Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2025 по делу N А33-21403/2024
Требование: Об обязании ответчика выполнить противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2025 по делу N А33-21403/2024
Требование: Об обязании ответчика выполнить противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2025 г. по делу N А33-21403/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пластининой Н.Н.,
судей: Паюсова В.В., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратюк Д.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красфан"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 июня 2025 года по делу N А33-21403/2024,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
установил:
министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Красфан" (далее - ответчик) об обязании ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом освоения лесов, за 2023 год по договору аренды лесного участка от 26.10.2018 N 19/1-з, а именно:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 17 км;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 17 км;
- прокладка просек и противопожарных разрывов - 0,9 км;
- прочистка просек и противопожарных разрывов - 0,9 км;
- устройство противопожарных минерализованных полос - 56,9 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (уход) - 56,9 км;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 1 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 2 шт.;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих о мерах пожарной безопасности в лесах - 3 шт.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Усольское лесничество".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.06.2025 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ответчик указывает, что правоотношения из договора аренды лесного участка прекращены в установленном порядке. Выполнение противопожарных мероприятий указанных в исковом заявлении, связано с рубкой лесных насаждений, подлежит декларированию и не может осуществляться вне рамок договора аренды. В связи с чем любые действия должностных лиц ООО "Красфан" по выполнению противопожарных мероприятий, указанных в иске, могут повлечь неблагоприятные последствия в виде ответственности.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.07.2025 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 28.08.2025.
В соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 15.07.2025, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р образовано министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п.
Постановлением Правительства края от 26.07.2016 N 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - Положение о министерстве).
министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2023 N 1103-п внесены изменения в Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в частности наименование министерства изменено на министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
15.01.2024 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении наименования министерства лесного хозяйства Красноярского края на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
26.10.2018 между министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и ООО "Красфан" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 19/1-и, согласно условиям которого арендатор обязался представить, а арендатор обязался принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-03819-2018-10-3352-1, имеющий следующие характеристики:
- площадь: 29 617 га защитных и эксплуатационных лесов;
- местоположение: Красноярский край, Тасеевский район, Усольское лесничество, Бирюсинское участковое лесничество, кварталы 59-71, 96-104, Унжинское участковое лесничество, кварталы 9-18, Шумихинское участковое лесничество, кварталы 107-11, 14-149.
- категория защитности: леса расположенные в водоохранных зонах, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.
- вид разрешенного использования: заготовка древесины в соответствии с лесохозяйственным регламентом Усольского лесничества.
Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи лесного участка (приложение N 6 к договору аренды лесного участка N 19/1-и от 26.10.2018).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3.4 договора аренды арендатор обязан осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Согласно подпункту "к" пункта 3.4 договора аренды арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, и приложением N 7 к настоящему договору.
Подпунктом "к" пункта 3.4 договора N 19/1-и от 26.10.2018 предусмотрена обязанность арендатора осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к договору.
Проектом освоения лесов закреплены обоснование и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий (таблица 13).
Приложением N 7 к договору аренды установлены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.
Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 23.01.2019 N 175-ГЛР/Э утверждено положительное экспертное заключение на проект освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Усольского лесничества, переданного в аренду для заготовки древесины ООО "Красфан" по договору аренды лесного участка от 26.10.2018 N 19/1-и.
Согласно отчету инженера ОиЗЛ КГБУ "Усольское лесничество" от 30.05.2024 о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 в отклонение от проекта освоения лесов обществом с ограниченной ответственностью "Красфан" не выполнены следующие мероприятия:
- строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 17 км;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 17 км;
- прокладка просек и противопожарных разрывов - 0,9 км;
- прочистка просек и противопожарных разрывов - 0,9 км;
- устройство противопожарных минерализованных полос - 56,9 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (уход) - 56,9 км;
- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 1 шт.;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 2 шт.;
- установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград обеспечивающих ограничение пребывания в лесах граждан в целях обеспечения пожарной безопасности 1 шт.;
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих о мерах пожарной безопасности в лесах - 3 шт.
Факт неисполнения ответчиком противопожарных мероприятий в рамках договора аренды подтвержден представленным в материалы дела отчетом (ППМ) о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год и не оспорен ответчиком.
В приложении N 7 к договору приведены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.
10.04.2024 между сторонами заключено соглашение о расторжении договора аренды лесного участка N 19/1-и от 26.10.2018. В силу пункта 1 соглашения, договор считается расторгнутым с даты подписания акта приема-передачи лесного участка.
С учетом условий соглашения о расторжении договора, лесной участок возвращен арендодателю 01.01.2024, в подтверждение чего в материалы дела представлен акт приема передачи лесного участка, являющийся приложением к соглашению о расторжении договора аренды.
Как указывает истец, нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в материалах дела доказательств, подтверждающих факт неисполнения обществом противопожарных мероприятий в рамках договора аренды. Отклоняя довод ответчика о расторжении договора аренды, суд первой инстанции руководствовался положениями
статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации и
абзацем вторым пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора".
Проверив в пределах, установленных
статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора аренды лесного участка.
Согласно
статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Согласно
части 4 этой статьи к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным
кодексом Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных
статьей 25 Кодекса.
Согласно
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим
Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров
(часть 1). Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров
(часть 2). Среди прочих меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; проведение гидромелиорации земель; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры
(часть 4).
Осуществление противопожарных мероприятий на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Ответчик при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям договора, должен был принять меры по надлежащему исполнению своих обязательств по договору аренды лесного участка. Доказательства отсутствия вины ответчиком не представлены. Ответчиком добровольно приняты на себя обязательства по выполнению противопожарных мероприятий согласно условиям договора аренды лесного участка и проекту освоения лесов. При этом проект освоения лесов составляется самим арендатором, исходя из фактического состояния объекта аренды на основании материалов лесоустройства. Таким образом, принимая на себя обязательство по осуществлению работ по выполнению противопожарных мероприятий, ответчик, не исполняя данные обязательства, не вправе ссылаться на невозможность их исполнения, поскольку никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (
пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае в приложении N 7 к договору приведены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.
Факт неисполнения ответчиком противопожарных мероприятий в рамках договора аренды подтвержден представленным в материалы дела отчетом (ППМ) о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год и не оспорен ответчиком.
Согласно
пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с положениями
статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В
пункте 3 Постановления Пленума от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", предусмотрено, что условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора; иное может быть установлено соглашением сторон.
В соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного договора аренды на арендатора, осуществляющего владение и хозяйственное использование лесного участка, в числе прочего, возлагается обязанность по осуществлению противопожарных мероприятий (
статья 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Арендатор, получивший имущественное предоставление в виде права пользования лесным участком, не должен уклоняться от исполнения соответствующей публичной обязанности, извлекая преимущества из своего противоправного поведения. Расторжение договора аренды в соответствии с приведенными положениями
Постановления Пленума от 06.06.2014 N 35 само по себе не является основанием для прекращения обязанности по выполнению соответствующих мероприятий, возникшей у него в период фактического использования лесного участка.
При подписании акта от 01.01.2024 (пункт 9) стороны зафиксировали наличие у арендатора задолженности по выполнению соответствующих мероприятий, урегулировав последствия расторжения договора и фактически подтвердив тем самым необходимость исполнения соответствующей обязанности в дальнейшем, что в максимальной степени соответствует публичным интересам.
Ссылки ООО "Красфан" на невозможность исполнения соответствующей обязанности после расторжения договора обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку все необходимые действия по согласованию подлежащих выполнению противопожарных мероприятий, включая обеспечения возможности доступа к лесному участку и оформления декларации, могут производиться обязанным лицом на основании принятого по настоящему делу судебного акта.
Таким образом, материалами дела подтверждено неисполнение ответчиком спорных мероприятий. На момент проведения проверки у ответчика имелась обязанность по надлежащему исполнению условий договора, в том числе по проведению противопожарных мероприятий, которая ответчиком не исполнена.
Доказательств исполнения этой обязанности в объеме, заявленном в иске, ответчиком в материалы дела не представлено.
В силу прямого указания
пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Довод ответчика о том, что осуществление пожарных мероприятий после передачи лесного участка будет расценено как самовольный захват земель лесного фонда, является несостоятельным, так именно арендодатель требует выполнения противопожарных мероприятий. Ссылка на то, что ответчик уже не является арендатором, в силу чего не имеет права пользоваться лесным участком, также отклоняется, поскольку в случае выполнения противопожарных мероприятий, лесной участок для ранее указанных в договоре аренды целей не предоставляется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (
постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июня 2025 года по делу N А33-21403/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н.ПЛАСТИНИНА
Судьи
В.В.ПАЮСОВ
О.В.ПЕТРОВСКАЯ