Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2025 N 16-5434/2025 (УИД 58RS0024-01-2024-000131-22)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2025 N 16-5434/2025 (УИД 58RS0024-01-2024-000131-22)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2025 г. N 16-5434/2025
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Б. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Кузнецка, Кузнецкого, Сосновоборского и Неверкинского районов Пензенской области по пожарному надзору от 29 марта 2024 года N 43,
решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 5 июня 2024 года (с учетом определения об исправлении описки от 3 июля 2024 года),
решение судьи Пензенского областного суда от 22 августа 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора Автономной некоммерческой организации Культурный центр "Абу Ханифа" Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением главного государственного инспектора г. Кузнецка, Кузнецкого, Сосновоборского и Неверкинского районов Пензенской области по пожарному надзору от 29 марта 2024 года N 43, оставленным без изменения
решением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 5 июня 2024 года (с учетом определения об исправлении описки от 3 июля 2024 года) и
решением судьи Пензенского областного суда от 22 августа 2024 года, генеральный директор Автономной некоммерческой организации Культурный центр "Абу Ханифа" Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Б. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности и необоснованности, прекращении производства по делу.
Прокуратура Неверкинского района Пензенской области, уведомленная в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее представила.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательные требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (далее - Закон N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 названного закона).
Исходя из положений
статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно
пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
В
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным
законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с
частью 7 настоящей статьи.
В соответствии со
статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с
частями 1 и
2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с
частями 1 и
2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Допускается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты в электронном виде.
Форма ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты определяется руководителем объекта защиты.
Согласно пункту 2 Правил противопожарного режима в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
Согласно
подпунктов "а,
б" пункта 35 Правил противопожарного режима запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, а также пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями.
В соответствии со
статьей 48 Правил противопожарного режима направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В силу
пункта 54 Правил противопожарного режима руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
В силу пункта 407 Правил противопожарного режима каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя, дату зарядки (перезарядки), а запускающее или запорно-пусковое устройство должно быть опломбировано.
Согласно
пункту 4.1.33 СП 9.13130.2009 Свода Правил "Техника пожарная, Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 179, каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер и специальный паспорт.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки в период с 16 февраля 2024 года по 15 марта 2024 года прокуратурой Неверкинского района Пензенской области по исполнению законодательства о пожарной безопасности выявлены нарушения, допущенные генеральным директором Автономной некоммерческой организации Культурный центр "Абу Ханифа" Б., осуществляющим деятельность по адресу: <адрес> "Б", а именно:
- не обеспечено ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Фактически журнал эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствует (нарушение
пункта 17(1) Правил противопожарного режима);
- в отношения объекта защиты не обеспечено утверждение инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными
разделом XVIII настоящих Правил (нарушение
пункта 2 Правил противопожарного режима;
- руководитель организации не организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии) (нарушение
пункта 54 Правил противопожарного режима;
- объект защиты не обеспечен указателями направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью (нарушение
пункта 48 Правил противопожарного режима;
- в отношении объекта защиты не утверждена декларация пожарной безопасности (нарушение
статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- на огнетушителе, установленном в помещении коридора на объекте защиты, отсутствует порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя (нарушение
пункта 407 Правил противопожарного режима,
части 1 статьи 6 и
части 3 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.1.33 СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации").
- на объекте защиты эксплуатируются электропровода, кабели и розетки с видимыми нарушениями изоляции и повреждениями (нарушение
подпункта "а,
б" пункта 35 Правил противопожарного режима.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора Автономной некоммерческой организации Культурный центр "Абу Ханифа" Б. к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Б. квалифицировано по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы, которые сводятся к тому, что в деянии Б. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, не влекут отмены состоявшихся по делу актов, поскольку опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Ссылка на проводимый ремонт в здании не исключает ответственности заявителя, поскольку выявленные нарушения (отсутствие журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности, неорганизованность работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, отсутствие декларации пожарной безопасности, отсутствие порядкового номера на огнетушителе, установленном в помещении коридора на объекте защиты, не связана с проводимым ремонтом.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Б. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений
статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление главного государственного инспектора г. Кузнецка, Кузнецкого, Сосновоборского и Неверкинского районов Пензенской области по пожарному надзору от 29 марта 2024 года N 43,
решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 5 июня 2024 года (с учетом определения об исправлении описки от 3 июля 2024 года),
решение судьи Пензенского областного суда от 22 августа 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора Автономной некоммерческой организации Культурный центр "Абу Ханифа" Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Б. - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА