Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2025 N 88-7520/2025 данное апелляционное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Адлерский районный суд г. Сочи (Краснодарский край).
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 21.05.2024 по делу N 33-15965/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-003537-58)
Категория спора: Право собственности.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О признании права собственности РФ на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что постановлением земельный участок выделен для строительства на нем индивидуального жилого дома, постановление в установленный срок не реализовано, отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права на заявленный земельный участок, договор о предоставлении в пользование земельного участка не заключен, кроме того, земельный участок сформирован за счет земель лесничества, которые находятся в собственности РФ.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 21.05.2024 по делу N 33-15965/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-003537-58)
Категория спора: Право собственности.
Требования: 1) О признании права собственности отсутствующим; 2) О признании права собственности РФ на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что постановлением земельный участок выделен для строительства на нем индивидуального жилого дома, постановление в установленный срок не реализовано, отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права на заявленный земельный участок, договор о предоставлении в пользование земельного участка не заключен, кроме того, земельный участок сформирован за счет земель лесничества, которые находятся в собственности РФ.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2024 г. по делу N 33-15965/2024
Судья - Язвенко Р.В.
номер дела в суде 1-й инстанции 2-222/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Таран А.О.,
судей Чирьевой С.В., Сурмениди Л.Л.,
по докладу судьи Таран А.О.,
при ведении протокола помощником судьи Заремба А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи, действующего в интересах Российской Федерации к ... 1 о признании отсутствующим зарегистрированного права, признании права собственности,
по апелляционной жалобе представителя ... 1 по доверенности ... 2 на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 09 августа 2023 года,
заслушав доклад судьи Таран А.О. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах жалобы, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ... 1, согласно которому просил признать отсутствующим право собственности ... 1, зарегистрированное 09.12.2019 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 440 кв. м, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "строительство индивидуального жилого дома", расположенный по адресу: ...; признать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок; указать, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности ... 1 на земельный участок с кадастровым номером ... и регистрации права собственности РФ на данный земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам прокурорской проверки установлено незаконное оформление в собственность ответчика земельного участка с кадастровым номером ..., поскольку данный земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Право собственности на данный участок 09.12.2019 зарегистрировано за ... 1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.10.2021.
Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ... на основании решения собственника от 26.11.2019.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности первоначального собственника ... 3 послужило постановление главы администрации Молдовского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 23.07.1993 N 319.
Данным постановлением ... 3 выделен земельный участок для строительства на нем индивидуального жилого дома. При этом указанное постановление в установленный трехлетний срок ... 3 не реализовано, правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права на заявленный земельный участок отсутствует, договор о предоставлении в пользование земельного участка не заключен.
Кроме того, земельный участок ... сформирован за счет земель Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу
абз. 3 п. 1 ст. 17,
п. 6 ст. 95 ЗК РФ,
п. 5 ст. 12 Федерального закона N ЗЗ-ФЗ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, законных оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером ... в частную собственность не имелось, что указывает на незаконность возникновения права собственности на него.
Совокупность изложенного, по мнению истца, указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером ...
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 29.11.2021 и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц, что подтверждает отсутствие владения ... 1 и иными лицами указанным участком.
Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеназванными требованиями.
Обжалуемым решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 09.08.2023 исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности ... 1, зарегистрированное 09.12.2019 в ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 440 кв. м, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "строительство индивидуального жилого дома", расположенный по адресу: ... Также суд признал право собственности Российской Федерации на вышеназванный земельный участок с кадастровым номером ...
Суд указал, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве ... 1 на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 440 кв. м, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "строительство индивидуального жилого дома", расположенный по адресу: ..., и о регистрации на него права собственности за Российской Федерацией.
Представителем ... 1 по доверенности ... 2 подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, указывает, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Краснодарского края ... 4 возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Были извещены надлежащим образом посредством почтовой связи, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции на официальном сайте Краснодарского суда. В соответствии с
ч. 3 ст. 167,
ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со
ст. 327 и
ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав прокурора, не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, за ... 1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 400+/-4.22 кв. м, с видом разрешенного использования "строительство индивидуального жилого дома", расположенный по адресу: ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.10.2021 N ... (том 1 л.д. 15-26).
