30.04.2007 - служба в 5-ОГПС МЧС России по Ростовской области, с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019 - диспетчером пожарной связи в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 диспетчером пожарной связи в ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в Государственной противопожарной службе субъекта РФ, работодателем спорные периоды отражены в ИЛС на общих основаниях (без указания кода льготы), (л.д. 98 - 102).
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец обратилась в суд.
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж периода с 07.06.1997 по 30.04.2007 - служба в 5-ОГПС МЧС России по Ростовской области, суд, установив, что в спорный периоды истец проходила службу, а не работала, применив положения
ст. ст. 7,
8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный период с 07.06.1997 по 30.04.2007 не может быть включен в специальный стаж истца.
Разрешая требования истца о включении в специальный страховой стаж периодов работы с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019 - диспетчером пожарной связи в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 - диспетчером пожарной связи в ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении данных требований истца, поскольку в данные периоды истец являлась сотрудником федеральной противопожарной службы и работала в должности, предусмотренной Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Поскольку, даже с учетом включенных в специальный стаж периодов, у Л.Л. отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности на дату обращения к ответчику, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд пришел к выводу об отсутствии оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости не имеется.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, принимая во внимание следующие обстоятельства.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались
Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", (в период с 11.01.1992 по 31.12.2001)
Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным
законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в период с 01.01.2002 по 31.12.2014) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлен Федеральным
законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым была поименована должность диспетчера пожарной связи пожарной части (код 21704).
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ст. 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868
(п. 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385
(п. 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Принимая во внимание изложенное, правом на досрочную страховую пенсию по старости по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 05.02.2009, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 N 39-В09-2, от 16.05.2014
N 67 КГ14-1.
В
ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.
Пунктом 11 вышеуказанных Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены
пунктами 4,
5,
6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 (утратило силу в связи с принятием
Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015).
Как следует из трудовой книжки истца серии АТ-VII НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, заполненной 17.09.1993, истец Л.Л. в период с 07.06.1997 по 30.04.2007 служила непрерывно в Государственной противопожарной службе 5-ОГПС МЧС России по Ростовской области; 11.05.2007 принята в 26 пожарную часть ГУ "1 ОПС Ростовской области" диспетчером пожарной связи; 11.02.2008 уволена в порядке перевода в ФГУ "1 ОГПС МЧС России по Ростовской области"; 12.02.2008 принята на должность диспетчера пожарной связи (центрального) 26 пожарной части ФГУ "1 ОГПС МЧС России по Ростовской области"; 31.12.2008 уволена в порядке перевода в ГУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; 01.01.2009 принята на должность диспетчера в 26 пожарную часть ГУ "1 отряд ФПС по Ростовской области" в порядке перевода; 01.04.2016 назначена на должность диспетчера пожарной связи 26 пожарно-спасательной части ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; 01.10.2019 переведена на должность диспетчера пожарной связи службы пожаротушения; 31.12.2019 трудовой договор расторгнут по
п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ; 01.01.2020 принята на должность диспетчера пожарной связи центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения 1 пожарной-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, где работает по настоящее время (л.д. 140 - 149).
Из представленной справки Главного управления МЧС России по Ростовской области от 22.04.2024 Б/Н следует что, в Главном управлении МЧС России по Ростовской области на архивном хранении находятся документы, в которых имеются следующие сведения о переименовании Государственной противопожарной службы (пожарной охраны):
Управление пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизовано в отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома в соответствии с приказом УВД Ростоблисполкома от 16.03.1991 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с 1 марта 1991 года (УПО УВД Ростоблисполкома переименовано в ОПО УВД Ростоблисполкома).
Отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизован в противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Ростоблисполкома на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 29 апреля 1991 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, приказа МВД РСФСР от 15.05.1991 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (ОПО УВД Ростоблисполкома переименован в ПАСС УВД Ростоблисполкома).
Противопожарная и аварийно-спасательная служба реорганизована в Государственную противопожарную службу на основании Постановления ФИО2 - Правительства РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г., с 1 января 1994 года (ПАСС УВД Ростовской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Ростовской области (УГПС УВД Ростовской области)).
В соответствии с приказом МВД России от 05.08.1996 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Управление внутренних дел Ростовской области переименовано в Главное управление внутренних дел Ростовской области, с 1 сентября 1996 года (УГПС УВД Ростовской области переименовано в УГПС ГУВД Ростовской области).
Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области (УГПС ГУВД РО) переименовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Ростовской области (УГПС МЧС России РО) на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с 1 января 2002 года.
Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Ростовской области реорганизовано (в форме присоединения) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ростовской области (ГУ ГОЧС РО) на основании директивы МЧС России от 24.09.2003 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с 1 октября 2003 года.
