Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.06.2024 N 88а-5682/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 21.03.2024 по делу N 33а-569/2024 (УИД 27RS0002-01-2021-000009-50)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Объекты недвижимости, находящиеся в собственности ответчика, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 21.03.2024 по делу N 33а-569/2024 (УИД 27RS0002-01-2021-000009-50)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Объекты недвижимости, находящиеся в собственности ответчика, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2024 г. по делу N 33а-569/2024
Судья Фоменко С.В.
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Воскресенской В.А.,
судей Бочкаревой Е.Ю., Венина А.Н.,
при секретаре М.,
21 марта 2024 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 октября 2023 года, которым постановлено:
"удовлетворить частично административный иск заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "войсковая часть 62665" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оборудовать здания и сооружения войсковой части 25030-5 системами пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по необорудованию зданий и сооружений войсковой части 25030-5: здания управления (инв. N), складов (инв. N, N здания контрольно-пропускного пункта (инв. N) военного городка <данные изъяты>" (<адрес>), складов (инв. N, N, N, N) военного городка <данные изъяты>" (<адрес>), складов (инв. N, N, N), здания контрольно-пропускного пункта (инв. N административного здания (инв. N) военного городка N 5 (<адрес> здания управления (инв. N), складов (инв. N казармы-столовой (инв. N) военного городка N (<адрес>), административного здания управления (инв. N) военного городка N (<адрес>), складов и хранилища (инв. N), караульного помещения (инв. N), здания контрольно-пропускного пункта (инв. N), здания "штаб" (инв. N), здания "бензозаправочной" (инв. N военного городка N (<адрес>) системами пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в войсковой части 25030-5, оборудовать: здание управления (инв. N), склады (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N) военного городка <данные изъяты> (<адрес>), склады (инв. N) военного городка <данные изъяты> (<адрес> склады (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N), административное здание (инв. N) военного городка N 5 (<адрес>), здание управления (инв. N), склады (инв. N), казарму-столовую (инв. N) военного городка <адрес>), административное здание управления (инв. N) военного городка N (<адрес>), склады и хранилища (инв. N<данные изъяты>), караульное помещение (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N), здание "штаб" (инв. N), здание "бензозаправочной" (инв. N) военного городка <адрес>) системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Отказать в удовлетворении административного иска заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Федеральному казенному учреждению "войсковая часть 62665" о возложении обязанности оборудовать здания и сооружения войсковой части 25030-5 системами пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя административного истца П., представителя заинтересованных лиц Отдел государственного пожарного надзора г. Петропавловск-Камчатский Инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу, Инспекция государственного пожарного надзора по Восточному военному округу Б., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее по тексту - ФКУ "ОСК ВВО") о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в войсковой части 25030-5 нарушения требований пожарной безопасности путем оборудования зданий и сооружений системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
В обоснование требований указал, что военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 25030-5 требований законодательства о противопожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и изданных в его развитие нормативных актов. В адрес командира войсковой части 25030-5 военным прокурором Петропавловск-Камчатского гарнизона неоднократно вносились представления об устранении нарушений требований противопожарной безопасности, а отделом (государственного пожарного надзора, г. Петропавловск-Камчатский) инспекции (государственного пожарного надзора по восточному военному округу) - предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В марте 2020 года военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона в войсковой части 25030-5 проведена контрольная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, показавшая, что указанные нарушения не устранены.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 ноября 2021 года гражданское дело передано на рассмотрение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края (том 1, л.д. 203), который своим решением от 27 мая 2022 года иск заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона удовлетворил, возложив на Министерство обороны Российской Федерации в лице ФКУ "ОСК ВВО" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в войсковой части 25030-5, а именно: оборудовать здание управления, КПП, склады ангары, объекты хранения отделения хранения (технических средств воспитания) военный городок <данные изъяты>", здание управления, здание КПП, склады N отделения хранения (вещевого имущества) военный городок <данные изъяты>", КПП, административное здание управления, склады отделения хранения (шкиперского имущества) военный городок N 5, КПП, помещение сторожевой охраны, склад N, административное здание отделения хранения (продовольственной службы) военный городок N, здание казармы (административного назначения), административное здание - здание штаба, склады N, служебное административное здание, ПТОР отделения хранения (обособленное, технического имущества) военный городок N, здание управления отдела хранения (радиотехнического вооружения и средств связи) военный городок N, склады N, объект хранения инв. N помещение команды ВОХР, объекты хранения отделения хранения (радиотехнического вооружения) военный городок N, здание управления, здание КПП, помещение сторожевой охраны, склады N территории N отдела хранения (средств радиационной химической и биологической защиты) военный городок <данные изъяты>", здание КПП, территории N отдела хранения (средств радиационной химической и биологической защиты) военный городок <данные изъяты>", здание КПП, караульное помещение, объекты хранения, здание управления, склады N отдела хранения (бронетанкового и инженерного имущества и техники), здание управления. КПП N склады закрытого хранения отдела хранения (материальных и технических средств службы горючего, <адрес>) военный городок N, здание управления и пожарной команды, склад-ангар отделения хранения (горючего, обособленное <данные изъяты> военный городок N исправной системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией (том 2, л.д. 67-80).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 6 апреля 2023 года дело передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства (том 2, л.д. 235-241).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 11 мая 2023 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 27 мая 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (том 3, л.д. 41-48).
