Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2025 N 08АП-5798/2025 по делу N А70-8713/2025
Требование: О признании недействительными в части акта плановой проверки и требования о возврате в бюджет ТФОМС средств обязательного медицинского страхования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2025 N 08АП-5798/2025 по делу N А70-8713/2025
Требование: О признании недействительными в части акта плановой проверки и требования о возврате в бюджет ТФОМС средств обязательного медицинского страхования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2025 г. N 08АП-5798/2025
Дело N А70-8713/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2025 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Махт В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5798/2025) общества с ограниченной ответственностью "НефроМед" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2025 по делу N А70-8713/2025 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НефроМед" (ИНН 5024179941, ОГРН 1175024029256, адрес: 143432, Московская область, г. Красногорск, пгт. Нахабино, ул. Институтская, д. 4, офис 301) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области (ИНН 7202026893, ОГРН 1027200832680, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Советская, д. 65, к. 2) о признании недействительным пункта 1 акта плановой комплексной выездной проверки от 17.02.2025 в части, пунктов 1, 2 требования по устранению выявленных нарушений о возврате в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области средств обязательного медицинского страхования,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "НефроМед" - Уткина Евгения Александровна по доверенности от 15.04.2025 сроком действия два года,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области - Могутов Артем Александрович по доверенности от 09.01.2025 N 4 сроком действия до 31.12.2025,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НефроМед" (далее - заявитель, медицинская организация, общество, ООО "НефроМед") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, фонд, ТФОМС Тюменской области) о признании недействительным пункта 1 акта плановой комплексной выездной проверки от 17.02.2025 в части, пунктов 1, 2 требования по устранению выявленных нарушений о возврате в бюджет ТФОМС Тюменской области средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2025 по делу N А70-8713/2025 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным:
- пункт 1 акта плановой комплексной выездной проверки использования средств ОМС в части суммы средств в размере 354 300 руб., использованных на оказание услуг по обучению сотрудников и оплату расходов по периодическим медицинским осмотрам работников обособленного подразделения (далее - ОП) ООО "НефроМед" Тюмень и ОП ООО "НефроМед" Тюмень - 2;
- пункты 1, 2 требования по устранению выявленных нарушений о возврате в бюджет ТФОМС Тюменской области средств ОМС:
в размере 354 300 руб., использованных на оказание услуг по обучению сотрудников и оплату расходов по периодическим медицинским осмотрам работников ОП ООО "НефроМед" Тюмень и ОП ООО "НефроМед" Тюмень - 2;
в размере 35 430 руб. штрафа за нецелевое использование средств ОМС в 2023-2024 гг.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что финансовое обеспечение предупредительных мер (далее - ФОПМ) производится изначально за свой счет в текущем году, а возмещению подлежит сумма равная не более 20% от страховых взносов, начисленных в году предшествующем на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; одним из необходимых условий допуска на рабочие места работников организации, в том числе медицинского персонала, является проведение противопожарного инструктажа, ответственность за проведение которого возлагается на лиц, состоящих в трудовых отношениях с медицинской организацией и прошедших специальное обучение в форме дополнительного профессионального образования или имеющих образование по специальности "Пожарная безопасность"; требование к дополнительному профессиональному обучению специалистов в области противопожарной безопасности установлено законодательно, оплата обучения медицинского работника, который напрямую задействован в медицинском процессе по программе обучения, необходимой для деятельности медицинской организации, является целевым расходованием денежных средств с отнесением статьи затрат на прочие расходы; ссылка на пункт 2 раздела III, пункты 3, 5 раздела IV Территориальной программы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. незаконна, иных источников финансирования ООО "НефроМед" не имеет.
В предоставленном отзыве на апелляционную жалобу фонд просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что расходы, несение которых возложено на бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, не могут быть понесены за счет средств ОМС, вследствие чего расходы заявителя на оплату услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров являются нецелевыми; наличие в структуре тарифа "прочих расходов" само по себе не свидетельствует о правомерности использования заявителем средств ОМС для оплаты услуг по обучению сотрудника.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель фонда поддержал доводы письменного отзыва, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении общества была проведена комплексная выездная проверка использования средств ОМС за период с 01.01.2023 по 31.12.2024, по результатам которой был установлен факт нецелевого использования обществом средств ОМС в размере 13 000 руб., выразившийся в оплате услуг по проведению обучения в области пожарной безопасности по договору от 03.10.2023 N 19/23, заключенному между ООО "НефроМед" и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Пожэксперт", а также факт нецелевого расходования средств ОМС в размере 341 300 руб., выразившийся в оплате услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников ООО "НефроМед" по договору от 17.01.2022 N 29/22/МО, заключенному между ООО "НефроМед" и ООО "Доктор А".
Расходы в размере 354 300 руб. были признаны фондом нецелевым использованием средств ОМС.
Результаты проверки оформлены актом от 17.02.2025, в соответствии с которым выражено требование вернуть в бюджет ТФОМС Тюменской области средства ОМС в размере 354 300 руб., использованные в 2023-2024 гг. не по целевому назначению, в связи с чем учреждению также был начислен штраф в размере 35 430 руб.
Не согласившись с актом проверки от 17.02.2025, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 акта плановой комплексной выездной проверки от 17.02.2025 в части, пунктов 1, 2 требования по устранению выявленных нарушений о возврате в бюджет ТФОМС Тюменской области средств ОМС.