Между тем, законных оснований для регистрации права собственности на спорный земельный участок на ответчика не имелось.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.199 N 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7,
19,
56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 N 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу
п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с
п. 2 ст. 12 Федерального закона (в ред. от 03.08.2018) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено
п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
В соответствии с
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в состав Сочинского национального парка, находятся в федеральной собственности.
На основании
ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с
п. 2 ст. 23,
ст. ст. 67,
68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ, далее - ЛК РФ),
п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены
ст. 72 ЛК РФ 1997 года,
п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ... категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.02.2021, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
Исходя из
п. 5 ч. 2,
ч. 4.6,
7 ст. 111,
п. 3 ч. 2 ст. 23,
ч. 1,
п. 5 ч. 2,
ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 N ...
Более того, в силу
п. 2 ст. 3,
п. 2 ст. 6,
пп. 1,
6 ст. 11 ЛК РФ,
п. 3 ст. 3,
п. 12 ст. 85 ЗК РФ,
абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 N ...
Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404008:10179 с видом разрешенного использования "строительство индивидуального жилого дома".
Право собственности на данный участок 09.12.2019 зарегистрировано за ... 1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.10.2021.
Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ... на основании решения собственника от 26.11.2019.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности первоначального собственника ... 3 послужило постановление главы администрации Молдовского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 23.07.1993 N 319.
Данным постановлением ... 3 выделен земельный участок для строительства на нем индивидуального жилого дома.
Также постановлением N 319 на ... 3 возложена обязанность заказать геологическое заключение по участку строительства, получить архитектурно-планировочное задание на проектирование жилого дома, заказать привязку индивидуального проекта, разработанный проект согласовать с техническим советом в месячный срок. После согласования проекта с техническим советом заключить с администрацией Молдовского сельского совета договор о предоставлении в пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. По окончании строительства заказать инвентаризацию жилого дома и предоставить приемной комиссии при администрации сельского Совета.
Согласно Земельному
кодексу РСФСР, действующему в период издания постановления N 319, в целях создания необходимых условий для охраны курортов Черноморского побережья до принятия соответствующего республиканского законодательства предоставление и закрепление указанных земель производить гражданам - в пожизненное наследуемое владение и аренду. Согласно п. 2.5 постановления N 319 гражданин должен заключить договор о предоставлении в пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что постановление в установленный трехлетний срок ... 3 не реализовано, правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права на заявленный земельный участок отсутствует, договор о предоставлении в пользование земельного участка не заключен.
В силу
статьи 6 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих состав РСФСР.
Согласно
пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального
закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую илу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно
абз. 2 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером ... полностью расположен в границах земель Адлерского лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Таким образом, законных оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером ... частную собственность не имелось, что указывает на незаконность возникновения права собственности на него.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 29.11.2021 и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, покрыт лесной растительностью, свободен от строений, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ... 1 и иными лицами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
В силу
статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно
пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим; исковая давность на такие требования не распространяется (
статья 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 N 117-КГ18-15, N 117-КГ18-17 и др.).
Вышеизложенные обстоятельства подтверждают, что спорный земельный участок во владении ответчика, а также иных частных лиц не состоит и фактически из владения Российской Федерации не выбывал.
Специфика владения земельными участками публично-правовых образований состоит в том, что в отличие от ответчика публично-правовому образованию нет необходимости доказывать факт держания, исключающий возможность владения иных лиц. В рассматриваемом случае владение не следует отождествлять с фактическим пребыванием на земельном участке (в его границах) органов (служб) соответствующего публичного образования. Являясь лицом уполномоченным распоряжаться земельными участками, публичное образование в лице его полномочных органов опосредованно владеет земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. В таком случае подлежит защите законный интерес публичного собственника в погашении в реестре не имеющих под собой законных оснований записи о праве иного лица на соответствующий объект.