В ходе повторного рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, Учреждение), ФКУ "войсковая часть 62665" (далее по тексту - войсковая часть 62665), в качестве заинтересованных лиц - ФКУ "Войсковая часть 25030", ФКУ "Войсковая часть 25030" - 703 Центр материально-технического обеспечения, ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации, Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по ТОФ жилищно-коммунальная служба N 3, ФКУ "Войсковая часть N 25030-5", ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Отдел государственного пожарного надзора г. Петропавловск-Камчатский Инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу, Инспекция государственного пожарного надзора по Восточному военному округу.
Уточнив заявленные требования (том 4, л.д. 40-41), административный истец в судебном заседании просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "ОСК ВВО", ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в войсковой части 25030-5, оборудовать: здание управления (инв. N), склады (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N) военного городка <данные изъяты>" (<адрес>), склады (инв. N) военного городка <данные изъяты>" (<адрес>), склады (инв. N<данные изъяты>), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N), административное здание (инв. N) военного городка <адрес>), здание управления (инв. N), склады (инв. N), казарму-столовую (инв. N) военного городка <адрес>), административное здание управления (инв. N) военного городка <адрес>), склады и хранилища (инв. N), караульное помещение (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N), здание "штаб" (инв. N), здание "бензозаправочной" (инв. N) военного городка <адрес>) системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
В суде первой инстанции представитель административного истца поддержал уточненные исковые требования, поскольку по состоянию на дату рассмотрения административного дела выявленные нарушения административными ответчиками не устранены.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в суде первой инстанции возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" не является лицом, на которое может быть возложена обязанность по оборудованию зданий и сооружений войсковой части 25030-5 системами пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Основным направлением деятельности Учреждения является предоставление коммунальных услуг на военные объекты, а также оказание услуг по их техническому обслуживанию. А поскольку работы по оборудованию зданий и сооружений системами пожарной сигнализации выполняются в рамках капитального ремонта Учреждением только в отношении объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, постольку оно не уполномочено выполнять такие мероприятия в отношении спорных объектов, которые за Управлением на праве оперативного управления не закреплены.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации в суде первой инстанции возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменный отзыв, согласно которому на ФГКУ "261 ОМИС" Уставом возлагаются исключительно учетно-контрольные функции в отношении недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и закрепленного за ФГКУ "261 ОМИС" на праве оперативного управления, сославшись на разъяснения заместителя командующего войсками и силами на северо-востоке Российской Федерации по материально-техническому обеспечению от 11 марта 2020 года N, приказ министра обороны Российской Федерации N от 27 мая 2014 года и указания командующего войсками ВВО N.
Представитель заинтересованного лица Отдела государственного пожарного надзора г. Петропавловск-Камчатский Инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу в суде первой инстанции поддержал требования административного иска.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение, об отмене которого ставит вопрос в апелляционной жалобе и дополнении к ней административный ответчик по мотивам несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Повторяя изложенную в суде первой инстанции позицию по делу, указывает, что в п. в 14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ закреплены основные виды деятельности Учреждения, такой вид деятельности как монтаж системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией не предусмотрен. Основным направлением деятельности Учреждения является предоставление коммунальных услуг на военные объекты, оказание услуг по их техническому обслуживанию. Согласно пунктам 21 и 25 Устава Учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, вместе с тем, здания и сооружения войсковой части 25030-5 числятся на бюджетном учете за ФГКУ "261 ОМИС" и ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, а порядок проведения капитального ремонта закреплен "Руководством об эксплуатационных органах Министерства обороны РФ", утвержденным заместителем Министра обороны РФ 31 мая 2014 года, согласно которому капитальный ремонт зданий и сооружений осуществляется по титульным спискам, формирующимся только после положительного решения Министра обороны по представлению Генерального штаба с учетом перспективного облика конкретного объекта. При этом командиру войсковой части необходимо направить соответствующее обращение о необходимости проведения капитального ремонта в отдел технической подготовки и обустройства войск ВВО, после чего данные передаются в Департамент строительства МО РФ, которому ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не подчиняется. Государственное задание по проведению капитального ремонта указанных объектов согласно п. 6 Устава также в Учреждение не поступало. Кроме того указала, что в данном случае ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не бездействовало, выполнило свои обязанности в срок и составило сезонные акты осмотра, далее командиром войсковой части должно быть подготовлено и направлено тактико-техническое задание для принятия решения о включении объектов в план капитального ремонта. Полагала срок 6 месяцев включения указанных объектов в план капитального ремонта, проведения торгов в целях определения подрядчика и устранения выявленных нарушений недостаточным, такой срок должен быть более 12 месяцев.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец и административный ответчик Министерство обороны Российской Федерации указывают на несостоятельность изложенных в ней доводов, полагая решение суда законным и обоснованным.