02.07.2025 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В ходе проверки фондом установлен факт нецелевого расходования средств ОМС в размере 13 000 руб., выразившийся в оплате услуг по проведению обучения в области пожарной безопасности по договору от 03.10.2023 N 219/23, заключенному с ООО "Пожэксперт", что подтверждается платежным поручением от 12.10.2023 N 3147.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, за исключением случая, указанного в части 7.1 статьи 35 настоящего Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет, в том числе, структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Постановлением Правительства Тюменской области от 29.12.2022 N 1041-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Территориальная программа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2023 N 918-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Территориальная программа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов).
Согласно положениям раздела IV Территориальной программы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и Территориальной программы на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов программа ОМС реализуется, исходя из тарифов, определяемых тарифным соглашением.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт основных средств, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до четырехсот тысяч руб. за единицу.
Аналогичные положения содержатся в территориальной программе.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В период действия договора от 03.10.2023 N 219/23 на проведение обучения в области пожарной безопасности, договора от 17.01.2022 N 29/22/МО на проведение периодических медицинских осмотров действовали Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС N 108н).
Согласно пункту 192 Правил ОМС N 108н в расчет тарифа на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 193 Правил ОМС N 108н к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи, отнесены следующие группы затрат:
1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи.
Пунктом 195 Правил ОМС N 108н установлено, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
1) затраты на коммунальные услуги;
2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
3) затраты на содержание объектов движимого имущества; 4) затраты на приобретение услуг связи; 5) затраты на приобретение транспортных услуг;
6) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
7) затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
8) прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Расходы, связанные с проведением обучения работников в области пожарной безопасности не направлены на повышение их квалификации по оказанию медицинской помощи, темы обучения не связаны с необходимым уровнем профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Знания в области пожарной безопасности не являются квалификационным требованием к медицинским специалистам.
Из буквального толкования статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что реализация исполнения возложенных на руководителя организации обязанностей в области пожарной безопасности должна осуществляться им самостоятельно, за счет собственных средств работодателя, а не целевых средств, выделенных медицинской организации на оказание бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Несмотря на то, что перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования является открытым (так как перечисленные расходы содержат указание на включение "прочих расходов" без конкретизации вида таких расходов), единственным критерием для признания расходов в системе ОМС целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи. Таким образом, наличие в структуре тарифа "прочих расходов" само по себе не свидетельствует о правомерности использования заявителем средств ОМС для оплаты услуг по обучению сотрудника.
При этом необходимость прохождения работником обучения по дополнительной профессиональной программе в области пожарной безопасности не связана с системой ОМС, наличие либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а спорные расходы по своей экономической направленности не могут быть отнесены к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2023 по делу N А46-1404/2023.
Таким образом, спорные расходы являются нецелевыми и не могут осуществляться за счет средств ОМС.
Также в ходе проверки фондом выявлен факт нецелевого расходования средств ОМС в размере 341 300 руб., выразившийся в оплате услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников заявителя по договору от 17.01.2022 N 29/22/МО, заключенному с ООО "Доктор А".
Исходя из установленной Правилами ОМС методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и статей затрат, определенных пунктом 7 раздела IV Территориальной программы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также пунктом 5 раздела IV Территориальной программы на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров не могут быть оплачены з а счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
В силу статьи 214 ТК РФ организация проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников за счет собственных средств относится к обязанностям работодателя.
Пунктом 6 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, также определено, что обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
Таким образом, нормы федерального законодательства не предоставляют медицинской организации возможность самостоятельного выбора средств, за счет которых будет производиться возмещение спорных расходов, предусматривая расходование именно собственных средств на указанные цели.
Доводы подателя жалобы о том, что ФОПМ производится изначально за свой счет в текущем году, а возмещению подлежит сумма равная не более 20% от страховых взносов, начисленных в году предшествующем на ОМС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, исходя из следующего.
В рассматриваемый период действовали Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила ФО), утвержденные приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н и приказом Минтруда России от 11.07.2024 N 347н.
Подпунктами "е" пунктов 3 Правил ФО в обеих редакциях определено, что расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на ОМС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", частью 5 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, на финансовое обеспечение предупредительных мер.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 БК РФ, не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 144 БК РФ бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджет территориального фонда ОМС являются самостоятельными бюджетами.
На основании части 8 статьи 26 Закона об ОМС средства бюджетов территориальных фондов ОМС не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Аналогичная норма, согласно которой расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, закреплена в статье 147 БК РФ.
Таким образом, расходы, несение которых возложено на бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, не могут быть понесены за счет средств ОМС, вследствие чего расходы заявителя на оплату услуг по проведению периодических медицинских осмотров являются нецелевыми.
Доводы подателя жалобы о том, что единственным источником финансирования общества являются средства ОМС, заявлялись обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции и обоснованно были отклонены, исходя из следующего.
Общество является коммерческой организацией, то есть в силу положений части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации преследует цель извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Пунктом 3.3 устава ООО "Нефромед" определен перечень видов деятельности, приносящих прибыль. Отсутствие фактической реализации данного права не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению норм о целевом расходовании средств ОМС.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Установив факт нецелевого использования средств ОМС, фонд правомерно возложил на общество обязанность возместить средства ОМС в размере 354 300 руб., а также начислил обществу штраф в размере 35 430 руб.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания акта плановой комплексной выездной проверки использования средств ОМС от 17.02.2025 незаконным в оспариваемой части.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и мотивированно отклонены, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов суда и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
С учетом приведенных обстоятельств судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.07.2025 по делу N А70-8713/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР