Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2025 по делу N 16-5043/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2025 по делу N 16-5043/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2025 г. по делу N 16-5043/2025
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А. рассмотрев жалобу и.о. министра имущественных и земельных отношений Смоленской области Молочко С.Г. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Смоленского и Краснинского районов по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР Смоленского и Краснинского районов N 31 от 31 июля 2024 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 октября 2024 года, решение судьи Смоленского областного суда от 04 декабря 2024 года, вынесенные в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Смоленского и Краснинского районов по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР Смоленского и Краснинского районов N 31 от 31 июля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 октября 2024 года, решением судьи Смоленского областного суда от 04 декабря 2024 года, Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
И.о. министра имущественных и земельных отношений Смоленской области Молочко С.Г. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся в отношении министерства судебные акты.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно положениям
статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с
частью 1 статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу
пункта 186 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков) сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
Согласно
статье 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
При этом
статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ за нарушение требований противопожарной безопасности предусмотрено привлечение к установленной законом ответственности.
Указом Губернатора Смоленской области от 15 апреля 2024 года N 43 "О введении режима повышенной готовности" на территории Смоленской области введен режим функционирования "Повышенная готовность", реализуется комплекс превентивных мероприятий направленных на предотвращение возникновения природных (ландшафтных) пожаров.
Согласно нормам
статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона Смоленской области от 27 февраля 2002 года N 22-з "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области" от имени Смоленской области как собственника принадлежащего ей имущества могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти Смоленской области в рамках их компетенции, установленной Уставом Смоленской области, областными законами, иными областными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 приведенной статьи предусмотрено, что к органам государственной власти Смоленской области, осуществляющим полномочия в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, относится уполномоченный исполнительный орган Смоленской области по вопросам государственной собственности Смоленской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного Постановлением Правительства Смоленской области от 10 октября 2023 года N 5, Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Министерство) является уполномоченным исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, земельными участками, находящимися в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Смоленской области, а также в сфере проведения государственной кадастровой оценки.
Как следует из представленных материалов и установлено судебными инстанциями, 02 апреля 2024 года на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 67:18:0020104:278 по адресу: ФИО8, произошло возгорание сухой травы. В ходе проверки по факту пожара было установлено, что Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области, являясь правообладателем указанного земельного участка, нарушило
пункт 186 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, что выразилось в непринятии мер по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области к административной ответственности, установленной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем Министерством имущественных и земельных отношений Смоленской области не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области не является субъектом вмененного административного правонарушения, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Все доводы поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном
статьями 30.6,
30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора Смоленского и Краснинского районов по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР Смоленского и Краснинского районов N 31 от 31 июля 2024 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 октября 2024 года, решение судьи Смоленского областного суда от 04 декабря 2024 года, вынесенные в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу и.о. министра имущественных и земельных отношений Смоленской области Молочко С.Г. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного
С.