Административные ответчики Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Войсковая часть 62665", заинтересованные лица ФКУ "Войсковая часть 25030", ФКУ "Войсковая часть 25030" - 703 Центр материально-технического обеспечения, ФГКУ "261 ОМИС" Министерства обороны Российской Федерации, Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по ТОФ жилищно-коммунальная служба N 3, ФКУ "Войсковая часть N 25030-5", ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Отдел государственного пожарного надзора г. Петропавловск-Камчатский Инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу, Инспекция государственного пожарного надзора по Восточному военному округу в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания ввиду невозможности явки по уважительным причинам не просили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц на основании статьи 150 КАС РФ.
Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции в установленном порядке размещены на официальном сайте Камчатского краевого суда в сети "Интернет".
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 7 по 28 октября 2019 года отделом государственного пожарного надзора в г. Петропавловске-Камчатском инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу Министерства обороны Российской Федерации проведена плановая проверка войсковой части 25030-5, установлены нарушения требований пожарной безопасности в виде отсутствия исправных систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией на объектах войсковой части 25030-5, составлен акт проверки N от 31 октября 2019 года (том 1, л.д. 80-117).
Актом проверки войсковой части 25030-5 от 27 ноября 2020 года N отделом государственного пожарного надзора в г. Петропавловске-Камчатском инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу Министерства обороны РФ установлено, что указанные в акте проверки от 31 октября 2019 года N нарушения не устранены (том 1, л.д. 119-138).
Согласно сообщению отдела инспекции государственного пожарного надзора по г. Петропавловску-Камчатскому, на складах, расположенных по <адрес> ул. <адрес>, <адрес> - КПП, помещение сторожевой охраны, склады, <адрес>, автоматическая пожарная сигнализация не работоспособна (том 1, л.д. 139-140).
Аналогичные выводы следуют из актов общего весеннего осмотра указанных в списках объектов недвижимости, произведенного в марте 2023 года (том 3, л.д. 169-252; том 4, л.д. 1-19).
В период времени с 10 августа 2023 года по 11 августа 2023 года отделом государственного пожарного надзора, г. Петропавловск-Камчатский проведено обследование зданий войсковой части 25030-5 на предмет монтажа систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления людей при пожаре (СОУЭ), а именно: военный городок <данные изъяты><адрес>): здание управления (инв. N), склады (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N военный городок <адрес> склады (инв. N); военный городок <адрес>): склады (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N), административное здание (инв. N военный городок <адрес>): здание управления (инв. N), склады (инв. N), казарма-столовая (инв. N); военный городок <адрес>): административное здание управления (инв. N); военный городок <адрес>): склады и хранилища (инв. N), караульное помещение (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N здание "штаб" (инв. N), здание "бензозаправочной" (инв. N). Обследованием установлено, что с 2019 года (акт проверки N от 31 октября 2019 года) монтаж систем противопожарной защиты не проводился, 15% имеющихся систем выработали свой ресурс еще в 2017-2018 гг. и являются технически устаревшими (том 4, л.д. 61).
Согласно письму начальника ЖКС N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ от 4 мая 2022 года N, на эксплуатационно-техническом обслуживании ЖКС N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ состоят объекты недвижимого имущества фонда Министерства обороны Российской Федерации, пользователем которых согласно приказу начальника Камчатского территориального гарнизона и Петропавловск-Камчатского местного гарнизона "О закреплении объектов недвижимости в Камчатском территориальном гарнизоне", является войсковая часть 25030-5. Объекты, указанные в перечне, находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, распорядителем недвижимого имущества является Департамент военного имущества Минобороны России, все объекты закреплены на праве оперативного управления за правообладателями (балансодержателями) - ФГКУ "261 ОМИС" Минобороны России и ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России (том 2, л.д. 6-8, 9-15, 16-17, 18-27, 28, 29; том 3, л.д. 11-12, 15-24).
