Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2025 N 16-4773/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2025 N 16-4773/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2025 г. N 16-4773/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хорошевская М.В., рассмотрев жалобу защитника муниципального бюджетного учреждения Тавдинского муниципального округа Свердловской области "Единое агентство заказчика" Шурко О.Н. на вступившие в законную силу постановление главного Государственного инспектора ОНДиПР Тавдинского ГО, Т. по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР Тавдинского ГО, Т. УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 18 июня 2024 года N 85, решение судьи Тавдинского районного суда Свердловской области от 22 августа 2024 года, решение судьи Свердловского областного суда от 23 октября 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения Тавдинского муниципального округа Свердловской области "Единое агентство заказчика",
установил:
постановлением главного Государственного инспектора ОНДиПР Тавдинского ГО, Т. по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР Тавдинского ГО, Т. УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 18 июня 2024 года N 85, оставленным без изменения решением судьи Тавдинского районного суда Свердловской области от 22 августа 2024 года, решением судьи Свердловского областного суда от 23 октября 2024 года, муниципальное бюджетное учреждение Тавдинского муниципального округа Свердловской области "Единое агентство заказчика" (далее - МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика"), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 410000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" Шурко О.Н. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, в том числе обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ возлагает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, которую несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент N 123, Федеральный закон N 123-ФЗ).
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Федеральный закон N 184-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия и оценке соответствия.
Установление особого противопожарного режима территории Российской Федерации и на территории Свердловской области в частности утверждено постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, которым утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила N 1479), Губернатора Свердловской области от 11 апреля 2024 года N 244-ПП и Главы Тавдинского городского округа от 17 апреля 2024 года N 66.
Из материалов дела следует, что 25 мая 2024 года в 16 часов 35 минут на территории земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, правообладателем которого на праве постоянного (бессрочного) пользования является МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика", в период действия особого противопожарного режима, установленного постановлением Губернатора Свердловской области от 11 апреля 2024 года N 244-ПП и постановлением главы Тавдинского округа от 17 апреля 2024 года N 66, выявлен факт нарушения обязательных требований правил пожарной безопасности, а именно: на территории участка допускается сжигание мусора (опил, срезка древесины) в нарушение
п. 66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), не производится уборка мусора (опил, срезка древесины), в нарушение
п. 67 противопожарного режима в Российской Федерации.
Изложенное явилось основанием для привлечения МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении, фотоматериалами, выписками из журнала пункта связи противопожарной службы и донесением о пожаре, рапортами должностных лиц ГУ МЧС России по Свердловской области, договорами оказания услуг, и дополнительными соглашениями о предоставлении субсидий, пояснениями защитника Шурко О.Н. данными в судебном заседании и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного кодекса.
Действия МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" квалифицированы по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (
статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В силу
статьи 34 названного Федерального закона граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного закона.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу
пункта 66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия.
Согласно пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ Федерального закона "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу
статьи 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Нарушение МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" требований
пунктов 66,
67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, в период действия особого противопожарного режима, установленного постановлением Губернатора Свердловской области от 11 апреля 2024 года N 244-ПП и Главы Тавдинского городского округа от 17 апреля 2024 года N 66, установлены должностным лицом и судебными инстанциями на основании представленных в материалы дела доказательств и сомнений не вызывают.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей о виновности МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" в совершении административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика", допустившего наличие данных нарушений.
Приведенные заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, в том числе о том, что МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, очистить территорию от мусора не позволяли погодные условия в виде промерзлой земли, распределение финансирования на момент передачи земельного участка для размещения снега в зимний период, отсутствие достаточного бюджетного финансирования, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно были признаны несостоятельными с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения МБУ ТГО СО "Единое агентство заказчика" к административной ответственности, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который отвечает требованиям
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений
части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьями судов нижестоящих инстанций верно не установлено.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных
Конституцией Российской Федерации и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного Государственного инспектора ОНДиПР Тавдинского ГО, Т. по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР Тавдинского ГО, Т. УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области от 18 июня 2024 года N 85, решение судьи Тавдинского районного суда Свердловской области от 22 августа 2024 года, решение судьи Свердловского областного суда от 23 октября 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения Тавдинского муниципального округа Свердловской области "Единое агентство заказчика", оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
М.В.ХОРОШЕВСКАЯ