Главное управление МЧС России по Ростовской области не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области. Вместе с тем Главное управление МЧС России по Ростовской области имеет право на хранение архивных документов и выдачу архивных справок Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области на основании Положения об архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области, согласованного Центральным архивом МЧС России 14 августа 2020 года и утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Ростовской области от 08.09.2020 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В соответствии с приказом МЧС России от 26.09.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН федеральное государственной казенное учреждение "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области" ликвидировано, правопреемник - Главное управление МЧС России по Ростовской области с 01.01.2020 (л.д. 41 - 43).
Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что истец в период с 07.06.1997 по 30.04.2007 проходила службу в органах противопожарной службы субъекта Российской Федерации (Ростовской области), а в периоды с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019 - работала диспетчером пожарной связи в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области", с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 - диспетчером пожарной связи в ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, т.е. работала в органах федеральной противопожарной службы.
При указанных обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для включения спорных периодов с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 в страховой стаж являются обоснованными, в данные периоды истец являлась сотрудником федеральной противопожарной службы и работала в должности, предусмотренной Списком должностей работников Государственной противопожарной службы МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорные периоды работы 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019, не подлежали включению в специальный стаж истца, поскольку согласно выписке из ИЛС данные периоды заявлены работодателем без кода льготы, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со
ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11 и
12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11 и
12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" зарегистрирован в системе обязательного страхования 04.05.2007, что подтверждается материалами пенсионного (выплатного) дела истца и сведениями персонифицированного учета, однако спорные периоды работы отражены работодателем без указания кода льготы (л.д. 50 - 62).
Вместе с тем, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд социального и пенсионного 01.04.1996
N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (
пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений
подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктами 1 -
18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными
статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу
пунктов 1,
2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со
статьей 28 Закона N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям
статей 59,
60 ГПК Российской Федерации.
Именно из такой правовой позиции исходил суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Л.Л. о включении периодов с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019 - диспетчером пожарной связи в ФГКУ "1 отряд ФПС по Ростовской области"; с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 диспетчером пожарной связи в ГУ МЧС России по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалами дела подтверждается, что в периоды работы с 22.04.2016 по 02.05.2016, с 03.12.2017 по 17.12.2017, с 01.12.2018 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 20.05.2023 истец осуществляла трудовую деятельность в федеральной противопожарной службе.
Принимая во внимание, что в период с 07.06.1997 по 30.04.2007 Л.П. проходила службу в органах противопожарной службы субъекта Российской Федерации (Ростовской области), и не относилась к категории лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", вывод суда о невключении данного спорного периода службы в специальный стаж для досрочного назначения истцу пенсии по старости судебная коллегия находит правомерным.
Доводы апелляционной жалобы истца, направленные на оспаривание данного вывода суда, признаются судебной коллегией не состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Согласно
статьям 4 и
5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Государственная противопожарная служба в тот период являлась основным видом пожарной охраны и входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
В соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включал в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
По перечисленным документам право на назначение пенсии по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предоставляется лицам, работающим в должностях, предусмотренных Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.
В тех случаях, когда работникам по результатам аттестации присваивается звание, их пенсионное обеспечение регулируется
Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из системного толкования вышеприведенных положений Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", следует, что правовой статус сотрудников и работников Государственной противопожарной службы не является тождественным, в том числе и в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам
Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В силу положений
п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной
Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла
статей 14,
88 и
90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Как ранее отмечено, Федеральным
законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) разграничивается личный состав ГПС на сотрудников (лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы), военнослужащих федеральной противопожарной службы и работников (лиц, не имеющих специальных или воинских званий). Норма
абзаца 4 статьи 8 указанного Закона предоставляет право на пенсионное обеспечение работникам ГПС, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей ГПС. по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы ГПС не менее 25 лет. То есть, в указанный стаж не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Списком от 18.06.2002 N 437, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу (сотрудникам).
С учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения исковых требований в данной части у суда не имелось, поскольку досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено. Материалы дела не содержат доказательств осуществления истцом трудовой деятельности в указанный период в федеральной противопожарной службе.
Ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж Л.Л. для досрочного назначения пенсии по старости периода ее службы с 07.06.1997 по 30.04.2007, и отсутствия необходимой продолжительности такого стажа для назначения соответствующей пенсии, вывод суда первой инстанции об отсутствии у нее права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 12.11.2023 также является правильным.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
В целом приведенные в жалобах доводы в своей совокупности правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со
ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда, не находит оснований для его отмены.
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июня 2024 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы Л.Л., Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 ноября 2024 года.