Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2025 N 16-5312/2025 (УИД 50RS0024-01-2024-001975-25)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2025 N 16-5312/2025 (УИД 50RS0024-01-2024-001975-25)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2025 г. N 16-5312/2025
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области Ч. на вступившие в законную силу
решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 3 марта 2025 года, решение судьи Московского областного суда от 22 апреля 2025 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", Общество) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 июля 2024 года N 10-076/2024 ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 июля 2024 года N 10-077/2024 ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 июля 2024 года N 10-078/2024 ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 июля 2024 года N 10-079/2024 ПАО "Россети Московский регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлениями должностного лица, защитник ПАО "Россети Московский регион" обратился с жалобами в Луховицкий районный суд Московской области.
Определением судьи Луховицкого районного суда Московской области от 19 сентября 2023 года жалобы ПАО "Россети" на постановления заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 июля 2024 года N 10-076/2024, N 10-077/2024, N 10-078/2024, N 10-079/2024 объединены в одно производство.
Решением судьи Луховицкого районного суда Московской области от 3 марта 2025 года постановления заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 июля 2024 года N 10-076/2024, N 10-077/2024, N 10-078/2024, N 10-079/2024, вынесенные в отношении ПАО "Россети Московский регион" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменены, ПАО "Россети Московский регион" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, с применением положений
части 5 статьи 4.4 Кодекса.
Решением судьи Московского областного суда от 22 апреля 2025 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановления, Ч. выражает несогласие с состоявшимися по делу об административном правонарушении судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на то, что патрулирование лесов в рамках осуществление лесной охраны не относится к контрольному (надзорному) мероприятию, в связи с чем ПАО "Россети Московский регион" обоснованно было привлечено к административной ответственности за каждое административное правонарушение.
ПАО "Россети Московский регион", уведомленное в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в лице защитника Константиновой О.П., представило на нее возражения, в которых просит обжалуемые акты оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений позволяет прийти к следующим выводам.
В силу
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с
частью 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах. В силу положений
части 2 указанной статьи меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В силу
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (
пункт 1 Правил).
В соответствии с
пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 1 апреля 2024 N 30П-731 "О начале пожароопасного сезона 2024 года в лесах Московской области" в связи с наступлением на территории Московской области устойчивой теплой погоды и сходом снежного покрова, определено пожароопасного сезона на территории земель лесного фонда в границах Московской области с 1 апреля 2024 года.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 N 160 (ред. от 18 февраля 2023 года) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон)
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (
пункт 1 Правил).
Постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2024 года N 138-ПГ "Об установлении особого противопожарного режима на территории Московской области", особый противопожарный режим на территории Московской области установлен с 3 мая 2024 года.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ПАО "Россети Московский регион" постановлениями должностного лица за совершение четырех эпизодов административных правонарушений, предусмотренных
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили следующие обстоятельства:
24 июня 2024 года в 12 часов 25 минут должностными лицами Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" при патрулировании лесов в рамках осуществления лесной охраны в соответствии со
статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации по маршруту N 09/37 на лесном участке в выделе 8 квартале 4 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" вблизи с. Городна г.о. Луховицы Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства. Установлено, что ПАО "Россети Московский регион" после проведения рубки лесных насаждений в охранной зоне линии электропередачи ПО кВ "Голутвин-Ива" в выделе 8 квартале 4 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" в нарушение
пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, осуществили укладку порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади метра рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений в выделе 8 квартале 4 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес". Вышеуказанные обстоятельства возникли в условиях особого противопожарного режима.
24 июня 2024 года в 12 часов 55 минут должностными лицами Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" при патрулировании лесов в рамках осуществления лесной охраны в соответствии со
статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации по маршруту N 09/37 на лесном участке в выделе 9 квартале 6 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" вблизи с. Городна г.о. Луховицы Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства. Установлено, что ПАО "Россети Московский регион" после проведения рубки лесных насаждений в охранной зоне линии электропередачи 110 кВ "Голутвин-Ива" в выделе 9 квартале 6 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" в нарушение
пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, осуществили укладку порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади метра рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений в выделе 9 квартале 6 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес". Вышеуказанные обстоятельства возникли в условиях особого противопожарного режима.
24 июня 2024 года в 13 часов 20 минут должностными лицами Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" при патрулировании лесов в рамках осуществления лесной охраны в соответствии со
статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации по маршруту N 09/37 на лесном участке в выделе 9 квартале 7 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" вблизи с. Городна г.о. Луховицы Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства. Установлено, что ПАО "Россети Московский регион" после проведения рубки лесных насаждений в охранной зоне линии электропередачи 110 кВ "Голутвин-Ива" в выделе 9 квартале 7 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" в нарушение
пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, осуществили укладку порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади метра рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений в выделе 9 квартале 7 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес". Вышеуказанные обстоятельства возникли в условиях особого противопожарного режима.
24 июня 2024 года в 14 часов 05 минут должностными лицами Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес" при патрулировании лесов в рамках осуществления лесной охраны в соответствии с со
статьей 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации по маршруту N 09/37 на лесном участке в выделе 13 квартале 15 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" вблизи с. Городна г.о. Луховицы Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства. Установлено, что ПАО "Россети Московский регион" после проведения рубки лесных насаждений в охранной зоне линии электропередачи 110 кВ "Голутвин-Ива" в выделе 13 квартале 15 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес" в нарушение
пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, осуществили укладку порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади метра рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений в выделе 13 квартале 15 Луховицкого участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособлес". Вышеуказанные обстоятельства возникли в условиях особого противопожарного режима.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменяя постановления должностного лица, судебные инстанции исходили из того, что указанные административные правонарушения, являющиеся однородными, были выявлены при проведении одного надзорного мероприятия за исполнением законодательства в сфере лесопользования, в связи с чем ПАО "Россети Московский регион" подлежало привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с
пунктом 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233, федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах).
Таким образом, государственный надзор включает как организацию и проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, так и проведение мероприятий по контролю в лесах.
Согласно
части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным
кодексом.
Частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи)
раздела II названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы должностного лица по смыслу
статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Поэтому в целях применения положений
статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (
статья 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Несоблюдение одних и тех же обязательных требований, но выявленных в рамках исполнения государственных контрольных функций различного вида, способа организации контрольной функции государством, никак не связано с особенностями субъекта административной ответственности и (или) характером совершенного им деяния.
Это ведет к нарушению принципа равенства субъектов, привлекаемых к административной ответственности за совершение одних и тех же административных правонарушений, выявленных в различных процедурах государственными органами в отношении одной и той же категории лиц.
Из материалов дела следует, что ПАО "Россети Московский регион" привлечено должностным лицом к административной ответственности за совершение четырех административных правонарушений, предусмотренных
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленных по результатам проведения одного контрольного мероприятия.
Данное обстоятельство применительно к положениям
части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции обоснованно приняли во внимание, изменив вышеуказанные постановления должностного лица и назначив административное наказание ПАО "Россети Московский регион" за совершение одного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 3 марта 2025 года, решение судьи Московского областного суда от 22 апреля 2025 года, вынесенные в отношении ПАО "Россети Московский регион" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Серпуховского отдела лесной охраны управления судебного обеспечения и административной практики Комитета лесного хозяйства Московской области Ч. - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА