Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2025 N 18-КГ24-431-К4 данное апелляционное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 N 88-18937/2024 по делу N 2-931/2023 данное апелляционное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 10.10.2023 по делу N 33-22693/2023 (УИД 23RS0029-01-2022-006091-83)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельные участки незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельные участки образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 10.10.2023 по делу N 33-22693/2023 (УИД 23RS0029-01-2022-006091-83)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельные участки незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельные участки образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2023 г. по делу N 33-22693/2023
Судья Радченко Д.В.
N 2-931/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ямпольской В.Д.,
судей Захаровой Е.Ю., Дунюшкиной Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Юровой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское дело по иску прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах Российской Федерации к З.К. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ямпольской В.Д. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Лазаревского района г. Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к З.К. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указано, что за ответчиком З.К. 09.06.2021 г. зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ... ЖСТ "Чаевод", ...
Прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельные участки с кадастровыми номерами ... незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельные участки образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор Лазаревского района г. Сочи просил суд признать отсутствующим право собственности ответчика, зарегистрированное в ЕГРН 09.06.2021 г., на земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ...; снять с государственного кадастрового учета данные земельные участки; в решении суда указать, что оно является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности З.К. на земельные участки, а также для снятия с государственного кадастрового учета спорных земельных участков.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 февраля 2023 г. исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах Российской Федерации к З.К. (паспорт гражданина РФ серии ...) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности З.К., зарегистрированное в ЕГРН 09.06.2021 г., на земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ...
Снял с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ...
Указал, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности З.К. на земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., а также основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенных по адресу: Краснодарский край, ...
Также с З.К. в доход государства суд взыскал государственную пошлину в размере ... рублей.
Ответчик З.К., не согласившись с данным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
С учетом установленных пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушений в виде неизвещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2023 г. апелляционная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - прокурор Чепилко Е.С. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика З.К. на основании доверенности З.Д. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, представил письменные возражения на иск, согласно которым оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. Также заявила ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Лазаревского района г. Сочи, первоначального собственника спорного земельного участка Д.В.В., а также Минприроды РФ, просила назначить по делу судебную землеустроительную экспертизу, вызвать в судебное заседание в качестве специалиста С.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Разрешая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия установила следующее.
Прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельные участки с кадастровыми номерами ... незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельные участки образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу статей 3, 4, 29 Лесного кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены статьями 2, 14 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Верховным Советом РФ от 06.03.1993 г. N 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993 г., предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 данного Федерального закона (в ред. от 03.08.2018) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с пунктом 2 статьи 23, статей 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), пунктом 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 ЛК РФ 1997 года, пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка 17.10.2005 г. на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ... категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.11.2017 г., письмом Территориального отдела N 14 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 17.09.2021 г. N 6985/33-13, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005 г.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом РФ в определении от 11.02.2021 г. N 186-0 установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из пункта 5 части 2, частей 6, 7 статьи 111, пункта 3 части 2 статьи 23, части 1, пункта 5 части 2, части 3 статьи 116 ЛК РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составлявшие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенных пунктов города-курорта Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом РФ в определении от 20.05.2015 г. N ...
В силу пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, пунктов 1, 6 статьи 11 ЛК РФ, пункта 3 статьи 3, пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 02.03.2015 г. N ...
Заключениями специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2021 г. установлено, что в границах земель Дагомысского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 36 квартала 105 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка, частично сформированы земельные участки садоводческого товарищества "Чаевод" с кадастровыми номерами ... Пересечение границ земельных участков с землями федеральной собственности отражено на схеме пересечений (наложений).
На земельные участки с кадастровыми номерами ... г. зарегистрировано право собственности З.К., что подтверждается выписками из ЕГРН от 19.09.2022 г., 12.12.2022 г.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами ... образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ... на основании решения собственника от 18.05.2021 г., что подтверждается материалами регистрационного дела.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... и последующей регистрации права собственности на него за первоначальным собственником Д.В.В. послужило постановление главы администрации г. Сочи от 31.08.2001 г. N 471/13 "О предоставлении в частную собственность земельного участка N ..., расположенного в жилищно-садоводческом товариществе "Чаевод" в районе поселка Дагомыс по Барановскому шоссе Лазаревского района, для садоводства Д.В.В." (далее - постановление N 471/13).
Изучением указанного постановления, представленного в прокуратуру сопроводительным письмом МКУ "Сочинский городской архив" от 09.12.2022 г. N ..., установлено, что Д.В.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок N ... площадью 690 кв. м, расположенный в жилищно-садоводческом товариществе "Чаевод" в пос. Дагомыс по Барановскому шоссе Лазаревского района для садоводства, в порядке компенсации изъятого участка в садоводческом товариществе "Высота" Лазаревского района.
Из текста постановления также следует, что постановлением администрации г. Сочи от 20.05.2000 г. N 389/1 ЖСТ "Чаевод" предоставлен земельный участок площадью 4,4 га из земель АОЗТ "Дагомысчай" с его согласия, расположенный по Барановскому шоссе Лазаревского района.
Изучением постановления администрации г. Сочи от 20.05.2000 г. N 389/1 установлено, что пунктом 2 постановления на жилищно-садоводческое товарищество "Чаевод" возложена обязанность разработать и утвердить в установленном порядке проект организации и застройки территории, после чего подать заявку в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города на выполнение работ по оформлению правоудостоверяющих документов на землю.
Между тем, согласно информации Центрального отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 09.11.2021 г. N ... на хранении в Государственном фонде данных числится землеустроительное дело N ... по составлению государственного акта на право пользования землей с/т "Чаевод", выполненное в 1991 году. Аналогичная информация представлена в прокуратуру письмом Центрального отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 29.06.2022 г. N 43-032022/22.
Изложенное свидетельствует о неисполнении жилищно-садоводческим товариществом "Чаевод" требований пункта 2 постановления администрации г. Сочи от 20.05.2000 г. N 389/1, вследствие чего предоставление земельного участка N ... на основании изданного в соответствии с указанным постановлением правового акта администрации от 31.08.2001 г. N 471/13 является неправомерным.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером ..., а также вновь образованные в его исходных границах земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... сформированы за счет земель Дагомысского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 17, пункта 6 статьи 95 ЗК РФ, пункта 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ, абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г. (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами пункта 3 статьи 6 ЗК РФ, частей 2, 4 статьи 8, части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ, частей 3, 11 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", пункта 24 Порядка ведения государственного недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 г. N П/0241.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу пунктов 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались пунктами 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные пунктами 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 г. N 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества).
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка с кадастровым номером ... согласование границ участка с территориальным органом Росимущества не имеется.
При этом ранее действовали положения пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 04.12.2006), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
Аналогичные нормы содержались в подпункте 6 пункта 22, пункте 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412, действовавших с 01.01.2009 г. до 01.01.2017 г.
В настоящее время в подпункте 6 пункта 22, пункте 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформированы земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенные по адресу: Краснодарский край, ..., с видом разрешенного использования "для садоводства".
С учетом изложенного право собственности Д.В.П. на исходный земельный участок, а, следовательно, З.К. на спорные земельные участки возникло незаконно.
Из актов натурного обследования спорных земельных участков, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи, от 19.09.2022 г. и составленных фототаблиц следует, что обозначенные участки не огорожены, свободны от строений, покрыты лесной растительностью, фактически не осваиваются.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчика и иных граждан указанными участками.
Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, фактически спорные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывали.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017 г.) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что в случае отсутствия оснований для регистрации права собственности на объекты недвижимости, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска признании права отсутствующим.
Прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорные земельные участки расположены в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорные участки было зарегистрировано за ответчиком.
При этом ответчиком в нарушение статей 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено допустимых доказательств, опровергающих доводы и требования истца.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, ввиду отсутствия правовых оснований для возникновения у первоначального правообладателя Д.В.П. права собственности на исходный земельный участок, и, как следствие, последующее законное отчуждение земельного участка ответчику З.К., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Лазаревского района г. Сочи о признании отсутствующим права собственности ответчика и признания права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами ...
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что приобретение в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такие участки нарушает права Российской Федерации. Прокурором выбран правильный способ защиты. Признание отсутствующим права собственности на земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке, влечет снятие такого участка с государственного кадастрового учета.
Заявленные суду апелляционной инстанции стороной ответчика ходатайства о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы на предмет определения местоположения спорных земельных участков и о вызове в судебное заседание специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ С. для дачи пояснений подлежат отклонению. Оценив мотивы и основания, положенные в основу заявленных ходатайств, предмет заявленных требований, учитывая наличие доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу, их достаточность, руководствуясь статьей 79 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для проведения такой экспертизы и вызова специалиста С. для дачи пояснений. При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что вызов специалиста для личного участия в судебном заседании и ответов на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением, является правом, а не обязанностью суда, которое может быть реализовано в случае, если с учетом всех обстоятельств дела суд придет к выводу о необходимости осуществления данного процессуального действия для правильного разрешения спора. Данных обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено.
Заявленное в судебном заседании суда апелляционной инстанции ходатайство стороны ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Лазаревского района г. Сочи, первоначального собственника спорного земельного участка Д.В.В., а также Министерства природных ресурсов и экологии РФ также подлежит отклонению, поскольку рассматриваемый спор не повлечет разрешение вопроса о правах и обязанностях указанных лиц.
Что касается представленного стороной ответчика в суд апелляционной инстанции заключения специалиста ООО "Проектно-изыскательская экспедиция" Г., которым установлено отсутствие пересечения границ спорных земельных участков с границами земель Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997 года, то оно исследовано судом апелляционной инстанции, однако не может быть принято в качестве надлежащего допустимого доказательства, поскольку специалист при даче заключения не предупреждался об уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса РФ, заключение выполнено по инициативе истца.
При этом представленная рецензия на заключение специалиста С. не может быть принята как форма доказательства, поскольку это не предусмотрено процессуальным законодательством. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 10.10.2014 г. Ж305-ЭС14-3484 по делу N А40-135495/2012.
Указанное доказательство является недопустимым, так как процессуальное законодательство и законодательство об экспертной деятельности не предусматривают рецензирование заключений специалистов. Рецензия составлена в одностороннем порядке, выполнена не по поручению суда, а на основании договорных отношений с заявителем. Рецензирование заключения специалиста производилось без участия специалиста, который не имел возможности представить свои возражения. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенного судебная коллегия полагает правильным решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 февраля 2023 г. отменить, исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах Российской Федерации к З.К. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок удовлетворить.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ (при подаче иска неимущественного характера) в размере ... рублей в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
в удовлетворении ходатайства представителя З.К. на основании доверенности З.Д. о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Лазаревского района г. Сочи, первоначального собственника спорного земельного участка Д.В.В., а также Министерства природных ресурсов и экологии РФ отказать.
В удовлетворении ходатайства представителя З.К. на основании доверенности З.Д. о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, а также о вызове в судебное заседание специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ С. для дачи пояснений отказать.
Решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16 февраля 2023 г. отменить.
Исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах Российской Федерации к З.К. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности З.К., зарегистрированное в ЕГРН 09.06.2021 г., на земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ...
Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, ...
Решение суда является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности З.К. на земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенные по адресу: Краснодарский край, г...
Решение суда является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ..., категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенных по адресу: Краснодарский край, ...
Взыскать с З.К. в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке, определенном главой 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий
В.Д.ЯМПОЛЬСКАЯ
Судьи
краевого суда
Е.Ю.ЗАХАРОВА
Н.В.ДУНЮШКИНА