Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2025 N 16-4359/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2025 N 16-4359/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок решения органа (организации, должностного лица), на законных основаниях осуществляющего государственный (муниципальный) контроль.
Решение: Производство по делу прекращено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2025 г. N 16-4359/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу государственного инспектора г. Новый Уренгой по пожарному надзору - старшего инспектора ОНГК отдела надзорной деятельности и профилактической работы в г. Новый Уренгой управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу <данные изъяты> на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2024 года, решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Цветок Уренгоя",
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2024 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Цветок Уренгоя" (далее - МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя", учреждение) прекращено на основании
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее материалы на рассмотрение мировому судье, - инспектор г. Новый Уренгой по пожарному надзору - старший инспектор ОНГК отдела надзорной деятельности и профилактической работы в г. Новый Уренгой управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу <данные изъяты> И.М. выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя", извещенное в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, возражения на жалобу в установленный срок не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
часть 1 статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).
В силу
части 2 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1).
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре
(часть 2).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(часть 3).
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного названным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара
(часть 4).
Частью 1 статьи 6 м установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным
Законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что 10 июля 2023 года МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя" выдано предписание 119/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 01 июля 2024 года.
31 июля 2024 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Новый Уренгой УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу по результатам внепланового инспекционного визита в отношении объекта защиты - здание детского сада "Цветок Уренгоя", расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, установлено, что МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя" не выполнены в срок до 01 июля 2024 года пункты законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор N 119/1 от 10 июля 2023 года, а именно:
1. кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (системы обнаружения пожара) выполнены с применением не пожаростойких проводов (сертификаты, подтверждающие соответствие проводов, участвующих в системе пожарной автоматики не представлены) фактически применимы кабеля КСПВ, в нарушение
статьи 4,
части 2 статьи 82 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
2. из коридоров без естественного проветривания при пожаре не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции, в нарушение
статьи 4,
пункта 2 части 1 статьи 6,
статьи 85 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта 2.16 СНиП 2.08.02-85;
4. ширина дверей эвакуационных выходов из здания (правый, левый эвакуационные выходы) составляет менее 0.9 м, в нарушение
статьи 4,
пункта 2 части 1 статьи 6,
статьи 53,
статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта 3.17 СНиП 11-64-80;
5. ширина эвакуационных выходов актового зала (помещение с массовым пребыванием людей количество посадочных мест более 50) составляет менее 1,2 м (фактически в свету ширина эвакуационных выходов составляет от 0.86 м до 0,88 м), в нарушение
статьи 4,
пункта 2 части 1 статьи 6,
статьи 53,
статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта СНиП 2.08.02-85.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя" протокола об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время, мировой судья расценил совершенное МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя" правонарушение в качестве малозначительного, в связи с чем, прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя" на основании
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судья городского суда согласился с выводами мирового судьи.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа указывает на то, что совершенное МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя" правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в здании МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя", связаны с непринятием комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту имущества и людей от пожара, и неисполнение данных нарушений создает реальную угрозу для жизни и здоровья детей при его дальнейшей эксплуатации, следовательно, не устранение выявленных правонарушений создает общественно-опасные последствия содеянного правонарушения (неисполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор), и в конечном итоге имевшее место правонарушение представляет существенное нарушение охраняемым законом общественных правоотношений. Кроме того, должностное лицо, подавшее жалобу, отмечает, что меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленные в здании детского сада, не принимаются на протяжении более трех лет.
Данные доводы должностного лица заслуживают внимания в силу следующего.
В соответствии со
статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно
статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, устное замечание - такой метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия. Устное замечание не влечет юридических последствий для такого лица.
В соответствии с
абз. 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с этим определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что административное правонарушение является малозначительным, также указал, что с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, отсутствия доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, правонарушение не носило злостного, умышленного характера, направленного на нарушение государственных и общественных интересов, отсутствуют какие-либо общественно опасные последствия содеянного, в связи с чем, пришел к выводу о том, что имевшее правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений.
Между тем мировым судьей не учтено, что объектом посягательства вмененного МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя" административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения в области пожарной безопасности в отношении объектов защиты. Особая значимость охраняемых отношений, обусловленная фактом выявления нарушений требований пожарной безопасности в детском дошкольном учреждении, характер нарушений не позволяют признать, что в данном случае имеется формальное нарушение закона. Нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в здании детского сада, связаны именно с отсутствием комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту имущества и людей от пожара, неисполнение данных нарушений создает реальную угрозу для жизни и здоровья детей при его дальнейшей эксплуатации. Неисполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, представляет существенное нарушение охраняемых законом общественных правоотношений.
Приведенные мировым судьей обстоятельства совершения юридическим лицом правонарушения на его малозначительность не указывают. Общие суждения мирового судьи о характере правонарушения, отсутствии существенного вреда, указание на принятие мер, направленных на выделение средств на цели выполнения предписания, без указания в постановлении на конкретные обстоятельства совершения правонарушения, свидетельствующие о его малозначительном характере, указывают на то, что выводы о малозначительности и необходимости прекращения производства по делу на основании
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должным образом не мотивированы, доказательства, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в постановлении не приведены.
Изложенное свидетельствует о том, что судьями допущено имеющее принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными, в связи с чем, вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу
пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным
Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2024 года, решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МАДОУ "Детский сад "Цветок Уренгоя", подлежат отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, как то предусмотрено
пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установленный
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек и возможность возобновления производства по делу исключена.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании
пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 судебного района Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2024 года, решение судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Цветок Уренгоя", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Э.Г.АБДРАХМАНОВА