Из имеющегося в материалах дела перечня следует, что в пользование войсковой части N объекты с инвентарными номерами N переданы от ФГКУ "261 ОМИС" Минобороны Российской Федерации войсковой части N объекты с инвентарными номерами N - от ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России войсковой части N 25030-5.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 21, 35, 54 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. ст. 5, 7, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Сводов правил "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", п. п. 5, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, а также положениями Приказа Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года N 155 о создании ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, установил несоответствие указанных в перечне объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Министерства обороны Российской Федерации и закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ "261 ОМИС" Минобороны России и ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, предъявляемым к ним требованиям законодательства, так как они не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией, соответственно, представляют угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, и пришел к верному выводу об обоснованности требований военного прокурора.
При этом, удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска к административным ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Федеральному казенному учреждению "войсковая часть 62665" и возложил обязанность по оборудованию зданий и сооружений войсковой части 25030-5 системами пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, исходя из организационной структуры Минобороны России, наделяющего специальными полномочиями свои структурные подразделения, в том числе - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, созданное в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании приказа Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155.
Такие выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в мотивировочной части решения и правильно оцененных в их совокупности по правилам статей 14, 84 КАС РФ. Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, отнесены организация развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах и проведение мероприятий в области пожарной безопасности (подпункт 66 пункта 7 Положения); организация выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов (подпункт 68 пункта 7).
Согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (пункт 12 Устава).
ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 13 Устава), перечень видов деятельности Учреждения указан в пункте 14 Устава.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Так, пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность, в том числе, за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность, в том числе, за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
Кроме того, указанным Руководством регламентируется процедура включения объектов в план текущего ремонта и заявочный план капитального ремонта, и определено, что контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических (весенних, осенних) и внеплановых осмотров.
Таким образом, принимая во внимание организационную структуру Министерства обороны Российской Федерации и наделение именно ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязанностью по организации и проведению коммунально-эксплуатационного обеспечения введенных в эксплуатацию зданий и сооружений воинских частей, что направлено на поддержание боевой и мобилизационной готовности воинских частей, создание условий для комфортного пребывания личного состава, проведение мероприятий боевой готовности, военно-политической работы, других мероприятий повседневной деятельности (п. 2 Руководства), ответственность за организацию и проведение работ по оборудованию эксплуатируемых зданий и сооружений системами автоматической пожарной сигнализации и системами оповещения о пожаре и управления эвакуацией возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные работы, учитывая фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего административного дела, не подразумевают под собой полный капитальный ремонт эксплуатируемых зданий и сооружений войсковой части 25030-5, не сопряжены со строительными работами, а представляют собой обособленный и самостоятельный вид монтажных работ, относятся к мероприятиям, связанным с текущей противопожарной эксплуатацией недвижимых объектов, ввиду чего судебная коллегия отвергает доводы апелляционной жалобы об обратном.
При этом закрепление спорных зданий и сооружений войсковой части 25030-5 на праве оперативного управления за ФКУ "261 ОМИС" и ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности устранить выявленные при эксплуатации этих объектов нарушения пожарной безопасности.
С учетом обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии до настоящего времени на указанных военным прокурором объектах недвижимого имущества систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре и управления эвакуацией, требуемых действующим законодательством, выводы суда первой инстанции о том, что именно административным ответчиком ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации допущено незаконное бездействие и, как следствие, имеются основания для возложения на него соответствующей обязанности, судебная коллегия признает правильными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают законность состоявшегося судебного решения и не ставят под сомнение правильность выводов суда первой инстанции.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточность установленного судом срока для исполнения решения и, следовательно, неисполнимость состоявшегося судебного акта, не могут повлечь за собой отмену оспариваемого решения, поскольку установленный судом срок является разумным, учитывая наличие реальной угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц ввиду ненадлежащего и не обеспечивающего безопасную эксплуатацию содержания недвижимого имущества на военных объектах необходимости скорейшего монтажа указанных систем, отсутствие которых установлено еще в 2019 году.
Судебная коллегия находит необходимым отметить, что в случае недостаточности такого срока и при наличии объективных к тому причин, ответчик не лишен возможности с обоснованием причин невозможности исполнить решение в установленный судом срок и обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, вынесенное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При этом судебная коллегия, руководствуясь положениям статьи 184 КАС РФ, считает необходимым исправить допущенную в мотивировочной и резолютивной частях решения суда первой инстанции описку.
Так, административный истец просил суд возложить на административных ответчиков обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в войсковой части 25030-5, оборудовать, в том числе, склады (инв. N), здание контрольно-пропускного пункта (инв. N), административное здание (инв. N военного городка N системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
В ходе рассмотрения дела проведена идентификация спорных объектов военного городка N установлено, что указанный военный городок расположен в <адрес>, вместе с тем, в тексте решения суда ошибочно указано наименование переулка <адрес>.
Руководствуясь статьями 309, 311, 184 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
Исправить описку, допущенную в мотивировочной и резолютивной частях решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 октября 2023 года, указав правильный адрес расположения военного городка <адрес>.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.