Таким образом, фактического владения ответчика над вещью не произошло, оно возникло только документально путем внесения советующих записей в ЕГРН, в свою очередь Российская Федерация по настоящее время не лишалась владения спорным участком, опосредованно владела им в силу принципа исключительности государственной собственности на земли лесного фонда.
Как верно указано судом первой инстанции, в силу положений
ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, верно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в интересах Российской Федерации.
Прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорный земельный участок расположен в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
В соответствии с
пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с
пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку приобретение в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такие участки нарушает права Российской Федерации.
Доводы о ненадлежащей оценке судом представленных доказательств, о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, несостоятельны, поскольку являются лишь переоценкой фактов, установленных в судебном решении, и отражают субъективное мнение о них заявителя апелляционной жалобы.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений
статьи 46 (часть 1),
52,
53 и
120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007
N 566-О-О, от 18.12.2007 г.
N 888-О-О, от 15.07.2008
N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В силу положений
статей 56,
59,
67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Судебная коллегия отмечает, что специалистом ... 5 в векторном формате произведено совмещение оцифрованного плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества 1997 года с границами спорного участка. Данный план на картографической основе конвертирован в формат ПО "ArcGIS" и перепроецирован в систему координат МСК-23 зона 2 (Краснодарский край), что позволяет произвести совмещение плана лесонасаждений, оцифрованного в государственной системе МСК-23 зона 2 с границами земель населенных пунктов г. Сочи, в том числе с границами спорного земельного участка, границы которого внесены в ЕГРН.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключения специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ ... 5 являются допустимыми доказательствами. Специалист предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высшее образование в сфере физической географии, что позволяет ему работать с картами. Квалификации специалиста достаточно для произведения совмещения плана лесоустройства с границами населенных пунктов, наличие необходимости какого-либо дополнительного образования в области кадастровой инженерии и геодезии, специалисту, дающему такого рода заключение, законом не установлено.
Акт натурного обследования произведен на общедоступной территории уполномоченным на его проведение должностным лицом, при этом акт имеет графическую привязку к местности, фиксацию фактического состояния спорного участка, который не освоен, не огорожен, лесопокрыт, свободен от строений.
Не доверять указанным доказательствам у суда не имеется. При этом материалы дела содержат достаточно доказательств для выводов суда по настоящему спору, оснований для истребования и приобщения дополнительных доказательств на стадии апелляционного рассмотрения, в том числе представленной стороной апеллянта копии письма Сочинского национального парка от 30.08.2023, не установлено.
Следует также отметить, что в настоящее время действующие границы национального парка определены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N? 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 г. N?729), а выбывшие из его состава федеральные земли на основании решений Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 N? 89, от 20.03.2012 N? 21 включены в границы населенных пунктов города-курорта Сочи.
Таким образом, часть земель, за счет которой сформирован спорный участок, вышла из состава земель Сочинского национального парка в связи с включением в границы земель населенных пунктов.
Вместе с тем, часть земель, за счет которой в том числе образован спорный участок, находится в федеральной собственности, поскольку право собственности Российской Федерации на нее возникло при разграничении государственной собственности на землю в составе территории Сочинского национального парка (
абз. 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ,
абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона N? 137-ФЗ) и не утратилось с включением в границы населенных пунктов, так как отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации (
ст. 209 ГК РФ).
Пункт 2 ст. 84 ЗК РФ устанавливает, что включение земельных участков в границы земель населенных пунктов не влечет за собой прекращение возникших прав собственности Российской Федерации. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Фактически имеет место незаконная регистрация права частной собственности на спорный участок, образованный вопреки волеизъявлению Российской Федерации, как собственника этих земель.
Процессуальных нарушений, предусмотренных
частью 4 статьи 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, судом не допущено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме как необоснованные, не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции, выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, постановлено с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
в удовлетворении ходатайства представителя ... 1 по доверенности ... 2 о приобщении к материалам дела копии письма Сочинского национального парка от 30 августа 2023 года - отказать.
Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 09 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ... 1 по доверенности ... 2 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.О.ТАРАН
Судьи
С.В.ЧИРЬЕВА
Л.Л.СУРМЕНИДИ