Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2025 по делу N 16-4086/2025 (УИД 34RS0011-01-2024-014767-83)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Производство по делу прекращено.


Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2025 по делу N 16-4086/2025 (УИД 34RS0011-01-2024-014767-83)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Производство по делу прекращено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2025 г. по делу N 16-4086/2025
N дела 1-й инстанции: 12-75/2025
УИД: 34RS0011-01-2024-014767-83
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев жалобу председателя территориальной административной комиссии городского округа - город Волжский Волгоградской области У. от 4 декабря 2024 года N 2-24/11399 на вступившие в законную силу решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 января 2025 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 20 марта 2025 года, вынесенные в отношении Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности",
установил:
постановлением территориальной административной комиссии городского округа - город Волжский Волгоградской области от 4 декабря 2024 года N 2-24/11399 Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 января 2025 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 20 марта 2025 года, постановление территориальной административной комиссии отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, председатель территориальной административной комиссии У. ставит вопрос об отмене состоявшихся в отношении Е. по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, ссылаясь на их незаконность, просит возвратить дело на новое рассмотрение.
Е., уведомленная в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" предусмотрена административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, установленных нормативными правовыми актами Волгоградской области и (или) муниципальными нормативными правовыми актами по пожарной безопасности, если это деяние не подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Е. к административной ответственности послужили выводы, изложенные в постановлении территориальной административной комиссии, согласно которым 9 октября 2024 года, в 17 часов 00 минут, установлено, что Е., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> в период действия особого противопожарного режима, установленного постановлением Губернатора Волгоградской области N 298 от 5 июня 2024 года, своевременно не организовала мероприятия по покосу и уборке травы, камыша, чем нарушила дополнительные требования пожарной безопасности особого противопожарного режима на территории Волгоградской области, предусмотренные абзацем 3 пункта 7 Постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 6 июня 2024 года N 2880 "О дополнительных мерах пожарной безопасности на период действия особого противопожарного режима на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области постановление административной комиссии отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из того, что административная ответственность за совершенное в условиях особого противопожарного режима нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение которых вменено Е., установлена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.
Судья областного суда с выводами судьи городского суда согласился, оставив обжалуемое судебное решение без изменения.
Вопреки доводам жалобы вывод судей нижестоящих судебных инстанций об отсутствии в действиях Е. состава вмененного административного правонарушения согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 1.3.1 приведенного Кодекса к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как совокупности установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 30 Федерального закона N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Вместе с тем, диспозиции части 1 и 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат изъятий в отношении требований и дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, следовательно, административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что административная ответственность может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации только в случае, если она не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, довод жалобы председателя административной комиссии о наличии в деянии Е. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
Разграничение компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросах установления административной ответственности должно исключать возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 января 2025 года и состоявшегося в порядке его обжалования решения судьи Волгоградского областного суда от 20 марта 2025 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 января 2025 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 20 марта 2025 года, вынесенные в отношении Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", оставить без изменения, жалобу председателя территориальной административной комиссии городского округа - город Волжский Волгоградской области У. - без удовлетворения.
Судья
О.А.ШИДАКОВА