Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2025 N 18АП-8975/2025 по делу N А47-10894/2025
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.


Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2025 N 18АП-8975/2025 по делу N А47-10894/2025
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2025 г. N 18АП-8975/2025
Дело N А47-10894/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2025 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2025 о возвращении заявления по делу N А47-10894/2025.
Администрация города Оренбурга (далее - Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - ГУ МЧС РФ по Оренбургской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановлений от 17.06.2025 N 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213 о назначении административного наказания, которыми Администрация признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2025 заявление возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподсудностью данного дела арбитражному суду.
Администрация не согласилась с указанным определением и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит определение суда отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на подсудность спора арбитражному суду, указывает на особенности своего финансирования и отсутствие выделенных денежных средств на исполнение оспоренных постановлений. Также обращает внимание на принятие Арбитражным судом Оренбургской области к своему производству двух аналогичных заявлений Администрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемой ситуации Администрацией оспариваются внесенные в отношении нее административным органом постановления от 17.06.2025 N 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213 о назначении административного наказания, которыми Администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 400000 руб. по каждому постановлению.
Возвращая заявление Администрации, суд первой инстанции руководствовался выводом о неподсудности заявленного требования арбитражному суду.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильными, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Так, согласно статье 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражными судами в Российской Федерации осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В силу пункта 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12/12 от 18.08.1992 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", подсудность заявленного требования суду общей юрисдикции или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. Основными критериями отнесения спора к компетенции арбитражных судов являются: характер или предмет спора (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью) и субъектный состав (сторон).
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии: 1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота; 2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) разъяснено, что жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Как указано выше, оспоренными постановлениями заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Объективная сторона указанного административного правонарушения, выражается в нарушении субъектом требований пожарной безопасности, являющихся обязательными для всех физических и юридических лиц.
В рассматриваемом случае заявитель привлечен к административной ответственности как субъект, обязанный соблюдать обязательные требования безопасности дорожного движения, но не обеспечивший это, следовательно, заявитель привлечен к административной ответственности не как субъект предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением.
Необходимость соблюдения Администрацией требований пожарной безопасности не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Соответствующая обязанность возложена на любое лицо вне зависимости от характера осуществляемой им деятельности.
При таких обстоятельствах, исходя из объекта посягательства и объективной стороны вмененного обществу правонарушения, в соответствии с положениями части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, части 1 статьи 27, пункта 3 части 1 статьи 29, части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 33 Постановления N 5 и пункте 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, заявление Администрации об оспаривании постановлений ГУ МЧС РФ по Оренбургской области не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело подсудно суду общей юрисдикции.
Доказательства обращения заявителя с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции и отказа в принятии такого заявления, либо прекращения производства по такому делу в связи с тем, что рассмотрение дела не отнесено к компетенции соответствующего суда общей юрисдикции, к заявлению не приложены.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно возвращено заявление Администрации в связи с тем, что оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, определение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
По существу, доводы апелляционной жалобы о подсудности спора арбитражному суду основаны на неверном толковании действующего процессуального законодательства, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об особенностях бюджетного финансирования заявителя и отсутствие выделенных денежных средств на исполнение оспоренных постановлений, а также о принятии Арбитражным судом Оренбургской области к своему производству двух аналогичных заявлений Администрации не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, как не имеющие отношения к вопросу о подсудности спора.
Вопрос о взыскании госпошлины за подачу апелляционной жалобы апелляционным судом не рассматривается, поскольку подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Руководствуясь статьями 129, 185, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2025 по делу N А47-10894/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья
А.А.АРЯМОВ