Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2025 по делу N 88-217/2025 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 01.08.2024 по делу N 33-19508/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-008664-03)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что земельные участки незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 01.08.2024 по делу N 33-19508/2024 (УИД 23RS0002-01-2022-008664-03)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Истец указал, что земельные участки незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2024 г. по делу N 33-19508/2024
Судья - Горов Г.М.
номер дела в суде первой инстанции 2-1127/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Таран А.О.,
судей Чирьевой С.В., Волошиной С.Г.,
по докладу судьи Таран А.О.,
при ведении протокола помощником судьи Заремба А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации к ... 1 о признании отсутствующим права на земельный участок,
заслушав доклад судьи Таран А.О. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи в интересах РФ обратился в суд с исковыми заявлениями к ... 1 о признании отсутствующим права на земельные участки, гражданские дела по которым объединены в одно производство определением Адлерского районного суда г. Сочи от 16.05.2023. Просит признать отсутствующим право собственности ... 1, зарегистрированное 14.07.2021 в ЕГРН, на земельные участки с кадастровыми номерами: ..., категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ..., категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ... Также истец просит признать право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки; указать, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности ... 1 и регистрации права Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами ..., расположенные по адресу: ...
В обосновании заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ..., образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ..., незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности, что подтверждается в том числе заключениями специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2021, согласно которым спорные земельные участки расположены в границах земель Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Также истцом указано, что основанием для первичной регистрации права собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером ... за ... 2 послужило постановление главы администрации Молдовского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 28.06.1994 N 172 "О переоформлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков, гражданам администрации", согласно которому ... 2 предоставлен земельный участок площадью 0,30га для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный выше ..., которым ему предписано переоформить в собственность с получением государственного акта на землю.
Между тем, согласно сведений Молдовского сельского округа муниципального образования г. Сочи, в похозяйственном учете администрации сведения о закреплении за ... 2 вышеуказанного исходного земельного участка отсутствуют. При этом за ... 2 числится иной земельный участок N 16 площадью 0,15 га, расположенный в с. Казачий Брод. Таким образом, основания для предоставления ... 2 земельного участка в собственность, расположенного выше ... отсутствовали, так как за землепользователем он не закреплялся.
Кроме того истцом отмечено, что исходный земельный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Молдовского сельского поселения. Однако, земельный участок с кадастровым номером ... неправомерно сформирован в пределах территории Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеназванными требованиями.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 16.05.2023 исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к ... 1 удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности ... 1, зарегистрированное 14.07.2021 в ЕГРН, на земельные участки с кадастровыми номерами ..., категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ...
Суд признал право собственности Российской Федерации на вышеназванные земельные участки с кадастровыми номерами ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ...
Суд указал, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности ... 1 и регистрации права собственности за Российской Федерацией на земельные участки с кадастровыми номерами: ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ...
В апелляционной жалобе ... 1 просил отменить решение Адлерского районного суда г. Сочи от 16.05.2023, как незаконное и необоснованное, указывает, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор ... 3 полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.06.2024 осуществлен переход к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с тем, что суд первой инстанции вынося решение в отсутствие ответчика не выполнил требования процессуального закона о его извещении о времени и месте судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом посредством направления судебных извещений. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным. От прокурора отдела управления прокуратуры Краснодарского края ... 4 поступило заявление, согласно которому прокурор поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, и просит его удовлетворить.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
Принимая во внимание, что судом первой инстанции принято решение в отсутствие ответчика ... 1, который не был извещен должным образом о времени и месте рассмотрения дела по существу, при этом судебное заседание проведено без наличия у суда заявления ... 1 с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, решение Адлерского районного суда г. Сочи от 16.05.2023 нельзя признать законным.
Как указано выше, в целях устранения выявленных нарушений судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам суда производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Разрешая исковые требования по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ..., образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ..., незаконно оформлены в собственность ответчика.
Так, согласно выписке из ЕГРН от 01.06.2022 N ... земельный участок с кадастровым номером ... площадью 406 +/- 7.05 зарегистрирован на праве собственности за ... 1 14.07.2021 (том 1 л.д. 18-21).
Согласно выписке из ЕГРН от 01.06.2022 N ... земельный участок с кадастровым номером ... площадью 403 +/- 7.03 зарегистрирован на праве собственности за ... 1 14.07.2021 (приложение 1, л.д. 18-21).
Согласно выписке из ЕГРН от 01.06.2022 N ... земельный участок с кадастровым номером ... площадью 402 +/- 7.01 зарегистрирован на праве собственности за ... 1 14.07.2021 (приложение 1 л.д. 18-21).
Согласно сведениям из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами ... образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером ...
Основанием для обращения с исковыми требованиями в суд послужили результаты прокурорской проверки соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ... образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ..., незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 N 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции, далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ, далее ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом 166 Минприроды России от 29.03.2018 N 122, определяются лесоустройством, по карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ... категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается информацией территориального отдела N 14 (по ...) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарском краю от 17.09.2021 N ..., выпиской из ЕГРН от 17.10.2017, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
В силу статьи 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч. ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 N 49-АПГ 15-5.
Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 N 304-KT14-9070.
Согласно заключениям специалиста ФГБУ "Сочинский национальный пар Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 20.09.2021 земельные участки с кадастровыми номерами ... расположены в границах земель Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Вместе с тем, на данные земельные участки 14.07.2021 зарегистрировано право собственности за ... 1, что подтверждается вышеназванными выписками из ЕГРН.
Основанием для первичной регистрации права собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером ... за ... 2, из которого были образованы спорные земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., послужило постановление главы администрации Молдовского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 28.06.1994 N 172 "О переоформлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков, гражданам администрации".
Так, вышеназванным постановлением ... 2 предоставлен земельный участок площадью 0,30 га для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный выше ..., которым ему предписано переоформить в собственность с получением государственного акта на землю.
В соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего по принятия 25.10.2001 ЗК РФ, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.
Ранее порядок учета личных подсобных хозяйств был регламентирован Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР и статистике (далее - Госкомстат СССР) от 25.05.1990 N 69, согласно пунктам 1.2 и 19 которых документами похозяйственного учета являются утвержденные Госкомстатом СССР формы первичного учета для сельских Советов народных депутатов: форма N 1 "Похозяйственная книга"; форма N 2 "Список лиц, временно проживающих на территории сельского Совета"; форма N 3 "Алфавитная книга хозяйств". Похозяйственный учет по указанным формам ведется во всех сельских Советах народных депутатов, а также в городских и поселковых Советах по подчиненным им сельским населенным пунктам.
В заглавной части лицевого счета записывается фамилия, имя и отчество члена хозяйства, на имя которого открыт лицевой счет. Лицевой счет открывается на имя главы хозяйства (семьи), который определяется в каждом конкретном случае совершеннолетними членами семьи по их общему согласию и записывается в лицевом счете первым.
Между тем, согласно информации, представленной администрацией Молдовского сельского округа муниципального образования г. Сочи (исх. N 154 от 22.06.2022), в похозяйственном учете администрации сведения о закреплении за ... 2 вышеуказанного исходного земельного участка отсутствуют. При этом за ... 2 числится иной земельный участок N 16 площадью 0,15 га, расположенный в ...
Таким образом судебная коллегия находит обоснованными доводы прокурора о том, что основания для предоставления ... 2 земельного участка в собственность, расположенного выше ... отсутствовали, так как за землепользователем он не закреплялся.
Кроме того следует также отметить, что исходный земельный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Молдовского сельского поселения, тогда как земельный участок с кадастровым номером ... неправомерно сформирован в пределах территории Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
В силу ст. 51 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", ст. ст. 24 - 27, 66 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации", п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" распоряжение земельными участками национальных парков к полномочиям администрации Молдовского сельского округа г. Сочи не относилось.
Пунктом 1 постановления главы Молдовской сельской администрации г. Сочи от 28.06.1994 N 172 предусмотрено переоформить в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, предоставленные гражданам в пожизненное наследуемое владение. Пунктом 2.1 указанного постановления на граждан, получивших земельные участки в постоянное бессрочное пользование, возложена обязанность по переоформлению в собственность бесплатно земельных участков в пределах действующих предельных норм.
Также, согласно п. 2.3 постановления главы Молдовской сельской администрации г. Сочи от 28.06.1994 N 172 на граждан возложена обязанность по подаче заявки в хозрасчетную группу Адлерского отдела комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Сочи на выполнение работ и оформление свидетельств на право собственности на землю с приложением чертежа границ земельного участка на участки, переданные в собственность.
Указом Президента Российской Федерации от 23.04.1993 N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" обязанность по обеспечению выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и определено, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, устанавливаются границы участков на местности, и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.
В соответствии с п. 5.5 Положения о порядке изъятия (выкупа) и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду, утвержденного решением малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 08.09.1993 N 318, основанием для отвода в натуре (на местности) земельного участка, предоставленного для строительства жилого дома и личного подсобного хозяйства, и выдачи документа, удостоверяющего право гражданина на землю, является постановление главы администрации о предоставлении участка, договор купли-продажи при приобретении гражданином участка в собственность за плату.
Землеустроительные дела по отводу земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства и документы, удостоверяющие право граждан на землю, оформляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов и городов.
Согласно п. 2.5 Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Роскомземом местности или 09.03.1992, после установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.
В соответствии с п. 2.16 Инструкции, материалы по выдаче государственного акта оформляются в землеустроительное дело.
Таким образом, выдаче правоудостоверяющих документов на землю предшествовал обязательный отвод земельного участка в натуре с установлением границ участка на местности и оформлением землеустроительного дела.
Между тем сведения землеустроительного дела в отношении земельного участка, расположенного выше ... выполненного на имя ... 2 в 2008 году, свидетельствуют об отсутствии отвода земельного участка в 1994 году.
Кроме того, исходный земельный участок с кадастровым номером ... и вновь образованные в его границах земельные участки с кадастровыми номерами ... сформированы за счет земель Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч. 4.2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ, ч. 4.3, 11 ст. 39, 170 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п. п. 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались п. п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, п. п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п. п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Материалами дела подтверждено, что в кадастровом деле по межеванию исходного земельного участка с кадастровым номером ..., согласование границ участка с территориальным органом Росимущества, не имеется.
При этом ранее действовали положения п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 04.12.2006), устанавливающие, что сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
Аналогичные нормы содержались в п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327, пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, действовавших с 02.10.2002 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 до 01.01.2017 соответственно.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорных участков надлежало учитывать карту-план Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом - МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером ..., из которого впоследствии образованы следующие земельные участки с кадастровыми номерами: ..., категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ...
С учетом изложенного, первичное право собственности ... 2, а впоследствии ... 1 возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из актов натурного обследования спорных земельных участков, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 16.06.2022 года и составленной фототаблицы следует, что обозначенные участки лесопокрыты, свободны от строений, фактически не осваиваются.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии владения ... 1 и иными лицами указанными участками. Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыли.
Специфика владения земельными участками публично-правовых образований состоит в том, что в отличие от ответчика публично-правовому образованию нет необходимости доказывать факт держания, исключающий возможность владения иных лиц. В рассматриваемом случае владение не следует отождествлять с фактическим пребыванием на земельном участке (в его границах) органов (служб) соответствующего публичного образования. Являясь лицом уполномоченным распоряжаться земельными участками, публичное образование в лице его полномочных органов опосредованно владеет земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. В таком случае подлежит защите законный интерес публичного собственника в погашении в реестре не имеющих под собой законных оснований записи о праве иного лица на соответствующий объект.
Таким образом, фактического владения ответчика над вещью не произошло, оно возникло только документально путем внесения советующих записей в ЕГРН, в свою очередь Российская Федерация по настоящее время не лишалась владения спорным участком, опосредованно владела им в силу принципа исключительности государственной собственности на земли лесного фонда.
Учитывая изложенное, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также с учетом положений ст. 304 ГК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в интересах Российской Федерации.
Прокурором представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что фактически спорные земельные участки расположены в границах федеральных земель, в отсутствие волеизъявления собственника право на спорный участок было зарегистрировано за ответчиком.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что прокурором избран надлежащий способ защиты права, поскольку приобретение в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет. Запись о праве на такие участки нарушает права Российской Федерации.
Также судебная коллегия не находит оснований не доверять представленным доказательствам, в том числе заключениям специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.09.2021, актам натурного обследования.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статьи 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 г. N 566-О-О, от 18.12.2007 г. N 888-О-О, от 15.07.2008 г. N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В силу положений статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Заключения специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ ... 5 являются допустимыми доказательствами, так как квалификации специалиста достаточно для произведения совмещения плана лесоустройства с границами населенных пунктов, наличие необходимости какого-либо дополнительного образования в области кадастровой инженерии и геодезии, специалисту, дающему такого рода заключение, законом не установлено. Специалист имеет высшее образование в сфере физической географии, что позволяет ему работать с картами. Специалист в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Акты натурного обследования произведены на общедоступной территории уполномоченным на их проведение должностным лицом, при этом акты имеют графическую привязку к местности, фиксацию фактического состояния спорных участков, которые не освоены, не огорожены, лесопокрыты, свободны от строений.
Таким образом, не доверять указанным доказательствам у судебной коллегии не имеется. При этом материалы дела содержат достаточно доказательств для выводов суда по настоящему спору, оснований для истребования и приобщения дополнительных доказательств не установлено.
Оценив довод стороны ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, судебная коллегия признает его несостоятельным, поскольку в соответствии с положениями статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).
Не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований довод стороны ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем спорных земельных участков. Государственная собственность возникла в силу закона, а невозможность предоставления земельного участка в частную собственность объясняется тем, что земли Сочинского национального парка отнесены к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем ограничены в обороте.
Приобретатель может быть признан добросовестным при условии, что сделка, по которой он приобрел спорное имущество, отвечает признакам действительности во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем (пункт 38 Постановления. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Факт отсутствия волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом на формирование и предоставление участка в собственность физическому лицу, а также его правопредшественнику, подтвержден материалами дела. В связи с чем, ответчик не может быть признан добросовестным приобретателем.
Судебная коллегия также отмечает, что у истца отсутствует необходимость в признании недействительным правового акта органа местного самоуправления, которым предоставлен земельный участок первоначальному собственнику, так как последнему выделялся земельный участок за счет земель населенного пункта, а не земель Сочинского национального парка. Однако фактически формирование спорного земельного участка произведено за счет ранее учтенных земель федеральной собственности, что подтверждается материалами лесоустройства 1997 года. При этом акты, имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке (п. 40 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Кроме того следует отметить, что в настоящее время действующие границы национального парка определены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 г. N 729), а выбывшие из его состава федеральные земли на основании решений Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 N 89, от 20.03.2012 N 21 включены в границы населенных пунктов города-курорта Сочи.
Таким образом, часть земель, за счет которой сформированы спорные участки, вышла из состава земель Сочинского национального парка в связи с включением в границы земель населенных пунктов.
Вместе с тем, часть земель, за счет которой в том числе образованы спорные участки, находится в федеральной собственности, поскольку право собственности Российской Федерации на нее возникло при разграничении государственной собственности на землю в составе территории Сочинского национального парка (абз. 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ) и не утратилось с включением в границы населенных пунктов, так как отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации (ст. 209 ГК РФ).
Пункт 2 ст. 84 ЗК РФ устанавливает, что включение земельных участков в границы земель населенных пунктов не влечет за собой прекращение возникших прав собственности Российской Федерации. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 199, 328, 329, частью 5 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 16 мая 2023 года - отменить.
Исковое заявление заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к ... 1 о признании отсутствующим права на земельный участок и снятии с государственного кадастрового учета - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ... 1, зарегистрированное 14 июля 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости, на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0404006:9709, категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ...
Признать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: ..., категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ...
Настоящее апелляционное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности ... 1 на земельные участки с кадастровыми номерами: ..., категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства"; ... категории земель: "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенные по адресу: ... и о регистрации на них права собственности Российской Федерации.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.О.ТАРАН
Судьи
С.В.ЧИРЬЕВА
С.Г.ВОЛОШИНА